Глава 4. Летнее равноденствие 5 страница



  После того как яйца покрашены и (по желанию) отмечены магическими знаками и символами, они готовы к освящению. Этот обряд может быть совершен как часть весенних ритуалов либо самостоятельно, заранее (например, если вы хотели принести наполненные магической силой яйца на собрание шабаша, чтобы съесть их или обменяться ими после совершения ритуалов шабаша). Для освящения яиц положите их на алтарь и окружите символами четырех стихий. Подняв вверх ритуальный нож, произносите нараспев следующие слова:   Именем богини весны (имя) И вечно возвращающегося бога солнца, (имя) Властью четырех стихий — земли, воздуха, огня и воды — Я освящаю эти яйца.   Затем направьте ритуальный нож на каждое из яиц и начертите знак пентаграммы, осуществляя визуализацию энергии, текущей от вас через острие ножа к каждому яйцу.   Теперь в них содержится новая жизнь, Согласно их знакам, 14 по моему велению Да будет так!   Теперь яйца готовы к ритуальной трапезе — части Весеннего праздника; можно обменяться ими с другими участниками шабаша, чтобы съесть их после празднества.   Богиня плодородия была также богиней зерна, и ей приносили в дар не только крашеные яйца, но и хлеб, пироги. В большинстве европейских стран в праздник Эостре выпекают традиционный хлеб. В странах Восточной Европы это «бабка» — сладкий хлеб (кулич) из дрожжевого теста с белым изюмом. К нему принято подавать пасху — сладкую творожную массу, украшенную цукатами. В Италии такой хлеб называется «pan de Pasque»: это плетенка из сладкого теста с запеченными внутри крашеными яйцами. (В то время как название Пасхи в германских языках — Easter — происходит от имени богини Эостре, в романских языках это название восходит к древнееврейскому слову, означающему еврейскую пасху, — поэтому по-итальянски Пасха и называется «Pasque».) В Италии выпекают несколько видов традиционных пасхальных пирогов и хлеба.   Вот редкий рецепт итальянского пасхального калача с молотым миндалем. Миндаль посвящен богу Аттису, чье воскресение праздновалось ежегодно в Весеннее равноденствие. Сам калач выпекается в форме пасхальной корзины; как и в корзину, в него тоже кладут крашеные крутые яйца.   Итальянский пасхальный калач   Разогрейте духовку приблизительно до 200 градусов и замесите тесто из следующих ингредиентов:   1 кг кондитерской муки 600 г молотого миндаля 600 г сахара 200 г растительного жира, добавляемого в тесто для рассыпчатости 1/4 чайной ложки пекарского порошка (его можно купить в булочной) 1 чайная ложка корицы 8 яиц   Тесто должно получиться средней мягкости. Если оно слишком крутое, добавьте воды. Раскатайте руками из куска теста весом примерно 100 г лепешку диаметром 15—20 см, сформируйте из нее нижнюю часть калача и выложите на противень. Положите сверху 2—3 крашеных яйца. Чтобы закрепить яйца на месте, покройте их полосами теста в виде плетенки. Скатайте из теста две колбаски сантиметров по 30 длиной и чуть больше одного сантиметра толщиной.   Переплетите их вместе и сформируйте «ручку» калача. Выпекайте 15—20 минут до появления светло-золотистой корочки. Когда калачи остынут, украсьте их сахарной глазурью и разноцветным кондитерским бисером.   Глазурь:   4 белка 450 г сахарной пудры 1/2 чайной ложки ванильного сахара 1 чайная ложка лимонного сока     В странах Западной Европы утром пасхального воскресенья по традиции едят сдобные пасхальные булочки. Эти небольшие сладкие булочки обычно украшают крестом с лучами равной длины, или солнечным крестом, сделанным из белой глазури. Но древние греки-язычники тоже приносили в дар некоторым богиням лепешки с изображением солнечного креста. Возможно, среди них была и богиня утренней зари Эос. Англосаксы также жертвовали богам лепешки с нанесенным на них солнечным крестом, которые, кроме того, носились как амулеты и вешались в жилищах как символы защиты и процветания. Вот один из рецептов сдобных пасхальных булочек:   Сдобные пасхальные булочки   7—8 стаканов муки 1/2 стакана сахара 1 чайная ложка соли 2 пачки сухих дрожжей 2 стакана молока 1 пачка несоленого сливочного масла 3 яйца.   