МОНАРХИЯ КАК ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРВЛЕНИЯ



Предмет теории государства и права: определение понятия, структура. Соотношение теории государства и права с неюридическими и юридическими гуманитарными науками. Теория государства и права изучает общие закономерности возникновения, развития, назначения и функционирования государства и права. Она как бы вычленяет государство и право из всей системы общественных явлений и исследует их внутренние закономерности. Предметом науки теории государства и права служит многостороннее и сложное взаимодействие общества и государства, роль и место государства и права в политической системе общества. Она изучает не только государственно-правовые явления и процессы, но и представления людей о них. В ее предмет входит общественное, групповое и индивидуальное политическое и правовое сознание. Единство предмета теории государства и права обусловливается ее практическим и научно-понятийным единством. ТГП подразделяется на две относительно самостоятельные структурные части: теорию государства (государствоведение) и теорию права (правоведение) Именно отмеченные единство и дифференциация позволяют изучать государство в его правовом оформлении и юридическом закреплении, а право – в его государственном обеспечении, гарантировании, не мешая при этом углубленному и детальному анализу и государства, и права. Итак, предметом теории государства и права выступают такие явления общественной жизни, как государство и право, основные закономерностиих возникновения и развития, их сущность, назначение и функционирование в обществе, а также особенности политического и правового сознания и правового регулирования.

Теория государства и права в системе гуманитарных наук.

Прежде всего, Теория государства и права связана с историей, изучающей прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии. Это – сведения о первобытном обществе, просуществовавшем на Земле более миллиона лет, о социально-экономических условиях возникновения государства в различных странах и регионах мира примерно шесть тысяч лет назад.

Тесно соотносится теория государства и права и с диалектико-материалистической философией – наукой о всеобщих законах развития природы, общества и мышления, особенно историческим материализмом, представляющим собой распространение законов и приемов материалистической диалектики на познание общества.

Неразрывная связь существует также между теорией государства и права и экономической наукой. Опираясь на положения и выводы экономической мысли, которая изучает производственные отношения и экономические законы, регулирующие развитие исторически сменяющих друг друга социально-экономических формаций, теория государства и права исходит из предпосылки, что государство и право – важные неотъемлемые части надстройки над экономическим базисом общества, рассматривает все государственно-правовые явления в органической связи с экономическими условиями жизни людей, раскрывает их активное обратное воздействие на экономику.

Особенно тесно соприкасается теория государства и права с политологией, изучающей политику и политические системы современного мира. Основываясь на политологических данных о политической системе общества, теория государства и права рассматривает ее с точки зрения места и роли в ней государства, характерных черт и особенностей, отличающих его от партий, общественных организаций и других звеньев политической системы, правовых форм возникновения и деятельности государства.

Теория государства и права в системе юридических наук.

Эта система включает основные разновидности и группы юридических наук.

1. Теория государства и права как общетеоретическая отрасль юридической науки.

2. Историко-правовые науки, к которым относятся история государства и права России, зарубежных стран, история политических и правовых учений.

3. Специальные отраслевые юридические науки: государственное (конституционное) право, административное право, трудовое право, гражданское право, экологическое право, уголовное право, гражданский процесс, уголовный процесс и др.

4. Юридические науки, тесно связанные со специальными отраслевыми, но вместе с тем имеющие свой самостоятельный предмет изучения: правоохранительные органы, организация самоуправления, право социального обеспечения, криминология и др.

5. Технико-прикладные юридические науки, широко пользующиеся данными других наук, в том числе математики, статистики, химии, медицины, психологии, кибернетики. Это криминалистика, бухгалтерский учет и экспертиза, судебная статистика, судебная медицина, судебная психиатрия, судебная психология.

6. Международное право, подразделяемое на международное публичное право и международное частное право.

По отношению к отраслевым юридическим наукам теория государства и права выступает как обобщающая категория.

Во-первых, она изучает наиболее общие закономерности развития и функционирования государства и права. Предмет же любой отраслевой науки связан лишь с определенной сферой общественных отношений, с рамками соответствующей отрасли права.

Во-вторых, теория государства и права исследует общие для всех отраслевых наук проблемы (нормы права, правоотношения, субъект права, правонарушение, юридическую ответственность и т.д.).

В-третьих, она играет методологическую роль в юриспруденции в целом.

Вместе с тем теория государства и права формирует свои выводы в тесной связи с отраслевыми науками, исходит из фактического материала, содержащегося в них, призвана обобщать отраслевую научную информацию.

Взаимодействие же теории государства и права с прикладными науками в значительной мере является опосредованным, осуществляемым через отраслевые науки о государстве и праве. Однако нельзя не видеть и того, что в определенном объеме возможно прямое использование прикладной научной информации (например, при употреблении данных судебной статистики).

Таким образом, особенности теории государства и права как науки состоят в том, что она является:

гуманитарной, предмет которой составляют общественные явления – государство и право (этим она отличается от технических и естественных наук);

политико-юридической, изучающей такие социальные институты, которые непосредственно относятся к государственно-правовой сфере общественной жизни (этим она отличается от других гуманитарных наук);

теоретической, изучающей наиболее общие закономерности государства и права (этим она отличается от других юридических наук). По сравнению со специальными юридическими науками теория государства и права изучает государство и право в целом (как и положено теории).

2. Функции теории государства и права как науки.

