Из письма к О. И. Сулержицкой 37 страница
436*
Печатается по подлиннику, хранящемуся в ЦГАЛИ.
1 Возможно, Станиславский знал, что М. Ф. Андреева нелегально вернулась в Россию, где действовал циркуляр департамента полиции от 18 июня 1907 г. о ее аресте. 9 апреля 1913 г. Н. А. Румянцев от имени группы артистов МХТ ходатайствовал перед товарищем министра, внутренних дел В. Ф. Джунковским о том, чтобы Андреевой разрешили въезд в Одессу и Киев для участия в гастрольном спектакле "Одинокие".
2 Л. А. Сулержицкий писал А. М. Горькому 9 марта 1913 г.: "Еще в прошлом году в школе я завел упражнения [со] своими словами. ...Это упражнение всегда давало интересные краски, и слова бывали иногда так хороши, что мне хотелось их записать" (Музей МХАТ, архив Л. А. Сулержицкого, фотокопия).
3 А. М. Горький дал Н. А. Румянцеву "несколько листиков для передачи Константину Сергеевичу". В сентябре 1912 г. Горький писал ему: "В данное время я лишен возможности быть полезным делу, затеваемому Константином Сергеевичем. Утопаю в работе, очень спешной, очень нужной. Если б он затеял это летнею порой, когда я сравнительно свободен!
Само собою -- пусть он делает "опыты", но я боюсь, что он не вполне меня понял и что актеры, участники опытов, начнут действовать не от самих себя, а от литературы: вспомнят наиболее выигрышные роли старых пьес и выдвинут их, а не свои представления о любящем, ненавидящем, скупом, злом, ленивом, добром и т. д.
|
|
Тем -- не может быть, и, конечно, я не могу дать их. Тема пьесы -- действие ее -- развивается из противоречий тех образов, которые создадут лица, участвующие в опытах" (М. Горький, Собр. соч., т. 29, стр. 258).
Подробно об этом Горький писал Станиславскому 29 сентября 1912 г. (там же, стр. 259--270).
4 Статья "В Студии Художественного театра", напечатанная в газете "Русские ведомости" 6 апреля 1913 г. без подписи, была, по-видимому, написана H. E. Эфросом.
437*
Дата устанавливается по первому представлению пьесы Л. Андреева "Екатерина Ивановна" в Петербурге -- 16 апреля 1913 г.
1 А. Г. Коонен перешла в Свободный театр, а затем в 1914 г. -- в Камерный театр.
Коонен, по ее словам, была многим обязана Станиславскому как режиссеру и учителю, как старшему другу. В молодые годы в доме Станиславского и Лилиной она часто находила гостеприимство и поддержку. Объяснение со Станиславским, о котором идет речь в письме, Коонен переживала глубоко и тяжело.
2 "Эльга" -- драма Г. Гауптмана, не была включена в репертуар студии.
3 Узнав о том, что при автомобильной катастрофе погибли дети Айседоры Дункан, Станиславский послал телеграмму в Париж: "Если чувство скорби далекого друга не ранит Вас в Вашем чрезмерном страдании, разрешите выразить отчаяние перед невероятной, поразившей Вас катастрофой. Вся моя семья присоединяется" (черновой автограф на французском языке; Музей МХАТ, архив КС).
|
|
4 В 1913 г. в записной книжке Станиславский писал:
"Какая разница между исполнением Гончарова, или Гнедича, или Виктора Александрова в Александрийском и других театрах? Тот же ритуал актерских действий. Поэтому -- не было и помина о Гончарове, как не было помина о Тургеневе (в "Месяце в деревне") в том же театре. Никаких партитур, кусков, задач жизни, смысла, а только манеры Савиной, Ходотова, Петровского и других -- быть веселым, злым, простым и проч.
Беда, когда всякую роль, всякого автора подминают под себя, приспособляют к себе, переваривают для себя. Тут смерть искусству и ремесло" ("Музей МХАТ, архив КС No 781).
