Аллан Кардек — законодатель спиритизма



 

У всякого движения или религии должен быть свой «законодатель», чья задача — составить четкие правила, систематизирующие определенные идеи. Эта миссия выпала на долю француза Аллана Кардека (1804–1869), исследователя психических явлений, чьи работы в области спиритизма считаются фундаментальными. Его дело, но уже в новых исторических условиях продолжил Леон Дени (1847–1927). Именно этим людям мы обязаны тем, что бесчисленные разрозненные факты составились в стройное и всеобъемлющее мировоззрение.

Сын французского адвоката Ипполит Ривайль родился в Лионе в 1804 году. Ученик и сотрудник Иоганна-Генриха Песталоцци, он говорил на нескольких языках, преподавал математику, астрономию, физиологию, французский язык, физику, химию и сравнительную анатомию.

Ривайлю было уже за сорок, когда он заинтересовался явлением телекинеза. Примерно в это время появились первые статьи о странных явлениях, которые приписывались «духам» умерших. Согласно этим сообщениям, на сеансах наблюдались перемещения предметов, вращения дисков, а также происходил своеобразный вид коммуникации, когда предполагаемый «дух» отвечал на вопросы, пользуясь заранее обусловленным кодом. Именно этот код позволял давать утвердительные или отрицательные ответы.

В то время уже была известна теория Франца Месмера о животном магнетизме. Сталкиваясь с описанными явлениями, многие исследователи полагали, что эта теория могла бы служить объяснением тому, что происходило. Но Ривайль, понаблюдав за подобными демонстрациями, отклонил эту гипотезу как недостаточную для того, чтобы полностью объяснить происходящее.

Пытаясь выяснить, что является причиной появления физических эффектов, обычно приписываемых действию духов, Ривайль решил провести собственные исследования. Не будучи медиумом, он составил список вопросов и начал через приглашенных медиумов задавать их «духам». Когда качество коммуникации улучшилось, появился псевдоним Аллан Кардек: «духи» сообщили исследователю, что таким было его имя в одной из предыдущих жизней, когда он был «галльским друидом».

В 1857 году Аллан Кардек издал первую книгу по спиритизму под названием «Книга духов», которая впоследствии приобрела репутацию «спиритической библии». Написанная по утверждению автора «в соавторстве с духами», она включала в себя ответы потусторонних респондентов на 1018 вопросов, касавшихся природы духа, отношений между миром духа и материальным миром, смерти, перевоплощения и т. д., а также комментарии самого Кардека.

Впоследствии Аллан Кардек выпустил еще четыре книги, ставшие впоследствии классикой спиритизма: «Книгу медиумов», «Евангелие в разъяснении спиритизма», «Небо (Рай) и Ад» и «Основы Бытия». Вплоть до самой смерти Кардек возглавлял Французскую спиритическую ассоциацию, издававшую журнал «Спиритическое обозрение». В отличие от многих других авторов, до и после него затрагивавших оккультные темы, Кардек подходил к спиритизму с позиций холодного резонера и выражал свои взгляды предельно лаконичным языком, не прибегая к какой-либо «эзотерической составляющей». Тем не менее многие коллеги и исследователи феномена критиковали Кардека за его морализм и излишнее доверие к автоматическому письму, которое, как они полагали, является ненадежным средством коммуникации, не позволяющим отделить высказывания духа от мыслей медиума и окружающих его людей.

Аллан Кардек скоропостижно скончался от сердечного приступа 31 марта 1869 года во время подготовки к очередному спиритическому сеансу. Его могила на парижском кладбище Пер-Лашез является местом регулярных встреч французских спиритистов. Во Франции и некоторых странах Латинской Америки Аллан Кардек до сих считается наиболее авторитетным спиритическим автором. Незадолго до своей смерти он организовал «Объединенную акционерную компанию по продолжению работ Аллана Кардека» с правом покупать и продавать акции, принимать пожертвования и наследства, а также продолжать издание «Спиритического обозрения».

Европейский спиритизм, постепенно угасавший со смертью этого человека, со временем сменился более усовершенствованным спиритуализмом, а также использованием физических феноменов. Идеи и постулаты знаменитого законодателя учения до сих пор сохранили свое влияние в некоторых странах, например в Бразилии. Правда, кардекистские целительные центры работают там совместно с обычными больницами. Многие бразильцы, будучи католиками, надеются овладеть в полной мере загадочным даром «общения с духами».

