Ступени педагогических требований
Ступени | Функции | Примеры |
Первичное требование | Вызвать конкретный поступок | Встань прямо, опусти руки |
Исходное требование | Закрепить поступок в привычку | При входе учителя в класс — вставай |
Требование-правило | Образовать традиции поведения | При встрече со старшими — здоровайся первым |
Требование-моральная норма | Превратить моральную норму в черту характера | Будь вежливым |
Требование-нравственный принцип | Выражение нравственного требования в нравственном принципе | Гуманное отношение и взаимное уважение между людьми |
Стимулы могут быть сгруппированы по основанию интересов людей: идейно-политические пристрастия, этические и эстетические предпочтения, стимулы соревнования, карьеры и т.п. Стимулы общения несут в себе и психологический, и нравственный заряд. Воспитанники заинтересованы в доброжелательном отношении педагога к себе и часто ставят это выше остального. Важную роль в воспитании занимают коллективистские стимулы. В этом плане существенное значение принадлежит факторам «психологической совместимости и социально-психологическому климату группы». Коллективистские стимулы проявляются в отношениях сотрудничества и взаимопомощи, в активности воспитанников, направлены на улучшение всех сторон совместной деятельности. Метод поощрений включает в себя широкий диапазон разнообразных способов и приемов от прямого денежного вознаграждения до одобрения взглядом. В спортивной практике применяются похвала и благодарность тренера, предоставление спортсмену почетных прав, подъема флага соревнований, следование во главе колонны на парадах, освещение заслуг спортсмена в печати, по радио, телевидению, награждение знаками, призами, денежными суммами и т.д.
|
|
Поощрение воспитывает эффективно, если оно педагогически обоснованно, целесообразно и воздается по заслугам. Гласность усиливает действие поощрения. Ценность поощрения теряется, если оно применено за незначительные дела, а также в том случае, если противоречит мнению коллектива.
К поощрению юных спортсменов, которые, как правило, бывают далеки от объективной оценки своих заслуг и поведения, следует подходить особенно осторожно. Захваливание может привести к «звездной болезни».
Поощрения, выносимые тренером в спортивном коллективе, должны производиться с учетом индивидуально-психологических особенностей спортсменов: один скромен и стеснителен, второй — честолюбив и тщеславен, третий судит себя строго и не стремится выделиться, четвертый самоуверен и преувеличивает свои достоинства. В одних случаях можно перехвалить, в других — желательно воздержаться. Неуместная и частая похвала может потерять свою воспитательную силу. Воспитанники быстро к ней привыкают и перестают на нее реагировать. Лучший способ воспитать у спортсмена трудолюбие — хвалить не самого спортсмена, а выполненное им задание. Спортсмен должен быть приучен испытывать чувство удовлетворения не ради поощрения, а во имя результатов спортивного труда.
|
|
Метод принуждения— это воздействие на воспитуемого с целью побудить его к строго определенному типу поведения, заставить его что-нибудь сделать. Тот, кого принуждают, поставлен перед необходимостью, подчиняясь установленным правилам, совершать конкретные действия и поступки. Условием эффективности применения этого метода в процессе воспитания является педагогическое правило, по которому необходимо прежде убеждать воспитуемых, а уже затем применять способы и приемы принуждения.
Принуждать в процессе воспитания — это не значит наказывать. Принуждение — понятие широкое. Оно обозначает множество всевозможных путей воздействия (и непосредственных, и опосредованных) на людей. При этом совсем не обязательно из того многого, что принуждает, люди воспринимают как принуждение. Более узким и частным понятием по отношению к принуждению является наказание. Наказание — это мера и способ воздействия против человека, совершившего проступок или преступление. В практике общественной жизни диапазон этой меры (способа) чрезвычайно разнообразен: от строгого взгляда воспитателя — до смертной казни.