Значение теории государства и права легче выявить через ее функции:

Онтологическая функциятеории государства и прававыражается в изучении вопросов о бытии, его принципах, структуре, применительно к государству и праву это вопросы генезиса государства и права (то есть происхождения и становления), их взаимовлияния (роль государства в развитии права), а также их настоящего и будущего.

Гносеологическая функциятеории государства и правазаключается в изучении природы познания государства и права, выработке определенных теоретических конструкций для совершенствования данного вида познания.

 Суть методологической функциитеории государства и правав выработке приемов, способов, с помощью которых изучаются государственно-правовые явления.

 Эвристическая функциязаключается в открытии новых явлений, закономерностей в сфере государства и права.

Идеологическая функцияреализуется путем обобщения и приведения в систему идей, касающихся государства и права, которая влияет на правосознание общества и тем самым косвенно регулирует общественные отношения.

Практически-организаторская функциятеории государства и правазаключается в том, что она вырабатывает практические рекомендации, которые используются в государственном строительстве и при разработке правовых норм.

Политико-управленческая функцияреализуется при использовании достижений теории государства и права в государственном управлении.

Прогностическая функциявыражается в том, что на основе накопленного теоретического материала в сфере государства и права можно прогнозировать тенденции развития, будущее государства и права.

 

3. Методология теории государства и права: определение понятия и характеристика основных методов.

Все многообразие методов теории государства и права в зависимости от степени их распространенности можно расположить в следующую систему.

1) Всеобщие методы – это философские, мировоззренческие подходы, выражающие наиболее универсальные принципы мышления. Среди всеобщих выделяют метафизику (рассматривающую государство и право как вечные и неизменные институты, глубоко не связанные друг с другом и с иными общественными явлениями) и диалектику (материалистическую и идеалистическую; последняя, в свою очередь, может выступать как объективный либо субъективный идеализм).

2) Общенаучные методы – это приемы, которые не охватывают все научное познание, а применяются лишь на отдельных его этапах, в отличие от всеобщих методов. К числу общенаучных методов относят: анализ, синтез, системный и функциональный подходы, метод социального эксперимента.

Анализ означает условное разделение сложного государственно-правового явления на отдельные части. Так, многие категории теории государства и права формируются путем раскрытия их существенных признаков, свойств, качеств.

Синтез, напротив, предполагает изучение явления путем условного объединения его составных частей. Анализ и синтез, как правило, применяются в единстве.

Системный подход ориентирует на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем. Этот метод дает возможность рассматривать в качестве системных образований государственный аппарат, политическую и правовую систему, нормы права, правовые отношения, правонарушения, правопорядок и т.п.

Функциональный подход ориентирует на выяснение форм воздействия одних социальных явлений на другие. Этот метод дает возможность познать функции государства и отдельных его органов, функции права и его специфических норм, функции правосознания, юридической ответственности, правовых льгот и поощрений, правовых привилегий и иммунитетов, правовых стимулов и ограничений и т.д.

Метод социального эксперимента связан с проверкой того или иного проекта решения с целью предотвратить ущерб от ошибочных вариантов правового регулирования.

3. Частнонаучные методы – это приемы, которые выступают следствием усвоения теорией государства и права научных достижений конкретных (частных) технических, естественных и гуманитарных наук. К ним относят конкретно-социологический, статистический, кибернетический, математический и т.д.

Социологический метод позволяет с помощью анкетирования, интервьюирования, наблюдения и других приемов получить данные о фактическом поведении субъектов в государственно-правовой сфере. Он используется для определения эффективности воздействия государственно-правовых структур на общественные отношения, выявления противоречий между законодательством и потребностями социального развития.

Статистический метод позволяет получить количественные показатели тех или иных массовых повторяющихся государственно-правовых явлений, таких, как правонарушения, юридическая практика, деятельность государственных органов и т.д. Статистические исследования складываются из трех стадий: сбор статистического материала, сведение его к единому критерию и обработка. Кибернетический метод – это прием, позволяющий с помощью системы понятий, законов и технических средств кибернетики познать государственно-правовые явления.

Математический метод – это совокупность приемов оперирования с количественными характеристиками. В настоящее время математические методы применяются не только в криминалистике или судебной экспертизе, но и при квалификации преступлений, и в правотворчестве, и в других сферах правовой действительности и т.п.

4. Можно выделить два метода, которые относятся к частноправовым, являющимся сугубо юридическими: формально-юридический и сравнительно-правовой.

Формально-юридический метод позволяет определять юридические понятия (например, такие специальные юридические термины, как существенный вред, юридическое лицо, тяжкие телесные повреждения, смягчающие вину обстоятельства и т.д.), выявлять их признаки, проводить классификацию, толковать содержание правовых предписаний и т.п. Его специфической чертой является отвлечение от сущностных сторон права. Задача, которая при этом ставится, заключается в уяснении и объяснении действующего законодательства, в его систематическом изложении и истолковании для целей правотворческой и правоприменительной практики.

Поэтому в содержание формально-юридического метода включены законодательная техника и приемы толкования норм права, равно как и изучение тех факторов и условий, в которых действуют данные нормы и которые оказывают влияние на их природу.

Рассматриваемый метод состоит в исследовании используемых в праве категорий, дефиниций, конструкций специально-юридическими приемами. Он дает возможность детально изучить технико-юридическую и нормативную стороны права и на этой основе профессионально заниматься юридической деятельностью.

