Энергетика древних экспонатов



 

Музеи разных стран мира на протяжении многих лет хранят в своих залах уникальное собрание редких предметов, которые принадлежат либо государству, либо частным лицам, либо коллекционерам. Естественно, такие раритеты, и без того повидавшие на своем веку немало, еще и накопили сильнейшие человеческие эмоции за период пребывания на всеобщем обозрении, что не могло не сказаться на ауре музейных залов. Кроме того, в музеях хранятся и мемориальные артефакты — памятные предметы, старинные вещи, документы, фотографии, материалы археологических раскопок, извлеченные из древних захоронений или в результате восстановления облика городов и поселений. Собранные в единую коллекцию, они формируют мощный энергетический фон из аккумулированной человеческой энергетики.

Это в полной мере относится и к художественным галереям, где любая картина или скульптура, одухотворенная именем автора и оригинальным изображением, помимо нашей воли обретает черты живой личности. В этом отношении интересен образ из повести Павла Калмыкова «Школа мудрых правителей», объясняющая эффект восприятия картины. Персонаж повести, копирующий старые портреты, говорит: «Разве портреты не призраки? Человека уже на свете нет, а он смотрит на тебя с грустью, улыбается или утверждает свою власть».

На лексическом уровне подобное восприятие вещи проявляется весьма своеобразно. Например, когда старые музейные хранители произносят фразы типа «Рокотов сорвался» или «Шишкина перекосило», очевидно, происходит одушевление вещи, перенос на нее свойств не только живого, но и разумного существа. При этом музейные работники со всей серьезностью утверждают, что картины или вещи сами определяют свое место в залах. После демонтажа выставки и возврата в хранение, они «никогда не хотят стоять на своих прежних местах». Видимо, сказывается обретение ими нового «экспозиционного опыта» или же им «настолько понравилось быть на выставке, что они не желают возвращаться на место». И хотя любой экспозиционер может объяснить этот факт законами пропорциональности, эстетики и особенностями человеческого восприятия, в жаргоне музейщика экспонат будет наделен определенными «чертами характера».

Каждый хранитель картин или других экспонатов свято верит, что «вещи — хозяева музея, а мы их слуги». И как хозяева они обретают индивидуальные характеры и способность эти характеры проявлять. Наверное, этим как раз и объясняется неизбежность и закономерность антропоморфизма вещи в системе музея. Поэтому изображения портретов способны оживать, мумии — двигаться, вещи — перемещаться и жить отдельной жизнью независимо от музея и выставочного пространства.

Известно и другое: любой человек среди множества музейных предметов или в фондохранилище испытывает особые ощущения. Некоторые чувствуют себя не очень уютно и стараются выйти из помещения. Но если экспонаты на уровне энергетики «призна´ют» в человеке своего хранителя, у него неизбежно возникнет состояние умиротворения.

И это далеко не единственный феномен. Во многих музеях есть «нечто», что можно назвать духом, призраком или фантомом. Иногда эти сущности связаны с предметами коллекции, а порой вполне самостоятельны. Бывает, что в музее присутствует некая незримая, но ощущаемая даже физически сущность с весьма вздорным характером, которой нравится пугать людей, иногда совершенно неожиданно и даже исподтишка. С ней так или иначе сталкивались многие посетители и музейные работники. В такие минуты человек в пустом коридоре ощущал тугой поток воздуха, как будто кто-то пролетел мимо с невероятной скоростью.

Во многих музеях есть «свои» призраки. Во всяком случае, так уверяют их сотрудники и постоянные посетители. От одних можно услышать истории о непонятных явлениях, от других — о том, что они слышали или даже наблюдали фантомных пришельцев собственными глазами. Вполне возможно, что призраков привлекает тихая, немного загадочная музейная атмосфера, которая способствует мистическому настрою.

 

«Призрачные» истории

 

О том, что по ночам может происходить в музеях, снят не один фильм: «Призрак Лувра», «Ночь в музее» и «Ночь в музее-2». Разумеется, их сюжеты — фантазия авторов. Но не только. По ночам в музеях действительно происходят странные вещи, необъяснимые с научной точки зрения и все же вполне реальные. И речь идет не о популярных в последнее время ночных экскурсиях, а о странных явлениях и посетителях. Научные сотрудники, дабы их не обвинили в мракобесии, такие факты комментируют неохотно, а то и вовсе отрицают. Но если удастся разговорить старушек-смотрительниц, можно услышать много интересного. Пальму первенства по музейным привидениям, впрочем, как по привидениям вообще, держат Великобритания (абсолютный рекордсмен по количеству призраков на душу населения) и Чехия, точнее, ее столица Прага. Вот некоторые истории из жизни призраков.