|
|
В педагогической практике опытный воспитатель пользуется методом принуждения незаметно для воспитуемых, применяя наказание в крайнем случае. Педагогическое наказание чаще всего должно быть поддержано общественным осуждением действий провинившегося. В этих случаях, когда проступок вызывает чувство стыда и неприятные переживания у провинившегося, педагогическое наказание способствует исправлению отрицательных проступков и выступает в качестве средства их торможения. Педагогическое наказание должно выступать в качестве профилактической меры и средства приучения воспитанников к этике общественного поведения. Педагогический опыт позволяет сформулировать ряд правил применения наказаний в процессе воспитания:
• наказание — мера воспитания; оно не должно иметь целью приносить воспитаннику физические страдания;
|
|
• наказание имеет смысл только тогда, когда наказанный понимает, что защищаются интересы коллектива;
• если проступок не подтверждается, наказание должно быть отменено;
• наказание всегда накладывается уверенным тоном и в спокойной обстановке;
• нельзя наказывать группу воспитанников, наказание всегда должно быть индивидуально;
• наказывать по подозрению и часто не следует;
• нельзя напоминать о ранее наложенных взысканиях.
Понятия «наказание» и «взыскание» в педагогическом плане следует различать. Взыскание тоже является наказанием, но наказанием служебным. Например, в Дисциплинарном уставе Вооруженных Сил взыскания, как мера наказаний начальниками подчиненных, точно регламентированы. В нем предусмотрены и другие формы воздействия на недисциплинированных воинов: напоминание об обязанностях и долге, обсуждение проступка на собраниях личного состава и т.п.
К педагогическим видам наказания можно отнести: наказание-внушение (порицание, замечание, выговор и т.п.); наказание-ограничение (удаление с занятий, исключение из учебного заведения, спортивная дисквалификация и т.п.); наказание-привлечение (уборка помещений, ремонт испорченного имущества и инвентаря и т.п.).
Неумелое применение метода принуждения в воспитании вредит делу. Противоречие состоит в том, что воспитуемые быстро привыкают к взысканиям. Нарушение дисциплины и прочие проступки не находят осуждения в коллективе, так как многие уже наказаны, а другие не исключают возможности его получить. «...Наказания не должны оглушать весь коллектив и делаться бытом в коллективе, наказания должны быть настолько редки, чтобы весь коллектив обратил на наложенное наказание внимание».
Метод примераусиливает действие всех общих методов, рассмотренных ранее. Воспитательная сила примера основана на естественном стремлении людей к подражанию образцам социальных норм и ролей. Подражание сформировалось у человека в процессе его исторического становления как личности, превратившись в объективную необходимую потребность. Пример — великая сила, вызывающая у человека самые разнообразные чувства, способные изменить его поведение. К.Д.Ушинский считал, что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности, что на воспитание личности можно воздействовать только личностью.
Пример как метод воспитания не сводится лишь к подражательной деятельности людей. Он может оказывать сильное влияние на развитие сознательности и чувства людей через искусство. Поэтому в воспитательном отношении ценны те примеры, которые несут эмоциональный заряд. В практике воспитания используются личные примеры, примеры из жизни и деятельности других людей, а также из природы и художественного творчества. Роль личного примера повышается, если педагог обладает высокой профессиональной культурой, способностями, опытом и мотивацией на деятельность. Умелое применение метода примера в воспитании обусловлено следующими правилами: его своевременностью и реальностью; новизной и соответствием примера, его близостью к объекту воспитания.
Жизнь богата всякими примерами — и положительными, и отрицательными. В педагогической практике и те и другие могут быть использованы, если это является педагогически целесообразно.
Метод соревнования (игры)— один из путей мобилизации творческой трудовой активности людей, способствующий более качественному и эффективному выполнению какой-либо деятельности. В слове «соревнование» предлог «со» обозначает «вместе с другим, с другими», корень «ревностно» — желание человека превзойти кого-либо в каком- либо отношении. Синонимом «соревнования» является понятие «состязание». Корень этого слова — «стяг» — устаревшее обозначение воинского флага. Стремление водрузить воинский флаг над позициями противника, стяжать, добиваться чего-то и во что бы то ни стало — вот смысл этого понятия. Таким образом, термин «соревнование» (состязание) обозначает объективное социальное явление, существующее в человеческих взаимоотношениях, заключающееся в стремлении людей не отставать друг от друга в каком-либо деле, добиваться лучших результатов, отличаться на каком-либо поприще. Александр Иванович Герцен (1812-1870), подчеркивая важность использования этого явления в педагогике, писал, что « ... учение шло плохо, без соревнования, без поощрения и одобрения» («Былое и думы»).