Сравнительно-правовой метод позволяет сопоставить различные правовые системы либо их отдельные элементы – законы, юридическую практику и т.д. – в целях выявления их общих и особенных свойств. Сравнивая, например, правовые системы Германии и России, мы узнаем, что между ними есть немало тождественного, но есть и определенные различия, присущие им исторически.


4. Социальные нормы первобытного общества. Признаки права, отличающие его от социальных норм первобытного общества.

Формой человеческого общежития в то время был род (первобытная родовая община), который представлял собой объединение людей на основе кровного родства, совместного коллективного труда, общей собственности на орудия труда и продукты деятельности. Все это определяло равенство членов рода и нераздельность их интересов. Управление родом было по своей природе естественным самоуправлением: органы власти (собрание взрослых членов рода, вожди, старейшины и др.) были включены в сам объект управления, не были от него отчуждены.

Для системы нормативного регулирования в первобытном обществе характерны следующие черты:

1. Естественно-природный (как и у организации власти) характер, исторически обусловленный процесс формирования.

2. Действие на основе механизма обычая.

3. Синкретичность, нерасчлененность норм первобытной морали, религиозных, ритуальных и др. норм. (Отсюда их название – "мононормы", которое ввел российский этнограф А.И. Першиц.)

4. Предписания мононорм не имели предоставительно-обязывающего характера: их требования не расценивались как право или обязанность, ибо были выражением социально необходимых, естественных условий жизнедеятельности человека. Ф. Энгельс писал по этому поводу: "Внутри родового строя не существует еще никакого различия между правами и обязанностями; для индейца не существует вопроса, является ли участие в общественных делах, кровная месть или уплата выкупа за нее правом или обязанностью; такой вопрос показался бы ему столь же нелепым, как и вопрос, являются ли еда, сон, охота правом или обязанностью?" ("Происхождение семьи, частной собственности и государства", 1884). Член рода просто не отделял себя и свои интересы от родовой организации и ее интересов.

5. Доминирование запретов. Преимущественно в форме табу, то есть непререкаемого запрета, нарушение которого карается сверхъестественными силами. Предполагается, что исторически первым табу был запрет инцестов – кровнородственных браков.

6. Распространение только на данный родовой коллектив (нарушение обычая – "родственное дело").

7. Нормативно-регулятивное значение мифов, саг, былин, сказаний и иных форм художественного общественного сознания.

8. Специфические санкции – осуждение поведения нарушителя со стороны родового коллектива ("общественное порицание"), остракизм (изгнание из родовой общины, в результате которого человек оказывался "без роду и племени", что практически было равносильно смерти). Применялись также телесные повреждения и смертная казнь.

Социальные нормы – правила поведения, регулирующие отношения между людьми.

Виды социальных норм:

1. Обычаи – исторически сложившиеся правила поведения, которые в результате многократного повторения вошли в привычку.

2. Простейшие нормы морали – правила поведения, регулировавшие отношения между людьми на основе первобытных представлений о добре и зле.

3. Религиозные нормы – правила поведения, регулировавшие отношения между людьми на основе их религиозных представлений

4. Мифология – совокупность мифов (рассказов, повествований о богах, героях), отражавших фантастические представления людей о мире, природе и человеческом бытии

5. Табу – религиозный запрет, налагаемый на какой либо предмет, действие, слово, нарушение которого влечет жестокую кару (болезнь, смерть) состороны фантастических духов и богов.

 

Признаки права, отличающие его от социальных норм первобытного общества:

1. По источнику возникновения: нормы права – от государства, соцнормы – от рода, племя

2. По способу обеспечения: нормы права – принудительная сила государства, соцнормы – общественное убеждение и принуждение всего племени (рода)

3. По форме выражения: нормы права – в специальных государственных актах, соцнормы – в сознании людей жили

4. По содержанию: нормы права – возникают одновременно с возникновением государства, соцнормы – возникают одновременно с появлением человека.

 

 

5. Характеристика основных теорий происхождения государства и права.

Современная наука связывает процесс возникновения государства и права главным образом с развитием производства, с переходом к новым формам экономических отношений.

Относительно происхождения государства и права выдвигаются различные теории. Одна из самых древних – теологическая теория.Согласно указанной теории, государство и право существуют вечно в силу божественной воли, а творец всего существующего, в том числе государства и права, на Земле – Бог. Представителями указанной теории являются Фома Аквинский, Ф. Лебюфф, Д. Эйве, Кост-Флоре.

Патриархальная теорияобъясняет происхождение государства и права как естественную форму человеческой жизни, результат исторического развития семьи. Государство, в силу указанной теории, возникает непосредственно из разросшейся семьи, власть главы семьи перерастает во власть монарха. У истоков теории стоял Аристотель, последователями являются Михайловский, Фильмер и др.

Теория договорного происхождения государства и права объясняет переход от естественного (догосударственного) состояния общества к государственному путем заключения соглашения-договора, которым люди соединяются в одно государство и подчиняются тут же устанавливаемой государственной власти. Соглашение людей – основа законной власти. Суверенитет принадлежит народу в целом, а правители – уполномоченные народа, обязанные отчитываться перед ним и сменяемые по его воле. Представители этой теории: Гоббс, Локк, Руссо, Дидро, Радищев, Пестель и др.

