Декоративно-прикладное искусство и композиция

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Детская школа искусств им. М. А. Балакирева»

 

 

Утверждаю:

Директор МОУ ДОД

«Детская школа искусств»

____________ Маркова В.А.

 

« ___» _________ 20 года

 

Рабочая программа по учебному предмету

«ОСНОВЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ГРАМОТЫ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

 

 

Составитель:

Аусмеес Катри Раулевна

Педагог изобразительного искусства

 

 

Петрозаводск 2014 год.

 

 

Содержание.

1. Пояснительная записка

2. Информационная карта программы « Основы изобразительной грамоты»

3. Учебно – тематический план

4. Методическое обеспечение учебного процесса

5. Список литературы

 

Пояснительная записка

Образовательная программа для взрослых «Основы изобразительной грамоты» Срок реализации программы 3 года, возрастная категория обучаемых от 14 лет и выше. Часовая нагрузка в неделю 4 академических часа в неделю - 136 часов в год. Форма итоговой аттестации – выставка работ студийцев. Итоговый документ – сертификат о пройденном обучении в школе.

Базовыми предметами учебных планов по направлению «Изобразительное искусство» являются «Рисунок», «Живопись», «Скульптура», «ДПИ»

Характеристика курса: курс разработан как для начинающих, так и для учащихся, имеющих подготовку по академической живописи и академическому рисунку. Он является одним из самых коротких по количеству занятий курсов и рассматривается как курс повышения навыков рисования. Учащиеся осваивают способы построения простых геометрических форм, композицию, линейную и световоздушную перспективы. Знакомятся с основами академической живописи акварелью, акрилом, маслом.

Цель: знакомство с системой начальной художественной подготовки, обучение основам изобразительной грамоты.

Задачи:

- развитие воображения, поддерживать проявление фантазии и смелости в изображении собственных замыслов

- познакомить с различными техниками изобразительного искусства

- развить цветоощущение, глазомер, зрительную память

       Длительное ведение живописной работы, так же как и ведение длительного рисунка, превращаются в бесконечные исправления, а результаты часто остаются низкими и гасят желание заниматься. В длительной работе на первых порах обучения объединяется сразу несколько учебных задач, в то время как у учащихся еще нет ни опыта, ни необходимых для решения этих задач знаний и умений, что представляет серьёзную трудность для учащихся любого возраста.

      Чтобы поддержать уверенность и вдохновение учащегося, необходимо (особенно на первых порах обучения) включать в учебный процесс задания, которые активизируют творческие тактильно - моторические возможности обучаемого (воображение, фантазия, ассоциации) и формируют навыки конструктивно-анатомического анализа формы. При выполнении этих заданий важно реализовывать дифференцированный подход в обучении. Всё это направлено на акцентирование самого процесса рисования – а не срисовывания.

     Взрослые должны понимать назначение заданий, работать осмысленно, часть заданий выполнять дома в виде заранее подготовленных домашних наблюдений или зарисовок. В зависимости от уровня подготовленности учащихся время выполнения заданий может быть продлено по усмотрению преподавателя. Каждое занятие включает изучение нового материала, а также закрепление и повторение ранее изученного.

         За время обучения учащиеся должны пройти сложный путь приобщения к изобразительному искусству. Поверить в свои творческие силы, получить определенные профессиональные знания, навыки и умения, раскрыть свои индивидуальные возможности уже на начальной стадии обучения.

Информационная карта программы.

