Глава 4. Летнее равноденствие 7 страница
Когда это состояние достигнуто и предполагается, что феи присутствуют, появиться они могут бесконечным количеством способов. Один из наиболее типичных — крохотная искорка ослепительно-белого света. Эта искорка может остаться маленькой, но может и увеличиться, принимать человеческий облик любого размера (хотя обычно они остаются маленькими). Они могут являться как бы прозрачными, словно расплывчатыми, а могут казаться отчасти человеческим существом, отчасти растением, лепестками или крыльями бабочек; но я думаю, что человеческие черты их облика больше связаны с нашим восприятием их как себе подобных. В другое время, особенно в воспоминаниях, они могут представать в виде облаков или туманностей из миллионов крошечных искорок, переливающихся и сверкающих всеми цветами радуги. Или бывает, что они появляются в виде внезапного движения, мелькнувшего в уголке глаз, или слышатся как хихиканье. А возможно, они решат показаться в облике птицы или бабочки — в этом случае они могут сделать что-либо, явно указывающее на их истинную природу. После того как вы увидели фей, следующим вашим шагом должно быть завоевание их дружбы или доверия. Единственный способ это сделать — чувствовать по отношению к ним только любовь и радость.
Знакомство с феями помогает обрести множество практических знаний. Феи владеют наукой це-лительства и знают все о магических свойствах трав, камней, деревьев и животных. Они обладают тем, что традиционно называют «зрением» и могут предсказывать будущее, а в определенных обстоятельствах — и передавать эту способность другим. Им приписывают способность совершать невероятные подвиги волшебства, часто за очень короткое время — можно предположить, что время в Стране фей течет не так, как в нашем мире.
|
|
Много лет назад, когда я работала над своим первым стеганым одеялом, я решила, что хотела бы закончить его к определенной дате, потому что на тот день мы планировали устроить званый вечер, и я пригласила более сотни гостей. Мне очень хотелось, чтобы гости увидели стеганое одеяло на моей кровати, так что каждый вечер я трудилась над ним и каждый вечер заканчивала по одному квадрату. Потом, за две недели до назначенного срока, я сосчитала, сколько квадратов еще предстоит сделать и обнаружила, что их осталось пятнадцать, а вечеров — всего четырнадцать. Я работала так быстро, как могла, но больше одного квадрата за вечер не получалось. Каждый вечер я считала квадраты, и каждый раз их было на один больше, чем я успевала закончить. А потом, всего за два дня до нашего званого вечера, я села за свою работу и снова сосчитала — и квадратов осталось всего два!
|
|
Феи также знают, где скрываются закопанные сокровища, драгоценные металлы и камни. Но самое ценное знание, которое мы можем получить от фей, — то, что они действительно существуют и что Земля фей ничуть не менее реальна, чем материальный мир.
Можно было бы заметить, что феи обладают теми же магическими способностями, что и ведьмы, а именно: знают и используют целебные растения, камни, животных и т.д., имеют «зрение», или дар предвидения будущего, могут совершать волшебство в соответствии с чьей-либо волей, владеют даром лозоходства — способностью находить скрытые клады или минералы. Это наводит на предположение, что либо ведьмы получили свои знания от фей, либо феи и ведьмы приобретают свои знания из одного и того же источника. Скорее всего, ведьмы приобрели знания и приемы из устной традиции, передававшейся от древних племен или предков, которые получили их непосредственно от духов Природы. С приходом новой религии фей стали считать демонами и дьяволами, а их волшебство — злом. (На самом деле слово «дьявол» (devil), возможно, происходит от санскритского слова «deva», означающего бога или доброго духа.) Ведьмы, разумеется, осуждались вместе с феями из-за связи с ними, которую называли «сношениями с дьяволами». Конечно, слово «сношение» (intercourse) первоначально означало «взаимодействие» или буквально «бег между», то есть перемещение между двумя мирами. Как и многое другое, это слово было извращено последователями новой религии и понято ими как половой акт с дьяволом (которого они сами и изобрели). В связи с этим рекомендовалось множество магических средств защиты от злого волшебства фей. В действительности никакая подобная защита не нужна, поскольку феи — на самом деле «добрый народ». Но многие из этих древних колдовских обрядов и амулетов — отличные средства для защиты от зла вообще.
|
|
Вот один из таких обрядов: в канун Майского дня — первого дня мая — собирают листья бузины и вешают их над дверью. Хотя этот амулет служил для защиты от фей, бузина — это дерево, к которому феи благосклонны, и, возможно, оно привлекает их благословение и защиту. Собирая листья на заре Майского дня, направьте волшебную палочку на куст бузины и произнесите слова, подобные этим:
Листья бузины, идемте со мной,
Волшебные, как число три.