Теория насилия представляет происхождение государства и права в результате акта насилия. Суть состоит в следующем: одно племя завоевывает другое, и для того, чтобы держать его в повиновении, образуются государство и правовая система как свод правил, регулирующих общественные отношения. Основоположниками указанной теории являются: Л. Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг и др.

Марксистская теория происхождения государства и права основывается на научном труде Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Она связывает возникновение государства и правас частной собственностью, расколом общества на классы и классовым антагонизмом: в результате общественного разделения труда выросла его производительность, появился избыточный продукт. Он накапливался у определенной группы людей, в результате чего возникла одна группа (класс) – имущих, другая группа (класс) – неимущих, между которыми возникают антагонистические противоречия, для урегулирования которых и создаются государство и право. Представители теории: К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин.

Психологическая теория происхождения государства и праваобусловливает их возникновение особыми свойствами человеческой психики. Сторонниками данной теории являются Цицерон, Л. Петражицкий, Коркунов и др.

Теория естественного права(Г. Гроций)закрепляет существование двух типов права: позитивного – созданного законодательными органами государства, и естественного – права, вытекающего из неизменной природы человека.

 

6. Определение понятия и признаки государства. Классовое и общечеловеческое в сущности государства.

Государство – это организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и других интересов в пределах определенной территории.

Государство – это выделившаяся из общества и обусловленная его социально-экономическим укладом, традициями, культурой политическая организация суверенной публичной власти. Возникнув как продукт эмпирической (опытной) социальной жизнедеятельности, государство не совпадает с обществом и выступает по отношению к нему управляющей системой. Эта система имеет собственную внутреннюю логику развития, четкую структурную организацию (которая оттачивалась на протяжении тысячелетий), специфический механизм взаимодействия структурных элементов. Таким образом, государство – самодостаточная система, обладающая собственной природой, сущностью, формой (И.Ф. Ракитская).

Государство характеризуют следующие признаки, отличающие его как от догосударственных, так и негосударственных организаций:

1) наличие публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с населением страны (государство обязательно обладает аппаратом управления, принуждения, правосудия, ибо публичная власть – это чиновники, армия, полиция, суды, а также тюрьмы и другие учреждения);

2) система налогов, податей, займов (выступая основной доходной частью бюджета любого государства, они необходимы для проведения определенной политики и содержания государственного аппарата, людей, не производящих материальных ценностей и занятых только управленческой деятельностью);

3) территориальное деление населения (государство объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих его территорию, независимо от принадлежности к какому-либо роду, племени, учреждению; в процессе становления первых государств территориальное деление населения, начавшееся в процессе общественного разделения труда, превращается в административно-территориальное; на этом фоне возникает новый общественный институт – подданство или гражданство);

4) право (государство не может существовать без права, так как последнее юридически оформляет государственную власть и тем самым делает ее легитимной, определяет юридические рамки и формы осуществления функций государства и т.п.);

5) монополия на правотворчество (издает законы, подзаконные акты, создает юридические прецеденты, санкционирует обычаи, трансформируя их в юридические правила поведения);

6) монополия на легальное применение силы, физического принуждения (возможность лишить граждан высших ценностей, каковыми являются жизнь и свобода, определяет особую действенность государственной власти);

7) устойчивые правовые связи с населением, проживающим на его территории (гражданство, подданство);

8) обладание определенными материальными средствами для проведения своей политики (государственная собственность, бюджет, валюта и т.п.);

9) монополия на официальное представительство всего общества (никакая иная структура не вправе представлять всю страну);

10) суверенитет (присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях). В обществе власть может существовать в разных видах: партийная, семейная, религиозная и т.п. Однако властью, решения которой обязательны для всех граждан, организаций и учреждений, обладает лишь государство, которое осуществляет свою высшую власть в пределах собственных границ. Верховенство государственной власти означает: а) ее безусловное распространение на население и все социальные структуры общества; б) монопольную возможность применения таких средств воздействия (принуждения, силовых методов, вплоть до смертной казни), которыми не располагают другие субъекты политики; в) осуществление властных полномочий в специфических формах, прежде всего юридических (правотворческой, правоприменительной и правоохранительной); г) прерогативу государства отменять, признавать юридически ничтожными акты других субъектов политики, если они не соответствуют установлениям государства. Государственный суверенитет включает такие основополагающие принципы, как единство и неделимость территории, неприкосновенность территориальных границ и невмешательство во внутренние дела. Если какое бы то ни было иностранное государство или внешняя сила нарушает границы данного государства или заставляет его принять то или иное решение, не отвечающее национальным интересам его народа, то говорят о нарушении его суверенитета. А это явный признак слабости данного государства и его неспособности обеспечить собственный суверенитет и национально-государственные интересы. Понятие "суверенитет" имеет для государства такое же значение, что и понятие "права и свободы" для человека;

11) наличие государственных символов – герба, флага, гимна. Символы государства призваны обозначать носителей государственной власти, принадлежность чего-либо к государству. Гербы государства помещают на зданиях, где расположены органы государства, на пограничных столбах, на форменной одежде государственных служащих (военнослужащих и др.). Флаги вывешиваются на тех же зданиях, а также в местах, где проводятся международные конференции, символизируя присутствие на них официальных представителей соответствующего государства и т.д. (А.Ф. Черданцев).

2. Сущность современного государства

Сущность государства противоречива: с одной стороны, государство является организованной совокупной властью имущих классов, с другой стороны, "организатором общих дел, вытекающих из природы всего общества" (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 25. Ч. 1. С. 422).