Год обучения Наименование дисциплины Количество часов

Общее количество часов по дисциплине

Первый год обучения

Рисунок академический 20 часов

48 часов

136 часов

Рисунок 20 часов
Графика 8 часов
Живопись академическая 16 часов

28 часов

Живопись декоративная 12 часов
Скульптура 20 часов 20 часов
Декоративно-прикладное искусство 12 часов 12 часов
Композиция 28 часов 28 часов

Второй год обучения

Рисунок 28 часов

40 часов

136 часов

Графика 12 часов
Живопись 20 часов

36 часов

Декоративная живопись 16 часов
Композиция 12 часов 12 часов
Декоративно-прикладное искусство 48 часов 48 часов

Третий год обучения

Рисунок 20 часов

40 часов

136 часов

Графика 20 часов
Живопись 20 часов

40 часов

Декоративная живопись 20 часов
Композиция 36 часов 36 часов
Декоративно-прикладное искусство 20 часов 20 часов

Программа состоит из основных 4-х блоков и дополнительного модуля «пленэр»:

Рисунок

Задачи курса «Рисунок» направлены на понимание основ изобразительной грамоты, на формирование умений видеть и изображать трехмерную форму на двумерной плоскости. Рисование предметов требует творческого осмысления и воспитания глаза. Длительный процесс воспитания глаза необходимо строить по принципу «от простого к сложному». Прежде всего, это реализация дифференцированного подхода в постановке задач и конструктивно-анатомического анализа формы, которые позволяют учащимся не пассивно срисовывать, а активно, осмысленно рисовать.

Уже на начальной стадии обучения преподаватель знакомит учащихся с пятью видами рисунка: светотеневой, линейный, объёмный, конструктивный и тональный.

В программу обучения рисунку входят также натурные зарисовки, наброски человека, упражнения по перспективе, пропорции геометрических тел и т.д. А также входит курс изучения новой графической техники (граттаж, рисование пастелью, гравюра)

Живопись

Основным принципом обучения предмету «Живопись» является нераздельность процесса работы над цветом и формой. В процессе обучения ученик должен научиться видеть и передавать цветовые отношения сначала в их простейшем локальном состоянии на плоских формах; затем передавать простые цветовые отношения с учетом тёплых и холодных цветов; далее – на более сложных формах с более сложными цветовыми отношениями и рефлексами и, наконец, научиться видеть и передавать цветовые отношения в условиях пространственной воздушной среды как в закрытом помещении, так и под открытым небом.

Скульптура

Накопленный практический опыт поможет каждому обучаемому воплотить его творческую фантазию или замысел в скульптурной композиции.

Барельеф, пространственная композиция, скульптура тела человека (статика – динамика), итоговая пространственная композиция.

декоративно-прикладное искусство и композиция

Основная задача воспитания художественно-творческой активности учащихся на начальном этапе обучения связана с развитием у учащихся восприятия целостности пространственной композиции. В связи с этим, одной из главных задач учебного процесса должно стать формирование навыков освоения основных элементов композиции, помогающих передать зрителю то, что художник желал выразить в своей скульптуре или работе: акцент на характерные признаки формы, детали, цвета; компоновка, ритм, силуэт; закон доминанты; особенности фактуры поверхностей предметов и т.д.

Практика пленэрные зарисовки

12 часов (пейзажные зарисовки, этюды)

      Зарисовки на открытом воздухе – необходимое звено в формировании художника. Здесь появляется возможность применить полученные знания на уроках в новой

обстановке. Обогащаются представления о природных явлениях и формах. Воспитывается

интерес к живой природе. Приобщаясь в практической работе к миру природы, будущий

художник сознаёт красоту и ценность жизни, учится бережно относиться ко всему живому.Природа – это неиссякаемый источник творческих идей. Очень важно научиться видеть,

выбирать, получать творческий импульс от зрительных образов, замечать качества натуры

– пластику формы, силуэты, линии, ритм, гармонию цветовых сочетаний.

      Зарисовки на открытом воздухе существенно отличаются по условиям работы от занятий в классах. В классах, поставленная в нужном положении натура сохраняет неподвижность длительное время, стабильное освещение. Работа на пленэре зависит от капризов природы, изменчивости освещения, подвижности живой натуры. Всё это требует применения иных способов работы. Ограничиваются сроки выполнения заданий. Главное место отводится краткосрочным графическим и живописным зарисовкам, быстрым наброскам. Наряду с привычными материалами и техниками осваиваются новые средства выражения. Использование разнообразных графических и живописных материалов, технических приёмов, повышает профессиональное мастерство.

