Дополнение, чтобы больше вникнуть в суть эстетизма Уайлда.

Эстетизм

В Англии на писателей-декадентов имели очень сильное влияние преподаватель Оксфордского университета Уолтер Пейтери его работы (1867-1868), в которых он утверждал, что надо жить, неукоснительно следуя идеалу красоты. Неслучайно О. Уайльд называл их«священным писанием Красоты».

«Искусство для искусства» (англ. art for art; фр. i'art pour I’art) - таким был лозунг писателей-декадентов.

Сторонники эстетического движения считали, что искусство должно приносить людям изысканное удовольствие, а не поучать их.По мнению эстетов, у искусства нет никакой дидактической цели, а единственное требование к нему - быть прекрасным. Они развивали культ красоты, считая ее основным фактором в искусстве, и провозгласили, чтожизнь должна подражать искусству. Природа в сравнении с искусством казалась им грубым материалом, а ее дизайн - несовершенным. Главными чертами движения были внушение (в отличие от утверждения), чувственность, интенсивное использование символов, а такжесинестетичних эффектов (например, соответствий между словами, цветами и музыкой).

Особенности эстетизма.

Не копировать природу, а воспроизводить ее по законам красоты, недоступной для повседневной жизни. Не искусство отражает действительность, а жизнь подражает искусству. Искусство призвано создать новый мир, который является бредом, сказкой, неправдой - и при этом оно ничего не выражает, кроме самого себя. Неправда, по Уайльдом - форма проявления красоты, а потому она важнее голого практицизма повседневности.

Особенность эстетизма заключалась в том, что он, находясь вне рамок обычной морали, действовал только в сфере искусства, где «разрешенное» и «недозволенное» диктовалось волей художника и подлежало только суду эстетических законов. Эстетизм обнаружил преимущества художественной выдумки, воображения и мастерства художника перед копией жизни.

Искусство безразлично к моральному и безнравственному, оно выше жизни и, как отметил А. Саймонс, «может иметь мораль за служанку, но именно никогда не станет ее слугой», потому принципы искусства вечны, тогда как принципы морали меняются с течением времени. Английские эстеты выступали против основ респектабельного общества, против самодовольной идеологии викторианской Англии, подвергали резкой критике материализм и реалистичную эстетику как его порождение, пренебрежительно оценивали классиков реализма, считая их метод безосновательным.

Кредо эстетизма - превращение порока в эстетически прекрасное. И такое преобразование считалось высшей магии искусства, очарование открытости, безрассудство.

И действительно, моральное падение Дориана происходит под непосредственным «руководством» лорда Генри, человека незаурядного, которая выражает некоторые из собственных парадоксальных суждений писателя. Уайльд ценит прежде всего игру ума. Холодный циник лорд Генри не интересуется поиском истины: «Он играл мнением и становился высокомерен. Он подбрасывал ее в воздух и переворачивал ее, выпускал ее из рук и снова ловил, украшал ее радужными красками фантазии и окрылял парадоксами».

Безусловно, многое из сказанного лордом Генри поражает воображение читателя, поскольку контрастирует с устоявшимися представлениями, а его мышление является неповторимым и неординарным:

• Единственный способ избавиться от искушения - поддаться ему.

• Своими достижениями человек только приобретает себе врагов. А чтобы прославиться, надо быть посредственностью.

• Любовь живет в повторении, и именно повторение превращает простое инстинктивное влечение в искусство.

• Смерть и пошлость - это единственные две вещи в XIX ст., что с ними можно примириться.

Однако лорда Генри вряд ли можно считать и неким холодным экспериментатором, поскольку он предусматривает последствия и даже честно предупреждает о них Дориана. Впрочем, он равнодушен к тому, почему не хватает изысканности, так и в жизни, и в смерти ищет только красоту. По словам Голуорда, цинизм лорда Генри - это лишь поза, поскольку он лишь говорит безнравственные вещи, но никогда не оказывает аморального в реальной жизни («Ты никогда не говоришь ничего нравственного-и никогда не делаешь ничего аморального»).

Однако есть ситуации, когда позиция отстраненного наблюдателя является аморальней, чем позиция активного носителя зла. Лорд Генри - идеолог красоты, поэтому писатель поставил эту фигуру вне требований морали и этики.

Творцами прекрасного («Художник - творец прекрасного») является Бэзил Голуорд и актриса Сибил Вейн. Они воплощают идею самоотверженного служения высокому искусству. Высокое «искусство лжи» (А. Уайльд) скрывает их личности, а приближение к правде жизни ведет обоих к гибели, сначала творческой, впоследствии - физического. Примечательно, что причиной их смерти является Дориан.

Кто несет ответственность за преступление?

Интересным является вопрос о том, несет ли человек, который провоцирует преступление, но сама его не оказывает, ответственность за злодеяния, совершенные другими под воздействием ее слов. Лорд Генри сам не совершает преступления, но Дориан Грей под влиянием его идей становится преступником.

В романе А. Уайльда жизнь в буквальном смысле подражает искусство. Так, воплощая на сцене образ персонажей Шекспира, Сибил полюбила сама и, как ее героини, погибшей от несчастной любви. Зато, следуя жизнь (свою любовь к Дориану) на сцене, юная актриса всех разочаровывает своей игрой. Недаром Дориан говорит о ней: «Она и в собственной жизни испытала чудесной трагедии. Она всегда была героиня. Того последнего вечера она играла плохо, потому что познала реальность любви. А узнав о его призрачности, она умерла - так умерла бы и Джульетта».