При определении сущности государства проявляются две тенденции: сущность государства трактуется как диктатура имущих классов (классовый подход), либо сущность сводится к решению общих дел (общесоциальный подход).

Авторы учебников по теории государства и права (до 1985 года издания включительно) утверждали, что сущностью любого государства за исключением общенародного является диктатура господствующего класса. В более поздних изданиях формулировка сущности государства дополнена положением о том, что государство в определенной степени выражает интересы всех граждан (см.: Хропанюк В.Н. Теория государства и права. – М., 1993. С. 42).

В западной политологии делается уклон в другую сторону: государство рассматривается как орган решения общих дел – коллективный хозяин (dominium), при этом без внимания остается политический аспект сущности государства – власть (imperium).

Односторонний подход к сущности государства порождает идею существования шведского социализма и теорию государства всеобщего благоденствия. При таком подходе происходит смешение понятий "социалистическое государство" и "социальное государство" (последнее экономически состоятельно и успешно решает социальные задачи).

Более плодотворным для понимания сущности государства является разносторонний подход: государство по своей сути есть всеобъемлющая организация общества, которая опирается на политическую власть для решения не только сугубо политических задач, но и общих дел, вытекающих из природы общества.

В последнее время в литературе высказывается мнение, что сущность государства многоаспектна и может выражать классовый, общесоциальный, национальный, религиозный и другие аспекты деятельности государства. Однако при этом упускается из вида, что сущностью государства является его роль, то есть назначение в обществе, а не отдельные виды деятельности. Политические силы определенной ориентации могут навязать государству не свойственную ему роль выразителя националистических либо религиозно-фанатических идей.

Однако сущность государства это обстоятельство не меняет. Государство служит общему благу и выступает как орган консолидации различных слоев населения.

 

7. Типы государства. Формационный и цивилизационный подходы к типологии государств.

Типология есть учение о типах – больших группах (классах) тех или иных объектов, обладающих набором общих, характерных для каждого типа признаков. Типология государства – это его классификация, предназначенная для разделения всех прошлых и настоящих государств на такие группы, которые дали бы возможность раскрыть их социальную сущность.

Типология государства проводится в основном с позиции двух подходов: формационном и цивилизационном.

Главным критерием первого подхода выступают социально-экономические признаки (общественно-экономическая формация). В его основе лежит учение об общественно-экономической формации, которая включает в себя тип производственных отношений (базис) и соответствующий ему тип надстройки (государство, право и т.п.). Именно базис (тип производственных отношений) является, по мнению представителей формационного подхода (К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина и других), решающим фактором общественного развития, который детерминирует и соответствующий тип надстроечных элементов: государство и право. В зависимости от типов экономического базиса выделяют следующие типы государства: рабовладельческий, феодальный, буржуазный, социалистический.

Рабовладельческое государство есть орудие поддержания власти рабовладельцев над рабами, которые были собственностью свободных граждан. Раб не имел никаких прав и фактически представлял собой говорящее орудие труда.

Феодальное государство – это диктатура класса феодалов, земельных собственников, присваивающих безвозмездный труд крестьян. Крестьяне находились в полурабской зависимости от помещиков.

Буржуазное государство представляет собой диктатуру буржуазии, в котором сословное неравенство заменяется социальным. Рабочий юридически свободен, но, лишенный средств производства, он вынужден продавать свою рабочую силу капиталисту. Данное государство проходит различные стадии развития: капиталистическое, монополистическое, индустриальное, постиндустриальное государство.

Социалистическое государство, по мнению представителей формационного подхода, как государство высшего типа есть отмирающее государство, базирующееся на общественной собственности на средства производства и имеющее широкую социальную базу.

Первые три типа охватываются родовым понятием "эксплуататорское государство". Сущность данного государства состоит в господстве, подавлении и эксплуатации одного класса другим.

Социалистическое же государство – антиэксплуататорское по своей природе – считается "полугосударством" или "государством не в собственном смысле слова". Это исторически последний тип государства, который, по мнению К. Маркса, постепенно "засыпает" и в конечном итоге "отомрет", выполнив свою задачу построения бесклассового коммунистического общества.

В основе цивилизационного подхода лежат как раз духовные признаки – культурные, религиозные, национальные, психологические и пр. Представители: английский историк А. Тойнби (XX в.), русский социолог, проживающий в США, П. Сорокин, немецкие мыслители XX в. О. Шпенглер и М. Вебер и другие. В частности, по мнению А. Тойнби, цивилизация есть замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, этнических, географических и других признаков. В зависимости от них выделяют следующие цивилизации: египетскую, китайскую, западную, православную, арабскую, мексиканскую, иранскую и т.п.

Каждая цивилизация придает устойчивую общность всем государствам, существующим в ее рамках. Цивилизационный подход обосновывается идеей единства, целостности современного мира, приоритетом идеально-духовных факторов.

А. Тойнби обосновал теорию круговорота сменяющих друг друга замкнутых цивилизаций. Динамические изменения (возникновение, рост, надлом и разложение) в соответствии с этой теорией происходят не в рамках мирового общественного процесса, а внутри отдельной цивилизации. Цивилизации являются как бы ветвями дерева, сосуществующие рядом друг с другом. Движущей силой круговорота цивилизаций выступает творческая элита, которая увлекает за собой инертное большинство. Отсюда А. Тойнби видит прогресс в духовном совершенстве поколений людей.