438*
1 Инсценировка романа Гончарова "Обрыв" в Художественном театре не шла.
439*
Печатается по подлиннику, хранящемуся в ЦГАЛИ СССР, ф. 55, оп. 1, ед. хр. 412.
Ответ на письмо А. А. Блока, написанное в тот же день, 19 апреля 1913 г.
1 Пьеса "Роза и Крест", которую Блок закончил 19 января 1913 г.
2 Алексей Михайлович -- Ремизов (р. 1877 г.), писатель-символист; с 1921 г. -- эмигрант.
|
|
440*
Ответ на письмо О. В. Гзовской из Германии от 21 мая 1913 г.
Год устанавливается по гастролям МХТ в Одессе, число и месяц -- по фразе письма: "Сейчас играю в 4-й раз здесь "Вишневый сад" (25 мая 1913 г.).
1 Пургон -- врач Аргана в "Мнимом больном" Мольера.
2 Муся -- M. A. Жданова.
3 Должно быть, речь идет о пьесе Б. Шоу "Шоколадный солдатик". "Я очень, очень думаю о работе зимой и приготовила комедию для студии. Постановка, весь план -- все готово, так что прямо можно, как осень придет, начать... Комедия Бернарда Шоу, чудесная и очень изящная и веселая, высмеивает в оригинальных тонах и очень сильно нравы высшего света и прессу", -- писала О. В. Гзовская.
4 Постановка трагедии Ф. Шиллера "Коварство и любовь" осталась неосуществленной.
5 Первое представление "Николая Ставрогина" (инсценировка романа Ф. М. Достоевского "Бесы") состоялось 23 октября 1913 г. Роль Лизы исполняла Л. М. Коренева.
6 Роль Туанет -- в "Мнимом больном" Мольера.
7 "Хозяйка гостиницы" Гольдони шла в МХТ в 1914 г. в переводе В. А. Нелидова.
441*
Печатается по подлиннику, хранящемуся в ЦГАЛИ СССР, ф. 837, оп. 1, ед. хр. 325.
Дата устанавливается по письму Н. А. Попова к Станиславскому от 27 мая 1913 г.
|
|
1 Н. А. Попов просил предоставить ему режиссерскую работу в МХТ или в Первой студии.
442
1 Спектакли Первой студии МХТ получили признание в Петербурге. После гастролей Станиславскому поднесли адрес: "Ваша заслуга перед искусством двойная: Вы сами -- большой, подлинный художник, светлый и воодушевленный, в то же время Вы -- художник-учитель, научающий будущих артистов отыскивать подлинные формы художественного воплощения правды" ("Русское слово", 16 мая 1913 г.).
Об "истинно прекрасных" впечатлениях от спектакля "Гибель "Надежды" А. А. Блок писал в письме к Станиславскому 7 мая 1913 г. (Музей МХАТ, архив КС).
443*
1 H. E. Эфрос помещал статьи о Художественном театре в газете "Одесские новости".
444*
Ответ на письмо Бенуа от 14 июня 1913 г.
1 А. Н. Бенуа прислал Станиславскому пьесу Гольдони "Хозяйка гостиницы" в переводе В. Нелидова, с собственноручными исправлениями текста.
445*
1 Доктор Ранк и Хельмер -- роли в пьесе Ибсена "Кукольный дом" ("Нора"). Саломея -- главная роль в одноименной пьесе О. Уайльда.
2 Сквозное действие -- термин "системы" Станиславского (см. Собр. соч., т. 2).
446*
Дата устанавливается по почтовому штемпелю.
1 См. письмо к Бенуа от 26 июня 1913 г. (No 444).
2 Бенуа предлагал перенести действие комедии Гольдони "Трактирщица" из Флоренции в Венецию.
447*
Дата, указанная Станиславским, не точна.
Год устанавливается со слов И. К. Алексеева. Месяц изменяется по связи с письмом Станиславского к сыну от 25 июня 1913 г. из Ялты (личный архив И. К. Алексеева). Суббота, по вечному календарю, приходилась на 20 июля 1913 г.
