В Библии не содержится учения о Божественности Господа Иисуса Христа?



О Православии Единой Святой Соборной и Апостольской Христовой Православной Церкви

Ответы протестантам

 

Содержание:

 

Святая Троица Единосущная и Нераздельная-3 стр.

 

Кому Церковь не Мать, тому Бог не Отец. А. И. Солодков.-11.

 

Три сочинения старца иеросхимонаха Амвросия, написанные им при жизни Оптинского старца иеросхимонаха Макария (Иванова), и, конечно, с его благословения.

Письмо, писанное от имени неизвестной монахини к ее дяде лютеранину (против лютеран)-15.

Ответ благосклонным к Латинской Церкви о несправедливом величании папистов мнимым достоинством их Церкви (против католиков).-18.

О церковном поминовении христиан неправославных.-20.

 

О СВЯТОЙ БИБЛИИ. Епископ Нафанаил.-20.

 

Материалы по теме: Священное Предание древней Апостольской Православной Церкви.-24.

 

В одного ли и того же Христа верят православные и протестанты? Антоний Дулевич, миссионерский отдел Кызыльской епархии.-28.

 

Христиане ранней церкви об апостольской преемственности.-29.

 

Почитание Божией Матери-31.

 

О некоторых "странностях" в молитвенных текстах, обращенных к Богородице, смущающих новоначальных людей и тех, кто находится под влиянием протестантских проповедников, силящихся доказать, что якобы Богородица в Православии воспринимается как "богиня".-35.

 

Православное христианское почитание Угодников Божиих. Митрополит Макарий (Булгаков).

Православно-догматическое Богословие. Том 2 (отрывок).-36.

 

Раннехристианские свидетельства о молитвах и обращениях к усопшим святым.-41.

 

О спасении в Православии: по делам или благодати? Об уверенности в спасении. Священник Сергий Кобзарь.-41.

 

Дела и спасение-44.

 

О святомъ ДіонисіѣАреопагитѣиеготвореніяхъ.-59.

 

Библия и древняя Церковь Христова о необходимости Крещения младенцев.-65.

 

Почитание св. икон. Митрополит Макарий (Булгаков). Православно-догматическое Богословие. Том 2 (отрывок).-67.

 

Глоссолалия в Древней Церкви-70.

 

Вопросоответы о согласии отцов. Александр Люлька.-76.          



Святая Троица Единосущная и Нераздельная

· Кто есть Троица?

· Ответы на заблуждения

· Что говорили о Святой Троице ранние христиане

Во что христиане верят относительно Святой Троицы?

Говоря самыми простыми словами, христиане верят, что есть только один Бог, и этот Бог существует в трех Личностях (Лицах). Эти три Личности – Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух.

Некоторые христиане используют для объяснения Троицы эту диаграмму. Отец и Сын, и Святой Дух – один Бог, а не три имени одной и той же Личности. Личности отличны друг от друга: Отец – не Сын, Сын – не Святой Дух, а Святой Дух – не Отец.

Троица и Библия

Бог – одно абсолютно совершенное божественное Существо в трех Личностях. Мы называем Отца, Сына и Святого Духа Личностями, поскольку они обладают личностными свойствами. Между ними существуют личностные взаимоотношения.

Как известно из истории, Феофил, шестой епископ Антиохии Сирийской, первым употребил слово «Троица» в своей работе «Против Автолика» (168 г. н. э.)

Когда христиане говорят о своей вере в одного Бога в трех Лицах (Троицу), они не имеют в виду одного Бога в трех Богах, или одной Личности в трех Богах.

Они верят в одного Бога, познаваемого в трех Личностях.

Отец – Бог, первое Лицо Троицы; Сын – Бог, второе Лицо Троицы; Святой Дух – Бог, третье Лицо Троицы.

Почему христиане верят в Троицу?

Библия ясно говорит, что есть только один Бог, но все три Личности именуются Богом.

Есть только один Бог:

· Слушай, Израиль: Господь Бог наш, Господь един есть (Втор.6:4).

· Прежде Меня не было Бога, и после Меня не будет (Ис.43:10)

Отец – Бог:

· Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа (2Фес.1:2).

Сын – Бог:

· …Слово было Бог (Ин.1:1-5,14). Иисус именуется Словом.

· Я и Отец одно (Ин.10:30-33).

· Фома, ученик Иисуса, обратился к Нему: «Господь мой и Бог мой» (Ин.20:28).

Иисус не упрекнул Фому в ошибке. Наоборот, Иисус принял это обращение. Другие люди в Писании, например Павел и Варнава (Деян.14), запрещали людям поклоняться им как богам.

· А о Сыне: «престол Твой, Боже, в век века; жезл царствия Твоего – жезл правоты…» (Евр.1:8).

· Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца (Фил.2:9-11).