Затем свяжите их зеленой нитью и повесьте над дверным проемом, произнося такие слова:
Бузина над дверью -
Счастье на порог.
|
|
Феи вовсе не злы, хотя очень шаловливы — совсем как дети, и их игры могут раздражать того, кто недостаточно любит фей, чтобы терпеливо сносить их проказы. Их легко обидеть из-за невинности их чисто духовной натуры, а для сведения счетов они прибегают к таким способам, которые в сочетании с их огромной магической силой могли бы показаться жестокими и мстительными; но мотивы их поступков никогда не бывают злыми. Даже если вы и обидели фею, говорят, что лучшей защитой послужит амулет, сделанный из железа.
Ни существование фей, ни вера в них не ограничены пределами Британских островов и Северной Европы. Некоторые североамериканские индейцы верят, что один из видов духов Природы обитает на природных холмах, в дюнах и в лесах. В Африке существует разновидность духов Природы, очень близкая духам деревьев; при определенных обстоятельствах они могут заманить человека в лес, чтобы он там заблудился. То, что эта особенность появляется в 'таких отличных друг от друга странах, как Африка и Британия, где человек может часами блуждать, увлекаемый чарами фей, — должно быть достаточным подтверждением их реальности.
В арабских странах феи известны под названием «джинны», а полинезийцы на Гавайях называют их «Menehune» и приписывают им строительство древних сооружений, происхождение которых неизвестно. Здесь, как и в Европе, кажется, считают фей одновременно древним племенем смертных и разновидностью духов Природы, которые обитают в лесах, занимаются колдовством при свете луны и при определенных обстоятельствах доступны для человеческого взгляда. Есть еще одна любопытная параллель: гавайское название этих человечков — «Menehune» — очень похоже на слово «Huna», которым гавайцы называют волшебство, или на слово «Kahuna», означающее волшебника или, точнее, шамана. Точно такая же связь существует между феями и ведьмами в Европе.
У древних египтян гном Бес был хранителем детей и благословлял дом счастьем. У римлян и этрусков феями и ведьмами управляла одна и та же богиня Диана, или Танит. Итальянские чертенята (imps) в красных колпачках напоминают, по крайней мере своим нарядом, гномов и эльфов Северной Европы. Греческая мифология признает все разновидности духов Природы, включая фавнов, нимф и эльфов. Французы называют их феями, а на Украине и в других странах Восточной Европы они зовутся гномами и домовыми. Даже феи Северной и Западной Европы имеют много различных имен и функций. Название «фея» (Faery) — английское; но в Ирландии фей называют «Sidh» (сиды), а в Шотландии — «Siths». В графстве Корнуолл, в Англии, они называются также «Pixies»: это имя предположительно происходит от названия древнего племени, известного как пикты. Pixies связаны с землей и Природой, и, согласно поверьям, живут в лесах, полых холмах, пещерах, рудниках и под корнями деревьев. По причине их связи с землей и Природой они традиционно носят одежду своих излюбленных земляных оттенков: коричневую, бежевую, зеленую, ржаво-красную. Еще одна разновидность фей — домовые (brownies). Они одеты в коричневое (или имеют коричневатый цвет кожи) и жизни в лесу предпочитают гостеприимный дом или хижину. Если с ними обходиться приветливо (а много им и не надо — только кусочек хлеба и немного сливок), они станут отличными помощниками по дому и прекрасными защитниками семьи. Brownie — это шотландское имя, у немцев же эти феи зовутся кобольдами, у датчан — «Nis», а у французов — «Lutin».
В странах Северной Европы фей называют эльфами, и их функция — внушать древнюю мудрость и обучать ей тех, кто способен воспринимать их.
Они — «сияющие белые существа», в противоположность темным гномам. Темные гномы не обязательно злы; иногда они называются троллями. Если эльфы обыкновенно живут в лесах, то тролли и гномы, как правило, обитают под землей — в пещерах, рудниках, полых холмах. Они — мастера, выковывающие предметы прежде, чем они появятся на материальном плане. Им известно местонахождение ценных минералов, и они стерегут великие сокровища. Именно эти гномы выковали ожерелье богини.
