Семинарское занятие 6. Европейское Возрождение как духовная реабилитация телесного. Характеристика духовной жизни Ренессанса (2 часа)



           

План:

1. Общие черты духовного Европейского Возрождения.

2. Художественно-эстетическая доминанта духовности Ренессанса. Ренессанс как возрождение античного типа духовности. Реабилитация и одухотворение телесного. Духовный смысл ренессанского гуманизма. Утверждение ценности личности. Восстановление господствующей роли разума и формирование новой картины мира. Утверждение пантеизма. Пантеизм как возвращение идеи полноценности (целостности) мира и «примирения» природы с Богом.

3. Мир как гармоничное целое в зеркале искусства Ренессанса. Тематические и стилистические особенности искусства Возрождения.

4. Формирование прямой линейной перспективы в живописи и ее духовный смысл. Синтез духовного и телесного как основа ренессансной эстетики.

5. Возрожденческий «титанизм» как духовное явление. Обратная сторона «титанизма». Развитие ренессанского искусства как эволюция духовности.

6. Духовность Ренессанса как неудавшаяся попытка восстановления целостности человека. Ренессанская духовность как осмысление, переживание и созидание целостного мира как гармонии частей.

7. Художественное творчество как основная форма духовной жизни эпохи Ренессанса.

Основная литература:

1. Бахтин М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. - М., 1990. гл. 5. (Гротескный образ тела у Рабле и его источники).

2. Бердяев Н.А. Конец Ренессанса и кризис гуманизма. Разложение человеческого образа //Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства: В 2-х т. - Т.1. - М., 1994.

3. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1978.

4.  Тарнас Р. История западного мышления. - М., 1995. гл. IV, с. 176-178; Гл. V, с. 187-194.

5. Тэн И. Философия искусства. - М., 1996. с. 72-118.

6. Фромм Э. Бегство от свободы. - М., 1990. с. 43-93.

7. Шпенглер О. Закат Европы. - Новосибирск, 1993. с. 336-343; 350-372.

       Дополнительная литература:

1. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. - М., 1989.

2. Мочалов Л.В. Пространство мира и пространство картины. - М., 1989. с. 97-150.

3. Сапронов ПА Культурология: Курс лекций по теории и истории культуры. - СПб., 2001. Часть 8.

Семинарское занятие 7. Новое время: от рационализации духовного к овеществлению человеческого. Формирование и утверждение новоевропейского рационализма (2 часа)

           

План:

1. Становление субъектно-объектной парадигмы в научном мышлении и ее значение для развития духовности. Человек и мир в свете научного рационализма.

2. Вера во всесилие разума и его ключевую роль в преобразовании мира: от целостного мира как механического соединения частей и «предустановленной гармонии» (Лейбниц) к миру как абсурду и хаосу (философия XIX - XX в.).

3. Суверенность личности как ценность. От суверенитета личности к ее отчуждению от общества. Секуляризация общественной жизни и культуры и ее аспекты.

4. Секуляризация как освобождение от внешней церковно-религиозной регламентации; секуляризация как узурпация человека миром повседневности и утрата способности трансцендирования. Секуляризация как «расколдовывание мира» (М. Вебер).

5. Культура Нового времени и «Фаустовская душа» (О. Шпенглер). Чистое, безграничное пространство - прасимвол западной (нововременной) духовности.

6. Духовность в культуре классицизма как поиск всеобщих законов и норм, как рационально выстроенная гармония. Пропорциональность, равновесие, симметрия, строгая композиция. Характеристика героев вне их индивидуализации, подчиненность личности строгим нормам общественного долга.

7. Архитектура классицизма: противоречие замкнутых, правильно выстроенных геометрических форм свободным линиям живой природы.

8. Романтизм как культура распавшегося, утратившего гармонию мира.

9. Конфликт реального и идеального: конституирующий принцип художественной культуры романтизма. Действительность как таинственная, иррациональная сфера, противостоящая разуму и личной свободе человека. Извечность и неразрешимость конфликта человека с миром. Утверждение прекрасного идеала как виртуальная гармонизация отношений человека с миром. Уход в природу, в историю, в свое «я» как формы «восстановления» утраченной гармонии в мире.

10. Естественнонаучный рационализм как основа материализации духовного.

11. Научная рациональность как господствующая форма духовного.

12.  Секуляризация социальной и духовной жизни.

13.  Художественная культура: от нормативного единства и целостности мира в классицизме к трагическому расколу мира в романтизме.  

       Основная литература:

1. Бердяев Н.А. Духовное состояние современного мира //Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. В 2-х т. - Т.1. - М., 1994.