Павел, автор Послания к филиппийцам, говорит об Иисусе то, что Ис.45:23 говорит о Господе (Иегове), после чего Павел делает вывод, что Иисус – Господь, тот самый Господь Бог Ветхого Завета.

О Божественности Иисуса также говорится в следующих стихах: Ис.7:14; 9:6; Ин.1:1, 18; 8:58-59; 10:30; Деян.20:28; Рим.9:5, 10:9-13; Кол.1:15-16; 2:9; Тит.2:13; Евр.1:3, 8; 2Петр.1:1; 1Ин.5:20.

Святой Дух – Бог:

· Но Петр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли? …ты солгал не человекам, а Богу (Деян.5:3-4).

Более 60-ти раз Писание одновременно упоминает Отца, Сына и Святого Духа.

· Мф.3:16-17: «И крестившись Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с неба глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение».

· Мф.28:19: «…итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа…»

· 2Кор.13:13: «Благодать Господа (нашего) Иисуса Христа, и любовь Бога (Отца), и общение Святого Духа со всеми вами».

· Еф.4:4-6: «Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и чрез всех, и во всех нас».

· Тит.3:4-6: «Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно чрез Иисуса Христа, Спасителя нашего…»

См. также 1Петр.1:2; 1Ин.3:23-24; Иуд.20-21; Рим.14:17-18; 15:13-17; 15:30; 1Кор.6:11, 17-19; 12:4-6; 2Кор.1:21-22; 3:4-6; Гал.2:21-3:2; Еф.2:18; 3:11-17; 5:18-20; Фил.2:1; Кол.1:6-8; 1Фес.1:1-5; 4:2,8; 5:18-19; 2Фес.3:5 и Евр.9:14.

Ошибочные представления о Троице

Заблуждение № 1: «Слова «Троица» нет в Библии; это учение было выдумано христианами в IV веке.»

Истина: действительно, слова «Троица» в Библии нет, тем не менее вера в Троицу имеет под собой библейское основание. Термина «Библия» тоже в Библии нет.

Слово «Троица» использовалось для объяснения вечных взаимоотношений между Отцом, Сыном и Святым Духом. Троица отражена во многих библейских отрывках (см. ниже). Ложные представления процветали в первые века христианства, немало их и сейчас. Первым христианам постоянно приходилось отстаивать свои убеждения. Ниже перечислены мыслители (и литературные творения) ранней Церкви, которые отстаивали учение о Троице задолго до 300 г. н. э.

96       Климент, третий епископ римский

90-100 Учение двенадцати апостолов, «Дидахе»

90?     Игнатий, епископ антиохийский

155     Иустин Мученик, великий христианский писатель

168     Феофил, шестой епископ антиохийский

177     Афинагор, богослов

180     Ириней, епископ лионский

197     Тертуллиан, раннехристианский апологет

264     Григорий Чудотворец

 

Заблуждение № 2: «Христиане верят, что есть три Бога.»

Истина: христиане верят, что есть только один Бог.

Некоторые, возможно, считают христиан политеистами (теми, кто верит в многочисленных богов), потому что они называют Отца Богом, Сына Богом и Святого Духа Богом. Но христиане верят только в одного Бога. Библия говорит, что есть только один Бог. Но она также употребляет слово «Бог» применительно к трем отличным друг от друга Личностям. На протяжении столетий люди пытались придумать Троице простое объяснение. Каждая иллюстрация имеет свои ограничения, но некоторые из них могут быть полезными. Например, говорили, что:

Бог – это не 1 + 1 + 1 = 3

Бог – это 1 x 1 x 1 = 1

Св. Патрик (432 г. н. э.) использовал клевер в качестве иллюстрации Троицы.

Традиционно считается, что Св. Патрик в качестве иллюстрации Троицы использовал трилистник клевера. Он спрашивал: «Здесь один листочек или три? Если один, то почему у него три лепестка одинакового размера? А если три, то почему только один стебелек? Если ты не можешь объяснить такую простую загадку, как клевер, то как можешь ты надеяться понять такую глубокую тайну, как Святая Троица?»

Заблуждение № 3: «Иисус не Бог.»

Истина: Иисус – Бог, второе Лицо Святой Троицы.

1. Слова Самого Иисуса · Он прощал грехи. Мы можем простить грех, совершённый против нас, но не можем простить грех, совершённый против других. Иисус прощал все грехи. (Мк.2:7; Лк.5:21) · Он принимал поклонение, как Бог, следовательно Он равночестен Отцу. (Мф.14:33; 28:17-18; Ин.5:22-23; 9:38) · Он называл Себя Сыном Божиим – этот титул иудеи с полным основанием воспринимали как претензию на равенство с Богом. (Ин.5:17-18; 10:30-33; 19:7)

2.

Уникальные черты Бога  Черты Иисуса

Творение – «дело Его рук» (Быт.1:1; Пс.101:26; Ис.44:24).