Формы занятий.

1.беседа (теоритическая часть)

2.выполнение заданий (практическая часть)

3. выполнение домашних заданий (самостоятельная работа)

4. пленэрная практика

Перечень оборудования, инструментов и материалов:

Столы, стулья, наглядные пособия, мольберты, софиты, натюрмортный фонд, бумага(ватман, акварельная бумага, бумага для постели, бумага для палитры), карандаши 2Н, Н, НВ,В,В2-8, ластик, мягкие материалы (соус, сангина,уголь, пастель), краски (акварель, акрил, белая гуашь), маркеры, линер, кисти синтетика(плоские, круглые, широкие, узкие), картон, цветная бумага для паспарту, рамки со стеклом

Форма подведения итогов:

Просмотр и обсуждение работ, организация выставок.

 

Учебно – тематический план.

1 год обучения

Тема занятия теория практика материалы Часы
1 Вводное занятие Знакомство с программой, графические материалы техники Выполнение рисунка- теста, выявление навыков и наклонностей. анкета Ручка, блокнот, бумага 4
2 Рисунок академический Рисунок – основа изобразительного творчества Упражнения с карандашом, Виды линий Бумага а3, карандаш 4
3 Рисунок академический Линия и ее выразительные возможности Упражнения на ознакомления с перспективой, выполнение зарисовки, различных предметов Бумага а3, карандаш 4
4 Рисунок академический Светотень, тон, рефлекс. Точка и штрих Рисунок геометрических тел, тел вращения. Бумага а3, карандаш 4
5 Рисунок академический Трёхмерность, форма, линия основы композиции Рисунок натюрморта из 2-3 предметов быта Бумага а3, карандаш 4
6 Рисунок Мягкие графические материалы Наброски фигуры человека Бумага а4, сепия, сангина, уголь 4
7 Рисунок Приемы использования мягких графических материалов в быстром наброске Наброски фигуры человека с натуры Бумага а4, сепия, сангина, уголь   маркеры 4
8 Рисунок Рисунок драпировки на двух опорных точках. Светотеневая проработка формы ткани Бумага а3 - а2 сепия, сангина, уголь 4
9 Рисунок Рисунок физалиса Рисование светлого предмета на темном фоне. Проработка деталей. Бумага а3, карандаши разной степени твердости и мягкости. 4
10 Рисунок Задание на выявление объема и пространственной заполняемости листа Рисунок бытовых предметов в хаотичном порядке. Морис Эшер Бумага а3, карандаши разной степени твердости и мягкости. 4
11 живопись Упражнения с акварельными красками Акварельные карандаши Изучение способов работы и заливки акварелью, изучение акварельных эффектов Акварельная бумага, акварель, пр. карандаш, кисти. 4
12 Живопись композиция Натюрморт акварелью Рисунок предметов быта, компоновка на листе Акварельная бумага, а2акварель, пр. карандаш, кисти. 4
13 Живопись цветоведение Цветовая проработка фона и плоскостей Смешение разных цветов. Понятие сложения и вычитания цвета Акварельная бумага, а2 акварель, пр. карандаш, кисти. 4
14 Живопись цветоведение Цветовые отношения и колорит Теплая и холодная гаммы цветов, понятие полярных и дополнительных групп цвета Акварельная бумага, а2 акварель, пр. карандаш, кисти. 4
15 Живопись декоративная Натюрморт гуашью, акрилом Освоение работы с гуашевыми красками бумага, а2 гуашь, пр. карандаш, кисти. 4
16 Живопись Декоративная Изучение понятия «декоративность» Работа над натюрмортом либо по выкраскам, либо путем смешения цвета бумага, а2 гуашь, пр. карандаш, кисти. 4
17 Живопись декоративная   Декорирование предметов натюрморта графическими узорами Выполнение декоративного натюрморта, используя теорию цветовых сочетаний. бумага, а2 гуашь, пр. карандаш, кисти. 4