Кажется, у этих хранителей рудников появились и американские собратья. Их называют «Томми — молоточки», и свое происхождение они, возможно, ведут из оловянных рудников в английском Корнуолле. В наши дни некоторые люди верят, что они предупреждают о катастрофах в шахтах, а иногда указывают постукиванием или другими сверхъестественными звуками самые рудоносные места, где лучше всего копать. Другие считают, что они — призраки шахтеров, погибших в авариях на шахтах, бродящие по забоям и туннелям рудника. Многие из современных язычников считают, что феи идентифицируются со стихией земли или являются ее созданиями. Но эта идея была разработана Пара-цельсом, алхимиком XVI века, который утверждал, что стихия гномов — земля, сильфов — воздух, саламандр — огонь, а ундин — вода. Разумеется, феи принадлежат земле в том смысле, что они — духи Природы, а значит — дети Матери-Земли. Но идея духов стихий — скорее, концепция церемониальной магии, а не старой религии — и, как уже было сказано, самое главное в феях — не то, что они собой представляют, а то, что они существуют.
Существует множество европейских народных сказок, известных как волшебные сказки. Благодаря им до нас дошло немало сведений о духах Природы. Первая такая сказка, пришедшая мне на ум, — сказка о Румпельштильцхене. Этот тролль пришел на выручку дочери мельника после того, как мельник пообещал королю, что она спрядет из соломы золотую пряжу. Король объявил: если ей это удастся, он возьмет ее в жены, а если нет, ей не миновать смерти. Рум-пельштильцхен перепрял для девушки солому в золотую пряжу, попросив за это всего лишь мелкую побрякушку. То же сделал он и во второй вечер. Но на третий вечер он согласился спрясть золото из соломы только в награду за ее будущего первенца. Солома волшебным образом преобразилась в золото, и король женился на дочери мельника и сделал ее своей королевой. И вот у них родился ребенок. Гном вернулся, чтобы получить обещанное, но королева не в силах была разлучиться со своим ребенком. Тогда он предложил ей другое условие: если она узнает его имя, сделка будет расторгнута и она может оставить ребенка себе. Хитростью она разузнала его имя и окликнула его: «Румпельштильцхен!» Гном так разъярился, что принялся топать ногами, да так сильно, что в конце концов провалился в землю.
В этой простенькой сказочке на самом деле сообщается очень многое из сокровенной науки о феях. Во-первых, феи охотно приходят людям на помощь; во-вторых, они любят яркие побрякушки; в-третьих, они способны на чудесное волшебство; и, как в этом случае прядения золота из соломы, могут преобразовывать мирское в духовное; в-четвертых, третий раз — это момент наложения чар, в-пятых, этот представитель фей — тролль — относился к разновидности подземных гномов, или троллей. В-шестых (самое важное в этой сказке), знать имя феи — значит связать ее или разрушить ее чары. (Магия имени — в том, что оно сохраняется в тайне; вот почему мы с Дэном пользуемся своими магическими именами только в Кругу.) Одна из народных сказок, чисто американская по происхождению, но сохраняющая в себе следы сокровенных знаний о феях, — сказка о Рипе ван Винкле, который незадолго до Войны за независимость Соединенных Штатов забрел в Каатскильские горы и там уснул. Скорее всего, это случилось на кургане фей, потому что проспал он целых двадцать лет. Во сне он побывал в гостях у Гендрика Гудзона и призрачной команды его корабля «Полумесяц», которые явно превратились в духов При-роды и своей игрой в кегли вызывали в Каатскильских горах и в долине Гудзона внезапные бури.
Май в наших местах — время стрижки овец, и для ведьмы это повод для праздника, ибо как шерсть, так и прядение имеют в магии и колдовстве определенное значение. В Девоншире существовал старинный способ выведения бородавок: больной должен был принести с собой тёрн, молоко рыжей коровы и шерсть белой овцы. Ведьма наматывала клочок шерсти на терновую ветку, а затем обмакивала ее в молоко, которым затем и смазывала бородавки.
Кроме того, шерсть — волокно, самое удобное для прядения и окраски; из нее изготавливают магические веревки и многое другое. (И хлопок, и лен являются растительными волокнами и из-за содержания в них целлюлозы плохо впитывают большинство красок.) Прядение или веретено — это, конечно, символы триединой богини луны.