Подражая жизни, Голуорд создает все хуже полотна. Только с позиции «искусства для искусства» он нарисовал шедевр - портрет Дориана. Для него красота и доброта, эстетическое и этическое являются неделимыми явлениями. Это состояние души: человек с чувством прекрасного не может быть аморальной, следовательно, не нуждается в морализаторских поучениях. Видимо, поэтому он не осуждает Дориана, а только призывает его к покаянию (правда, при этом погибает).

Дориан Грей отождествляет себя с портретом - произведением искусства. Попытка поставить себя над моралью ведет его до нравственного падения, а стремление иметь пользу (чувственное наслаждение) от красоты - к искажению его портрета. На полотне удивительным способом изображается его истинное лицо. Пьянство, разврат, наркотики, общение с отбросами общества приносят ему все больше наслаждения, оттесняя восхищения красотой. Он доказывает идею лорда Генри до абсурда. Если эстет Уоттон лично не делает ничего аморального (ведь, по его мнению, «каждое преступление - пошлый, так же, как и всякая вульгарность - преступление»), то жизнь его последователя Дориана Грея является цепочкой аморальных поступков, которые резко контрастируют с его ангельской внешностью. Центральным образом романа является портрет главного героя. Это своеобразная метафора души Дориана. Этот фантастический образ является реальным, а ярость героя, который не может примириться с его изменениями, есть яростью Калібана, что узнал себя настоящего в изображенном (см. афоризм из предисловия: «Ненависть ДЕВЯТНАДЦАТОГО века к реализму - это ярость Калибана, увидевшего свою образ в зеркале» и «Ненависть ДЕВЯТНАДЦАТОГО века к романтизму - это ярость Калибана, не увидел своего облика в зеркале»),

«Поза» героя становится его жизненной позицией. По внешности Дориана не видно приобретенного им опыта, он имеет искусственный вид. Внешнее как бы «отрывается» от внутреннего. Пустая красота погибает, уничтожая саму себя, а портрет (искусство), который наследовал жизнь и поступки героя, уцелел, утверждая вечность прекрасного.

В оригинале роман О. Уайльда называется «The Picture of Dorian Gray». Английское слово «picture» (переведенное как «портрет», хотя автор не назвал свое произведение «The Portrait of Dorian Gray») на самом деле переводится как «картина», «рисунок», «изображение», «копия», «портрет», «образ», «воплощение», «картинка», «представление»... Приведен перечень значений этого слова свидетельствует о его особую роль в воплощении авторского замысла. В произведении портрет действительно играет чрезвычайно важную роль, которая вовсе не исчерпывается простым «копированием» внешности главного героя.

Дополнение, чтобы больше вникнуть в суть эстетизма Уайлда.

Для Оскара Уайльда понятие эстетического применимо во всех возможных вариантах дефиниций. Это, прежде всего весь вещный мир, служащий в угоду человека, это все что способно радовать глаз, волновать, рождать новые чувства и ощущения у человека, то, что влечет за собой в жизни, в искусстве и мире природы. Это все возможные проявления моды, это живой мир, мир природы во всем многообразии красок и форм существования. В том числе это и наука о прекрасном в мире искусства и быта, связанная с непреходящей сменой художественных направлений, стилей и методов выражения художественной выразительности, с тем условием, что любой предмет быта воспринимается исключительно как произведение искусства. Эстетика О. Уайльда приобретает новую форму, разновидность, получившую название панэстетизма, воспевавшего культ красоты как основополагающую единицу миросозерцания. И портрет у него - это не простое отображение реальности, а особое выражение эстетики художника, ярко окрашенное под характерное восприятие художника. Это личность, в которой проступает оттенок всей эпохи, преломляясь через материальный и внутренний миры. В молодости О. Уайльд испытал сильное влияние со стороны Э. А. По, предвосхитившим эпоху декаданса и расцвет эстетического учения. Оба они направили свое творчество на всестороннее освоение человеческой природы, его психики. Оригинальная поэтическая система Э. А. По послужила руководством для английских писателей более позднего времени. Его суждения, касаемые лирики, равно применимы и к прозе эстетов, в частности О. Уайльда. Произведение искусства не преследует никакой цели. Единственная задача - это удовольствие, и ни в коем случае ни истина. Истина понималась как ересь, сухой дидактизм, грубое морализаторство, которое нельзя сопоставить с занимательностью произведения. Единственный возможный случай, когда истина может присутствовать в произведении - это тот вариант, когда она преломляется через сознание автора, его поэтическое мастерство, когда она приглушена, подчинена поэтическим законам. Истина постигается только по средствам прекрасного, что в свою очередь не всем и не всегда доступна. Она недостижима как таковая и лишь иногда, в момент особого прозрения может приоткрываться автору. Отсюда исходит то, что единственная цель, к которой может стремиться художник, - это не простое изображение красоты, а научение красотой, влияние на душу читателя. Писателей также объединяла тема прекрасного страдания, и главный смысл произведения крылся в эмоционально-психологическом воздействии на читателя. Этот тотальный эффект достигается единством впечатления, которое возможно в свою очередь достичь лишь с помощью цельного эффекта. У О. Уайльда достаточно много недосказанного, связанного с тем, что в произведении есть особый слой по отношению к поверхностному - это подводное течение. Не всегда ясна цель автора, дальнейший ход, развитие конфликта. Но всегда у него есть определенная доля намека, позволяющая более полно раскрыть содержание через символику романа. Это говорит о том, что раскрытие происходит через суггестию, апеллирующую к глубинно-традиционным (“архетепичным”) средствам коммуникации.

 


Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 273; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!