Творение – «дело Его рук». Всё сотворено Им и для Него (Ин.1:3; Кол.1:16; Евр.1:2, 10).

 

«Первый и последний» (Ис.44:6).

«Первый и последний» (Откр.1:17; 22:13).

 

«Господь господствующих» (Пс.135:3).

«Господь господствующих» (1Тим.6:15; Откр.17:14; 19:16).

 

Неизменный и вечный (Пс.89:3; 101:27-28; Мал.3:6).

Неизменный и вечный (Ин.8:58; Кол.1:17; Евр.1:11-12; 13:8).

 

Судья всех народов (Быт.18:25; Пс.93:2; 95:13; 97:9).

Судья всех народов (Ин.5:22; Деян.17:31; 2Кор.5:10; 2Тим.4:1).

 

Единственный Спаситель; никакой другой бог не может спасать (Ис.43:11; 45:21-22; Ос.13:4).

Спаситель мира; без Него нет спасения (Ин.4:42; Деян.4:12; 1Ин.4:14; Тит.2:13).

 

Избавляет от грехов Свой избранный народ (Исх.19:5; Пс.129:7-8; Иез.37:23).

Избавляет от грехов Свой избранный народ (Тит.2:14).

 

Слышит и молитвы призывающих Его и отвечает на них (Пс.85:5-8; Ис.55:6-7; Иер.33:3; Иоил.2:32).

Слышит и молитвы призывающих Его (Ин.14:14; Рим.10:12-13; 1Кор.1:2; 2Кор.12:8-9).

 

Никто не может забрать нас из Его руки (Ис.43:13).

Никто не может забрать нас из Его руки (Ин.10:28-30).

 

Ему поклонялись ангелы (Пс.96:7; см. Евр.1:6).

Ему поклонялись ангелы (Евр.1:6).

 

Заблуждение № 4: «Божество Иисуса меньше Божества Отца.»

Истина: Иисус равен Богу Отцу. Отвергающие эту истину могут опираться на следующие аргументы и стихи. (Эти ереси восходят ко временам Ария, 319 г. н. э.)

Стихи, ошибочно используемые в поддержку учения о том, что Христос был сотворён:

1. Кол.1:15: если Христос «рождён прежде всякой твари», то был ли Он сотворён?

Ответ: выражение «рождённый прежде» (букв., «первородный») не может означать, что Христос был сотворён, поскольку Павел говорит, что всё творение было создано Им и для Него, а также что Он существовал прежде всего творения, и что всё Им стоит (Кол.1:16-17). Традиционно «первородный» был главным наследником. В контексте первой главы Послания колоссянам Павел говорит, что Христос, будучи Сыном Божьим, является главным наследником всего творения (Кол.1:12-14).

2. Ин.3:16: означает ли выражение «единородный Сын», что Иисус имел начало?

Ответ: «единородный» (моногенес) не означает, что Иисус имел временное начало; это означает, что Иисус – единственный, «уникальный» Сын Бога. В Ветхом Завете на греческом языке Исаак назван «уникальным» сыном Авраама, хотя у него были и другие дети (Быт.22:2). Иисус – Единородный Сын Бога, потому что Он есть совершенный Бог и единственный вечный Сын Отца (Ин.1:1-3; 14-18).

 

Стихи, ошибочно используемые в поддержку учения о том, что Христос по Своей природе менее Отца:

1. Ин.14:28: если «Отец более» Иисуса, как Иисус может быть Богом?

Ответ: Во время Своей человеческой жизни на земле Иисус добровольно разделил нашу природную ограниченность, чтобы спасти нас. Следовательно слова «Отец Мой более Меня» нужно относить ко Христу как к Человеку.

2. 1Кор.15:28: Если Иисус Бог, то почему Он подчиняется Отцу?

Ответ: здесь речь идёт о воле Христа как Человека.

3. Мк.13:32: Если Иисус Бог, как Он мог не знать времени Своего возвращения?

Ответ: Иисус добровольно уничижил Себя Самого, чтобы испытать ограничения человеческой жизни. Как это ни парадоксально, Иисус при этом оставался всеведущим Богом (Ин.16:30). Именно таких парадоксов и следует ожидать, если, как говорит Библия, Бог решил прожить полноценную человеческую жизнь (Ин.1:1, 14).

Заблуждение № 5: «Отец, Сын и Дух – всего лишь разные титулы Иисуса, или три различных способа, которыми Бог являл Себя людям».

Слово «Троица» использовалось для объяснения вечных взаимоотношений между Отцом, Сыном и Святым Духом.

Истина: Библия ясно показывает, что Отец, Сын и Святой Дух – разные личности.