Сотканное из света . Не так давно тридцатилетнему журналисту Би-би-си Крису Сэндису удалось сфотографировать известного в XIX веке иммунолога Эдварда Дженнера — английского врача, который прославился изобретением вакцины против оспы. Уже давно ходили нехорошие слухи о том, что в доме Дженнера, где он жил с 1785 по 1823 год, живут приведения. И хотя сам журналист отнюдь не собирался охотиться за мистическими сенсациями, встретиться с чем-то необъяснимым ему все же пришлось.

Это случилось в одной из комнат музея в Беркли (графство Глостершир, Британия). Знаменитый доктор стоял в дверном проеме дома, откуда съехал в 1823 году. Пораженный Крис Сэндис рассказывал коллегам: «Это было причудливое создание, словно сотканное из света… Я уверен, что это явление не было вызвано солнечным светом или пылью в воздухе… Я слишком ценю свою репутацию, чтобы создавать подделки…»

Нарушитель спокойствия. В странах бывшего СССР тоже много легенд о музейных призраках. К примеру, сотрудники квартиры-музея Максима Горького в Нижнем Новгороде всерьез считают, что там живет призрак покойного писателя. Правда, его никто не видел, но ночью можно услышать, как кто-то ходит по лестницам. Иногда предметы обстановки и книги сами собой перемещаются в другие места. Особенно часто это происходит с букетом полевых цветов, который писатель подарил своей жене, Екатерине Павловне Пешковой.

Ночные сторожа, напуганные непонятным шумом, часто вызывали МЧС и ОМОН. Но спасательные службы не могли обезвредить невидимого нарушителя спокойствия.

Чаще всего призрак безобразничает в дни различных торжественных мероприятий, которые проводят в честь пролетарского писателя. Нижегородский парапсихолог Эдуард Ермилов считает, что в эти дни музей посещает множество людей, которые подпитывают призрак воспоминаниями о Максиме Горьком. Кроме того, в музее много личных вещей писателя, которые сохранили память о нем. Как отметил исследователь, не стоит бороться с полтергейстом, поскольку при слишком пристальном интересе он может представлять опасность для людей. Лучше оставить все без изменений и смириться с появлениями потусторонней сущности.

Дух Пушкина. Следующая история связана с музеем Александра Пушкина, который был открыт в Гурзуфе, в 1989 году. В совершенно пустом здании, еще некоторое время назад бывшем водолечебницей близлежащего санатория, в течение полутора месяцев была создана выставка, рассказывающая о пребывании поэта в Крыму. И в начале июня, в день его рождения, музей был торжественно открыт. А спустя короткое время ночные сторожа стали жаловаться на то, что по ночам на втором этаже здания… кто-то ходит. Причем вышагивает достаточно громко, но при этом сигнализация, которая должна реагировать на посторонних, не срабатывает. Более того, на одном из рабочих столов были обнаружены липкие пятна от варенья и влажные следы от чашки чая. Все были в недоумении: кто мог пить чай в запертом на ночь и сданном на пульт охраны кабинете?

Несмотря на сугубо материалистическое воспитание сотрудников, версия призрака возникла одной из первых. Дело в том, что за свою долгую историю дом принадлежал разным хозяевам. В свое время имением владели новороссийский губернатор герцог Арман де Ришелье (он и построил дом), князь Воронцов, киевский градоначальник Иван Фундуклей, железнодорожный магнат Губонин, согласно легендам, мазавший свои сапоги черной икрой… Так что призраком мог быть кто угодно. Но все сошлись на том, что это наверняка был дух Александра Сергеевича. Тем более что на то есть прямое указание в его стихах, написанных после путешествия в Крым:

 

Так, если удаляться можно

Оттоль, где вечный свет горит,

Где счастье вечно, непреложно,

Мой дух к Юрзуфу прилетит…

 

Фантомные любители искусств. Петербургская Академия художеств — это не музей, но все же относящееся к искусству заведение. Она располагается в старом здании, построенном в XVIII веке. И конечно, о нем накопилось достаточно мистических преданий. Одно из них связано с преподавателем Академии Михаилом Козловским, известным скульптором, автором памятника Суворову и композиции «Самсон, разрывающий пасть льва». Скульптор умер в 1802 году, а похоронен был на Смоленском кладбище.

