Механизм действия закона кармы



КАРМА: Предопределенность и свобода воли.


Повтор прошлой темы

На прошлом занятии мы разбирали вопрос об изначальном положении живого существа. Кратко повторим наиболее важные моменты этой темы:

· Материальное существование не является нашим изначальным состоянием.

· Душа (или истинное эго, истинное «я») есть чистый дух, качественно отличный от материи, как грубой, так и тонкой.

· Предназначение (дхарма) души – служение. В изначальном состоянии индивидуальная душа посвящает свою энергию вечному объекту служения: Сверхдуше или Высшей Личности.

· В искаженном состоянии сознания сама душа оказывается потерянной и вся ее энергия оказывается в распоряжении ложного эго, материального фантома[1] души.

В Шримад-Бхагаватам (11.28.15) говорится:

«Скорбь, ликование, страх, гнев, жадность, заблуждения и страстные желания, также как рождение и смерть, – все это испытывает и переживает ложное эго, а не чистая душа»

В этом неестественном состоянии ложного отождествления с материей энергия души растрачивается на служение иллюзии во всем многообразии различных сочетаний трех гун материальной природы.

Что это за энергия души? Душа – это личность. Определение личности таково: это существо, 1) обладающее чувствами, и 2) способное принимать решения.

Эти 2 пункта – принятие решений и наличие чувств – описывают две фундаментальные энергии души. Принятие решений указывает на энергию знания. Наличие чувств указывает на энергию наслаждения. Каждый понимает: «Я способен знать, понимать» и «Я могу наслаждаться, любить».

Эти энергии фундаментальны в том смысле, что их невозможно свести ни к чему иному. Наоборот, сами они служат отправной точкой для определения многих психологических понятий, таких как вера, и для глубинного понимания психологических явлений и феноменов.

Эти 2 энергии просачиваясь через ложное эго принимают искаженные формы:

1) энергия наслаждения трансформируется в вожделение – в форме грубых половых наслаждений и тонких стремлений к славе, почету, желанию выделиться.

2) энергия знания преобразуется в стремление познать материальный мир и, познав его, властвовать над ним. Это жажда покорить материальную природу с помощью знания.

Изначально в чистой душе также есть эти 2 энергии: знания и наслаждения. Но они находятся в ней в незначительном, ограниченном количестве. В Кришне эти же самые энергии находятся в безграничном количестве, и постоянно расширяются.

Когда душа отдает Кришне свои незначительные способности к познанию (стремясь познать Бога) и к наслаждению (стремясь с любовью служить Его чувствам), Кришна наполняет такую душу Своими безграничными энергиями блаженства и знания. Так душа погружается в океан наслаждения и смысла. Наше предназначение и состоит в том, чтобы плавать в этом океане. Это состояние называется любовью к Богу (на санскрите – кришна-према-бхакти). Оно является истинной целью жизни.

Общая концепция кармы

Общее значение слово карма означает «деятельность», «действие», «поступок» или «труд». Слово карма происходит из санскритского корня кри – «творить, создавать плоды». Т.е. карма -- это действия, приводящие к определенным результатам.

Определение кармы в масштабе вселенной …

Карма – это деятельность, которая имеет место в материальном мире 1) через посредство сочетания 3-ех гун природы, 2) сменяющих друг друга под контролем вечного времени.[2]

… и в масштабе индивидуальной души

Когда живое существо обладает материальным сознанием, оно действует в материальном мире, находясь в одном из материальных тел. Эти действия имеют последствия, выходящие за рамки жизни в этом теле. Такого рода последствия накапливаются и формируют предопределенные параметры для новых тел, которые живое существо получит в одной из будущих жизней. Так в течение жизни в нынешнем теле, душа постепенно создает для себя новое тело. Это и называется кармой. Карма – это постепенное создание нового материального тела, силой своего материального сознания.[3] После смерти старого тела такое живое существо переходит в новое тело.