Смешайте дрожжи и сахар в 1/4 стакана теплой воды и оставьте, пока масса не увеличится в объеме вдвое. Вскипятите молоко, а затем охладите его, чтобы оно было чуть теплым. Добавьте в молоко дрожжевую смесь. Соедините в большой миске смесь молока, дрожжей и сахара, масло, соль, яйца и 3 стакана муки. Взбейте смесь деревянной ложкой или миксером, пока не появится пена, затем понемногу подмешивайте оставшуюся муку. Чтобы булочки получились особыми, деликатесными, добавьте в тесто 1 стакан изюма без косточек и/или 1 стакан измельченных цукатов. Выложите тесто на доску, слегка посыпанную мукой, и вымешивайте приблизительно 10 минут, пока оно не станет однородным и эластичным. Сформируйте из теста шар и положите в большую миску, смазанную маслом. Накройте его чистым полотенцем и поставьте в теплое место примерно на час (до тех пор, пока тесто не увеличится в объеме вдвое). Опустите тесто, разделите его на 18—24 кусочка, слепите из них шарики и выложите на смазанный маслом противень, накрыв легкой тканью. Снова оставьте их в теплом месте (еще примерно на час), пока они не увеличатся вдвое. Ножом с белой рукояткой проведите крест-накрест две линии на каждой булочке, чтобы получился солнечный крест. При этом произносите следующие слова:   Именем севера, и юга, Именем востока и запада, Именем богини (имя) Я освящаю эти хлебцы!   Выпекайте сдобные пасхальные булочки в предварительно подогретой духовке при температуре 175— 180° в течение 30 минут или до тех пор, пока они не станут полыми на ощупь. За минуту до того, как вынуть булочки из духовки, смажьте их белой глазурью (1/2 стакана сахарной пудры смешать с 1 1/2 столовыми ложками молока).   Тот факт, что праздник Пасхи (Easter), получивший свое имя от богини Эостре, традиционно встречают во время заутрени, позволяет предположить, что в древности Весеннее равноденствие также праздновали на рассвете. Это полностью соответствует природе шабаша. Фактически это говорит о том, что все периоды равноденствий и солнцестояний празднуются или должны праздноваться в свое особое время суток. Весеннее равноденствие нужно встречать на рассвете, поскольку это праздник обновления, пробуждения природы от зимней спячки, праздник того момента, когда светлое время суток начинает преобладать над темным. Это одна из причин того, что петух, чей крик возвещает зарю, был посвящен богу солнца Аполлону.   Летнее солнцестояние лучше всего праздновать в час, когда солнце достигает зенита: это время его наивысшей силы и могущества. Зенит — это, разумеется, момент, находящийся посередине между восходом и закатом солнца.   Самый подходящий час для празднования Осеннего равноденствия — это закат солнца, ведь это праздник начала темного времени года. А ночь святок, самую темную ночь в году, следует отмечать в самый темный час суток — полночь. Как уже упоминалось выше, самые значительные из шабашей празднуются в полночь.   Колесо года во времени — то же самое, что магический круг в пространстве; оба воплощают в себе богиню и вечный цикл рождения, смерти и возрождения. Все это и символизируют маленькие хлебцы, на которых изображен крест с лучами равной длины, символом этого является и самый мощный из всех магических амулетов — ожерелье богини. Ожерелье в некотором роде соответствует драгоценным украшениям Иштар, шумеро-вавилонской богини плодородия и воскресения, которая должна была снять свои украшения, когда спускалась в Подземный мир, но получила их обратно, поднявшись из него. Англосаксонской богине тоже пришлось побывать в Подземном мире, чтобы получить свое ожерелье, поскольку в англосаксонской и скандинавской мифологии это — царство гномов. Среди драгоценных украшений богини был «пояс из драгоценных камней», который она носила на бедрах. Отсюда, возможно, берет начало обычай ношения драгоценных камней, и это почти на тысячу лет раньше любых упоминаний о них в Библии. Учитывая, что пояс носился на бедрах, вряд ли можно сомневаться в том, что пояс из драгоценных камней служил амулетом рождения и возрождения. Кроме того, благодаря его связи с Женскими таинствами он ассоциируется, скорее, с луной — другим символом богини Иштар, чем с солнцем и знаками зодиака. Значит, в поясе, скорее, должно быть тринадцать, а не двенадцать камней.   