Ориентирующие вопросы к практическим занятиям.



Первое занятие. Трагедия У. Шекспира "Гамлет".

Цель занятия: доказать, что в трагедии выражен кризис ренессансного сознания и пока­зано трагическое одиночество ренессансного героя, который стремится восстановить гармони­ческое состояние мира, но не в силах это осуществить. Обратить внимание на онтологические смысловые пласты трагедии - на основополагающее представление Шекспира об особенностях человеческой природы.

Краткие биографические сведения о Шекспире и истории создания трагедии.

Каким королем и человеком был отец Гамлета?

Что изменилось в самой Дании (и мире) и в душах близких Гамлету людей после смерти его отца? Как эти изменения связаны с воцарением Клавдия?

Какой выбор встает перед Гамлетом и что он выбирает? Подробно проанализировать (как вариант, на языке оригинала) монолог Гамлета "Быть или не быть" («To be or not to be»)

Какую главную цель ставит перед собой Гамлет, в каких его словах она выражена и как соотносится с целью отомстить за отца?

Как ведут себя близкие Гамлету люди (мать, Офелия, Лаэрт) ? Почему?

Что общего и различного в характерах и судьбах Гамлета и Лаэрта?

Почему Гамлет до самого финала не убивает Клавдия?

Действительно ли Гамлет по природе своей нерешителен и парализован сомнениями?

Что думает Гамлет о человеке и мире после первого и второго возвращения в Данию? Почему?

 

Второе занятие. Поэма Дж. Г. Байрона «Дон Жуан»

Краткие биографические сведения о Байроне и его творчестве. История создания поэмы.

Какой мир изображен в поэме - воображаемый или реальный?

Как меняется в поэме представление о традиционном образе соблазнителя? Какие струк­турно-художественные возможности открываются в поэме в связи с его трансформацией?

Можно ли считать время, пространство, героев поэмы исключительными, необычными, экзотичными?

Меняется ли внутренний мир героя на протяжении поэмы? В какую сторону идет его развитие?

Что мы узнаем о мире, истории, человеческой жизни, путешествуя вместе с героем?

Что байроновскому герою дороже всего - жизнь, свобода, любовь, осуществление често­любивых замыслов? Докажите свою точку зрения

Как относится Автор к своему герою и чем он от него отличается?

Что мы узнаем об Авторе, его жизни, мировоззрении, творчестве из поэмы?

Чем отличается внутренняя свобода от внешней? (На примерах жизни героя и высказы­ваний Автора)

 Как происходит переключение романтического взгляда на мир на реалистический? Ка­кими средствами? Приведите примеры.

 

Занятие третье Роман Марка Твена "Приключения Геккльберри Финна".

Цель занятия: доказать, что роман М. Твена - глубокое реалистическое произведение, воспроизводящее основные закономерности жизни в Америке, своеобразный менталитет ее на­рода во всех его противоречиях, а также оптимистическую уверенность в его духовной силе. Студенты должны увидеть близкую к универсальной смеховую палитру романа, взаимопро­никновение и взаимо­обогащение смехового и трагического начал.

Почему главным героем этого романа не мог быть Том Сойер? Какой смысл в компози­ционной «рамке» произведения (оно начинается и заканчивается игрой Тома Сойера и Гека Финна)?

Как меняется представление Гека о свободе и ответственности на протяжении романа?

Как меняется сам Гек и какую трансформацию проходят его представления об Америке и ее чернокожем населении?

Воссоздайте по представленному М. Твеном проблемно –эстетическому материалу со­циально – нравственный портрет Америки в романе

 

Занятие четвертое. Бернард Шоу «Дом, где разбиваются сердца»

Цель занятия: доказать, что произведение Шоу – особый вид театрального действа, призванный научить людей «правильно видеть» и, значит, правильно мыслить, отыскивая тем самым дорогу к подлинному счастью.

Можно ли назвать это произведение классической комедией? Действительно ли смешно происходящее в доме – корабле? Что, по –вашему, в «интеллектуальном театре» Шоу застав­ляет читателей – зрителей думать? В чем вы усматриваете парадоксальность мышления самого Шоу как автора анализируемой пьесы?

Как название, содержание, основные символы и обозначение автором жанра пьесы («комедия в русском духе на английские темы») соотносятся с традициями А.П.Чехова?

Какими нам кажутся дом и герои при первом прочтении?

Что в героях, при более внимательном рассмотрении, опровергает эти первые представ­ления (действительно ли дом холодный и негостеприимный, Гесиона – плохая хозяйка, Гектор – хвастливый и ветреный соблазнитель, Элли – жертва дома и его обитателей, Менген вызы­вает сочувствие, отец и сестра несправедливы по отношению к приехавшей Ариадне, капитан Шотовер – пьяница и безумец)?

Заключил ли капитан Шотовер и вместе с ним английская интеллигенция «договор с дьяволом»? Почему капитан изобретает орудия войны, а не детские игрушки? Опасна ли его деятельность дому?