Кармендрии

Здесь мы будем применять термин «карма» только в отношении живых существ, воплощенных в материальные тела. Материальная энергия дает нам тела, которые наделены пятью органами действия: 1) рот (с двойной функцией – говорить и есть), 2) руки, 3) ноги, 4) гениталии и 5) анус (прямая кишка). Эта группа чувств называется действующие или рабочие органы чувств (на санскрите – кармендрийа).

У низших форм жизни эти органы также присутствуют, хотя они могут до неузнаваемости отличаться от человеческих. В этом случае мы определяем их так:

· органы приема пищи

· органы защиты и приобретения

· органы передвижения

· органы размножения (приносящие специфически острые наслаждения телу)

· органы выведения отходов из тела

Животные, как правило, передвигаются на четырех лапах, и часто передние лапы также выполняют у них функцию «рук». Но хватательный рефлекс развит так, что они способны выполнять это не только передними, но и задними лапами, а хвост у них может выполнять функцию ног, когда они с его помощью висят на дереве. У слонов функцию рук может выполнять хобот и т.д. У дерева орган приема пищи – это его корни. Хотя у бактерий и микробов все эти функции могут быть совмещены в одном органе – мембране – тем не менее их функции также остаются.

Изначально пять действующих чувств есть у каждой духовной души. Когда живое существо начинает отождествлять себя с материей, ложное эго вытягивает из нее всю энергию – в том числе и чувства – и вживляет их в материю. Особенно явственно и близко к духовному оригиналу проявление этих чувств видно в человеческом теле.

Два основных определения кармы

Карма – это многозначное слово. Существует несколько основных значений, из которых мы рассмотрим только два самых фундаментальных. Остальные значения имеют смысл лишь в контексте вопросов, выходящих за рамки Базового курса, поэтому мы их касаться не будем.

Первое значение слова карма – это деятельность, поступок или труд, которое совершает воплощенное живое существо с помощью своих пяти действующих чувств (кармендрий). Суммарный же результат этой деятельности – это второе значение слова карма. Его синонимами могут служить такие словосочетания, как «последствия деятельности», «кармические реакции», или просто «судьба».

Теперь нам следует вернуться к таблице, приведенной на последних двух страницах материала на тему «Три гуны природы». Первое значение слова "карма" можно увидеть в следующих строках этой таблицы: «Поступки (или деятельность)» и «Действующий». Второе значение – в следующих строках: «При возрастании [определенной гуны]», «Следующая жизнь, общая тенденция и направленность», «Результаты деятельности в гунах».

В течении жизни человек совершает много разных поступков, выполняя деятельность в разных гунах и руководствуясь мотивами в разных гунах. В конце жизни подсчитывается суммарный результат последствий, и живое существо переходит в следующее рождение.

Если суммарный результат кармических последствий оказался большей частью в благости – душа воплощается, как сверхчеловеческое существо на высших планетах, если в страсти – как человек на средних планетах, и если в невежестве – как животное или ниже.

Веды указывают, что жертвоприношения и исполнение своих обязанностей в гуне благости улучшают карму человека. Кульминацией всех видов жертвоприношений является деятельность, направленная только на преданное служение Верховному Господу. Такая деятельность называется трансцендентной кармой, или наишкармой. Посвящая себя такой деятельности, душа может полностью освободиться из круговорота рождения и смерти.

Таким образом, тема кармы тесно связана с темами реинкарнации и освобождения, которые будут рассмотрены на следующих занятиях.

Роль Сверхдуши

  Как уже говорилось, Сверхдуша – это экспансия Личности Бога, которая проникает в сердце каждого живого существа и в каждый атом вселенной. Сверхдуша является главным свидетелем всех действий, желаний и мотивов, которыми руководствуется индивидуальная душа. Бхагавад-гита (13.23) утверждает, что Сверхдуша выполняет две функции: 1) наблюдает и 2) дозволяет (или, как нам может казаться, попустительствует). Поступки (или карма), свидетелем которых является Сверхдуша, наказываются или поощряются с помощью материальной энергии в виде кармических последствий.