В течение двух дней до стрижки овец следует содержать в сухости, так как от сырой шерсти тупятся ножницы (которыми потом можно порезать или поцарапать им шкуру). Из-за этого мы держим своих овец в это время в загоне. Утром в день стрижки их нельзя кормить. Сама операция стрижки занимает считанные минуты — и вот вся шерсть снята, и овцы выходят из загона — поджарые, гладкие, белые, готовые вытерпеть приближающуюся летнюю жару. Так стрижка овец оказывается и праздником их освобождения, и «сбором урожая» их шерсти, которую мы будем прясть, окрашивать, а затем изготовим из нее одежду, которая защитит нас от холода, и еще много магических предметов.
Празднование начинается с того, что мы выпускаем овец пощипать свежую зеленую травку на склоне холма. Время после полудня мы проводим рядом с ними, отдыхая на траве в тени дерева; взяв с собой клубки только что состриженной шерсти, я чешу и пряду ее с помощью веретена. Сегодня вместо обеда мы устраиваем пикник на траве. Потом, когда мы приводим наших овец - Ровену, Рябину и Иву - на ночь в загон, мы берем мотки свежей шерсти в дом, где освящаем их, обрызгивая их (слегка, чтобы они не заплесневели) соленой водой, окуривая их благовониями и обнося вокруг них горящую свечу. Мы также благодарим Фавна за овец и их руно.
Фавн (у греков — Пан) — это бог диких зверей, древний бог, возможно, прямой потомок древнего и безымянного бога, чьими изображениями украшено немало древних и священных пещер. Его сестра-близнец - Флора, богиня цветов, чей праздник (Флоралия) совпадает с праздником Бельтана как по времени года, в которое он отмечается, так и по сути: празднуется цветение всей Природы. Почти каждый из главных ведовских праздников имеет соответствие в Древнем Риме, а римский праздник, в свою очередь, вел свое начало из Древней Греции — и, без сомнения, из стран Старой Европы.
Начнем с Имболька, праздника плодородия в Западной Европе: его древнеримским и восточным эквивалентом являются луперкалии - праздник, во время которого луперкалии, жрецы Диониса (Пана), облаченные в козлиные шкуры, пробегали по улицам города и хлестали ремнями из козлиной кожи по ладоням женщин, желавших иметь детей.
В Древнем Риме во время Весеннего равноденствия евнухи, жрецы Кибелы, устраивали пятидневное празднество, во время которого Аттис, супруг Великой богини, символически умерщвлялся и несколько дней оплакивался, а затем воскресал из мертвых, к великой радости верующих. В другой части Западной Европы это соответствует празднованию возрождения всей Природы и в то же время возвращению бога солнца.
Как уже упоминалось, древнеримские флоралии соответствуют западноевропейскому Бельтану. Это было время празднования Природы в полном расцвете, время, когда в храмах проводились обряды очищения, а у родников и рек в дар богам приносили цветы.
В июне древние римляне отмечали весталии в честь богини Весты. Веста — римская богиня домашнего очага, и ее символом был священный огонь. Поэтому весталии и были праздником огня, очень напоминающим праздники костров на Иванов день в Западной Европе.
В августе, во время сбора урожая зерна, отмечался праздник радостного воссоединения Деметры, богини зерна, и ее дочери Персефоны (или соответствующих римских богинь — Цереры и Прозерпины). Это полностью соответствует празднику Ламмас, посвященному богине зерна, или Матери хлеба.
Хотя вакханалии (праздник Вакха, бога вина) проходили весной, как и праздник его греческого собрата Диониса, воздавали ему почести и осенью, во время сбора винограда и производства вина.
Последним римским праздником солнечного года были сатурналии. Празднество продолжалось несколько дней, начиная с двадцать первого декабря, и призвано было примирить противоречия между солнечным и лунным календарем. Сатурн — бог смерти, и его часто изображают с косой; этот образ дошел и до наших дней в символике Старого года, который во время новогодних праздников уступает дорогу младенцу в пеленках — наступающему году. Зевс — отец богов, но Сатурн был отцом Зевса. Это наводит на мысль о непрерывной преемственности (невзирая на некоторые незначительные изменения) религии, зародившейся еще до греческого Золотого века, фрагменты которой «просочились» в современные праздники в виде таких символов, как Дед Мороз и Старый год.