18 Графика. Техника сухой пастели Особенности техники Натюрморт из бытовых предметов Пастель, бумага, карандаш 4
19 Графика. Техника масляной пастели Особенности техники Натюрморт из бытовых предметов Масляная пастель, бумага 4
20 Скульптура   Вводное занятие, разминка. «Лепка и скульптура одно и то же?»   Выполнение упражнений по работе с пластилином   Лепка вазы, кувшина Скульптурный Пластилин, глина, коврик, стэки 4
21 Скульптура Изучение пластической анатомии человека Пропорции человеческого тела. Лепка барельефа(рельефа) человеческого тела Статика(перед) Картон, пр. карандаш, скульптурный пластилин, стеки 4
22 Скульптура Анатомия человеческого тела. Динамическое изображение человека Рельеф фигуры человека в состоянии бега или поднятия тяжести Картон, пр. карандаш, скульптурный пластилин, стеки, проволока 4
23 Скульптура Скульптурный портрет   Допустимо сюрреалистическое искажение подлинника Рельефное изображение «Мадонны с младенцем», а также копирование других произведений Картон, пр. карандаш, пластилин (можно цветной), стеки 4
24 Скульптура Итоговая композиция Рельефная композиция предметов быта Картон, пр. карандаш, пластилин (можно цветной), стеки 4
25 Декоративно-прикладное искусство Использование крашеной шерсти при изготовлении картины Основные композиционные моменты, основы цветоведения Набор цветной шерсти, рамка со стеклом, иголка для шерсти, ножницы, бусинки, бумажный скотч 4
26 Декоративно-прикладное искусство Техника декупаж Декорирование ваз, открыток, изготовление циферблата для часов и т.д. Клей карандаш, салфетки, бусинки, пайетки, нитки, ножницы и многое другое 4
27 Декоративно-прикладное искусство Текстильный коллаж Создание фантазийной композиции из лоскутов ткани Лоскуты ткани, ножницы, иголки, пуговицы, картон 4
28 Композиция Форма и цвет.линии Полярная цветовая гамма А4, восковые мелки 4
29 Композиция Декоративная композиция Натюрморт из 2-3 предметов быта А3, восковые мелки, акрил 4
30 Композиция Выражение своего эмоционального состояния через линии и цветовые пятна Кодировка цвета, форм и линий, компоновка на листе Смешанная техника А3 4
31 Композиция Декоративный портрет друга Линии и цветовые пятна Смешанная техника А3 4
32 Композиция Иллюстрация к книге Композиция на свободную тему в литературном мире. Выбирается как создание обложки для книги, так и свободная иллюстрация одного из сюжета Графическая работа, бумага, акварель, гелиевая ручка, тушь, перо 4
33 Композиция Иллюстрация к книге Композиция на свободную тему в литературном мире. Выбирается как создание обложки для книги, так и свободная иллюстрация одного из сюжета Графическая работа, бумага, акварель, гелиевая ручка, тушь, перо 4
34 Заключительное занятие Оформление работ. Выставка работ студийцев Ватман, клей 4

 

 Всего 136 часов.

 

 

Учебно – практический план для работы на пленэре

Задания Зарисовка, этюд материал Часы
1 Изображение состояний природы (рисование неба и земли, неба и водоема, растительного мира и земли Выполнение набросков 20 штук Выполнение качественно проработанных этюдов 3 штуки

Бумага, краски, кисти, пр. карандаш, мягкие материалы, пастель, маркеры, тушь

4
2 Изображение архитектурных построек Зарисовок – 20 штук Этюды – 3 штуки 4
3 Изображение живой натуры(птиц, зверей) Зарисовки – 20 штук Этюды – 3 штуки 4

 

Всего 12 часы.

Учебно – тематический план.