Некоторые полагают, что учение о Троице противоречит истине о том, что есть только один Бог. Они утверждают, что один Иисус является единственным истинным Богом, а следовательно, Иисус – это «имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф.28:19), а не только имя Сына. Несомненно, есть только один Бог, однако мы должны позволить Библии объяснить, что это значит. А Библия ясно говорит, что Отец, Сын и Дух Святой – три личности:

· Отец посылает Сына (1Ин.4:14; Гал.4:4)

· Отец посылает Духа (Ин.14:26; Гал.4:6)

· Сын говорит не от Самого Себя, а от имени Отца (Ин.8:28; 12:49)

· Дух говорит не от Себя, а от имени Иисуса (Ин.16:13-15)

· Отец любит Сына, и Сын любит Отца (Ин.3:35; 5:20; 14:31)

· Отец и Сын – два свидетеля (Ин.5:31-32, 8:16-18)

· Отец и Сын прославляют друг друга (Ин.17:1, 4-5), а Дух прославляет Иисуса-Сына (Ин.16:14)

· Сын ходатайствует за нас перед Отцом (1Ин.2:1; греч. – параклетос); Иисус-Сын послал Святого Духа, другого Ходатая (в рус. переводе Утешителя, Ин.14:16; 26)

· Иисус Христос – не Отец, но Сын Отчий (2Ин.3)

В Мф.28:19 Иисус не называет Себя Отцом, Сыном и Святым Духом. Он говорит, что христианское крещение свидетельствует о вере человека в Отца, Сына, Которого Отец послал, чтобы умереть за наши грехи, и Святого Духа.

Заблуждение № 6: «Иисус в действительности не был совершенным Богом и совершенным человеком».

Многие люди издавна отвергали идею о том, что Иисус одновременно является совершенным Богом и совершенным человеком. Они пытались разрешить этот парадокс, называя Иисуса простым человеком, через которого говорил Бог, или Богом, Который лишь принял вид человека, или предлагали какие-то еще «простые» теории. Действительно, мы не можем до конца постичь своим умом, как в Иисусе Бог стал человеком. Но воплощение – истина о том, что Бог стал плотью, – является высшим подтверждением того, что для Бога нет ничего невозможного (Быт.18:14; Лк.1:37). И Библия ясно излагает эту истину.

Ириней, епископ лионский (177 г. н. э.), писал: «А Церковь… приняла от апостолов и их учеников, свою веру в единого Бога и Отца Всемогущего, создавшего небо и землю, и море, и всё, что в них, и в единого Христа Иисуса, Сына Божьего, Который стал плотью для нашего спасения, и в Святого Духа, Который через пророков возвестил домостроительство Божие…»

Библия ясно показывает, что Иисус был совершенным человеком:

В детстве Он развивался физически, интеллектуально, социально и духовно (Лк.2:40,52).

Он уставал; Он спал; Он потел; Он испытывал голод и жажду; Он пролил кровь и умер; Его тело было похоронено (Мф.4:2; 8:24; Лк.22:44; Ин.4:6-7; 19:28-42).

После воскресения из мёртвых Он ел и пил с людьми, показал им Свои раны и дал им прикоснуться к Своему телу (Лк.24:39-43; Ин.20:27-29; Деян.10:41).

Библия также ясно показывает, что Иисус был и остается Богом в человеческом облике:

Иисус делал на земле то, что может делать только Бог: Он повелевал силам природы (Мф.8:23-27; 14:22-33), прощал грехи (Мк.2:1-12), заявлял о том, что Он выше закона о Субботе (Ин.5:17-18), и давал жизнь тем, кому Ему было угодно (Ин.5:19-23).

Павел сказал, что Бог приобрёл Церковь Своею кровью (Деян.20:28).

Павел также сказал, что правители века сего по незнанию распяли Господа славы (1Кор.2:8).

Вся полнота Божества пребывает во Иисусе (Кол.2:9).

Ответ первых христиан на эти заблуждения

Раннехристианские богословы первых двух столетий нашей эры написали много книг в защиту христианства от опасностей:

· гонений со стороны Римской империи. Вплоть до начала IV века христианство было вне закона, и христиане часто подвергались зверским гонениям.

· ересей, извращающих основные учения христианства, особенно о божественности Иисуса Христа и природе Бога.

Апостольский Символ веры был одним из самых ранних утверждений веры, составленных для разъяснения основополагающих учений христианства. Он подчёркивает истинную человечность Иисуса, которую отрицали еретики того времени.

Верую в Бога Отца всемогущего, Творца неба и земли.

И в Иисуса Христа, Господа нашего, зачатого от Духа Святого, рожденного девой Марией, пострадавшего при Понтии Пилате, распятого, умершего и погребенного, сошедшего в преисподнюю, воскресшего из мертвых в третий день, вознесшегося на небеса и сидящего одесную Бога Отца всемогущего, откуда Он придет судить живых и мертвых.

Верую в Духа Святого, в единую, святую вселенскую церковь, в общение святых, в отпущение грехов, в воскресение плоти и в жизнь вечную.