Сверхдуша полностью беспристрастна ко всем. Являясь экспансией Личности Бога, она не хочет ничего от этого мира. Ей ничего ни от кого не нужно. Все, что делает Сверхдуша – это служит обусловленным душам, не попадая под влияние приязни и неприязни к кому-либо или чему-либо. Поэтому Сверхдуша безупречно справедлива.

Ограниченная свобода выбора

У нас всегда есть возможность выбора. Мы свободны в выборе действий, но не свободны в выборе последствий. В свою очередь, последствия могут расширять наши возможности выбора действий, сужать их, или оставлять такими же.

Самый широкий выбор душа имеет в духовном мире. Этот выбор состоит из 2-ух видов желаний. Первая категория желаний – это желание служить Личности Бога. В этой категории бесчисленное количество вариантов. Ко второй категории относится желание уйти от Кришны в материальный мир, чтобы попытать счастья там.

До тех пор пока живое существо хочет служить Верховному Господу, оно остается в духовном мире и его выбор (в служении) всегда остается неизменно безграничным. Поступки не создают последствий, сковывающих дальнейшую деятельность. Это и есть подлинная свобода.

Но в материальном мире наша свобода выбора ограничена последствиями прошлой деятельности. Иногда человек чувствует разочарование, или даже стыд и гнев по отношению к той роли, которую он играет, или к тому телу, в котором оно находится. Но у него нет выбора – он не может быть тем, чем ему хотелось бы быть.

 

 

Определение обусловленной души

В книгах Шрилы Прабхупады можно часто встретить словосочетание «обусловленная душа». Важно дать определение этому понятию.

"Когда из-за несовершенных желаний духовная душа в своем наслаждении становится зависимой от материальных условий, она называется обусловленной"

Чистой духовной душе для счастья не нужно вообще никаких материальных условий. Избавившись от всех материальных привязанностей, она просто уходит из этого материального мира в духовный.

Чем больше душе нужно материальных условий для того, чтобы чувствовать себя счастливой, тем сильнее она обусловлена. Большая или меньшая обусловленность зависит от желаний, которые душа в себе культивирует. «Желание – это тонкая форма обусловленности живого существа». (Бхагавад-Гита, 5.15, комм.)

Существует много видов материальной обусловленности: пол, возраст, национальность, профессия, общественная группа, и т.д. Даже человек – это одна из форм обусловленности. Многие из этих материальных условий мы не способны изменить, даже если попытаемся. Итак, материя ограничивает душу во многих сферах жизни.

Представления о судьбе в невежестве

Можно тогда спросить, а есть ли у нас вообще какая-либо свобода? Что, если действия, которые кажутся проявлением нашей свободной воли, уже предопределены? Кем? Высшей силой, Провидением, Сверхдушой.

Но если все уже предопределено Сверхдушой, то индивидуальная душа не несет никакой ответственности. Она ни в чем не виновата, потому что она ничего не решает, а если и решает, то не по-настоящему, потому что все ее решения и так уже предопределены.

Если так, то кто несет ответственность за все то зло, которое происходит в этом мире? Бог. Тогда Бог – это жестокий всесильный тиран, который обрек несчастные души на страдания. Вы верите в это?

Но можно задать два вопроса: «Откуда вы это взяли? И в чем тогда смысл жизни?» Ответы получить нетрудно: 1) Мы взяли это из своего ума 2) Никакого смысла в жизни нет.

  Поэтому не остается ничего, кроме как скорбеть и сетовать на судьбу. Скорбь (без причины) – это признак гуны невежества. Это точка зрения в невежестве. Таких людей называют фаталистами.