2. Борев Ю.Б. Эстетика. В 2-х т. Т.2.-Смоленск, "1997. с. 85-81.

3. Вейдле В. Умирание искусства //Самосознание европейской культуры XX века. -М., 1991.

4. Гвардини Р. Конец Нового времени //вопросы философии. - 1990. №4.

5. Тарнас Р. История западного мышления. - М., 1995. Гл. 5. (с. 208-273); Гл. 6 с. 276-335.

6. Шленглер О. Закат Европы. - Новосибирск, 1993. с. 259-264.

Дополнительная литература:

1. Мочалов Л.В. Пространство мира и пространство картины. - М., 1983. с. 152-236.

2. Сапронов П.А. Культурология: Курс лекций по теории и истории культуры. -СПб., 2001. Часть 10.

Семинарское занятие 8. Духовная жизнь индустриального общества.  Характеристика духовной жизни индустриального и современного общества. Судьба духовности в XX веке: от «одномерного» человека-потребителя к «постчеловеку»

Часа)

       План:

1. XX век - время торжества идеологии технократизма и техно центризма. Технократизм как логическое продолжение социопогизаторстеа и отрицание органической связи человека с живым Космосом.

2. Модернизм - философия и искусство техногенной цивилизации. Основные направления и черты модернизма в свете духовности.

3. Дегуманизация, деинтеллектуализация и деэстизация духовной жизни.

4. Постмодерн и ниспровержение разума. Отказ от законодательной роли разума.

5. Постмодерн как тотальная «деконструкция» и хаотизация бытия и мышления. Отрицание мира как органичной целостности.

6. Мозаичность, клиповость постмодернистского «дискурса». Смешение «пространств» и «времен», трансформация текста в шизофреническое блуждание остаточного рассудка.

7. Тотальная ирония и цитатность постмодерна. Тяготение к синкретичным формам духовной практики. Движение от декларативного признания «здесь» и «сейчас» действующего эмпирического субъекта в качестве единственной достоверной реальности к фактическому отрицанию субъектности человека.

8. Постмодерн как тотальное свертывание человеческой духовности.

9. Религиозная и светская духовность: различие и специфика, изменение соотношения в процессе общественного развития.

10. Дифференциация сфер духовной жизни: науки, философии, права, морали, искусства, религии.

11. Социальная обусловленность кризисных явлений в духовной сфере.

12.  Процессы глобализации в современном обществе.

13. Соотношение глобальных и локальных духовных процессов.

14. Новая мифология. Виртуальная реальность.

15. Специфика духовной жизни в постиндустриальном обществе.

16. Характеристика детерминант духовной жизни в индустриальном обществе.Эволюция понятий «духовное» и «материальное».

17. Новые явления духовной жизни, обусловленные типом индустриальных отношений. Функциональная значимость форм массовой коммуникации в современном обществе.Специфика современных массово-коммуникационных каналов.

18. Массово-коммуникационная детерминация духовной жизни постиндустриального общества.

19. Источники массовой культуры. Массовое сознание и массовая культура – единство и различие. «Омассовление» духовной жизни.

20.  Модернизм: отчужденный человек во враждебном технократическом мире.

21.   Постмодерн: от разрушения целостной картины мира к тотальной утрате человеком субъектного и его трансформации в «постчеловека».

       Основная литература:

1.  Бердяев Н.А. Кризис искусства; Пикассо //Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. В 2-х т. - Т.2. с. 399-425.

2. Бодрийар Ж. Система вещей. М., 1995.

3. Борев В.Ю., Коваленко А.В. Культура и массовая коммуникация. М., 1986.

4. Булгаков С.Н. Труп красоты //Булгаков С.Н. Соч. в 2-х т. - Т.2. М., 1993.

5. Вебер М. Избранные произведения. М., 1992.

6. Давыдов Ю.Н. Патологичность состояния постмодерна //Социс - 2001 - №11.

7. Зомбарт В. Современный капитализм. М., 1992.

8. Ильин И.П. Постмодернизм – от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. М., 1998.

9. Иноземцев В.Л. За пределами экономического общества. М., 1998.

10. История ментальностей, историческая антропология. М., 1996.

11. Киселев ГС. Постмодернизм и христианство //Вопросы философии - 2001 - №12.

12. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. - СПб., 1998.

13. Манхейм К. Кризис нашего времени. М., 1994.

14. Маркузе Г. Человек в индустриальном мире. М., 1993.

15. Мельник Г.С. Mass media: психологические процессы и эффекты. СПб., 1996.

16. Менегетти А. Система и личность. М., 1996.

17. Михалкович В.И. О сущности телевидения. М., 1997.