Никейский Символ веры был написан руководителями Церкви в 325 г. н. э., а впоследствии дополнен. Он был написан, чтобы защитить веру Церкви в совершенную божественность Христа и официально отвергнуть учение Ария, который говорил, что Иисус – сотворённое, низшее божество.

Веруем в единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.

И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, единородного, от Отца рожденного прежде всех веков, света от света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, единосущного Отцу, через которого сотворено все; ради нас, людей, и нашего спасения ради сошедшего с небес и принявшего плоть от Духа Святого и Марии девы, и ставшего человеком, распятого за нас при Понтии Пилате, страдавшего и погребенного; и воскресшего в третий день по писанию, и восшедшего на небеса, и сидящего одесную Отца, и снова грядущего со славою судить живых и мертвых; Его же царствию не будет конца.

И в Духа Святого, Господа и Животворящего, от Отца исходящего, поклоняемого и прославляемого равно с Отцом и Сыном, говорившего в пророках. В единую святую вселенскую и апостольскую Церковь. Исповедуем единое крещение во оставление грехов. Ожидаем воскресения мертвых и жизни будущего века. Аминь.

Афанасьевский Символ веры, написанный около 400 г. н. э. и названный по имени Афанасия, великого защитника учения о Троице, говорит, что три Личности – не три Бога, а один Бог.

А всеобщая вера такова: мы чтим единого Бога в Троице, и Троицу в единстве, не смешивая ипостаси и не разделяя на части божественную сущность.

Ибо одна есть ипостась Отца, вторая – Сына и третья – Духа Святого.

Но божество и Отца, и Сына, и Святого Духа едино, слава равна, и величие одинаково вечно. Каков Отец, таков и Сын, таков и Дух Святой.

Отец не сотворен, Сын не сотворен, не сотворен и Дух Святой. Отец непостижим, и Сын непостижим, непостижим и Дух Святой. Отец вечен, и Сын вечен, вечен и Дух Святой.

Однако ж не трое вечных, но один вечный; равно как и не трое несотворенных или трое непостижимых, но один несотворенный, и один непостижимый.

Подобным же образом, Отец всемогущ, и Сын всемогущ, всемогущ и Дух Святой. Однако не трое всемогущих, но один всемогущий.

Так, отец есть Бог, Сын есть Бог, и Дух Святой есть Бог. Однако не три Бога, но один Бог.

А также Отец есть Господь, Сын есть Господь, и Дух Святой есть Господь. Однако не три Господа, но один Господь.

Ибо как христианская истина побуждает нас каждую Ипостась в отдельности исповедовать Богом и Господом, так вселенское благочестие запрещает нам говорить о трех Богах или трех Господах.

Отец никем не создан, не сотворен и не рожден.

Сын Отцом одним не создан, не сотворен, но рожден.

Дух святой от Отца (и Сына) не создан, не сотворен и не рожден, но исходит.

Итак, один Отец, а не три Отца; один Сын, а не три Сына; один Дух Святой, а не три Святых Духа.

В этой Троице нет первого и последнего, нет большего или меньшего, но три Ипостаси меж собой одинаково вечны и равны; следовательно, как уже сказано, надлежит поклоняться Троице в единстве и единству в Троице.

А потому, кто желает спастись, тот так думай о Троице.

Но для вечного спасения нужно также безусловно верить в воплощение Господа нашего Иисуса Христа.

Таким образом, истинная вера состоит в том, чтобы веровать и исповедовать, что Господь наш Иисус Христос, Сын Божий, есть и Бог, и человек. Бог, от природы Отца рожденный прежде всех времен, и человек, от природы матери рожденный во времени; совершенный Бог и совершенный человек, в котором разумная душа и человеческое тело, равный Отцу по божеству, и меньший Отца по человечеству. Но хотя он и Бог и человек, однако не два Христа, но один Христос.

Он един не превращением божественного в человеческое, но восприятием человеческого в божество.

Он един совершенно, однако не слиянием природ, но единством личности.

Ибо равно как разумная душа и тело вместе есть один человек, так и Бог и человек есть один Христос, пострадавший ради нашего спасения, сошедший в ад, в третий день воскресший из мертвых, вознесшийся на небеса и воссевший одесную Отца, откуда Он придет судить живых и мертвых.

В пришествие Его все люди воскреснут из мертвых с телами своими, чтобы дать отчет в делах своих.

И делавшие доброе пойдут в жизнь вечную, а делавшие злое – в огонь вечный.

Вот вера вселенская. Кто не будет верно и твердо держаться ее, тот не может спастись.

Догмат, сформулированный на Халкидонском Соборе 451 г. в защиту истины от лжеучителей, утверждает, что Иисус – совершенный Бог и совершенный Человек.