По легенде, в ночи больших наводнений, когда вода попадает в подвалы Академии, можно услышать громкий стук в ее ворота, а затем крик: «Это я — Козловский, пришел со Смоленского кладбища, весь измок в могиле и обледенел. Отворяйте!» В 1930-х годах М. Козловского перезахоронили в Некрополе мастеров искусств в Александро-Невской лавре. Но его призрак продолжает приходить в Академию художеств, особенно в ненастные ночи, — об этом до сих пор рассказывают ночные сторожа достопочтенного учреждения.

Восковые призраки. Как ни удивительно, самое большое количество аномальных явлений связано с музеями восковых фигур. Так, во время выставки этих изделий, привезенных из Санкт-Петербурга в один из городов России, охранники вдруг услышали стук каблуков княгини Голицыной, прототипа графини из пушкинской «Пиковой дамы». Вызывали даже экстрасенса, чтобы он избавил музей от потусторонних звуков. Однако после недолгого разбирательства тот заявил, что ничего не может поделать с незримыми посещениями высокопоставленной гостьи.

Во время очередной выставки музея в Миассе (Челябинская область) директор местного краеведческого музея отчетливо слышал шаги на лестнице, хотя по ней в тот момент никто не спускался. А когда без постороннего вмешательства упала и разбилась фигура актрисы Марлен Дитрих, директор музея предположил, что, может быть, выставка не нравится бывшему хозяину дома, в котором размещен музей, — Егору Симонову, золотопромышленнику и меценату, почетному гражданину города Миасса.

Призраки Эрмитажа. Говорят, что по количеству призраков на один квадратный метр первое место уверенно занимает петербургский Эрмитаж. В его темных коридорах можно встретить Николая I — прямая осанка, золотые эполеты, пристальный взгляд. Призрак считают необщительным — во всяком случае, за все время своего существования он еще ни разу не пытался с кем-либо познакомиться.

Еще один призрак Эрмитажа — молодой симпатичный фантом в спецовке, который называют пьяным водопроводчиком. Обычно он появляется в три часа утра, подходит к водопроводной трубе и начинает безобразничать. Еще там есть забавные веселые старушки: они шастают по залам, громко топают, опускают и поднимают шторы и дергают ручки дверей. Иногда устраивают представления — играют в «живые картины», оживляя старинные экспонаты. Больше всего они почему-то любят полотна Рубенса и Рембрандта.

Еще один представитель потустороннего мира в Эрмитаже — дневной призрак, правда, вполне безобидный: ходит по залам, пристает к иностранным туристам и на ломанном английском просит денег. Но чаще всего он просто спит в разных уголках музея и при этом громко храпит.

Самый же экзотический призрак — «хранитель» — толстый старик, похожий на сатира. По ночам он бродит по музею, ворует картины и экспонаты, прячет их в потайных местах. Иногда его лицо появляется в виде маски на стенах: старый шутник развлекается тем, что передразнивает посетителей.

Много легенд связано и с залом искусства Древнего Египта. Известна история, когда одна из смотрительниц жаловалась другой: «Моя-то опять ночью ходила. Утром пришла, начала пыль вытирать, смотрю: крышка сдвинута. Значит, снова ночью гуляла». Речь шла об одной из статуй великой древнеегипетской богини Мут-Сохмет. Согласно легенде, эта львиноголовая богиня войны и палящего зноя решила уничтожить все человечество. Но в ее замысел вмешались боги, решившие обмануть Мут-Сохмет: пока она спала, они разлили вокруг нее подкрашенное в красный цвет пиво. Утром богиня выпила пиво, приняв его за человеческую кровь, успокоилась и уснула. А вот современная эрмитажная легенда утверждает, что успокоилась она не совсем и угроза человечеству пока не исчезла. Раз в году, в полнолуние, на базальтовых коленях богини появляется красноватая лужица. К утру, незадолго до появления первых посетителей, она исчезает.

Легенды Останкино . Существует немало преданий и о музее-усадьбе в Останкино. В 1558 году владельцем этого села был знатный боярин Алексей Сытин. Когда он решил строить новые хоромы, явилась к нему сгорбленная старуха, трижды стукнула клюкой о порог боярского дома и пригрозила: «Не тревожь землицу, не распахивай. Она на останках древнего люда, потому и зовется Останкино». Боярин старуху не послушал, а через несколько дней по приказу Ивана Грозного был схвачен и казнен.