 

Принципы «кардекизма»

 

Философия Аллана Кардека, известная как кардекизм, стала прямым продолжением спиритуалистического движения, захватившего Европу в 1850-е годы. В своем сочинении «Книга духов» автор расшифровал многие случаи общения в состоянии транса с призраками, расширив границы традиционной спиритуалистической философии. Ривайль заявил, что духовный прогресс возможен только благодаря обязательному перевоплощению, позволяющему исправить прошлые ошибки. Сами же люди всегда воплощаются только в человеческом, а не животном облике.

Аллан Кардек утверждал также, что некоторые заболевания вызываются духовными причинами — особенно эпилепсия, шизофрения и раздвоение личности. От таких недугов вполне можно избавиться посредством лечения психики под духовным руководством. Такие идеи были особенно распространены в спиритуалистическом сообществе, где медиумы обращались к миру духов, чтобы помочь страждущим избавиться от разных заболеваний.

В то же время утверждение Кардека о необходимости перевоплощения так или иначе выводило спиритуалистические доктрины за рамки доказательства жизни после смерти. Фактически «законодатель» настолько уверился в своей правоте, что совершенно исключил из практики исследований любые физические проявления, кроме автоматического письма, которое, как он считал, было менее подвержено влияниям предвзятых мнений. Дело в том, что настоящие спириты рассматривают стуки, верчение столов, парение в воздухе и «материализации» просто как комнатные игры, хотя в ироническом смысле сторонники учения часто используют слово «спиритизм» для обозначения производства физических феноменов. Вследствие этого исследования психического феномена во Франции, например, почти на 20 лет отставали от аналогичных исследований в других частях Европы.

Были критики спиритизма и внутри спиритуалистических обществ, в частности в Великобритании и Соединенных Штатах. Они утверждали, что если бы перевоплощение действительно имело место, то духи, с которыми устанавливали контакт медиумы, обсуждали бы эту тему, тогда как в действительности они этим не занимаются.

Согласно спиритическому учению, страдания и болезни в этой жизни — результаты духовного влияния, являющегося отзвуком беспорядочной жизни индивида в прошлом. Каждый раз, когда душа перерождается, по мнению Кардека, она несет с собой в качестве «подсистем» прошлые жизни, которые даже могут в общих чертах предопределить реальность нынешней жизни. Каждое перерождение, каким бы болезненным оно ни было, согласно Кардеку, позволяет душе усовершенствоваться и в конечном счете достичь более высокого плана существования.

Кардек считал, что личность состоит из трех частей: воплощенной души, тела и «перидуха», или того, что Кардек описывал как полуматериальную субстанцию, которая объединяет душу и тело и окутывает их подобно оболочке. Все души создаются равными, несведущими и неиспытанными, и они продолжают возвращаться к жизни до тех пор, пока не остается ничего, чему они могли бы научиться.

В момент смерти физического тела «перидух» удерживает душу и отделяется от тела. Этот процесс бывает более длительным, если умерший был сильно привязан к своему материальному существованию. Духовно продвинутые души, писал Кардек, встречают смерть с радостью, как если бы она обозначала освобождение и обещание будущего просветления.

С другой стороны, духи тех несчастных, которые умерли внезапно или насильственной смертью, отчаянно цепляются за свои материальные тела, пребывая в замешательстве и будучи уверенными, что они не умерли. Особенно это характерно для самоубийц, которые могут перевоплотиться лишь для того, чтобы снова покончить с собой. Только когда «перидух» оставляет плоть, полагал Кардек, душа по-настоящему понимает, что она более не является частью человеческого мира.

Когда «перидух» покидает тело, душа возвращается в духовный мир, где, по мнению спиритов, рассматривает свои прошлые жизни и свое продвижение к просветлению и решает, каким жизненным путем ей следует идти далее. Каждая душа имеет полную свободу в выборе своей следующей жизни и часто возвращается к своему земному воплощению. В тех случаях, когда два духа желают занять одно и то же тело, выбор делает Бог или, по характеристике Кардека, Высший Разум и Первопричина Всех Вещей.

Духи, которые пережили на земле нечеловеческие страдания, согласно другому писателю-спириту Андре Луи, решают посвятить себя «духовному вампиризму». Кардек, однако, не считал всякую одержимость преднамеренной. Духовное вторжение имеет место, когда душа недавно умершего входит в живого человека, полагая, что смерти не было. Кардек отрицал, что изгнание нечистой силы может быть совершено посторонним человеком, будь то во имя Господа или нет. Он утверждал, что одержимый должен совершать экзорцизм (процедура изгнания бесов) посредством убеждения и молитвы, соглашаясь с поговоркой, что «Бог помогает тем, кто помогает себе сам».