Последуя святым отцам, мы единогласно учим исповедовать одного и того же Сына, Господа нашего Иисуса Христа, совершенного в божестве и совершенного в человечестве; истинного Бога и истинного человека, имеющего душу и тело; единосущного Отцу по божеству и единосущного нам по человечеству, во всем нам подобного, кроме греха; рожденного прежде веков от Отца по божеству, в последние же сии дни рожденного ради нас и нашего спасения ради от Марии девы Богородицы по человечеству; одного и того же Христа, Сына, Господа, единородного, в двух естествах неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно познаваемого (различие двух естеств никак не упразднется их союзом, но свойства каждого естества сохраняются, соединенные в одном Лице и в одной Ипостаси); на два Лица не рассекаемого и не разделяемого, но одного и того же Сына и единородного Бога Слово, Господа Иисуса Христа; как издревле говорили о Нем пророки, и как Сам Господь Иисус Христос научил нас, и как передал нам символ отцов наших.

Важные ссылки

Божественные качества   Отец   Сын    Святой Дух

Вечный Рим.14:25

Откр.1:17

Евр.9:14*

 

Творец всего     Пс.99:3

Кол.1:16

Ис.40:13

 

Вездесущий (может находиться повсюду одновременно) Иер.23:24

Мф.28:20

Пс.138:7

 

Всезнающий (всё знает)    Мф.11:27

Ин.21:17; см. тж. Мф.11:27

1Кор.2:10

 

Обладает волей и совершает сверхъестественные действия          Еф.1:5

Мф.8:3

1Кор.12:11

 

Даёт жизнь        Быт.1:11-31; см. тж. Ин.5:21

Ин.1:4; см. тж. Ин.5:21

Рим.8:10; см. тж. Ин.3:8

 

Укрепляет верующих       Пс.137:3

Флп.4:13

Еф.3:16

 

*) В греческом тексте этого стиха Святой Дух назван «Вечным Духом».

 

В Ветхом Завете нет указаний на троичность Господа?

 

В Ветхом Завете имеется достаточное количество указаний на троичность Лиц, а также прикровенные указания на множественность лиц в Боге без указания конкретного числа.

 

Об этой множественности говорится уже в первом стихе Библии (Быт. 1, 1): "Вначале сотворил Бог небо и землю".

 

Глагол "барра" (сотворил) стоит в единственном числе, а существительное "элогим" — во множественном, что буквально означает "боги". В своих заметках на книгу Бытия святитель Филарет Московский отмечает:

 

"В сем месте еврейского текста слово "элогим", собственно Боги, выражает некоторую множественность, между тем, как речение "сотворил", показывает единство Творца. Догадка об указании сим образом выражения на таинство Святой Троицы, заслуживает уважения".

 

(Быт. 1, 26): "И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему".

 

Слово "сотворим" стоит во множественном числе.

То же самое (Быт. 3, 22): "И сказал Бог: вот Адам стал как один из Нас, зная добро и зло", из Нас — тоже множественное число.

(Быт. 11, 6-7), где речь о Вавилонском столпотворении: "И сказал Господь: ...сойдем же и смешаем там язык их", слово "сойдем" — во множественном числе.

Святитель Василий Великий в "Шестодневе" (Беседа 9), следующим образом комментирует эти слова:

"Подлинно странное пустословие — утверждать, что кто-нибудь сидит и сам себе приказывает, сам над собою надзирает, сам себя понуждает властительно и настоятельно. Второе — это указание собственно на три Лица, но без наименования лиц и без их различения".

18 глава книги "Бытия", явление трех Ангелов Аврааму. В начале главы говорится, что Аврааму явился Бог, в еврейском тексте стоит "Иегова". Авраам, вышедши навстречу трем странникам, кланяется Им и обращается к Ним со словом "Адонаи", буквально "Господь", в единственном числе.

В святоотеческой экзегезе встречается два толкования этого места. Первое: явился Сын Божий, Второе Лицо Пресвятой Троицы, в сопровождении двух ангелов. Такое толкование мы встречаем у муч. Иустина Философа, у святителя Илария Пиктавийского, у святителя Иоанна Златоустого, у блаженного Феодорита Киррского.

 

Однако большинство отцов — святители Афанасий Александрийский, Василий Великий, Амвросий Медиоланский, блаженный Августин, — считают, что это явление Пресвятой Троицы, первое откровение человеку о Триединстве Божества.

Именно второе мнение, было принято православным Преданием и нашло свое воплощение, во-первых, в гимнографии (канон Троичный воскресной полунощницы 1, 3 и 4 гласа), где говорится об этом событии именно как о явлении Триединого Бога и в иконографии (известная икона "Троица ветхозаветная").

Блаженный Августин ("О граде Божием", кн. 26) пишет: "Авраам встречает трех, поклоняется единому. Узрев трех он уразумел таинство Троицы, а поклонившись как бы единому — исповедал Единого Бога в Трех лицах".