Что касается приготовлений к нашим собственным майским ритуалам, то сделать нужно очень много. Можно сказать, что подготовка началась уже в марте, во время подрезания деревьев, когда были собраны и связаны в вязанки девять пород древесины для Бельтанова костра. В одной вязанке может быть три разных породы дерева, а породы могут быть следующими: береза (символизирующая богиню), дуб (бог), ель (рождение), ива (смерть), рябина (волшебство), яблоня (любовь), виноградная лоза (радость), орешник (мудрость) и боярышник (чистота, май). Куски дерева могут быть маленькими щепками, всего со спичку — для сжигания в котелке — или большими, для разведения костра на открытом воздухе. Хворост, срубленный и заготовленный в марте, уже достаточно сухой и должен гореть хорошо.
Если участников шабаша достаточно много, чтобы исполнять обряды шабаша на открытом воздухе, каждый может заготовить собственную вязанку, чтобы получился по-настоящему эффектный костер. Но как бы то ни было, хворост для шабаша Бельтана, как и святочное полено, необходимо украсить для священных обрядов. Идеальные украшения — белые ленточки или букеты диких цветов.
Один из более важных аспектов в ритуалах Бельтана — коронование Майских короля или королевы. В некоторых традициях коронуют только Майскую королеву, но Бельтан — это празднование священного бракосочетания, а значит, королеве не годится быть без короля. Столь же важна для королевы и ее корона.
Один из секретов действенного языческого обряда — простота. Вот простой способ изготовления подходящей короны для Майской королевы: сначала срезают две ветки яблони длиной по 30—45 сантиметров (яблоня в это время года обычно бывает в цвету).
ШАБАШИ И ПРАЗДНИКИ ДРЕВНЕГО РИМА
ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИЕ ШАБАШИ | РИМСКИЕ ПРАЗДНИКИ | ЗНАЧЕНИЕ РИМСКОГО ПРАЗДНЕСТВА |
ИМБОЛЬК | ЛУПЕРКАЛИИ | ОБРЯД ПЛОДОРОДИЯ |
ВЕСЕННЕЕ РАВНОДЕНСТВИЕ | ВАКХАНАЛИИ | ПРАЗДНОВАНИЕ ВОСКРЕСЕНИЯ |
БЕЛЬТАН | ФЛОРАЛИИ | ПРАЗДНИК ЦВЕТЕНИЯ ПЛОДОВЫХ ДЕРЕВЬЕВ |
ЛЕТНЕЕ СОЛНЦЕСТОЯНИЕ | ВЕСТАЛИИ | ВНОВЬ ЗАЖИГАЮТСЯ ОГНИ ДОМАШНИХ ОЧАГОВ |
ЛАММАС | ПРАЗДНИК ДЕМЕТРЫ И ПЕРСЕФОНЫ | ВОССОЕДИНЕНИЕ БОГИНИ ЗЕРНА И ЕЕ ДОЧЕРИ |
ОСЕННЕЕ РАВНОДЕНСТВИЕ | СБОР ВИНОГРАДА | ПРАЗДНИК В ЧЕСТЬ БОГА ВИНОГРАДНОЙ ЛОЗЫ И ВОСКРЕСЕНИЯ |
САМАЙН | ПРАЗДНИК ПОМОНЫ | СБОР ФРУКТОВ И ОРЕХОВ, ЗАГОТОВКА ИХ НА ЗИМУ |
СВЯТКИ | САТУРНАЛИИ | КОНЕЦ СТАРОГО ГОДА, НАЧАЛО НОВОГО |
Соедините ветки вместе срезами друг к другу, так, чтобы их основания перекрывали друг друга на 15 см, а концы веток были направлены в противоположные стороны. Свяжите основания веток в двух местах узелками. Затем медленно и осторожно согните обе ветки и соедините их концами, чтобы получился круг. Может быть, необходимо будет надломить ветки в нескольких местах, чтобы получить круг правильной формы. Подберите нужный размер, накладывая друг на друга концы веток, а затем скрепите переднюю часть венка узелками, по крайней мере, в двух местах. Если хотите, можете добавить еще цветов, закрепив их специальной проволокой для цветов; красивым дополнением могут послужить и ленты.
Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 289; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!