В силу того факта, что типология государства (как и любая иная типология) является способом познания, формационный и цивилизационный подходы не исключают, а дополняют и углубляют друг друга, выступают более надежными приемами понимания различных типов государства с позиции не только социально-экономических, но и духовно-культурных факторов. Следовательно, данные подходы могут и должны применяться и отдельно друг от друга, и в комплексе.

 

8. Определение понятия, признаки и виды функций государства.

Основные направления деятельности государства по управлению главными сферами социальной жизни и достижению стоящих перед государственной властью задач – функции государства.

Признаки функций государства:

1. Функция государства – основное направление его деятельности. 2. В функциях выражается сущность государства. 3. Выполняя функции, государство решает задачи по управлению обществом, и его деятельность приобретает практическую направленность. 4. Функции конкретизируют цели государственного управления на каждом этапе развития общества. 5. Каждая функция имеет свой объект воздействия – сфера общественных отношений, подлежащая государственному регулированию путем управления. 6. Все функции государственных органов подчинены функциям государства. 7. Функции реализуются в правовых формах и методах, характерных для государственной власти.

Методы осуществления функций государства – способы воздействия государства на субъектов общества в процессе решения поставленных задач.

Метод убеждения используется в силу признания и добровольного исполнения субъектами общества властных предписаний государства.

Метод принуждения применим, когда властные решения проводятся вопреки воле субъектов общества. Осуществляется путем подавления или применения насилия.

Функции различны, порядок их возникновения и изменения зависит от задач, которые встают перед обществом в ходе его эволюции, и целей, которые оно преследует.

По направлению деятельности функции государства подразделяются на внутренние и внешние.

Внутренние функции (перечень не исчерпывающий):

- экономическая: управление объектами государственной собственности, регулирование деятельности субъектов иных форм собственности, управление бюджетными средствами и др.;

- социальная: управление системой здравоохранения, социального обеспечения и др.;

- охрана форм собственности;

- охрана правопорядка;

- охрана природы и окружающей среды.

Внешние функции:

- оборонительная – защита страны от нападения извне;

- внешнеполитическая – участие в международных сообществах и союзах в целях сохранения мира;

- внешнеэкономическая – организация экономического взаимодействия с другими странами;

- внешнесоциальная – культурное сотрудничество с другими странами;

- иные внешние функции.

По видам ветвей власти функции классифицируются:

- законодательные;

- исполнительные;

- судебные.

По времени действия:

- временные;

- постоянные.

По значению функции подразделяются на:

- основные (главные);

- неосновные (второстепенные).

-

9. Характеристика основных внутренних функций современного государства.

К внутренним функциям, охватывающим сферу внутренней, самостоятельной жизни государства, непосредственно касающимся каждого члена общества, относятся следующие виды функций: Охранительная. Экологическая. Социальная. Культурно-воспитательная. Природоохранительная.

1. Охранительная функция государственной деятельности проявляется в обеспечении государством общественного и правового порядка, защите и охране прав и интересов граждан и организаций, защите конституционного строя и государства от противоправных посягательств. Обеспечение внутреннего мира и согласия в обществе, урегулирования общественных отношений, снятие социальных противоречий, неизбежных в обществе, состоящем из различных классов, групп, слоев, – это насущная необходимость, одна из тех причин, которые вызывали возникновение государства.

Эта функция также направлена на охрану жизни, здоровья, чести и достоинства граждан, а также на охрану государственного и общественного имущества, на охрану частной собственности.

2. Экологическая функция: Направлена на защиту экологии.

3. Функция социальных услуг, обеспечения и защиты граждан: Многие государства характеризуют себя социальными. Это означает, что они считают своей важной задачей заботу о всех тех гражданах, кто в силу каких-либо причин не в состоянии обеспечить для себя нормальное существование, достойное человека. Государство проводит мероприятия направленные на защиту от безработицы, проявляет заботу о детях и нетрудоспособных людях.

Так, в статье 39 Конституции Российской Федерации в частности сказано: “Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях предусмотренных законом.”

В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию (статья 41 пункт 2 )

4. Культурно – воспитательная функция: Общество в целом и государство заинтересованы в том, чтобы каждый гражданин имел образование, соответствующее принятому стандарту. Без образования в настоящее время немыслимо активное участие граждан в общественной жизни, в производстве, во всех сферах государственной деятельности, в связи с чем во многих государствах образование является обязательным.

Государство поощряет и развивает искусство, обеспечивает для граждан свободу творческой деятельности. Не может быть сильного, процветающего государства без уважения и сохранения исторических традиций и культурного наследия. Воспитание граждан в духе патриотизм, уважения к историческому прошлому – непременная составная часть воспитательного процесса.

Большое значение имеет правовое воспитание. Каждый гражданин Российской Федерации обязан знать законы своего государства и строго соблюдать их.

5. Природоохранительная функция: Охрана природы, окружающей среды – насущная необходимость современного мира. Человек в результате своей хозяйственной деятельности нарушает естественные природные связи, разрушает окружающую среду, чем невольно создает для себя неблагоприятные (даже гибельные) условия обитания. Охрана природы – дело всего общества, но только государство, обладающее необходимыми средствами и возможностями мобилизации усилий всех организаций и граждан, может реально обеспечить защиту окружающей среды.