Теории Кардека были какое-то время очень популярными в Европе, однако вскоре уступили дорогу следующей интеллектуальной моде. Спиритическая вера в перевоплощение, подчеркивающая совершенствование души, естественным образом привела к теософским теориям перевоплощения. Однако, к примеру, в Бразилии, веками приверженной африканским духам и предрассудкам, кардекизм, как говорилось выше, пустил глубокие корни и остается мощной религиозной силой в современном обществе, а кардекистские центры до сих пор действуют по всей стране. Это движение дает элите возможность метафизического истолкования жизни, которое они не могут найти в магических ритуалах, а необразованным классам — формальное доказательство их магических верований. Кардекизм получил также широкое распространение на Филиппинах.

Кардекистское исцеление включает в себя молитву, советы, исследование прошлых жизней при помощи медиума и еще, пожалуй, психическую хирургию. Говорят, что практикующие эту технику проникают в тело человека без применения обезболивания и хирургических инструментов, манипулируют с жизненно важными органами и используют наложение рук для излечения всех видов заболеваний и недугов. Медиумы могут быть необразованными и неквалифицированными людьми, однако они убеждены в том, что ими руководят духи людей, бывших в прошлом врачами. Впрочем, некоторые достижения психической хирургии пока не имеют объяснения, а другие, как было установлено, не свободны от мошенничества и для осуществления требуют определенной ловкости рук.

Кардекистские психиатрические больницы, имеющие в своих штатах в высшей степени квалифицированных докторов, в Бразилии спокойно сосуществуют с более традиционными заведениями такого типа и пользуются признанием со стороны многих врачей-неспиритов.

Еще в 1912 году психиатр Оскар Питхэм, огорченный неспособностью своего профессионального цеха до конца излечивать некоторых больных, начал собирать средства для организации так называемой духовной больницы. Наконец в 1934 году мечты Питхэма осуществились: была создана новая больница в Порто Аллегре. Это заведение к 1951 году стало вдвое больше, нежели было первоначально, и располагало уже почти 600 койками и штатом, состоящим более чем из 200 сотрудников. Крупные кардекистские больницы имеются также в Итапире и Сан-Паоло.

Пожалуй, самыми примечательными особенностями этих больниц являются категорический отказ от получения дохода и прием всех пациентов, независимо от их расовой принадлежности, вероисповедания и платежеспособности. Директора этих больниц тоже не получают вознаграждения за свой труд.

Фактически все убежденные медиумы-спириты абсолютно уверены в том, что талант дарован им Богом и не должен использоваться в целях личного обогащения. Как только медиум начнет устанавливать цены за паранормальные услуги, его дар исчезнет. Например, один из самых знаменитых бразильских медиумов Чико Ксавьер написал больше 100 книг по науке, литературе, истории, кардекистской философии и множество рассказов для детей, однако до сих пор живет в нищете. Он скромно утверждает, что настоящими авторами этих книг являются его духовные наставники.

 

Загадки психографии

 

Как известно, на вопрос о том, есть ли жизнь после смерти, религия отвечает утвердительно. А вот официальная наука — отрицательно, поскольку нет достоверных доказательств этого. Как говорят в народе, с того света еще никто не возвращался. Тем не менее спириты утверждают: доказательство есть, причем абсолютно объективное! Это психография, или автоматическое письмо, когда человек помимо своей воли фиксирует на бумаге различную информацию, которая сама собой поступает к нему из потустороннего или параллельного мира.

Этот загадочный феномен известен с давних времен, а его проявление не ограничено какими-либо географическими районами. Но лишь сравнительно недавно исследователи паранормальных явлений в сотрудничестве с немногими учеными разного профиля занялись его изучением. Хотя до конца механизм психографии еще не разгадан, ее основные характеристики уже выявлены достаточно объективно.

При всем внешнем многообразии явление автоматического письма, по сути, сводится к одному: психограф оказывается задействован в качестве своеобразной «письменной принадлежности», вроде ручки или пишущей машинки, реже — кисти художника. Причем происходит это по-разному. К первой разновидности психографии относится чисто механическое письмо, когда у оператора вдруг появляется непреодолимое желание писать. Он берет в руки ручку, но не понимает того, что пишет, к тому же нередко находится в состоянии транса.

А вот при втором виде автоматического письма, который можно назвать осознанной психографией, оператор прекрасно понимает смысл того, что он пишет, и в то же время отдает себе отчет, что излагает чужие мысли. Чаще всего это бывает у высокоинтеллектуальных психографов, в основном представителей творческих профессий: писателей, художников, музыкантов. Многие писатели прошлого прямо говорили об этом непонятном для них «вмешательстве извне», словно кто-то им диктует незримый текст.