Представление о свободе в страсти

Есть люди, которые утверждают, что такого понятия, как судьба или карма вообще не существует. В современном мире, подмятом под себя американской кино- и видеопродукцией образ человека, преодолевающего внешние, невероятно сложные обстоятельства, стал особенно популярным и привлекательным.

Однако, Шрила Прабхупада говорит в Бхагавад-Гите об этом следующее:

«Демоны придерживаются мнения, будто удовлетворение чувств является высшей целью жизни, и сохраняют это представление до самой своей смерти. Они не верят ни в жизнь после смерти, ни в то, что живое существо получает различные тела в зависимости от своей кармы, или деятельности в этом мире. Их жизненные планы, которые они строят один за другим, никогда не завершаются. Я был лично знаком с человеком демонического склада ума, который, будучи при смерти, упрашивал врача продлить ему жизнь еще на четыре года, чтобы он мог осуществить свои незавершенные планы. Подобные глупцы не знают, что врач бессилен продлить жизнь даже на мгновение. Когда пришел черед, желания человека в расчет не принимаются. Законы природы не позволяют наслаждаться жизнью ни на секунду дольше положенного срока. <… >

           [Демон] верит в собственную силу и не знает, что всеми своими успехами обязан добрым делам, совершенным в прошлом. Ему предоставлена возможность обретать все эти вещи, но у него нет понятия о причинах, дающих эту возможность. Он полагает, что все его богатство есть результат лишь его собственных усилий. Демон верит в силу собственной деятельности, а не в закон кармы. Соответственно этому закону, тем, что человек рождается в высокопоставленной семье, что он богат, очень образован, или очень красив, он обязан добрым поступкам в своей прошлой жизни. Демон думает, что все эти вещи случайны и происходят благодаря его личным качествам. Он не ощущает предопределенности, стоящей за разнообразием людей, их красотой, образованием и т.п.[4]»

Ни последовательный фатализм, ни последовательное судьбоборчество не является верным представлением о реальности. Истинное понимание описано в Ведах: наряду с кармой и обусловленностью всегда есть свобода воли.

Одновременное сочетание

Наряду с счастьем и страданиями, которые нам уже выделены, т.е. предопределены, у нас всегда есть возможность совершать новые поступки, которые не предопределены.

Баладева Видйабхушана пишет в Веданта-сйамантака (6-я глава, Карма-таттва-нирупанах), что эти новые поступки могут приносить реакции 2-ух видов:

1) Проявляющиеся сразу, или почти сразу, в этой жизни.

2) Которые проявятся в будущем, за пределами этой жизни.

Первый тип реакций может накладываться и смешиваться с реакциями из прошлой жизни, и как бы заслонять их, в результате чего у человека может создаться впечатление, что все зависит от его нынешних поступков. Однако, это представление демонично по своей природе (см. БГ 16.16, комм, 1-ый абз).

Может ли человек улучшить свою нынешнюю жизнь? Несомненно. ШБ 2.10.32к: "... разум способен глубоко обдумать ситуацию и изменить все к лучшему".

Человек может улучшить свою жизнь, если он сейчас будет совершать поступки, которые сразу же будут приносить благотворные реакции. Однако, если человек остается материалистом, то реакции с прошлой жизни все равно будут идти «по полной программе», независимо от того, что человек делает сейчас. Эти два вида реакций будут просто смешиваться друг с другом в разных пропорциях, и грубо мы сможем выделить 4 варианта:

 

1) Плохие реакции по судьбе + плохие поступки сейчас (и плохие новые реакции)

2) Плохие реакции по судьбе + хорошие поступки сейчас (и хорошие новые реакции) --- Это вариант искупления (прайашчитты).

3) Хорошие реакции по судьбе + плохие поступки сейчас (и плохие новые реакции) --- Это ответ на вопрос: "Почему негодяи процветают? Куда же Бог смотрит?"