В современную эпоху проблемы охраны и рационального использования природных богатств приобрели большое экономическое, социальное и политическое значение. Они затрагивают интересы всех народов и государств.


10. Характеристика основных внешних функций современного государства.

К внешним функциям, направленным на обеспечение существования государства в мировом обществе, относятся:

1. Защита государства от вооруженных нападений других государств.

2. Поддержание международных политических отношений (дипломатическая деятельность), экономических и культурных связей.

3.  Борьба с международной преступностью.

4.  Участие в международной охране окружающей Среды.

1. Функция защиты из вне:

Данная функция является важнейшим направлением деятельности государства, ибо она нацелена на защиту мирного труда, суверенитета и территориальной целостности государства. Основную роль в этом играют Вооруженные Силы Российской Федерации.

Согласно статье 59 Конституции Российской Федерации “Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.”

Согласно этому закону: все мужчины – граждане РФ, независимо от происхождения, социального и имущественного положения, места жительства, обязаны проходить действительную военную службу в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации. На действительную военную службу призываются граждане мужского пола, которым ко дню призыва исполняется 18 лет.

2. Функция сотрудничества с другими странами.

Функция сотрудничества и взаимопомощи выражает интересы всех государств. На этой основе создаются различные организации деятельность которых направлена на улучшение экономической, политической и культурной жизни общества (ООН, НАТО, Варшавский договор, СЭВ и т.д.)

3. Борьба с международной преступностью:

В последнее время все более широкие масштабы приобретает международная преступность.

Торговля и контрабанда наркотиков, терроризм, незаконная торговля оружием – вот небольшой перечень наиболее опасных видов международных преступлений.

Ни одно государство не в силах в одиночку справиться с этой проблемой. Очевидна необходимость совместных действий государств по борьбе с международной преступностью.

Конкретными действиями государств в этой области является создание международных организаций по борьбе с преступлениями.

Одной из таких организаций является ИНТЕРПОЛ.

4. Участие в охране окружающей Среды:

В настоящее время остро встал вопрос об охране окружающей среды. Данный вопрос постоянно находится в центре внимания всего мира. Охрана окружающей среды становится составной частью программы завершения строительства материально – технической базы в государстве.

В ряде государств это проявляется в особой мере, в связи со сложными климатическими условиями.

Крупные ученые ряда государств обеспокоены экологическим состоянием природы в различных уголках мира. Из государственного бюджета все больше и больше выделяется средств на поддержание экологии в надлежащем виде, также оказывают различную помощь и общественные организации. В ряде государств правительство принимает различные меры к нарушению нормативных актов по охране природы. Главенствующее положение занимает убеждение, а также штрафы и уголовные наказания.

 

11. Формы и методы реализации функций современного государства.

Формы осуществления функций государства – это однородная деятельность органов государства, посредством которой реализуются его функции.

Принято различать правовые и организационные формы осуществления функций государства, которые реализуются его органами, должностными лицами.

Правовые формы деятельности государства определены Конституцией РФ, федеральным законодательством и законодательством субъектов Федерации, другими нормоустанавливающими актами. К правовым формам относятся:

1) правотворческая – деятельность по подготовке и изданию нормативных актов, способствующих осуществлению той или иной функции государства;

2) правоприменительная – деятельность по реализации нормативных актов путем принятия актов применения права; это повседневная работа по выполнению законов и по разрешению разнообразных вопросов управленческого характера;

3) правоохранительная – деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина, по предупреждению правонарушений и привлечению к юридической ответственности виновных лиц и т.п.

Прокомментируем названные формы на примере осуществления экологической функции современного Российского государства. Так, первоначально законодательные органы должны принять соответствующую нормативно-правовую базу (Закон РСФСР "Об охране окружающей природной среды" от 19 декабря 1991 г. и др.) <*>. Затем создаются и действуют соответствующие государственные органы – Министерство природных ресурсов РФ (МПР России), Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) <**>, органы власти субъектов Федерации (поскольку природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности в соответствии с п. "д" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов).

 

К организационным формам относятся:

1) организационно-регламентирующая – текущая работа определенных структур по обеспечению функционирования органов государства, связанная с подготовкой проектов документов, организацией выборов, планированием, координацией действий, контролем и т.п.;

2) организационно-хозяйственная – оперативно-техническая и хозяйственная работа, связанная с бухучетом, статистикой, снабжением, кредитованием, дотациями и т.д.;

3) организационно-идеологическая – повседневная работа по идеологическому обеспечению выполнения различных функций государства, связанная с разъяснением вновь изданных нормативных актов, формированием общественного мнения, обращением к населению и пр.

 

Методы осуществления функций государства – это способы и приемы, с помощью которых органы государства реализуют его функции. Среди подобных методов прежде всего выделяют такие, как убеждение и принуждение, рекомендации и поощрение.

Убеждать – значит поощрять субъектов к определенной деятельности, соответствующей их воле, без силового давления, обеспечивая свободу выбора. Убеждение может осуществляться через такие позитивные юридические средства, как субъективные права, законные интересы, льготы и т.д. Государство прежде всего должно максимально использовать методы убеждения как основные, главные. Убеждение основывается на заинтересованности, доказательствах законности и целесообразности сознательного поведения, отвечающего нормам права.