Косвенным указанием на троичность лиц в Боге является священническое благословение, существовавшее в Ветхом Завете (Чис. 6, 24—25). Звучало оно следующим образом:

"да благословит тебя Господь и сохранит тебя! да призрит на тебя Господь светлым лицем Своим и помилует тебя! да обратит Господь лице Свое на тебя и даст тебе, мир!"

Трехкратное обращение ко Господу может служить также прикровенным указанием на троичность лиц.

Пророк Исайя описывает свое видение в Иерусалимском храме. Он видел, как Серафимы, окружая Престол Бога, взывали: "Свят, Свят, Свят Господь Саваоф". При этом сам Исайя услышал глас Божиий: кого Мне послать и кто пойдет для Нас? То есть, Бог говорит о Себе одновременно и в единственном числе — Мне, и во множественном — для Нас (Ис. 6,8).

В Новом Завете эти слова пророка Исайи осмыслены именно как откровение о Пресвятой Троице. Это мы видим из параллельных мест. В Ин. 12, 41 говорится: "Исайя видел славу Сына Божия и говорил о Нем". Таким образом, это откровение Исайи было Откровением и Сына Божия.

В Деян. 28, 25-26 сказано, что Исайя слышал глас Святого Духа, который посылал его к израильтянам, таким образом это было также и явление Духа Святого. Значит видение Исаии было откровением Троицы.

 

В Библии не содержится учения о Божественности Господа Иисуса Христа?

 

В своей полемике с христианами мусульмане обычно утверждают, что нигде в Библии не провозглашается Божественность Господа Иисуса Христа. «Согласно вашему Писанию, Иисус Христос является обычным пророком, а не Богом» - говорят они. Неужели это правда? Неужели все христианские святые и подвижники благочестия не читали Библии, а потому не знали, что в ней, якобы, опровергается незыблимая двухтысячелетняя христианская вера в Божественность Спасителя? Ответ на этот вопрос мы постараемся дать в нижеприведенной статье.

 

Прежде всего, необходимо обратиться к тому, что писали о Спасителе ветхозаветные пророки. Являясь абсолютными монотеистами, исповедующими единого по Божественной сущности Творца, пророки, тем не менее, говорили о Сыне (Исайя 9:6), являющемся вечным Владыкой Израиля и Богом (Исайя 9:6; Даниил 7:13-14; Михей 5:2), Которому будут служить все народы (Даниил 7:13-14), и Который придет из Вифлеема (Михей 5:2). Кто пришел к человечеству из Вифлеема? Господь Иисус Христос. Продолжая эту же мысль, святитель Кирилл Иерусалимский пишет:

 

«Господь услышал молитву пророков, Отец не презрел погибающего рода нашего, послал с небес Врача — Сына Своего, Господа нашего. [Потому] один пророк и говорит: Господь, Которого вы ищете, грядет: и внезапно придет. Куда же? В Церковь Свою... (Малахия 3:1), в которой вы камением бросали в Него... Что же сказать? Вот Бог ваш, вот Господь грядет с силою (Исайя 40:10). Сам Господь также сказал: вот, Я приду и поселюсь посреди тебя... (Захария 2:10)».

 

Так же пророки Давид и Иеремия именуют Мессию "Господом" (Псалтирь 109:1 и Евангелие от Марка 12:36-37; Иеремия 23:5-6 и 33:16), а ученик Иеремии, пророк Варух, характеризует Создателя следующими словами: "Сей Бог наш, и никто другой не сравнится с Ним. Он нашел все пути премудрости и даровал ее рабу Своему Иакову и возлюбленному Своему Израилю. После того Он явился на земле и обращался между людьми" (Варух 3:36-38) - т.е. Сам Господь Бог придет на землю и поживет среди людей! Таким образом, вера в Боговоплощение не была чужда Ветхозаветному Израилю, а значит ее не стоит отвергать и нам.

 

* * *

 

«Но ведь Сам Иисус никогда не провозглашал Своей Божественности! Наоборот, Он считал Себя обычным человеком» - скажут нам наши друзья-мусульмане. К сожалению, утверждая подобное, наши оппоненты заблуждаются. В Священном Писании Спаситель говорит о Себе такие вещи, которые никто, кроме Бога, сказать не смог бы. По слову Самого Христа:

 

1) Он будет судить мир на Страшном Суде (От Матфея 25:31-46; От Иоанна 5:22; От Матфея 16:27);

 

2) Ему принадлежит всё, что принадлежит Отцу (От Иоанна 17:10; От Иоанна 16:15; От Луки 10:22; От Матфея 11:27);

 

3) Он Сам посылает пророков (От Матфея 23:34);

 

4) Он является вечным (От Иоанна 6:62; От Иоанна 3:13; От Иоанна 17:5; От Иоанна 8:58);

 

5) Он знает Отца так же хорошо, как и Отец знает Его (От Иоанна 10:15);

 

6) Он обладал единой с Богом Отцом славой прежде создания мира (От Иоанна 17:5), а ведь Господь ни с кем Своей славой не делится (Исайя 42:8; 48:11);

 

7) Ему принадлежит вся власть на небе и на земле (От Матфея 28:18);

 

8) Он и Отец - одно (От Иоанна 10:30);

 

9) Его следует почитать точно таким же образом, как и Отца (От Иоанна 5:23).