4) Хорошие реакции по судьбе + хорошие поступки сейчас (и хорошие новые реакции)

Второй вариант из вышеперечисленных, описывает так называемую "нейтрализацию кармы". Совершая предписанные обряды искупления (прайашчитты), человек может добавить к плохим реакциям по судьбе, «свежие» хорошие реакции, и тем самым частично нейтрализовать ее. Он просто встречает "удар судьбы", негативную реакцию из прошлого, с помощью позитивной реакции, пришедшей к нему в результате недавнего совершения искупления. Происходит нейтрализация, которая никогда не бывает полной, и жизнь при этом превращается в смешанное сочетание счастья и страдания. Так или иначе, это лучше, чем просто одно беспросветное страдание.

Признаки свободы выбора

Многие люди ощущают, что они совершенно не владеют ходом своей жизни. Они c огорчением думают о тяжелой судьбе и том, что кто-то (явно нехороший) за них все уже решил, а им приходится страдать.

Но их огорчение уже является признаком свободы воли. Если бы у души изначально не было бы свободы воли, то откуда бы у нее взялось это чувство, что судьба чинит ей препятствия? Разочарование в этом и есть тот кусочек, который остался от ее былой свободы воли. Это недовольство, этот кусочек свободной воли указывает на то, что сама душа никогда не растворяется в этом теле. Хотя душа «влила» всю свою энергию в это тело и отождествляет себя с ним, она никогда не становится им полностью. Она никогда полностью не становится поступками, которые совершает это тело, какими бы хорошими или дурными они не были. Иногда люди говорят: «Я не был собой, когда делал это». На самом же деле, они имеют ввиду «я не был этим телом». Ясное понимание (хотя бы краткая вспышка) того, что я – не тело, я – не материя, -- это первый шаг по направлению к отрешенности.

В чем состоит выбор?

Человек всегда имеет выбор между тем, чтобы поступать благочестиво или греховно. Благочестивые поступки приносят в будущем плоды наслаждения, греховные – плоды страдания.

Благочестивые поступки (Пунйа-карма) – это те виды деятельности, которые рекомендованы Ведами, например, жертвоприношения, аскезы или благотворительность. Некоторые виды деятельности одинаковы для всех. Другие же предписаны для определенных людей или конкретных специфических обстоятельств. «То что для одного нектар, для другого может оказаться ядом».

Греховные поступки (Викарма, папа-карма, или угра-карма) – это виды деятельности, запрещенные священными писаниями.

Еще более широкий выбор – это выбор общения с тремя гунами природы. Если человек выбирает общение с гуной благости, он возвышается, если с гуной страсти – топчется на месте, если с гуной невежества – деградирует.

В конечном счете, самый существенный выбор, который делает человек в своей жизни – это выбор объекта служения и поклонения. Вечный объект служения – это Высшая Личность. Главный выбор, который стоит передо мной – это согласен я Ему служить или нет. Если нет, тогда я буду служить своим чувствам и ложному «я».

Таким образом, человек всегда имеет возможность выбора.

Ключ к расширению свободы выбора

Свобода выбора и сила воли. Эти два понятия тесно связаны. Воля необходима для того, чтобы преодолеть препятствия к той цели, которую я выбрал. То, о чем слабовольный не может даже себе помыслить, оказывается вполне достижимо для человека с более сильной волей. Поэтому свобода выбора расширяется благодаря увеличению силы воли.

Сила воли существенна для каждого человека. Подобно любой другой силе, мы можем ослабить ее или укрепить в определенных пределах. Культивируя отрешенность от наслаждения своих чувств, человек усиливает свою волю и обретает больше возможностей управлять своей жизнью. Культивируя привязанность, человек ослабляет свою волю и теряет контроль. Но при любых обстоятельствах свобода воли души не может ни полностью исчезнуть, ни стать всемогущей.

Принцип необратимости кармы

Еще раз вспомним важное положение закона кармы: Мы можем выбирать поступки, но не последствия (или плоды) этих поступков. Результаты придут и проявятся на тонком или грубом уровне, не спрашивая нас, хотим мы того или нет, верим мы в закон кармы или нет.