Принуждать – значит склонять людей к определенной деятельности посредством силового давления (вопреки воле управляемых), ограничивая свободу их выбора. Принуждение может осуществляться через такие юридические средства, как меры пресечения, приостановления, наказания и т.д.

Рекомендовать – значит ориентировать на конкретный вариант действий, желательных с точки зрения общества и государства.

Поощрять – значит с помощью системы вознаграждений побуждать следовать действиям, в которых заинтересовано общество и государство, стимулировать социально полезную деятельность.

12. Определение понятия формы государства и общая характеристика ее элементов.

Форма государства – это единство трех ее основных элементов: формы правления, формы государственного устройства и государственного режима. Иными словами, это совокупность существенных сторон (способов) организации, устройства и функционирования государственной власти. По мысли выдающегося русского ученого И.А. Ильина, форма государства есть не «отвлеченное понятие» и не «политическая схема», безразличная к жизни народа, а строй жизни, живая организация власти народа.

Таким образом, понятие формы государства охватывает:

а) организацию верховной государственной власти, источники ее образования и принципы взаимоотношений высших органов власти между собой и населением;

б) территориальную организацию государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями;

в) методы и способы осуществления государственной власти.

Форма государства зависит от конкретно-исторических условий его возникновения и развития, решающее влияние на нее оказывают сущность и тип государства.

Первый элемент формы государства – форма правления. Это организация верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением.

Основными видами формы правления являются монархия и республика.

Форма государственного устройства – это внутренняя национально-территориальная организация государственной власти, деление территории государства на те или иные составные части, их правовое положение, взаимоотношение между государством в целом и его составными частями.

Основные виды формы государства: унитарное (простое) государство, федерация и империя. Особо выделяется конфедерация, представляющая собой объединение независимых государств.

С формой государства тесно связан политический режим, характеризующийся степенью политической свободы в обществе, состоянием правового положения личности, а также приемами и методами, с помощью которых осуществляется государственная власть.

Политический режим –способ взаимосвязи государства с населением страны, выражающийся в общем характере применяемых им методов управления обществом. Указанный метод осуществления политической власти характеризуется демократизмом или антидемократизмом.

 

Причины разнообразия любого исторического периода определяется прежде всего степенью зрелости общественной и гос-венной жизни, задачами и целями, которые ставит перед собой гос-во. Другими словами, категория формы гос-ва непосредственно зависит от его содержания и определяется им. Серьезное влияние на форму гос-ва оказывают культурный уровень народа, его исторические традиции, характер религиозных воззрений, национальные особенности, природные условия проживания и др.факторы. Специфику формы гос-ва определяет также характер взаимоотношений гос-ва и его органов с негос-венными организациями (партиями, профсоюзами, общественными движениями, церковью и другими организациями).


13. Форма правления: определение понятия, виды и их характеристика.

 Форма правления представляет собой структуру высших органов государственной власти, порядок их образование и распределение компетенции между ними.

 Форма государственного правления дает возможность уяснить:

 – как создаются высшие органы государства, и какого их строение;

 – как строятся взаимоотношения между высшими и другими государственными органами;

 – как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны;

 – в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы гражданина.

 По указанным признакам формы государственного правления подразделяются на : – монархические ( единоличные, наследственные) И республиканские ( коллегиальные, выборные)

МОНАРХИЯ КАК ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРВЛЕНИЯ

Монархия – это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству.

Основными признаками классической монархической формы управления являются: существование единоличного главы государства, пользующегося своей властью пожизненно (царь, король, император, шах); наследственный порядок преемственности верховной власти; представительство государства монарха по своему усмотрению; юридическая безответственность монарха.

 Монархия возникла в условиях рабовладельческого общества. При феодализме она стала основной формой государственного правления. В буржуазном же обществе сохранились лишь традиционные, а в основном формальные черты монархического управления.

 В свою очередь монархия делится на :

 – абсолютную

 – ограниченную(парламентарную)

 – дуалистическую

 – теократическую

 – парламентарную

 Абсолютная монархия – такая форма правления, при которой верховная государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу.

 Власть в центре и на местах принадлежит не крупным феодалам, а чиновникам, которые могут назначаться и увольняться монархом.

 Конституционная монархия представляет собой такую форму правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом. Обычно это ограничение определяется конституцией, утверждаемой парламентом. Монарх же не в праве изменить конституцию.

 Конституционная монархия бывает парламентарной и дуалистической.

 Парламентская монархия характеризуется следующими основными признаками: правительство формируется из представителей определенной партии (или партий) получивших большинство голосов на выборах в парламент; лидер партии, обладающий наибольшим числом депутатских мест, становится главой государства; в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха фактически отсутствует, она является символической; законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом; правительство согласно конституции несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом.

 Примерами такой монархии можно считать – Великобританию, Бельгию, Данию и др.

 При дуалистической монархии государственная власть носит двойственный характер. Юридически и фактически власть разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом.

Правительство в дуалистических монархиях формируется независимо от партийного состава в парламенте и не ответственно перед ним. Монарх при этом выражает преимущественно интересы феодалов, а парламент представляет буржуазию и другие слои населения. Подобная форма правления существовала в кайзеровской Германии (1871-1918), сейчас в Марокко.

 В некоторых государствах монарх возглавляет не только светское, но и религиозное управление страной. Такие монархии носят название теократические (Саудовская Аравия).


Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 468; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!