 

Неужели этого не достаточно, чтобы убедиться, что Спаситель считал Себя не простым человеком, но воплощенным Богом? Неужели после всех этих цитат мусульманам по-прежнему будет нужна прямая фраза Христа: «Я — Бог, поклоняйтесь Мне!»? Разумеется, нет. Провозглашая наличие у Себя Божественной власти, Христос, тем самым, говорил о Своей Божественности. Христиане верят Спасителю, но почему же Ему не верят мусульмане?

 

К счастью, в отличие от приверженцев ислама, апостолы Христу верили. Верили и поэтому называли Его:

 

1) Богом (От Иоанна 20:28-29; Деяния 20:28; Послание к Римлянам 9:5; Второе послание Петра 1:1; Послание к Титу 2:13; Филиппийцам 2:6-8);

 

2) и Творцом (Св. Евангелие от Иоанна.1:1-3, 14-15; Послание к Колоссянам 1:13-17; Евреям 1:1-2; Евреям 1:8-10; Послание к Колоссянам 2:9).

 

Ученики Христовы не просто считали Его равным Богу Отцу (Филиппийцам 2:6), но также применяли к Нему эпитеты и цитаты, которые в Ветхом Завете использовались исключительно по отношению к Создателю. К примеру, в Ветхом Завете пророк Даниил следующим образом описывает увиденного им Господа: «Видел я, наконец, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его — как чистая волна; престол Его — как пламя огня, колеса Его — пылающий огонь.» (Даниил 7:9). В Новом Завете подобным же образом описывается Спаситель, Которого увидел в своем видении апостол Иоанн Богослов: «...и, посреди семи светильников, [увидел] подобного Сыну Человеческому, облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом: глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег; и очи Его, как пламень огненный; и ноги Его подобны халколивану, как раскаленные в печи, и голос Его, как шум вод многих.» (Откровение Иоанна Богослова 1:13-15).

 

В Ветхом Завете Господь утверждает через пророка Исайю Свою вечность: «Так говорит Господь, Царь Израиля, и Искупитель его, Господь Саваоф: Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Бога» (Исаия 44:6). Точно такими же словами утверждает в Новом Завете Свою вечность Господь Иисус Христос: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний... так говорит Первый и Последний, Который был мертв, и се, жив» (Откровение Иоанна Богослова 22:13; 2:8).

 

В Ветхом Завете Господь говорит, что является единственным Спасителем мира (Исайя 43:11). В Новом Завете утверждается, что единственный наш Спаситель — это Иисус Христос (От Луки 2:11; От Иоанна 4:42; Титу 2:13), ибо «...нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деяния Святых Апостолов 4:12).

 

В Ветхом Завете говорится, что Сам Бог является нашим «Искупителем» (Исаия 47:4; Псалтирь 129:7). В Новом Завете этот титул используется по отношению ко Христу (Откровение Иоанна Богослова 5:9; Галатам 3:13; Св. Евангелие от Матфея 20:28).

 

Бог Ветхого Завета говорит, что перед Ним «преклонится всякое колено» (Исайя 45:23), Его «прославят все народы» (Псалтирь 85:9). В Новом Завете мы читаем, что всякое колено преклонится перед именем Иисуса Христа (Филиппийцам 2:10) и именно Его прославит всякое создание (Откровение Иоанна Богослова 5:13).

 

Наконец, существует множество других новозаветных цитат, в которых атрибуты ветхозаветного Бога Яхве применяются ко Христу (сравните: Псалтирь 101:26 и Послание к Евреям 1:10; Захария 14:5 и 1 Фессалоникийцам 3:13; Псалтирь 49:6 и 2 Послание к Тимофею 4:1), однако мы не станем сейчас приводить их все, т.к. единственной нашей целью было показать истинную веру апостолов в Божественность Господа Иисуса Христа.

 

* * *

 

Следует также заметить, что истинность Библии, провозглашающей Спасителя Богом, подтверждается трудами ранних христиан, свидетельствами светских нехристианских деятелей, живших в первых веках (Плиний Младший, Корнелий Тацит, Лукиан из Самосаты), а также археологическими раскопками (к примеру, фрагментами древней мозаики, найденной в тюрьме Мегиддо). Следовательно, никаких сомнений в Божественности Господа Иисуса Христа у нас нет и быть не может.

 

 


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 147;