Поскольку всякий конец есть одновременно и новое начало, верно также и обратное. Вступая с поворотом Колеса во время жизни и света, мы вместе с тем покидаем время тьмы и духа и расстаемся с теми жителями Летней страны, кто присоединялся к нам время от времени, чтобы разделить тепло и общество наших зимних вечеров у очага в долгие, темные месяцы, которые теперь подходят к концу.   В ночь накануне Весеннего равноденствия зажгите фиолетовые или пурпурные свечи и поставьте их на окно в том месте, где в праздник Самайн вы зажигаете фонари из тыквы, чтобы пригласить духов. Подожгите пачули и медленно пронесите кадильницу по всем комнатам дома. Если вы настроены на общение с духами предков, то приготовьте «говорящую доску» («доску Уиджа»)* или винный бокал, чтобы принимать их сообщения. Затем, когда почувствуете, что время пришло, потушите свечи на окнах, нашептывая: «До встречи!» После этого готовьтесь приветствовать весну. ____________________   * «Говорящая доска», или «Доска Уиджа» (Ouija board) — планшетка для спиритических сеансов с нанесенными на нее буквами алфавита, цифрами от 1 до 10 и словами «да» и «нет». Изобретена в XIX в. американцем И. Рейчем (Е. С. Reiche). Название «Уиджа» было якобы внушено изобретателю духами; как он утверждал, на древнеегипетском языке это слово означает «удача». По другой версии, Ouija — это комбинация двух слов, означающих «да»: французского «oui» и немецкого «ja». — Прим. пер.     Пришла пора освятить семена, предназначенные для посева и пролежавшие в покое со времени Осеннего равноденствия всю темную половину года. Готовясь к обрядам весны, соберите семена, хранившиеся в прохладной тьме погреба или на проветриваемом, сухом чердаке и положите их в корзину или другую емкость. Во время ритуала их можно держать под алтарем, где семена будут заряжены магической энергией празднества и где они могут быть легко доступны, чтобы поместить их на алтарь для специального обряда благословения.   После ритуала, когда семена освящены или просто впитали энергию, находясь в Магическом круге, уберите их в подходящее место до новолуния, и тогда никакие заморозки им не страшны.   Готовя магический круг к ритуалу весны, позаботьтесь о том, чтобы каждый предмет и украшение имели магическое значение, соответствующее времени года. Верба — это растение, которое издавна связывают как с колдовством, так и с весной. Это идеальное украшение для алтаря в Весеннее равноденствие. Сам круг можно украсить мисками и корзинками с крашеными яйцами (одни яйца — нежных естественных цветов, крашенные растительными красками и предназначенные для еды; другие — покрытые рунами или замысловатыми и яркими узорами писанок, для хранения в качестве амулетов). На алтарь можно поставить для освящения блюдо с круглыми булочками, отмеченными изображением солнечного креста, или положить калачи в форме корзинки с яйцами. После ритуала из них можно устроить праздничное пиршество. Богиня может быть представлена на алтаре в виде фигурки кролика, возможно, даже сделанной из белого шоколада.   