Мы должны понимать природу кармы. Когда поступок совершен – он необратим. По большому счету, его нельзя вернуть. Когда палец нажимает на курок, пуля вылетает и уже невозможно передумать. Поэтому разумные люди всегда поступают обдуманно: «Семь раз отрежь, один раз отмерь».

Еще более точный пример – это пример с бумерангом. После того, как бумеранг выпущен, его нельзя отменить. Он летит по закону природы и возвращается к нам через некоторое время также по закону природы. Обычный бумеранг прилетает к нам таким же, каким мы его выпустили. Бумеранг кармы также возвращается к нам, но он может вернуться в совсем ином качестве в будущих жизнях.

Нелинейность закона кармы

Последствия того или иного поступка определяет Сверхдуша – гарант справедливости в этом мире. При вычислении того, что должно к нам «прилететь» в будущем Сверхдуша в совершенстве учитывает намерения, мотивы и цели человека, совершающего тот или иной поступок.

Даже в современном уголовном законодательстве учитывается злой или преступный умысел или отсутствие такового (например, статья 28 УК РФ «Невиновное причинение вреда»). При вынесении приговора судьи этого мира могут ошибаться, ибо их чувства несовершенны. Но Сверхдуша пронизывает собой все и знает все, что творится в душе у каждого существа. С безупречной точностью Сверхдуша отмеряет последствия того, чего мы заслуживаем. Поэтому несправедливости в этом мире просто не существует.

В качестве примера нелинейности закона кармы можно привести такие примеры из шастр:

Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур цитирует смрити-шастры, которые рекомендуют заниматься материальной благочестивой деятельностью, в частности раздавать милостыню. Деньги, пожертвованные достойному человеку, гарантируют нам безбедное существование в следующей жизни. Пожертвования надлежит давать брахманам[5]. Если пожертвовать деньги небрахману, то есть человеку, не обладающему качествами брахмана, то в следующей жизни они возвратятся в том же количестве. Если дать их полуобразованному брахману, они возвратятся в двойном размере. Если дать деньги ученому и обладающему всеми достоинствами брахману, они возвратятся в стократном и тысячекратном размере, а если пожертвовать их веда-параге (тому, кто познал путь Вед), они возвратятся, бесконечно умножившись. Как утверждает "Бхагавад-Гита" (15.15) (ведаиш ча сарваир ахам эва ведйах), вершиной ведического знания является постижение Личности Бога, Господа Кришны. Деньги, отданные кому-то, обязательно вернутся к нам, в той или иной пропорции.[6]

Другой пример – из Шримад-Бхагаватам 5.26.3:

«Совершая различные благочестивые поступки, человек оказывается в том или ином положении в райских мирах; неблагочестивая же деятельность приводит его в разные адские условия. Те, кого побуждает к действию материальная гуна невежества, совершают неблагочестивые поступки, и от степени их невежества зависит, насколько адскими будут условия, в которых они окажутся. Того, кто действует в невежестве вследствие безумия, ожидают наименее тяжкие страдания. Тот, кто поступает неблагочестиво, однако знает, чем отличается благочестивая деятельность от неблагочестивой, попадает в ад, где его ждут страдания средней тяжести. В самых же адских условиях окажется тот, кто занят неблагочестивой и невежественной деятельностью вследствие своего атеизма.»

Тяжелая карма

       В этой связи важно понять, что значит «тяжелая карма». Незначительные поступки (такие как, почесать себе затылок) не принесут каких-то серьезных последствий ни в этой жизни, не в будущей. Но греховные – принесут страдания. Среди них есть такие, которые обеспечат тяжелые последствия на многие жизни вперед по убывающей.