1 Лето 1913 и 1914 гг. Игорь Алексеев провел вместе с Л. А. Сулержицким в Каневе бывш. Киевской губернии. "Это было в то лето, когда Иван Михайлович [Москвин] был адмиралом, сам он [Сулержицкий] капитаном, Николай Григорьевич [Александров] помощником капитана, а Пров Михайлович Садовский министром иностранных дел и начальником "моторно-стопной" команды. Это было в то лето, когда Николай Осипович [Массалитинов], Игорь, я, Володя и Федя Москвины... Митя Сулержицкий были матросами и вели каторжную жизнь подневольных, с утра до сна занятых морским учением на трех лодках, рубкой и пилкой дров, раскопками, косьбой, жатвой, поездками на бочке за водой" (Е. Б. Вахтангов, Записки.. Письма. Статьи, стр. 39).
2 Володя Сергеев -- друг Игоря Алексеева.
448*
Месяц указывается Станиславским ошибочно. 20 июня 1913 г. он находился еще в Ялте.
1 Духовные власти не хотели, чтобы рядом со Страстным монастырем находился театр.
2 Никулин Вениамин Иванович -- известный провинциальный антрепренер. Шейн Константин Сергеевич в труппе МХТ не состоял.
3 Тарханов Михаил Михайлович (1877--1948) с 1898 г. играл на провинциальной сцене, в 1922 г. поступил в МХАТ, где сыграл роли Градобоева ("Горячее сердце" А. Н. Островского), хозяина булочной Семенова ("В людях" по М. Горькому), Собакевича ("Мертвые души" по Н. В. Гоголю), Фурначева ("Смерть Пазухина" M. E. Салтыкова-Щедрина) и многие другие. Талантливый педагог, Тарханов был художественным руководителем ГИТИСа. Народный артист СССР.
4 Немирович-Данченко писал Станиславскому о том, что нужно сократить расходы на новые постановки.
449*
"22/VI" -- описка, так как 22 июня Станиславский еще находился в Ялте.
1 ...Книга принимает какой-то настоящий вид -- книга "Три направления в искусстве".
2 Grand-duc (франц.) -- великий князь Константин Константинович Романов.
3 Мирандолина и кавалер ди Рипафратта -- роли в "Хозяйке гостиницы" Гольдони
450
1 "Бесы" -- роман Ф. М. Достоевского
2 Помещение бывшего кинематографа "Люкс" на Тверской улице
3 Из перечисленных пьес в Первой студии шли: "Сверчок на печи" (ноябрь 1914 г.) и "Калики перехожие" (декабрь 1914 г.).
451
1 "Будет ли меня ждать Немирович до 10-го и удобно ли взять роль у Халютиной", -- писала Лилина Станиславскому 26 августа 1913 г. На другой день после возвращения Лилиной в Москву, 11 сентября, состоялась ее беседа с Немировичем-Данченко о роли Марьи Тимофеевны Лебядкиной ("Хромоножки") в спектакле "Николай Ставрогин" (инсценировка романа "Бесы"). Роль Лебядкиной -- одна из больших творческих удач М. П. Лилиной.
2 "Горе от ума" было возобновлено 27 октября 1914 г. в декорациях М. В. Добужинского. Роль Чацкого по-прежнему исполнял В. И. Качалов; М. П. Лилина играла уже не Лизу, а Хлестову.
3 Проект постановки "Отелло" в Первой студии под руководством и с участием Л. М. Леонидова не осуществился. Леонидов сыграл Отелло только в 1930 г., в спектакле МХАТ.
Мысль о постановке комедии В. Дьяченко "Гувернер" (с благотворительной целью) возникла потому, что Станиславский блестяще исполнял роль Дорси в Обществе искусства и литературы. Спектакль не состоялся.
4 Роль актрисы Ортензии в "Хозяйке гостиницы" М. П. Лилина не играла.