2 год обучения

Тема занятия теория практика материалы Часы
1 Вводное занятие Заполнение анкеты – пожелания для работы студии на учебный год Просмотр пленэрных работ, переработка более удачных Краски,кисти, бумага, карандаши, мягкие материалы 4
2 Живопись Техника гризайль

Натюрморт предметов быта

А3 формат, акварель, кисти, карандаши

4
3 Живопись Техника гризайль 4
4 Живопись Цветовые отношения. Колорит. Натюрморт из 2-3 предметов быта. Акварель, кисти, бумага а3 формат 4
5 Живопись

Натюрморт в импреанистической манере

Букет цветов

Бумага 40Х40

Акрил, гуашь, акварель, масло, пастель и др.

4
6 Живопись 4
7 Живопись декоративная

Импрессионистический кубизм.

Натюрморт предметов быта

Холст 30х30,

Масло, кисти, расстворитель, льняное масло, тряпка

4
8 Живопись декоративная 4
9 Живопись декоративная

Свободная тема

праздника

Рисование по ранее придуманной композиции, составление композиции из бытовых предметов

Холст 40х40,

Масло или акрил, кисти, растворитель, льняное масло, тряпка, мастихин

4
10 Живопись декоративная 4
11 Графика Техника граттаж Основные аспекты Выполнение простого, пробного рисунка Восковые мелки, бумага, а4, гуашь, акрил, концелярский нож, иголки, пинцеты, широкая кисть 4
12 Графика

Граттаж. Натюрморт или композиция на свободную тему.

Выполнение эскиза будущей работы, подготовление основы картины, изготовление трафарета

Пчелиный воск(или воск обычный), утюг, картон или бумага цветная,

4
13 Графика 4
14 Рисунок Наброски фигуры человека Выполнение быстрых набросков, переработка особо удачного наброска Мягкие материалы, материалы графические, бумага для набросков 4
15 Рисунок

Рисование натурной композиции. Сложная постановка

Подготовительный рисунок, тоновая проработка, свето-теневая проработка формы

Бумага, карандаши различной мягкости и твердости, ластик

4
16 Рисунок 4
17 Рисунок 4
18 Рисунок 4
19 Рисунок Натюрморт предметов быта. Рисунок 2-3 предметов и драпировки, штриховой рисунок Бумага а3, карандаши различной мягкости и твердости, ластик 4
20 Рисунок Тоновая переработка натюрморта Тоновая проработка натюрморта по плоскостям, по ранее закодированным частям Акрил белый и черный, пр. карандаш, бумага а3., кисти 4
21 Декоративно-прикладное искусство Основы карельской росписи Тренировочное выполнение элементов росписи Создание композиции из растительных элементов Бумага, кисти, гуашь, пр. карандаш 4
22 Декоративно-прикладное искусство

Основы карельской росписи

Растительная композиция на предметах быта(кружки, доски, ложки)

Гуашь, кисти, краски, лак для работ по дереву

4
23 Декоративно-прикладное искусство 4
24 Декоративно-прикладное искусство Картина из шерсти по мокрому Проработка сюжета картины, эскиз Пупырчатая пленка, мыльный раствор, набор цветной шерсти, игла для валяния, полотенце, рамка со стеклом, формат свободный(50х50, 60х40) 4
25 Декоративно-прикладное искусство Создание бижутерии из валяных шариков Бусы, брошки, серьги, эскизы украшений, брелоков Мыльный раствор, шерсть, бисер, фурнитура, бусины, ленты 4
26 Декоративно-прикладное искусство Изготовление подставки для украшений Создание образа объекта, эскизная зарисовка Подручные материалы: пластика, стекло, проволока и т.д. 4
27 Декоративно-прикладное искусство

Батик. Роспись по ткани.

Знакомство с техникой, выполнение подготовительного рисунка, натягивание ткани, перевод рисунка на ткань, роспись по ткани, закрепление контуров, оформление работы в рамку

Бумага, карандаш, стеклянная трубочка, подрамник, ткань(атлас, шифон), краски для ткани, резерв, рамки со стеклом, бумага для паспарту.