В старину за ритуалами шабашей следовали пиршества. В наши дни на некоторых шабашах после обрядов устраиваются ужины вскладчину. Но как бы то ни было, есть кушанья, которые традиционно связаны с некоторыми шабашами. Традиционная пасхальная ветчина, будь то свежая или копченая, — блюдо, которое, вероятно, имеет такое же языческое происхождение, как крашеные яйца, сдобные пасхальные булочки и пасхальные кролики. У древних кельтов воины после победы устраивали пир, поджарив кабанью тушу, и состязались друг с другом, чтобы завоевать «геройскую часть». Археологи не могут определенно ответить на вопрос о том, что же такое была «геройская часть». Но, очевидно, ею могла быть такая часть туши, которая у свиньи только одна — то есть либо хвост, либо голова. Но свиной хвост в пищу не годится; кроме того, известно, что вплоть до семнадцатого века производились специальные большие оловянные блюда, называвшиеся «chargers», на которых во время праздничных пиров выносились свиные головы. Значит, вероятно, «геройской частью» была голова. К тому же, согласно кельтским поверьям, голова — это обиталище духа, а кабан или свинья были посвящены богине.   У германских народов существовала вера в то, что воинов, погибших в бою, валькирии уносят в Вальхаллу, где они каждый вечер поедают на пиру мясо волшебной свиньи, которая наутро воскресает. Воскресение свиньи на рассвете определенно связано с Весенним равноденствием. В пользу этого говорит и традиция приготовления пасхальной ветчины.   Когда пиршество закончено и съедены все праздничные кушанья — ветчина, крутые яйца, «бабка» и колбаса, калачи, сдобные булочки, деревенская пицца и драже «бобы», — соберите разноцветную яичную скорлупу и отнесите ее к реке. Бросайте цветные скорлупки в текущую воду, распевая следующие слова:   Реки текут и травы растут, Богиня вернулась!   Подумайте несколько мгновений о том, как скорлупки поплывут по течению ручья и попадут в реку, а река унесет их в океан и гораздо дальше — в туманную Страну фей.   В одной чудесной цыганской народной сказке из Восточной Европы рассказывается о молодой девушке, которая была очень любопытна. Однажды она сидела на берегу реки и ела яйцо. Скорлупу она оставила на берегу и стала смотреть, что произойдет. Наконец появилась ведьма. Найдя скорлупу, она произнесла волшебное слово, и яйцо превратилось в лодку. Ведьма села в нее и уплыла прочь. Девушка запомнила слово и нашла еще одну яичную скорлупку. Она произнесла волшебное слово — и тут же скорлупка превратилась в лодку, и девушка уплыла на ней. Она вернулась домой, везя с собой невиданные цветы и редкие плоды, которые продала своим соседям. Каждую ночь она уплывала и возвращалась с каким-нибудь сокровищем и нажила себе богатство. Но в деревне жила одна завистливая женщина, которая однажды ночью тайком проследила за ней.   Вернувшись, девушка оставила лодку на берегу реки. Как только она скрылась из виду, завистливая женщина залезла в лодку. Но она не знала волшебного слова, и лодка не двинулась с места. Разозлившись, женщина воскликнула: «Да плыви же ты, ради Бога!», и лодка тут же превратилась снова в яичную скорлупку, да и потонула, а та женщина вместе с ней.   На далеком острове в южной части Тихого океана в течение столетий ежегодно проводился необычный ритуал. Здесь, среди скал, на которых высечены странные фигуры — полуптицы, полулюди, — каждый год откладывают яйца фрегаты, перелетные птицы. Среди мужчин острова устраивалось состязание: каждый представлял своего господина, бритоголового вождя клана. Хозяин того, кто первым нашел яйцо, становился правителем острова на один год. О культе человека-Птицы известно немного. Его ритуалы были запрещены христианскими миссионерами в конце восемнадцатого века. Европейцы открыли этот остров утром пасхального воскресенья 1722 года и назвали его островом Пасхи. Богиня весны своим волшебством превратила этот священный остров в памятник своему древнему, почти забытому имени. Мореплаватели, открывшие его, обошли до этого вокруг света — и круг завершился.   На смену морозным мартовским ночам приходят теплые дни апреля: туманное утро обещает солнечный день, пасмурное предвещает дождь. Но под ласковым апрельским дождем пышно разрастаются травы в саду, и скоро наступит время майских цветов.  