Действительно ли брак капитана Шотовера и Элли нужен им обоим? Зачем?

Если судить по финалу, что думает автор об английской интеллигенции и ее будущем?

 

Занятие пятое.Роман К. Воннегута "Бойня номер, или Крестовый поход детей".

Цель занятия: доказать, что роман Воннегута – классическое постмодернистское произ­ведение с гуманистической доминантой и что это произведение - притча – предупреждение всей человеческой цивилизации, ставшей неподконтрольной разуму (и Разуму) и утратившей свой главный смысл – служение человеку.

С какой целью написано произведение Воннегута?

Почему автор говорит, что его книгу можно считать не только «антивоенной», но и «ан­тиледниковой»?

О каких и скольких «бойнях» и «крестовых походах детей» идет в ней речь?

Почему никто не хочет думать о войнах и проблемах, о возможном «самоубийстве» че­ловечества?

Какие черты абсурдности и антигуманности современной цивилизации отмечает автор?

Чем Билли Пилигрим отличается от других персонажей книги? Что означают слова «Слушайте: Билли Пилигрим отключился от времени»?

Чем похож главный герой (одновременно типологический герой постмодернистской ли­тературы) на Иисуса Христа, князя Мышкина, дон Кихота, Гамлета и чем отличается от них?

Как тральфамадорцы исправили «ошибку Вселенной», уничтожив на своей планете че­ловеческое начало?

Кого на Земле можно считать «тральфамадорцем»?

От чего могут погибнуть Тральфамадор и Земля? Что может спасти Землю?

Что означает формула «такие дела» для тральфамадорцев и для автора?

Какие особенности постмодернистского сознания запечатлел роман К.Воннегута? На­сколько содержательны форма и система образов в этом произведении?

 

 

 

Список литературы, рекомендуемой для самостоятельного изучения:

I. Художественная литература.

Легенды о короле Артуре и рыцарях Круглого стола. Марк Твен «Янки при дворе ко­роля Артура».

У. Шекспир Сонеты. Комедия «Укрощение строптивой». Трагедия «Ромео и Джульетта», трагедия «Гамлет».

Дж Мильтон «Потерянный рай»

Дж. Донн. Стихотворения.

Д. Дефо «Робинзон Крузо».

Дж. Свифт "Путешествия Гулливера", «Сказка о бочке»

Р. Бернс. Стихотворения.

У. Блейк. Стихотворения.

Дж. Китс. Стихотворения

Дж. Байрон. Стихотворения. «Путешествие Чайлд Гаролда». «Корсар». «Каин». Поэма «Дон Жуан»

М. Шелли. «Франкенштейн».

П.Б.Шелли Стихотворения. «Королева Маб».

Э. По Новеллы «Убийство на улице Морг», «Разговор с мумией», «Колодец и маятник», «Бочонок амонтильядо», «Золотой жук », «Падение дома Эшеров». Стихотворения.

Ч. Диккенс. «Оливер Твист». «Домби и сын» (другие произведения)

Р. Киплинг. «Книга джунглей». «Маугли». Сказки.Стихотвореия.

О. Уайлд. «Портрет Дориана Грея». Сказки.

Б. Шоу. «Профессия миссис Уоррен». «Дом, где разбиваются сердца», «Жанна д. Арк».

Г.Уэллс. «Война миров». «Человек – невидимка».

М. Твен. «Приключения Тома Сойера». «Приключения Геккльберри Финна». «Таинст­венный незнакомец» ( «Три тысячи.лет среди микробов»)

Г. Джеймс. Новеллы («Дейзи Миллер», «Поворот винта»). «Женский портрет» (или дру­гой роман)

Дж. Джойс. «Улисс» (отрывок, по выбору). 

И. Во. «Возвращение в Брайсхед». «Не жалейте флагов». «Незабвенная».

У. Фолкнер «Шум и ярость» (или «Особняк»)

Э. Хемингуэй «Мотылек и танк». «Победитель не получает ничего», «там, где чисто и светло». «Прощай, оружие!». «Старик и море». «По ком звонит колокол»

Дж. Сэлинджер. «Над пропастью во ржи».

У. Голдинг. «Повелитель мух».

А.Мердок «Черный принц».

Дж.Апдайк «Кетавр», «Иствикские ведьмы»

К. Воннегут. «Бойня номер пять, или Крестовый поход детей»(или другой роман).

Дж. Фаулз. «Волхв». «Башня из черного (эбонитового) дерева». «Коллекционер»

II. Учебно-методическая и критическая литература.

Аникст А. История английской литературы. М,1956

Алексеев М.П. Из истории английской литературы. М.-Л.,1960

Засурский Я.Н. Американская литература ХХ в. М.,1984

Ивашева В. Английская литература ХХ в. М.,1984

Кашкин И.А. Для читателя-современника. М.,1968

Мулярчик А.С. Послевоенные американские романисты. М.,1980

Старцев А. От Уитмена до Хемингуэя. М.,1972

Аллен У. Традиция и мечта. М., 1970

 

 


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 180;