18. Новая постиндустриальная волна на Западе. М., 1998.

19. Ортега-и-Гассет Х. Избранные труды. М., 1997.

20. Панарин А.И. Искушение глобализмом. М., 2000.

21. Семенов В.Л. Массовая культура в современном мире. СПб., 1991.

22. Тарнас Р. История западного мышления. - М., 1995. с. 318-375.

23. Ульяновский А.В. Мифодизайн рекламы. СПб., 1997.

24. Федоров Ю.М. Универсум морали. Тюмень, 1992.

       Дополнительная литература:

1. Ашин Г.К. Буржуазная массовая культура. М., 1988.

2. Барт Р. Избранные работы. М., 1989.

3. Барт Р. Мифологии. М., 1996.

4. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М., 1999.

5. Борев Ю.Б. Эстетика: В 2-х т. -Т.2. с. 292-412.

6. Громыко Н.В. Интернет и постмодернизм - их значение для современного образования //Вопросы философии. - 2002 - № 2.

7. Гуревич А.Я. Средневековый мир. Культура безмолвствующего меньшинства. М., 1990.

8. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы, защита. М., 1996.

9. Кастельс М. Информационная эпоха. М., 2001.

10. Кукаркин А.В. По ту сторону расцвета. М., 1980.

11. Сапронов П.А. Культурология: Курс лекций по теории и истории культуры. -СПб., 2001. Часть 10, гл. 6.

12. Тоффлер О. Третья волна. М., 1999.

13. Хейзинга Й. Осень средневековья. М., 1989.

14. Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993.

           

       Семинарское занятие 9.Русская духовность как натурфилософское обоснование соборности.        Основные черты русской духовности (2 часа)

           

План:

1. Характеристика русской духовности в работах отечественных и зарубежных мыслителей (Н. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби, Н. Бердяев, Н. Лосский, Б. Вышеславцев, Е. Трубецкой, П. Сорокин, Д. Лихачев, Е. Троицкий и др.).

2. О. Шпенглер о пространстве как основном прасимволе культуры и роль пространства в детерминации русской духовности. Тезис о «неоформленности» и «женственности» русской души: теоретические конструкции и реальность.

3. Дуализм русской души. Н. Бердяев о«качании от святости к свинству» как характерной черте русской души. Пограничное бытие (между двумя безднами - внутренней и внешней) как причина дуализма русской души.

4. Русское православие как система духовных установок и ценностей. Официально-духовное и народное («обыденное») православие.

5. Христианская антропология и русская духовность. Русская духовность и соборное миропонимание. Соборность как принцип устроения всеобщей гармонии и восстановление органической целостности мира.

6. Космизм, соборность, открытость философским вопросам, приоритет смысложизненных ориентации как черты русской духовности.

7. Концепция духовности в творчестве Ф.И.Достоевского: духовность как субъектность целостной личности (личности как триады: тело-душа-дух).

8. Триадность человека как необходимое условие его гармонической включенности в мировое целое: тело как средство связи человека с природой, душа - средство единения человека с человеком, дух - средство соединения с Богом и своим «я». Творчество Ф.М. Достоевского как отражение ключевых духовных установок и ценностей русской духовности. Легенда и «Великом инквизиторе» («Братья Карамазовы») и идеал преображенного мира.

9. Образ человека как микрокосма. Тема смерти как область русской духовности. Типы отношения к смерти. Натурфилософский и духовный смысл образа отчужденной природы. Неприятие пути технократического порабощения живой природы и идеологии холодногорационализма. Антиурбанистические интонации и их духовное значение. «Отпадение от Бога» как основная причина отчуждения от природы.

10. Отношения личности и общества в зеркале русской духовности. Социальная типология личности как составная часть художественной социологии.

11. Внемирской тип личности. Социально-философский смысл образа православного аскета в русской культуре. Созидательный и разрушительный типы личности.

12. Феномен соборной личности.

13. Странничество как социальное и духовное явление.

14. Любовь к ближнему как основная духовная и социальная связующая сила. Духовный смысл образа «маленького человека».

15. Идея религиозных оснований социального. Принцип иерархичности в русской художественной социологии. Отрицание крайних форм социального неравенства. Идея ненасильственного движения к социальной гармонии и обретению целостности в социальном пространстве.

16. Преемственность поколений в контексте русской духовности: обретение целостности в социальном времени.

17. Русская культура как общая художественная социология. Характеристика общества как целостного организма. Типология общества. Образы органического и химерического общества.

18. Русская культура о социальном отчуждении как альтернативе соборности. Уровни и виды социального отчуждения. Личный, социально-групповой и общесоциальный уровни отчуждения.