В XVIII веке во владение имением вступил граф Николай Шереметьев — он и построил дворец, превращенный нынче в музей. Но и ему Останкино счастья не принесло. После скоропостижной смерти его любимой, актрисы Прасковьи Ковалевой-Жемчуговой (она умерла через три недели после рождения сына), в знаменитом крепостном театре графа началась череда самоубийств. В основном актрисы топились в расположенных рядом Останкинских прудах. Говорят, их призраки и поныне можно встретить в залах музея — они скользят по роскошному наборному паркету, как будто исполняют какой-то затейливый танец.

Неспокойно и в расположенном неподалеку телецентре. По ночам охранники слышат там странные звуки, а сотрудники чаще, чем в других местах, жалуются на усталость и головную боль. А иногда поздно вечером появляется зловещая старуха с клюкой, которая норовит прошмыгнуть мимо охраны. Говорят, именно после ее визитов в Останкино случились невероятные происшествия — пожар и штурм телецентра.

А вот в музее изобретателя радио Александра Попова призраки давно умерших людей просто охраняют свое земное жилье. Там обитает дух сестры ученого Марии Левицкой, которая была замужем за священником и умерла в возрасте 20 лет. Призрак шуршит шелковым платьем, перекладывает с места на место предметы, играет с детским заводным танком, пульт от которого лежит в запертом шкафу. Иногда, если резко оглянуться, ее даже можно увидеть: Мария приветственно взмахивает рукой и исчезает.

Видение Дамы в белом платье. Есть на территории Киево-Печерской лавры музей театрального, музыкального и киноискусства, именуемый Театральным. В его залах смотрители и ночные сторожа часто видят призрак Дамы в белом платье. Кто она такая, доподлинно никто не знает (привидение пока никому официально не представлялось), но предполагают, что это — актриса Линецкая, кружевное платье которой выставлено в одной из витрин. Даже те, кто никогда не встречался с призраком Белой дамы, чувствуют себя не совсем уютно, особенно пребывая в зале в одиночестве.

Не меньший страх наводят на сотрудников и фонды музея — помещения, в которых хранятся не выставленные экспонаты. Это несколько комнат, расположенных в подвале здания бывшей лаврской больницы. В годы сталинских репрессий там располагались камеры пыток, и ночью оттуда часто слышатся стоны и крики. А в одной из комнат якобы расстреляли целую семью. Хранители фонда не раз испытывали леденящий душу и кровь ужас, который словно исходил от замкнутого пространства хранилища.

 

Видения Сарепты

 

«Дом светится, а на стене — лицо». Шаги, шепот, странный стук по ночам — к этому давно привыкли сотрудники музея-заповедника Старая Сарепта, что в городе Волгограде. С необъяснимыми явлениями часто сталкивались и жители примыкающих к территории музея домов: на площади Свободы люди видели бесплотную фигуру девушки и призрачного пса с ярко-зелеными глазами.

«У нас в музее сами собой открывались и закрывались двери, перемещались вещи в закрытых витринах, а на постоянно срабатывающие датчики движения мы уже перестали обращать внимание, — говорит пресс-секретарь музея-заповедника Елена Казанова. — Решив выяснить, кто или что обитает в Старой Сарепте, мы обратились на телеканал ТНТ, в программу „Битва экстрасенсов“. Они откликнулись незамедлительно — к нам приехали лидер первого сезона Алена Орлова и финалистка девятой битвы Нона Хидирян. Едва экстрасенсы ступили на территорию Сарепты, начались чудеса».

«Нона Хидирян сразу направилась к дому Глича, где сейчас располагается молодежный досуговый центр и бильярдный клуб, — продолжает руководитель клуба „Гличъ“ Светлана Шошина. — Она сказала: „Дом светится, а на стене — лицо“. Нона вошла в здание, спустилась в подвал и практически сразу вошла в контакт с призрачными духами».

Их оказалось двое: немолодая женщина и ее ребенок. Они поведали, что живут здесь с незапамятных времен. Старая Сарепта — единственная в России колония немецкого религиозного братства гернгутеров, основанная в 1765 году. До их прихода в этих местах в землянках жили кочевые племена. Во время одной из междоусобных войн женщина с малышом оказались запертыми в своем жилище и умерли голодной смертью. Спустя годы фабрикант Глич построил здесь целый комплекс зданий, в одном из которых и поселились души матери и ребенка.