 

О посланиях, написанных рукою духа, сохранились удивительные легенды. Одна из них приводится в библейской «Книге Даниила» — это знаменитая история о пире вавилонского царя Валтасара, во время которого на стене появились огненные слова «МАНЕ, МЕНЕ, ТЕКЕЛ, УПАРСИН», предсказавшие захват Вавилона персами.

 

Надо сказать, что автоматическое письмо известно практически всем народам, у которых есть письменность. Издавна считалось, что рукой поэтов и пророков водит Бог, дух, высшее вдохновение или муза — и в определенном смысле это действительно так. Что же касается хитроумных приспособлений для письма, то в Китае издавна существовало некромантическое гадание с использованием так называемого фу чи — сита или корзины для провеивания зерна. В нее вставлялась короткая палочка, и два человека, вошедшие в легкий транс, держали ее за края над выровненной поверхностью рассыпанного песка или пепла.

Когда медиумы входили в транс, палочка начинала описывать круги, а затем очень быстро чертила скорописные иероглифы. С помощью фу чи китайцы узнавали, хорошо ли живется их умершим родственникам в загробном мире или просто беседовали с тем или иным духом, присутствие которого вдруг обнаруживалось в повседневной жизни. Традиционно считалось, что при этом сами боги помогают душам держащих корзину написать необходимое сообщение, ведь в старину бытовало мнение, что небесные духи шэнь чрезвычайно умны, но не умеют говорить, и поэтому люди должны «оказывать им лингвистическую поддержку».

Ярким примером тому служит так называемая планшетка. Это приспособление было изобретено французским спиритистом М. Плаше в 1853 году именно для общения с мертвыми. Спустя 15 лет одна американская фирма по производству игрушек идею подхватила, наводнив рынок такими устройствами. Планшетка изготовляется из тонкого куска дерева в форме сердечка, покоящегося на двух маленьких роликовых колесиках, а в качестве третьей точки опоры использовался карандаш — для автоматической записи спиритических посланий.

Кстати, на Западе планшетка до сих пор пользуется большой популярностью. Ее устанавливают на лист бумаги, закрепленный кнопками, и кладут на нее обе ладони. Правда, надо заметить, что профессиональные спецы автоматического письма предпочитают избегать любых устройств — им достаточно сосредоточиться и войти в легкий транс.

Уже упоминавшийся Аллан Кардек описывает изобретение автоматического письма следующим образом: «В дальнейшем сами духи указали нам другие способы получения информации, в частности способ письменного сообщения. Такие сообщения получали с помощью карандаша, прикрепленного к ножке маленького столика, поставленного на лист бумаги. Под влиянием медиума столик приходил в движение и чертил буквы, слова и фразы. Для упрощения этого способа применяли столики, величина которых не превышала размера руки. Таким образом, постепенно стали использовать корзинки, картонные коробки и просто дощечки, так как убедились, что все эти предметы являются просто вспомогательными орудиями для удержания карандаша. Позже стали обходиться и без всего этого, так как рука, увлекаемая невольным движением, писала по побуждению духа без вмешательства соответственной воли и мысли медиума».

И еще один совет Аллана Кардека, всесторонне исследовавшего этот способ общения с духами: «Как материальное условие, мы советуем избегать всего, что может мешать свободному движению руки. Лучше даже, чтобы она вовсе не лежала на бумаге. Острие карандаша должно упираться на бумагу достаточно, чтобы чертить, но не в такой степени, чтобы представлять сопротивление. Каждый начинающий медиум имеет естественное желание беседовать с духами любимых им особ, но он должен умерять свое нетерпение, потому что сообщение с определенным духом представляет часто материальные затруднения, делающие его невозможным для начинающего. Итак, прежде чем думать о том, чтобы получить сообщения известного духа, нужно заботиться о развитии способности, а для этого надо делать общий вызов и обращаться в особенности к своему ангелу-хранителю. Затем нужно ожидать, пока дух появится, заставляя руку написать что-нибудь.

Может случиться, что это будет тот дух, которого желают, но может быть также, что проявится дух неизвестный или ангел-хранитель. Во всяком случае, дух обычно открывает это, подписав свое имя. Необходимо, чтобы первые вопросы были предложены так, чтобы ответы могли быть просто „да“ или „нет“, как, например: „Здесь ли ты? Желаешь ли отвечать мне? Можешь ли заставить меня писать?“ Позже эта предосторожность делается бесполезной. Вначале нужно только восстановить отношения. Самое главное, чтобы вопросы не были пустые, чтобы они не касались частных интересов и, в особенности, чтобы они выражали чувство расположенности и симпатии к духу, к которому обращаются.