Глава 3. Бельтан

Розовые и белые цветы на яблонях в саду наполнены жужжанием насекомых, а зеленая трава усыпана желтыми горошинами начинающих распускаться одуванчиков. Из мягких почек рябины появляются листья, которые позже, в жаркие летние месяцы, укроют своей тенью цветник с лесными цветами. Здесь уже завяли нежные цветы «кровавого корня», и пришла пора цвести виргинским колокольчикам, красному водосбору и белому триллиуму. Апрельские дожди ускорили рост многих трав, и каждую из них мы встречаем как старого доброго друга, с которым не виделись целую зиму. Сидя на склоне холма, пока наши овцы мирно пасутся поблизости, и глядя сверху на крышу нашего дома и на соседские пастбища позади него, я словно вспоминаю другие времена, когда могущественные боги принимали более близкое участие в делах смертных, чем это кажется в наши дни.

Май — время, когда все в природе оживает и духи Природы наиболее деятельны. Поэтому, как я считаю, в это время вероятнее всего увидеть фей. В детстве я увидела фей именно в мае месяце. Помню, это было, когда цвели канадские ландыши. Но кто же эти существа из потустороннего мира, которых мы называем феями? Ведь они являются людям в таких разных обличьях!

Одно из определений (или объяснений) таково: феи считаются, или считались, древним племенем людей, живших на Британских островах задолго до появления англосаксов или кельтов. Эти люди — пикты — были несколько ниже ростом, чем англы, саксы, кельты и римляне, и жили в круглых хижинах, крытых дерном и частично спрятанных под землей. Они были охотниками; возможно, у них имелась религия шаманистского толка; свои тела они окрашивали в синий цвет соком, добытым из дикой вайды. Но не пиктов же я видела в последних остатках девственного дубового леса в пригородном районе штата Нью-Джерси в конце пятидесятых годов! (Хотя если бы в ту пору в Нью-Джерси обитало затерянное племя пиктов, то оно наверняка пряталось бы среди тех древних дубов.) И все же, видимо, есть какая-то связь между теми древними племенами смертных и народом фей.

В некоторых ранних показаниях, данных во время преследований, известных как «процессы ведьм», изредка попадаются упоминания о «ведьмах воздуха». Видимо, их рассматривали как нечто особое, отличное от «земных ведьм», или живых человеческих существ. При этом ведьмы воздуха описываются в тех же выражениях, что и феи.

Еще один вид существ, которых также часто объединяют с феями — привидения (призраки) и духи. В этой главе, а также везде, где я употребляю понятие «привидение», я буду подразумевать под ним дух умершего человека — того, кто временно пребывает между земными воплощениями. Думаю, что одна из причин смешения — ассоциация между распространенной у ведьм идеей Летней страны — места, где обитают духи умерших, и Страной фей, или местом обитания духов. Весьма вероятно, что это одно и то же место, но речь идет о разных сущностях. Феи, о которых упоминается в преданиях о феях, — не призраки недавно умерших людей, а совершенно особый вид существ.

Кажется, большинство ведьм сходятся в том, что все в природе наделено духом. Та группа существ, которую я подразумеваю под словом «феи», — это любой из бесконечного множества духов Природы, включая сознание, или духи, растений, животных, деревьев, ручьев, родников, камней, бурь и так далее. Другими словами, это астральные тела как физических, живых существ, так и не имеющих воплощения сил природы; они пребывают где-то посередине между физическим планом и самими богами. Те, кого мы называем феями, — это нередко «астральные тела» существ, обитающих на материальном, земном плане. А значит, их поле деятельности — астральный план (если прибегнуть к термину, популярному во многих оккультных школах). Но астральный план — это и есть, скорее всего, Летняя страна.

Связующей нитью между всеми этими различными определениями фей является шаманизм. В древности, когда шаманизм был господствующей религией, именно шаман или жрец трудился во благо племени, совершая путешествие на духовный или астральный план, чтобы добыть магические знания или заключить необходимые соглашения с духами животных, на которых племя охотилось. (Эта функция, как я считаю, с возникновением цивилизации и сельского хозяйства выродилась в практику принесения в жертву людей и животных.) Шаман был способен покидать тело посредством транса и ритуала и путешествовать либо в Мир духов Природы, либо в Подземный мир.


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 133; Мы поможем в написании вашей работы!






Мы поможем в написании ваших работ!