Система права: понятие и структура



 

Право кроме внешней формы имеет и внутреннюю, под которой понимается его сторона. Система права- это внутренняя структура права, состоящая из взаимосогласованных норм, институтов, подотраслей и отраслей права.

Черты системы права:

1 ее первичным элементом выступают нормы права, которые объединяются в более крупные образования- институты, подотрасли, отрасли;

2 ее элементы непротиворечивы, внутренне согласованы, что придает ей целостность и единство;

3 она обусловлена социально- экономическими, политическими, национальными, религиозными, культурными и историческими фактами;

4 имеет объективный характер, ибо зависит от объективно существующих общественных отношений и не может создаваться по чисто объективному усмотрению людей.

Понятие «система права» не следует отождествлять с понятием «правовая система». Последнее шире по своему объекту и включает в себя, помимо системы права, юридическую практику и господствующую правовую идеологию. Таким образом, правовая система и система права соотносятся как целое и часть.


 

Соотношение права и морали: единство, различие, взаимодействие и противоречия.

 

Мораль- это система норм и принципов, регулирующих поведение людей с позиции добра и зла, справедливого и несправедливого и т.п.

Право-

Мораль и нравственность может рассматривать в качестве синонимов.

Этика же- есть наука о морали(нравственности).

Единство между правом и моралью:

1 в системе социальных норм они выступают самыми универсальными, распространяющимися на все общество;

2 у них единый объект регулирования- общественные отношения;

3 исходят в конечном счете от общества.

Различия между правом и моралью:

1 по происхождению (если мораль возникает вместе с обществом, то право- вместе с государством)

2 по форме выражения (если мораль содержится в общественном сознании, то право- в специальных нормативных актах, имеющих письменную форму)

3 по сфере действия (если мораль может регулировать практически все общественные отношения, то право- наиболее важны и только те, которые в состоянии упорядочить)

4 по времени введения в действие (если моральные нормы вводятся в действие по мере их осознания, то правовые- в конкретно установленный срок)

5 по способу обеспечения (если нормы морали обеспечиваются мерами общественного воздействия, то нормы права- мерами государственного воздействия)

Право и мораль взаимодействуют между собой в процессе упорядочивания

Общественных отношений. Их требования во многом совпадают: то, что осуждает и поощряет право, осуждает и поощряет, как правило, и мораль. И наоборот. Многие правовые нормы вытекают из нравственных («не убей», «не кради» и т.п.).

Вместе с тем возможны и противоречия между ними, когда одна и та же ситуация может регулироваться по- разному стороны права и морали. Причины противоречий могут быть объективные (существующие различия между правом и моралью) и субъективные (право меняется быстрее морали и подчас с ней не согласуется в силу определенных идеологических, конъюнктивных моментов).


 

Основные теории происхождения государства и права

Тут, прежде всего, нужно говорить о государственности, о процессе построения государства устоявшейся формы. Он объясняется по-разному и есть множество теорий. Одни из первых – теологические (традиционная для католиков и ислама). Они исходят из креационного создания государства: Бог создал государство, выбрав посредника (церковь), а они уже представляют его власть в государстве. Договорная теория – это общественный договор, когда люди, пребывавшие в состоянии хаоса и постоянного конфликта договорились передать часть своих прав государственной власти. Материалистическая теория (марксистская). Основана на учении Маркса и Энгельса, в основе – частная собственность, как основа общества и способ государства, машины, для подавления одного класса другим. А закон – это правила, по которым удобно жить правящему экономикой классу. Энгельс – происхождение семьи, государства и частной собственности. Теория насилия – старая, сейчас не применяется. К ней обращались Каутский и Дюрер, но на самом деле они ее не пропагандировали, а лишь старались представить как один из методов образования государства. На самом деле пропагандировал ее Макиавелли. Ирригационная теория – люди объединялись ради совместных усилий по рытью больших ирригационных сооружений вдоль рек, чтобы прокормить растущее население. Происходит разделение труда, т.к. сам рыть никто не хочет, войны, рабы, корабли, появляются менеджеры для управления – и соответственно разделение труда, классы. Кризисная теория - обобщает и выводит создание классов из экологических катастроф. Особенно важная роль уделяется глобальному похолоданию 40 тысяч лет назад. В определенной мере задействуются идеи материалистической теории.


 


Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 393; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!