Х Р О М О В О С В И Н Ц О В Ы Е С О Е Д И Н Е Н И Я



Желтые пигменты

Свинцово-оловянная желтая и свинцово-оловянно - сурьмяная желтая .

Одна из основных красок старых мастеров. Существуют два типа краски:

- Тип 1 свинцово – оловянный окисел Pb2SnO4.  Показатель преломления 2,29-2,31;

-Тип 2-свинцово-оловянно-кремниевый окисел PbSn2SiO7

Приготовление свинцово-оловянной желтой описано в Болонском манускрипте ( первая половина XV в.) – рецепты № 272, 273. Суть рецептов состоит в совместном нагревании окислов свинца ,олова и песка (двуокиси) кремния в тигле.

Данный пигмент широко применялся в станковой живописи с XIV в. До первой половины XVIII в. . Хотя и считается , что пигмент использовался до 1750-х гг. , реально статистика его применения в XVIII в. крайне невелика. После середины XVIII в. И до конца 1940-х гг. пигмент на картинах вообще не встречается. В конце 1940 –х гг. пигмент был «вновь открыт» и с 1949 г. появляется небольшими партиями на рынке.

Нужно отметить что в XVII в. , хотя и нечасто , использовался и несколько иной , похожий на свинцово-оловянный, пигмент – свинцово-оловянно-сурьмяный состава Pb2SnSbO6,5. Существовал также свинцово-оловянно-кремниевый окисел, подобный свинцово-оловянному типу 2. Свинцово –оловянно-сурьмяная краска встречается в работах итальянской школы XVII в. Преимущественно в Риме), в работах голландской школы второй половины XVII в.

Бытовало мнение, что данная краска просто представляла собой смесь свинцово-оловянной-свинцово-сурьмяной, что могло отражать переходный период между исчезновением (прекращением производства) свинцово-оловянной и распространением вместо нее свинцово-сурьмяной (неаполитанской желтой). Современные исследования однако показывают, что мнение в целом ошибочно, и что свинцово-оловянно-сурьмяный пигмент производится независимым образом нагреванием смеси соответствующих окислов по методикам, похожим на изложенные в Болонском манускрипте. При этом практические опыты показали, что сварить свинцово-оловянно-сурьмяный пигмент правильного цвета технически проще, чем чисто свинцово-оловянный. Тем не менее фактом является и то, что во второй половине – конце XVII в. Встречаются голландские картины, на которых присутствует просто механическая смесь свинцово-оловянной и свинцово – сурьмяной красок.

Неаполитанская желтая

Пигмент представляет собой антимонат ( сурьмянокислую соль) свинца состава Pb3(SbO4)2 . Изготавливается продолжительным совместным нагреванием окислов свинца и сурьмы, либо из солей этих металлов , например , рвотного камня (двойной виннокислой соли калия и сурьмы), азотнокислого свинца и хлорида калия . Показатель преломления 1,83. В природе имеется минерал биндгеймит того же состава, что и синтетическая неаполитанская желтая.

 История применения пигмента в качестве глазурей или красителей стекла очень древняя и восходит к Вавилону и Ассирии . желтые глазури обнаружены во дворце Саргона II в Хорсабаде , свинцово-сурьмяное желтое стекло встречается в изделиях XIX в. Египетской династии ( 1293-1188гг. до н. э.) и т.д. Тем не менее рецепты приготовления пигмента для живописи появились только в середине XVIII в. (Пассери, 1758). Однако по факту неаполитанская желтая на картинах встречается уже с конца XVII в., и , как показывают современные литературные изыскания , рецепты приготовления этой краски существовали задолго до публикации Пассери. Неаполитанская желтая ввиду более легкого приготовления вытеснила из конца XVII в. Написанные с применением обеих указанных красок, т.е. можно считать, что какой-то период времени оба пигмента сосуществовали. В настоящее время под названием «неаполитанская желтая» выпускается довольно много разновидностей пигментов ( по большей части на основе желтого кадмия и цинковых белил), однако некоторые фирмы все же выпускают и оригинальный пигмент- антимонат свинца.