4
28 Декоративно-прикладное искусство 4
29 Декоративно-прикладное искусство 4
30 Декоративно-прикладное искусство 4
31 Композиция Создание иллюстрации для детской книги Выполнение работы в материале (аппликация) Бумага, материалы(ткань, фактурная бумага), ножницы, клей 4
32 Композиция

Создание итоговой композиции

Выполнение работы в материале

Смешанная техника

4
33 Композиция 4
34 Заключительное занятие Оформление работ Выставка работ студийцев Ножницы, бумага, скотч бумажный 4

 

Всего 136 часов.

 

 

Учебно – практический план для работы на пленэре

Задания Зарисовка, этюд материал Часы
1 Изображение состояний природы и архитектуры Выполнение набросков 20 штук Выполнение качественно проработанных этюдов 3 штуки

Бумага, краски, кисти, пр. карандаш, мягкие материалы, пастель, маркеры, тушь

4
2 Изображение живой натуры и растений Зарисовок – 20 штук Этюды – 3 штуки 4
3 Изображение человека. Наброски человека и толпы Зарисовки – 20 штук Этюды – 3 штуки 4

 

                                                                                                                            Всего: 12 часов.

Учебно – тематический план.

3 год обучения

Тема занятия теория практика материалы Часы
1 Вводное занятие Просмотр пленэрных работ Творческая работа Заполнение анкеты – пожелания для работы студии на учебный год Переработка, проработка наиболее положительных работ Бумага, краски, кисти, пр. карандаш, мягкие материалы, пастель, маркеры, тушь 4
2 Композиция

Цветоведение.

цветовой круг, полярные и дополнительные цветовые пары,

ахромотические цвета, доминанта, масштаб, нюанс, контраст, ритм, метр, типы композиций

 

темы вытаскиваются по карточкам.

Создание композиции, используя основные законы композиции

Блокнот, ручка, Самоклейка, бумага, ножницы, канцелярский нож

Бумага 20х20

4
 

 

Композиция

   
3 №1 ахроматическая композиция +1 цвет Замкнутая композиция 4
4 Композиция №2 полярные цвета + черный, белый, серый Открытая композиция с цветовой или фактурной доминантой 4
5 Композиция №3 дополнительные цвета+ черный, белый, серый Закрытая композиция центра 4
6 Композиция №4 Многоцветие, абстрактная композиция бессюжетная 4
7 Композиция

Выполнение итоговой работы по композиции

На свободную тему.

Выполнение эскиза будущей работы, работа с самоклеющейся пленкой

Бумага 40х40,

Цветная матовая самоклейка, канцелярский нож, ножницы

4
8 Композиция 4
9 Композиция 4
10 Композиция 4
11 Декоративно-прикладное искусство Создание новогодних игрушек hand-made Выполнение эскиза будущего изделия Пуговицы, нитки, иголки, драп, кожа 4
12 Декоративно-прикладное искусство

Коллаж

Типа «судьба профсоюзного билета», «студенческие будни» и др. собираем все старое и дорогое в кучу.

Создание панно из подручных материалов

(пластилин, камушки, монетки, вырезки из газет, журналов, старые документы

Смешанная техника

4
13 Декоративно-прикладное искусство 4
14 Декоративно-прикладное искусство 4
15 Декоративно-прикладное искусство 4
16 Живопись

Натюрморт предметов быта.итоговая работа

Многоуровневая постановка с предметами быта разной фактуры.