       Живые существа, с тяжелыми кармическими последствиями попадают на эти планеты и претерпевают различного рода страдания, которые соответствуют их прошлым поступкам. Они выносят эти наказания, находясь в тонких телах, которые не могут умереть. Несмотря на то, что тонкое тело в аду может разрушаться или разлагаться, оно быстро восстанавливается, и живое существо не может его покинуть до тех пор, пока не испытает все, что заслужило.

       В Падма-пуране описывается эпизод, когда великому царю Джанаке показывали то, что происходит на адских планетах. В ходе этой экскурсии служитель адского мира показывает Джанаке:

«Этот человек соблазнил жену своего лучшего друга. Поэтому он будет привязан к раскаленному железному пруту 10 000 лет, затем родится свиньей, после чего он родится человеком и будет кастрирован».

       Таким образом, последствия этого поступка расширяются на три жизни вперед: ад, свинья, евнух. Это то, что предопределено для этого существа.

       С другой стороны, существует обратная нелинейность, которая состоит в том, что казалось бы незначительным поступком в преданном служении Богу, человек может нейтрализовать очень серьезные грехи или оскорбления.

       Примером такого поступка является обход вокруг дерева Туласи, которое является в этом мире олицетворением энергии преданного служения (Бхакти-деви).

       В Шри Туласи Прадакшина мантре говорится: «Обходя вокруг Шримати Туласи Деви, человек с каждым шагом избавляется от всех грехов, какие только можно совершить, -- даже от такого греха, как убийство брахмана».

       Убийство священнослужителя (брахмана) является особо тяжким поступком по кармическим измерениям и обеспечивает, не считая ада, много дурных последствий на много жизней вперед. Но если убийца, не имея дурного мотива, просто обходит по часовой стрелке вокруг Туласи, он очищается от всего этого.

       Однако здесь в совершенстве учитывается мотив, по которому человек совершает тот или иной поступок. Если человек думает: «Замечательный способ искупления. Убью-ка я пару человек, а затем буду вокруг Туласи ходить», то тогда он обречен. Он получит все последствия своих преступлений в еще более тяжелом виде, потому что совершает серьезное оскорбление в отношении Бхакти. Верховный Господь не позволяет превращать преданное служение Ему в половую тряпку, которой безнравственные люди затирают следы своих преступлений.

       Итак, тяжелая карма – это греховные поступки, приносящие дурные последствия на много жизней вперед. Чтобы исчерпать их полностью, потребуется несколько жизней (если человек не занимается искренним преданным служением Верховному Господу).

Механизм действия закона кармы

       Полезно знать этапы перехода от кармического действия к кармическому последствию на это действие. Мы опишем механизм кармы основываясь на Веданта-сутре, Шримад-Бхагаватам и Падма-Пуране.

       Совершение поступка подобно посадке семени. Семя прорастает, пускает росток и потом дает плод. Когда плод созреет, наше тело, с которым мы себя отождествляем, должно будет потребить этот плод, независимо от того, сладок он или горек. Потребление плода также занимает какое-то время – в зависимости от его размера. Как мы уже говорили, последствие поступка может быть разбито на несколько жизней, т.е. на несколько плодов.

       Все эти плоды собраны в пучки, или группы. Каждая гроздь реакций предназначена или выделена на одну определенную жизнь, в течение которой эта гроздь или группа плодов должна быть потреблена этим телом.

       Когда тело потребило очередную гроздь плодов до конца, наступает смерть этого тела. Может казаться, что гроздь кончилась и плодов больше нет. Но помимо старой грозди, накоплены новые гроздья. Со смертью тела они вступают в силу и душа принимает новое тело, которое должно потребить новую гроздь кармических реакций, и т.д. Так живое существо вынуждено вновь и вновь рождаться и умирать. Бесконечный круговорот рождений и смертей называется самсарой. Чтобы вырваться из этого круговорота, необходимо освободиться от рабства кармы. Как это сделать мы поговорим на занятии об освобождении. А пока мы продолжим разбирать механизм кармы.


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 505; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!