452*
Открытка. Послана в Кисловодск. Дата устанавливается по почтовому штемпелю.
1 Сомов Константин Андреевич (1869--1939) -- живописец и театральный художник, один из видных представителей объединения "Мир искусства".
453*
Открытка. Дата устанавливается по почтовому штемпелю.
1 "Сердце не камень" -- пьеса А. Н. Островского.
Кустодиев Борис Михайлович (1878--1927) -- живописец, график и театральный художник. Входил в объединение "Мир искусства". В сезоне 1913/14 г. был приглашен в Художественный театр. "Смерть Пазухина" Салтыкова-Щедрина и "Осенние скрипки" Сургучева шли в декорациях и костюмах Кустодиева. Он написал также эскизы и сделал макет к неосуществленному спектаклю "Волки и овцы" (сезон 1915/16 г.).
2 Митиль и Кот -- роли в пьесе Метерлинка "Синяя птица"; Михаил Чехов роль Кота не играл.
454*
1 Письмо и экземпляр пьесы с надписью В. Я. Брюсова не сохранились. В 1913 г. Брюсов написал трагедию "Протесилай умерший".
455*
Дата устанавливается по фразе письма: "Прочесть удастся после открытия сезона, каковое очень опаздывает" (сезон 1913/14 г. открылся 23 октября 1913 г.).
1 Л. Я. Гуревич сообщала Станиславскому в письме от 19 июня, что она переводит для него "чудесные выписки из Мольера и его биографии" (Музей МХАТ, архив КС).
В архиве К. С. Станиславского хранятся отрывки из "Воспоминаний о Мольере" аббата д'Алленваля и фрагменты из книги К. Манциуса о Мольере.
2 В 1913 г. вышло первое издание книги "Моя жизнь" А. И. Шуберт.
3 Петр Михайлович -- Ярцев, театральный критик.
4 См. прим. к письму No 451.
5 Яков Яковлевич -- брат Л. Я. Гуревич (псевдоним -- Крюковской), прислал Станиславскому пьесу "На большую дорогу" (шла в 1913 г. в Передвижном театре П. П. Гайдебурова и Н. Ф. Скарской).
456*
Дата устанавливается по содержанию письма: "Сегодня, т. е. сейчас, сдал еще один экзамен. Гзовская играла Туанету" (24 октября 1913 г.); "Опять меня оторвали, и письмо пролежало два дня".
1 Ставрогинцы -- участники спектакля "Николай Ставрогин" ("Бесы" Достоевского).
2 "Прекрасная Елена" -- оперетта Ж. Оффенбаха.
3 Станиславский писал это письмо до того, как была напечатана статья Горького "Еще о "карамазовщине" ("Русское слово", 27 октября 1913 г.), в которой он протестовал против постановки: "Не Ставрогиных надобно ей [современной молодежи -- Л. Ф.]показывать теперь, а что-то другое. Необходима проповедь бодрости, необходимо духовное здоровье, деяние, а не самосозерцание, необходим возврат к источнику энергии -- к демократии, к народу, к общественности и науке". Буржуазно-либеральная пресса выступила в защиту спектакля.
В течение октября и ноября большевистская газета "За правду" печатала отклики рабочих, ставших на сторону Горького в его споре с Художественным театром.
4 М. П. Лилина исполняла роль Марьи Тимофеевны Лебядкиной ("Хромоножки").
5 Васильевы -- семья врача в Кисловодске, в доме которой жила К. К. Алексеева.
457*
В подлиннике -- описка. Письмо написано не 7 октября, а 7 ноября.
1 6 ноября днем состоялось торжественное заседание труппы Малого театра под председательством M. H. Ермоловой. Выступали: А. И. Южин, Вл. И. Немирович-Данченко и другие; К. С. Станиславский возложил у бюста Щепкина венок от МХТ. M. H. Ермолова прочитала отрывки из воспоминаний Г. Н. Федотовой о М. С. Щепкине.