Холст 60х40,

Пр. карандаш, масло, акрил, кисти, мастихин

4
17 Живопись 4
18 Живопись 4
19 Живопись 4
20 Живопись 4
21 Живопись декоративная

Рисование человека с натуры (кубизм, импрессионизм, абстракционизм)

 

Изучение и основа – пластическая анатомия Баммеса

Разработка стиля рисования, создание портрета - образа Фигурный портрет в

Бумага, картон, холст, краски, кисти, мастихин, ткань лоскуты, самоклейка

 

 

Смешанная техника

4
22 Живопись декоративная 4
23 Живопись декоративная 4
24 Живопись декоративная 4
25 Живопись декоративная   4
26 Рисунок

Постановка предметы с рисунком интерьера

Предварительное построение,

Построение разнофактурных предметов, штриховка, длительная итоговая работа

А2, бумага, карандаши различной степени мягкости и твердости, ластик

4
27 Рисунок 4
28 Рисунок 4
29 Графика

Гравюра. Знакомство с техникой эстамп.

Плоская печать: монотипия.

Трафаретная печать

Бумага, картон, стекло, краски, тушь, гелиевая ручка, нож.

4
30 Графика 4
31 Графика

Ксилография.знакомство с техникой

Создание эскиза будущей работы, перенос рисунка на дерево, вырезание рисунка на дереве, печать на ткани или бумаге

Бумага, деревянная доска(толщина 2,5 см), стамески, наборы ножей для резки по дереву.

4
32 Графика 4
33 Графика 4
34 Заключительное занятие. Оформление работ Выставка работ студийцев   4

 

 Всего 136 часов.

Методическое обеспечение образовательной программы.

Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и с учетом подготовки учащихся. Занятия проводятся в мелкогрупповой форме, наполняемостью 4-10 человек. Это позволяет создать объединяющую учащихся всех возрастов художественно-эстетическую среду, стимулирующую их потребности к творческой самореализации. При выборе технологий обучения большой интерес для нас представляли личностно- и практико-ориентированные технологии обучения, тесно связанные с концепцией педагогики сотрудничества как совместной развивающей деятельности учащихся и педагога. Наиболее адекватной и эффективной для реализации содержания и задач учебной программы специального курса по рисунку и живописи была признана технология организации художественно-творческой деятельности обучаемых.

Особое значение в решении поставленных развивающих задач имеет индивидуально-личностный подход к обучаемым, связанный с учетом возрастных, социальных, психологических характеристик, профессиональных интересов и жизненного опыта, что не может не находить отражение в подборе содержания, методов и технологий работы для обучения взрослых учащихся.

Список литературы для дополнительного обучения

1. Арнхейм, Р. М. Искусство и визуальное восприятие / Р. М. Арнхейм. – М.: «Прогресс», 1974 . - 180 с.

2. Бальмонт К.Д. Стихотворения. Избранное [Текст] / К.Д. Бальмонт. – М .: Издательство «Просвещение», 1971. - с. 32. 

3. Батракова, С.П. Художник XX в. и язык живописи. [Текст] / С.П. Батракова. – М .: Издательство «Исскуство», 1996. – 305 с.

4. Великовский С. И. / Культура как полагание смысла / С. И. Великовский// Одиссей. – 1989. С. 17-20.

5. Виппер, Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. [Текст] / Б.Р. Виппер. – М.: Издательство «Искусство», 1985. – 258 с.

6. Власов, В.Г. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 8 томах. Т.3. [Текст] / В.Г. Власов – СПб .: Издательство «ЛИТА», 2000. – 848 с.

7. Выготский, Л. С. Психология искусства. [Текст] / Л. С. Выготский – М.: Издательство «Современное слово», 2001. – 480 с.

8. Горбенко, А.А. Акварельная живопись для архитекторов. [Текст] / А.А. Горбенко – Киев.: Издательство «Будивельник», 1982. – 126 с.

9. Зайцев А. С. Наука о цвете и живопись. [Текст] / А. С. Зайцев – М .: Издательство «Исскуство», 1986. – 147 с. 

10. Ильина,Т. В. История мирового искусства. 3-е издание, перераб. и доп. [Текст] / Т. В. Ильина – М.:  Издательство «Академия»,2000. – 368с.

11.  История зарубежного искусства (ред. М.Т.Кузьминой, Н.Л.Мальцевой) [Текст] / М.: Издательство «Изобразительное искусство»,1980 . – 504 с.