«Женщина поведала Ноне, что здесь ее дом и она никуда отсюда не уйдет, — говорит Светлана. — Но прогонять ее никто и не собирается. Экстрасенс уверила нас, что призрак кочевницы ничего плохого людям не сделает, более того, она хранительница этого здания, его добрый дух. Единственное, чего она хочет, — чтобы люди знали о ней и не боялись».

Далее Светлана рассказала:

«На втором этаже у нас есть стена, которую как-то предложил расписать один из наших постоянных посетителей. Он нарисовал сарептян, играющих на бильярде. У мужчин лица самые типичные, а единственная женщина поражает необычными чертами. Увидев рисунок, Нона воскликнула: „Так вот же она, ваша хранительница!“ — и пояснила: таким образом, через творческих людей, душа кочевницы пытается проявить себя».

«Нона переместила наших духов в другой подвал — нежилой, куда никто не ходит, — говорит Светлана. — Но все равно призрак иногда показывается. Экстрасенс уверена: фантом кочевницы каким-то образом влияет на современных обитателей дома Глича».

Пива и хлеба . Еще одно приметное место Сарепты-на-Волге — подвал торгового дома Гольдбаха. Экстрасенс Алена Орлова заявила, что здесь тоже живет хранитель, и вышла с ним на связь. Как вспоминает руководитель отдела истории и этнографии музея-заповедника Старая Сарепта Виктор Медведев, экстрасенс сказала: «Это пожилой сухощавый немец по имени Йохан. Я говорила с ним на его родном языке, но понимала его с трудом, так как речь Йохана изобилует старонемецкими оборотами».

Во время беседы Йохан пожаловался Алене на сотрудников музея: мол, он обижен на них за недостаток внимания. А между тем он в молодости очень любил выпить пива с черным сарептским хлебом и был бы признателен сотрудникам Сарепты, если б те выделили ему местечко в Доме, где он мог бы предаться любимому занятию.

Алена выбрала место в выставочном зале, и туда вот уже в течение длительного времени сотрудники музея-заповедника ставят кружку с пивом, а рядом кладут черный хлеб.

«Во время контакта произошла поразительная вещь: внезапно сработала отключенная сигнализация, — продолжает Виктор Медведев. — Все засуетились, никто не понимал, что делать, как заставить замолчать воющую сирену. Внезапно все прекратилось: оказывается, дух сделал это в ответ на просьбу Алены обнаружить себя».

Кем же был этот Йохан? У сарептян есть легенда о призраке старого гончара по имени Иоганн Ниденталь. Приехав из Германии в Сарепту на исходе XVIII века, он основал здесь настоящую гончарную мастерскую. Дело процветало, маленькая гончарня выросла в целую фабрику, слава о которой шла по всей России. После смерти Ниденталя ночь за ночью в безлюдном помещении его мастерской (при надежно закрытых дверях) стал четко слышаться шум вращающегося гончарного круга. Время от времени в ночной тишине раздавался звон битой посуды. Испуганные сторожа рассказали о происходящем молодому хозяину фабрики, наследнику Иоганна. Тот вошел среди ночи в мастерскую и увидел… своего покойного отца, сидящего за гончарным кругом и шлифующего горшок. Старый Ниденталь поднял глаза, увидел сына и исчез, растворившись в воздухе.

На следующий день по старику Иоганну в местной лютеранской кирхе была заказана заупокойная служба, после этого странные видения и звуки в здании фабрики прекратились. Кто знает, может быть, спустя столетие старый Ниденталь вновь напомнил о себе…

«Пообещав духу старого немца пива и хлеба, Алена сказала: „А теперь я чувствую смерть“ — и описала нашествие войск Емельяна Пугачева. Погромы, разбои, убийства. Я как историк могу подтвердить ее слова. Здесь кровь лилась рекой, — продолжает свой рассказ Виктор Медведев. — Дальше началось волшебство. Алена спросила: „А что у вас там внизу? Люк?“ Мы были поражены: действительно, прямо под тем местом, где она стояла, в подвале есть люк, о котором знают человек десять из сотни сотрудников музея. Что это за отверстие и куда оно ведет — нам до конца не ясно. Может быть, в подвалы ниже, может быть, это часть дренажной системы».