Вечером состоялся спектакль. Были исполнены: третий акт "Ревизора", третий акт "Горя от ума", "Школа мужей" Мольера; в заключение шел апофеоз: "Щепкин и созданные им образы" и "Щепкин среди труппы Малого театра".
2 Г. Н. Федотова подарила Станиславскому рукопись своих воспоминаний.
9 ноября 1913 г. Г. Н. Федотова отвечала Станиславскому; "Моя любовь к Вам умрет вместе со мною, а Вы, мой беспокойный художник, наверно, уже променяли меня на одну из Ваших новых систем" (Музей МХАТ, архив КС).
458*
Печатается по подлиннику, хранящемуся в Музее МХАТ (архив КС).
Одновременно с приветствием Художественный театр отправил в подарок Передвижному театру П. П. Гайдебурова и Н. Ф. Скарской декорации спектакля "Пер Гюнт".
459*
Записка, посланная Станиславским А. Н. Бенуа во время репетиции "Хозяйки гостиницы".
Дата помечена неизвестным лицом.
460*
1 Написано после одной из репетиций "Хозяйки гостиницы" Гольдони. Дата, очевидно, помечена адресатом.
461*
Дата устанавливается по премьере "Хозяйки гостиницы" и по ответному письму Л. Я. Гуревич от 26 февраля 1914 г. (Музей МХАТ, архив КС).
1 О. В. Гзовская ушла из театра 1 июля 1914 г., но выступала в отдельных спектаклях МХТ. С 15 июня 1915 г. она снова была зачислена в труппу Художественного театра и пробыла в нем до 1917 г.
2 Свободный театр был закрыт из-за разногласий между режиссурой и владельцами театра Е. П. и В. П. Суходольскими. В декабре 1914 г. был создан Камерный театр. А. Я. Таиров, возглавивший его, в Свободном театре ставил пантомиму "Покрывало Пьеретты". А. Г. Коонен перешла в Камерный театр.
Проект второго театра остался неосуществленным.
462
Дата устанавливается по почтовому штемпелю.
1 Л. Я. Гуревич привезла выписки из книг немецких, французских, английских, итальянских актеров и драматургов о сценическом искусстве. "Всего несколько дней пробыли мы в Люстдорфе, но они были полны глубокого содержания,-- вспоминала она.-- Ходили с привезенными мною материалами на пляж и, выискав такое место, где меньше было народу и не мешали работать, читали вслух. Иногда Константин Сергеевич отрывался от чтения и, прищурив глаза, задумывался. Потом подолгу обсуждали прочитанное..." ("О Станиславском", ВТО, 1948, стр. 138).
463*
Открытка. Пьеса З. Гиппиус "Зеленое кольцо" была поставлена во Второй студии МХТ в день ее открытия, 24 ноября 1916 г.
464*
Год устанавливается по фразе письма: "...живем очень тревожно по случаю войны", месяц и число -- по дню именин Вл. И. Немировича-Данченко -- 15 июля.
Империалистическая война 1914 г. застала семью Станиславского, Л. Я. Гуревич, В. И. Качалова в Мариенбаде, где они отдыхали после гастролей в Одессе.
1 Постановка трагедии Ф. Шиллера "Коварство и любовь" осталась неосуществленной. В то время внимание театра привлекла пьеса Мережковского "Будет радость".
465*
1 Послано в Канев Киевской губернии.
466*
1 Вернувшись на родину, Станиславский опубликовал свои воспоминания "Из пережитого за границей" ("Русские ведомости", 1914, No 211, 212, 216, 220; то же в Собр. соч., т. 5, стр. 499--513).
2 Маскотта -- так в шутку называли в Художественном театре Е. Н. Немирович-Данченко, так как считалось, что она приносит театру счастье (mascotte -- амулет (франц.).
467*
Печатается по подлиннику, хранящемуся в Музее МХАТ (архив КС).
468*
1 Телеграмма Немировича-Данченко не сохранилась.
Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 395; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!