Есть еще одно обстоятельство, которое важнее самого способа вызывания, — это спокойствие и сосредоточение мыслей, соединенные с желанием и твердой волей. Сосредоточению мыслей помогают уединение, тишина и удаление всего, что может развлекать. После всего этого остается только возобновлять ежедневно свои попытки в продолжение десяти или, самое большее, пятнадцати минут каждый раз и продолжать их в течение пятнадцати дней, месяца, двух месяцев и более, если это нужно.

Мы знаем медиумов, которые сформировались только по прошествии шести месяцев упражнений, между тем как другие пишут плавно с первого раза. Средство, которое очень часто удается, состоит в том, что употребляют для временной помощи хорошего пишущего медиума, уже сформировавшегося. Если он положит свою руку или пальцы на руку того, кто должен писать, то редко случается, чтобы тот не начал писать сейчас же. Иногда помогает сильное магнетизирование руки и кисти того, кто хочет писать. Часто магнетизер ограничивается тем, что кладет руку свою на плечо пишущему, и мы видели, как под этим влиянием быстро начинают писать. То же самое может произойти без всякого прикосновения, одним лишь действием воли.

Можно понять, что уверенность магнетизера в своей способности достичь этого результата играет здесь важную роль, что неверующий магнетизер произвел бы мало действия или вовсе не произвел бы его. Другое средство, которое может содействовать развитию способности, состоит в том, чтобы соединить несколько особ, одушевленных одинаковым желанием и общим намерением. При этом все они в совершенном молчании и с религиозным сосредоточением мыслей должны вместе пробовать писать, каждый делая воззвание к своему ангелу-хранителю или какому-нибудь симпатизирующему духу. Один из них может также делать без особенного назначения и за всех участвующих воззвание общее к добрым духам, говоря, например: „Во имя Всемогущего, мы просим добрых духов сообщиться с нами через присутствующих здесь особ“.

Первый признак расположения к писанию есть некоторого рода содрогание в руке и в кисти. Мало-помалу рука начинает чувствовать побуждение к движению, которому она не может противиться. Часто она чертит сначала одни линии без всякого значения. Потом образуются все яснее и яснее буквы и, наконец, приобретается уже быстрота обыкновенного писания. Во всяком случае, надо предоставить руку ее естественному движению и остерегаться произвольного сопротивления или побуждения. Некоторые медиумы пишут бегло и легко с самого начала, иногда даже с первого сеанса, что, впрочем, бывает довольно редко.

Другие же делают долгое время линии и как бы каллиграфические упражнения. Духи говорят, что это необходимо для того, чтобы развязать руку. Если эти упражнения продолжаются слишком долго и переходят в уродливые знаки, нет сомнения, что дух забавляется, потому что добрые духи никогда не заставляют делать что-нибудь без пользы. В таком случае надо работать усерднее, чтобы получить содействие добрых духов. Если, несмотря на это, нет перемены, то нужно остановиться, как скоро замечаете, что не получается ничего серьезного. Можно возобновлять попытку каждый день, но нужно прекращать ее при первых подозрительных знаках, чтобы не удовлетворять этим духов-насмешников».

 

Отмечены случаи чудесного появления знаков на гробницах и подножиях статуй, но они тоже относятся к области легенд и не находят достаточного подтверждения. Подобные трюки производились и в новейшее время (с помощью симпатических чернил, «проявляющихся» при нагревании), но чаще всего они легко разоблачались. Как правило, к таким явлениям не относились всерьез. А вот явления автоматического письма, при котором дух пишет свои послания рукой медиума, имело гораздо более широкое распространение. Таким способом были записаны многие знаменитые оккультные трактаты: от историй об Атлантиде и всевозможных «географий астрального плана» до роковой «Книги Закона», каждое переиздание которой, по мнению ее приверженцев, вызывает в мире кризис или войну.

 

Специалисты говорят, что помимо автоматического письма возможно также и автоматическое рисование. Обычно «автохудожник» рисует в темной комнате или с повязкой на глазах. Впрочем, это условие необязательно. И наконец, надо отметить, что автоматическое письмо и рисование связаны с тем же риском, что и любые другие медиумические практики. Говорят, иногда случается, что дух отказывается покинуть тело медиума — и тогда последний почти обречен писать или рисовать до полного изнеможения.

 


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 147;