Соотношение понятий «спонсорство» и «корпоративная филантропия» во Франции



«Революция 2003 года»: налоговые реформы в области поддержки культуры бизнесом

Для изучения особенностей спонсорства и корпоративного финансирования культуры во Франции необходимо понять некоторые правовые тонкости, а также цели и задачи заинтересованных компаний. Прежде всего, следует разобраться в терминологии. С точки зрения налоговых льгот, французы различают «спонсорство» («parrainage») и «корпоративную филантропию» («mecenat d’enterprise»).

«Спонсорство» определяется во французском налоговом законодательстве как «чисто коммерческая деятельность», обмен услугами между двумя сторонами, имеющий коммерческий эффект (например, размещение рекламного текста компании-спонсора в театральном буклете или кампания по продвижению нового продукта в рамках культурного события). Понимаемое таким образом спонсорство приравнивается к издержкам компании и не подлежит налогообложению.

С другой стороны, «корпоративная филантропия» – это механизм улучшения имиджа компании путем поддержки, осуществляемой в социальной или культурной сфере. Хотя такая поддержка не является коммерческой, она, тем не менее, позволяет донорам получать определенные привилегии и услуги со стороны организаций культуры, получающих эту поддержку.

Это могут быть бесплатные приглашения на мероприятия, бесплатное использование помещений в корпоративных целях и даже размещение логотипа компании в печатных материалах организации культуры. Иначе говоря, возможны любые услуги, за исключением прямой рекламы.

Характерной чертой взаимодействия бизнеса и культуры во Франции является наличие корпоративных фондов.

Если спонсорство осуществляется компаниями напрямую, то корпоративная филантропия в подавляющем большинстве случаев осуществляется через корпоративные фонды, основанные компаниями именно для этой цели.

Практически каждая французская компания, активно оказывающая поддержку в культурной или социальной сферах, имеет собственный фонд. Это объясняется особенностями французского законодательства.

Закон от 1 августа 2003 года создал необычайно выгодные налоговые условия для корпоративной филантропии.Он позволяет компаниям вычитать до 60% от суммы взноса в пользу социальной сферы, включая культуру, непосредственно из суммы подоходного налога (а не из налогооблагаемой базы) – в общей сумме до 5% от оборота компании. Размер взноса, превышающий указанную сумму, может также быть вычтен из налогов в течение пяти последующих лет.

 (Для сравнения: прежде суммы пожертвований могли вычитаться только из налогооблагаемой прибыли, с ограничением до 3,25% от оборота.)

Будучи мощным стимулом финансовой поддержки культуры, новые налоговые условия корпоративной филантропии в то же время не ограничивают творческую деятельность организаций культуры и искусства.

Между донором и бенефициантом не заключается коммерческий договор и потому отсутствует «груз» дополнительных условий, который зачастую привносит ограничения в деятельность организаций культуры в других странах.

Новый законопроект о социальной интеграции (Le Loi de Cohesion Sociale), предложенный 7 декабря 2004 года, призван еще улучшить эти условия, увеличив сумму, вычитаемую из налогов до 66% от суммы пожертвований.

Бизнес-клубы во Франции

Бизнес-клубы – особая форма долгосрочной поддержки культурных институтов.

В 1996 году агентство «Admical» выявило более 70 таких клубов, которые действуют в городах и регионах, объединяя ресурсы для «коллективного спонсорства».

 

В 2002 году таких клубов было уже 100. В основном бизнес-клубы группируются вокруг оперных театров, театральных трупп, оркестров и фестивалей. Помимо финансовой поддержки конкретной культурной организации, они способствуют оживлению культурной жизни регионов.

 В середине 1990-х годов компании начали группироваться вокруг крупных культурных институтов Франции, «чтобы стать долгосрочными партнерами, вносящими ежегодную фиксированную плату, а не довольствоваться разовыми партнерскими проектами».

 

Есть два типа клубов. Клубы первого типа, наиболее многочисленные, возникают по инициативе организаций культуры, например, Клуб друзей «Опера де Пари» (l’AROP pour l’Opera de Paris), Клуб Капитолийского оркестра (Aida pour l’Orchestre du Capitole), «Круг друзей Парижского оркестра» («Cercle de l’Orchestre de Paris»), Клуб фестиваля в Перпиньяне и т.д.

 

Клубы второго типа стали возникать сравнительно недавно по инициативе самих бизнес-организаций.

Зачастую они создаются при посредничестве торговых палат и союзов предпринимателей и действуют в региональном масштабе. Таков, например, клуб «Prisme a Reims», основанный с целью поддержки современного искусства Реймса или клуб «La Borie en Limousin», созданный по инициативе компаний Лиможского региона с целью поддержки ансамбля барочной музыки.

 

В 2003 году группа компаний из Марселя инициировала создание бизнес-клуба «Меценаты Юга» («Mecenat du Sud») с целью поддержки современного творчества города и оживления культурной жизни региона.

 

В 2000 году местные власти начали основывать корпоративные клубы городского и регионального значения.

 

По мнению аналитиков «Admical», среди французских компаний возникает конкуренция за спонсорство наиболее престижных организаций или проектов в сфере культуры. Это, в свою очередь, повышает профессионализм компаний в области спонсорства, заставляет их прибегать к более активным действиям и развивать новаторские подходы.


Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 547; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!