19. Виды социального отчуждения: отсутствие социальных условий реализации личностью своих способностей («Левша») и претензия личности на несвойственные ему роли (Хлестаков). Основные причины социального отчуждения и пути его преодоления.

       Основная литература:

1. Бердяев Н.А. Миросозерцание Достоевского. Гл. II, VI //Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства: в 2-х т. - Т.2. - М., 1994.

2. Бердяев Н.А. Судьба России - М., 1990. с. 1-42; 62-89.

3. Булгаков С.Н. Догматическое обоснование культуры //Булгаков С.Н. Соч. в 2-х т.-Т.1.-М., 1993.

4.   Булгаков С.Н. Природа в философии Вл. Соловьева //Булгаков С.Н. Соч. в 2-х т.-Т. 1.-М., 1993.

5. Вышеславцев Б.П. Русский национальный характер //Вопросы философии -1995-№6.

6. Гайденко В.П. Природа в религиозном мировосприятии //Вопросы философии -1995-№3.

7. Гачев Г. Национальный космо-психо-логос //Вопросы философии -1994 - №12.

8. Замятин Е. Мы //Замятин Е. Избранное. - М., 1990.

9. Зеньковский В.В. Основы христианской философии. - М., 1996. с. 190-206. (Учение о «коварности» природы).

10. Зиновьев А. Глобальный человейник. - М., 1999.

11. Иванов В.И. Духовный лик славянства //Россия и Европа: опыт соборного анализа /Сост. П.В. Тулаев - М., 1993.

12. Иванов В.И. Легион и соборность; Лик и личины России. Два лада русской души //Иванов В.И. Родное и вселенское. - М., 1994.

13. Кудрявцев Ю.Г. Три круга Достоевского. - М., 1991. с. 83-188.

14. Лаут Р. Философия Достоевского в систематическом изложении. - М., 1996. Часть 5, с. 365-396.

15. Лосский Н.О. Характер русского народа //Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. -М., 1991.

16. Мережковский Д.С. Л. Толстой и Достоевский. Гл. 3 //Мережковский Д.С. Л. Толстой и Достоевский. Вечные спутники - М., 1995.

17. Розанов В.В. О легенде о Великом инквизиторе Ф.М. Достоевского. Опыт критического комментария //Розанов В.В. Несовместимые контрасты жития. -М., 1990.

18. Русско-славянская цивилизация /Сост. Акад. Е.С. Троицкий. - М., 1998.

19. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. - М., 1980. Гл. 9.

20. Самохвалова В. И. Масскульт и маленький человек //Философские науки. -2001 №1.

21. Сорокин П.А. Основные черты русской нации в двенадцатом столетии //О России и русской философской культуре. - М., 1990.

22. Трубецкой Е.Н. Россия в ее иконе. Гл. III //Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. М„ 1994.

23. Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. Гл. IV, §§l - IV //Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. -М., 1994.

24. Ю.Франк С.Л. Русское мировоззрение //Франк С.Л. Русское мировоззрение. -СПб., 1996. с. 161-195. .

       Дополнительная литература:

1. Борхес Х.Л. Бессмертный //Борхес Х.Л. Письма Бога. - М., 1992.

2. Гулыга А. Формула русской культуры //Наш современник. - 1992 - №4.

3. Лихачев Д.С. Русская культура в современном мире //Новый мир - 1991 - №1.

4. Можайскова И.В. Духовный образ русской цивилизации и судьба России: В 4-х т.-Т.З. Гл. 14, 18.-М.,2001.

5. Мяло К.Г. Космогонические образы мира: между Западом и Востоком //Культура, человек и картина мира. - М., 1987.

6. Солоневич И. Народная монархия. -М., 1991. с. 115-201.

7. Трубецкой Е.Н. Мы и другие //Наш современник - 1992 - №2.

8. Федотов Г.П. Мать-земля (К религиозной космологии русского народа) //Федотов Г.П. Соч. в 2-х т. - Т.2. - М., 1992.

9. Филатов В.П. Живой космос: человек между силами земли и неба //Вопросы философии - 1994 - №2.

10. Фролов А.С. Формирование представлений о социальном отчуждении в контексте русской культуры //Образование и социальное развитие региона -Барнаул, 1999-№1-2.

11. Фролов А.С. Гуманистический смысл образа отчужденной природы в русской культуре //Вестник Алтайской академии экономики и права. Барнаул, 2000.

12. Фролов А.С. Проблема отношений личности и общества в контексте русской культуры //Вестник Алтайской академии экономики и права. - Барнаул, 1999.


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 613; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!