Почему-то никто эту яму не засыпал, даже когда делали переэкспозицию музея. Просто поставили на нее сверху бочку. По словам Алены, именно из этого люка вылетали сущности, несущие негативную энергию. Чтобы от них избавиться, необходимо провести обряд — закрыть энергетическую воронку.

«Экстрасенс жгла свечки и какую-то экзотическую траву, читала молитвы на непонятном языке, после этого зачем-то попросила у всех присутствующих мелкие монеты и бросила их в люк, — вспоминают очевидцы магического действа. — При этом она предупредила, что злые духи, которые вот-вот выпрыгнут из люка, могут вселиться в кого-то из присутствующих. Особенно в того, кто слаб духом и не сумеет защититься. Так ли иначе, но после того, что сделала Алена, привидения нас больше не беспокоят».

«Мы благодарны экстрасенсам, — говорят сотрудники музея. — Они помогли нам понять, с чем мы имеем дело, и даже подружиться с нашими духами».

В существовании сарептских призраков сотрудники музея убедились лично. В том самом подвале, где Нона Хидирян общалась с духом кочевницы, на одной из фотографий проявился женский профиль. Это не монтаж и не игра света: серия фотографий сделана с одной точки, а окон в старом подвале просто нет…

Еще один штрих к поведению экспонатов. В Музее этнографии в Санкт-Петербурге есть экспонат — муляж эскимоса с луком в руке. Нет нужды говорить о том, что и его одежда, и оружие подлинны и имеют приличный возраст. Два раза за время экспонирования лук, который держит эскимос в своей руке, чудесным образом стрелял. Оба выстрела предшествовали важным событиям в жизни страны. Одним из этих событий было начало Великой Отечественной войны, другим — ленинградской блокады.

 

У истоков примет и суеверий

 

Еще один аспект музейных суеверий — приметы. Одна из них звучит так: если картина во время закупки упала, то она будет куплена. Эта примета перешла в музейную среду от художников. Случай падения картины толкуется в суеверии как определенное проявление ее желаний, а конкретно — того, что она не хочет находиться там, где находится. Истоки суеверия коренятся в стародавних повествованиях об иконах, которые сами «выбирали» себе место, а когда оказывались не в том храме, «сходили» со стены и… висели в воздухе.

Рассказывают и конкретный факт закупки в советское время картин репрессированного художника Валентина Юстицкого. Управление культуры не давало разрешения на покупку картин, и каждый день, продолжая убеждать чиновников, главный хранитель Музея имени А. Н. Радищева в 1970-е годы Альбина Симонова с горечью повторяла: «Придется возвращать коллекцию дочери (дочери В. Юстицкого — А. В. Юстицкой)». Как правило, в этот момент картина падала со стены, выражая тем самым желание остаться в музее.

Есть и примета, связанная с сезонами года и касающаяся вещей и материалов, из которых сделан экспонат. По словам Л. Е. Дальской, главного хранителя Музея имени А. Н. Радищева, если год начинается с серебра, он будет удачным. Серебро — понятие широкое. Это может быть закупка музеем серебряного изделия или выставка серебряной утвари. Главное, чтобы в начале календарного года «возникло» серебро, и тогда год будет для музея удачным в финансовом плане.

Суеверие о власти металла восходит к глубокой древности, когда серебро и золото были самыми знаковыми металлами мифологий всех народов. С золотом в сознании фактически всех народов связаны идеи постоянства, достоинства, превосходства, богатства, но также и упадка, тленности, ревности, предательства. Это образно-символическое звучание металла воплотилось в парадигматической антитезе «золотой век» — «золотой телец».

Серебро несет другую информацию: идея мздоимства, заложенная в понятии «сребролюбия», и обозначение предательства, связанное с «тридцатью серебрениками», нивелируется тем значением доброго и прекрасного, который несут образы, связанные с этим металлом. Серебро воплощает способности, красноречие, радость, деньги. Словосочетание «серебряная связь» означает связь между преходящим и вечным, что в целом призван осуществлять музей. Идиома «серебряная ложка во рту» в английском языке означает удачу, успех и везение и т. д.

Таков небольшой круг музейных примет и верований. Их природа та же, что и у всех остальных суеверий и мифологического сознания, которое, как показывают факты, никуда не исчезло даже с наступлением третьего тысячелетия.

 

 


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 325; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!