12.  Иттен И. Искусство цвета. [Текст] /перевод. Л. Монахова/ И. Иттен. –Издательство «Издатель Д.Аронов», 2013. –96 с.

13.  Иттен И. Искусство формы. [Текст] /перевод. Л. Монахова/ И. Иттен. –Издательство «Издатель Д.Аронов», 2011. –136 с.

14.  Кандинский В. В. О духовном искусстве. [Текст] / В. В.Кандинский. – М .: Издательство «МАШМИР», 1992. – 108 с.

15.  Кандинский В. В. Точка и линия на плоскости. [Текст] / В. В.Кандинский. – СПб .: Издательство «Азбука», 2011. – 238 с.

16. Киплик, Д.И. Техника живописи. [Текст] / Д.И. Киплик. – М.: Издательство «Сварог и К» , 2009. – 503 с.

17. Клее П. Педагогические эскизы. [Текст] / перевод. Л. Монахова /П. Клее. Издательство «Издатель Д.Аронов», 2005. –74 с.

18.  Матюшин М.В. Справочник по цвету. Закономерность изменяемости цветовых сочетаний. [Текст] / М.В. Матюшин –Издательство «Издатель Д.Аронов», 2007. – 77 с. 

19.  Меркулов, И.А. Когнитивные способности. Гл. V: Архаическое мышление. Противоречие и дискурс; [Текст] / Меркулов И.П. Эпистемология: В 2 т. Т. 1. Гл. 5: У истоков познания. СПб., 2003

20. Мириманов, В.Б. Первобытное и традиционное искусство. [Текст] / В. Б.Мириманов.–М .: Издательство «Исскуство», 1973.- 320 с.

21.  Мир словарей. Архаическое мышление [электронный ресурс] – режим доступа к ст.: http://mirslovarei.com/content_fil/arxaicheskoe-myshlenie-4658.html#ixzz2Utw2FAtl

22.  Михайлов, A. M. Искусство акварели. [Текст] / A. M. Михайлов. – М.: Издательство «Изобразительное искусство», 1995. – 200 с.

23.  Поморов, С. Б. Декоративная живопись и цветографические интерпретации в проектной культуре: учебное пособие. Издание 2-е, перераб.и доп. [Текст] / С. Б. Поморов , С. А. Прохоров , А. В. Шадурин; под ред. Поморова С. Б.; Алт. гос. техн. ун-т им. И. И. Ползунова. – Барнаул : Издательство « АлтГТУ» , 2010 – 428 с. С илл.

24.  Ревякин, П.П. Техника Акварельной живописи. [электронный ресурс] / П.П.Ревякин – режим доступа к ст.: http://www.krelib.com/files/Art/Aquarel_Rev.pdf

25.  Римский-Корсаков, Н. А. Летопись моей музыкальной жизни. [Текст] / Н. А. Римский Корсаков. — 5-е изд., испр. и доп. — М. : «Госмузиздат», 1935. – с. 25.

26.  Рынкевич, В.И. Акварельная живопись. [Текст] / В.И. Рынкевич – Мн.: Издательство «Высшая школа», 1998. – 305 с.

27.  Современное западное искусство. XX век: проблемы и тенденции. [Электронный ресурс] – режим доступа к ст.: http://www.iroski.ru/sites/default/files/PP_art_talks_theater.pdf

28.  Столяров, И.М. Акварель: Материалы и способы письма. [Текст] / И.М. Столяров. – Мн.: Издательство «Высшая школа», 1980. – 112 с., 7 л. ил.

29.  Унковский, А.А. Живопись. Вопросы колорита. [Текст] / А.А. Унковский. – М.: Издательство «Просвещение», 1980. – 145 с.

30. Яшухин, А.П. Живопись. [Текст] / А.П. Яшухин, С.П. Ломов; Ред. Н.В.Миненкова. - 2-е изд., перераб.и доп. - М. : Издательство «Агар», 2009. - 232с.

 

 


Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 444; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!