                                               Охра

Натуральная земля, состоящая из глины и песка. Окрашена в желтый цвет благодаря присутствию минерала гетита Fe2O3×H2O. Гетит виден под микроскопом в виде сферических сильно двулучепреломляющих частиц размеров 1мкм и менее. Коричневая охра представляет собой чистый минерал лимонит – собирательное название для минеральных образований, содержащих водные окислы трехвалентного железа . При прокаливании из-за потери связанной воды и образования безводного оксида трехвалентного железа охра меняет цвет на красный. Месторождения охры в мире очень многочисленны . Охра сильно отличаются друг от друга по примесям и по количеству содержащегося в них железа. В живописи пигмент используется с глубокой древности до наших дней.

Аурипигмент

Представляет собой минерал- желтый сульфид мышьяка As2S3. Показатель преломления 2,40-3,02. Встречается вместе с минеральным реальгаром .

В древности основными источниками были Венгрия, Македония, Малая Азия, Междуречье ,богатый источник существовал в Курдистане, в провинции Юнань в Китае. Натуральный пигмент приготавливается из раздробленного минерала путем очистки (флотации). Пигмент известен с древних времен – его упоминают Плиний и Витрувий.

Встречается в основном на иконах и картинах, созданных до XVIII в., но случаи его применения относительно редки. Чаще всего является имитацией золочения на нимбах святых ,поскольку имеет характерный золотистый блеск .

Литаргит ( массикот)

Литаргитом или массикотом называется желтый окисел-моноксид свинца состава PbO, но способы производства литаргита и массикота различны . Массикот получают нагреванием свинцовых белил , примерно до 300 •С. Литаргит получается окислением расплавленного металлического свинца. Результирующий продукт при этом имеет несколько розоватый цвет из-за присутствия небольшого количества свинцового сурика Pb3O4. Показатель преломления PbO 2,51-2,71.

Долгое время основными источником массикота был так называемый процесс купелирования свинца для извлечения серебра. В этом процессе расплавленный свинец, содержащий небольшое количество серебра, окисляется, переходя в расплав массикота, а серебро, менее подверженное окислению, остается в виде металла на дне и стенках «купели»-керамического сосуда, в котором происходит процесс.

Желтая окись свинца известна так же давно , как металлический свинец, но на картинах практически не встречается . Желтая свинцовая краска на старых картинах представляет собой совместный окисел свинца и олова, отличающийся большей стабильностью. Известная путаница в этом смысле происходила из-за того, что массикотом в старых трактатах часто называли свинцово-оловянную желтую, а не моноксид свинца.

Желтый кадмий

Представляет собой сульфид кадмия CdS. Изготавливается смешением водных растворов растворимой соли кадмия (хлорида или сульфата) с раствором сульфида калия или сероводорода . Показатель преломления 2,35-2,78. Цвет от лимонного до оранжевого . В природе имеется минерал аналогичного состава –гринокит, но об использовании минерала в качестве пигмента ничего не известно.

Впервые изучался Штромейером в 1817г. , но как художественный пигмент стал доступен лишь после 1846г. В настоящее время один из самых распространенных желтых пигментов .

С 1927г. стал выпускаться так называемый кадмиевый желтый литопон (кадмопон желтый )-смесь сульфида кадмия и сульфата бария, получаемая совместным осаждением при сливании растворов сульфида бария и сульфата кадмия. Процесс получения этого кадмопона сходен с процессом получения литопона.

Желтый барий

Представляет собой хромат стронция BaCrO4. Изготавливается смешением водных растворов хромата калия и хлорида стронция . Имеет несколько более глубокий желтый цвет по сравнению с хроматом бария.

Показатель преломления 1,94-1.98. Цвет –бледно-желтоватый .Пигмент очень стабилен и нечувствителен к свету.

Описан Вокеленом в 1809г. , но об его использовании в живописи XIX в. Известно весьма мало. Хромат бария так же как хромат стронция сейчас часто продают под названием «лимонная желтая»

 

Х Р О М О В О С В И Н Ц О В Ы Е С О Е Д И Н Е Н И Я


Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 213; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