Соревнование (состязание) — не что иное, как следствие такого объективного явления человеческой жизни, которое называется игрой. Забавляться, резвиться, развлекаться, находиться в деятельном, возбужденном состоянии во время досуга свойственно и детям, и взрослым. Наличие желания играть свойственно также и высшим животным. Источник педагогической силы игры в настроении людей играть, в их мотивах, которые заключены не в ее результатах, а в самом процессе. Игра как вид человеческой деятельности тесно связана с военным делом, исполнительскими формами искусства, а также со спортом. Поэтому метод соревнования (игры) выступает в качестве важного пути воспитания, обучения, развития и психологической подготовки детей и взрослых к решению жизненных задач.
Метод критики (самокритики)представляет собой процесс обсуждения человеческих действий и деятельности с целью выявления достоинств, обнаружения и исправления недостатков. В точном переводе с греческого слово критика обозначает искусство разбирать и судить. А.С. Пушкин, высказывая свое отношение к критике, считал, что она представляет собой науку открывать красоты и недостатки в произведениях искусств и литературы. Доброжелательность и конструктивная критика является мощным фактором улучшения учебно-воспитательного процесса. Мастерство педагога проявляется в тактичном применении многочисленных способов и приемов критики с пользой для воспитания. Неумелая критичность педагога по отношению к воспитуемым может принести непоправимый вред. Склонность воспитателя злоупотреблять применением метода критики приводит к ортодоксальности и формализму в педагогическом процессе. Критика превращается в критиканство. Мелочная, придирчивая и пристрастная критика в педагогике недопустима. Умение разбирать и оценивать свои действия и поведение (самокритика) — признак высокого уровня развития личности и фактор ее дальнейшего совершенствования.
Применение методов воспитания в условиях занятия молодежи спортом определяется следующими особенностями:
• видом спорта (спортивной дисциплиной);
• задачами спортивной подготовки (массовый спорт, спорт высших достижений);
• лимитом отведенного времени;
• педагогическим мастерством тренеров;
• состоянием материально-технической базы и уровнем организации учебно-тренировочного процесса;
• возрастным контингентом занимающихся.
Формы и методы воспитательной работы в спорте отличаются от подобных форм на занятиях физической культурой. Если на занятиях по физкультуре преподаватель стремится к достижению всей группой средненормативного уровня физической подготовленности, то в спорте делается упор на достижение высоких спортивных показателей. В воспитательном воздействии здесь превалирует индивидуальный подход, личный контакт тренера и спортсмена. Тут как ни в какой другой сфере человеческих взаимоотношений успехи и в спортивном, и в жизненном плане строятся на всестороннем доверии к тренеру — воспитателю и на вере тренера в возможности учеников.
Трудовое воспитание органично связано с физическим. Этой взаимосвязи большое значение придавал П.Ф.Лесгафт, оценивая ручной труд в качестве многогранного средства физического, умственного и нравственного развития учащихся. Он предложил использовать результаты занятий физическими упражнениями в качестве критерия оценки показателей трудовых процессов. При правильно поставленном физическом воспитании они дополняют друг друга. Педагогические наблюдения за трудовой деятельностью школьников на уроках труда и физической культуры выявили ряд сходных психологических черт:
• умение планировать двигательную деятельность, предвидеть ее результат и контролировать свои действия;
• стремление к целесообразности и экономичности двигательных акций в интересах достижения эффективного результата;
• проявление аналогичных характерологических качеств — трудолюбия, целеустремленности, самостоятельности, ответственности и инициативы.
Эмоциональная насыщенность уроков физического воспитания и труда имеет место для общего развития интересов подростков, развития их эмоционально-волевой сферы и психологической готовности к будущей трудовой деятельности.
Физическое воспитание и спорт общедоступны для удовлетворения эстетических потребностей и развития эстетических вкусов широкого круга людей. Эстетические факторы физической культуры многогранны. Выделяют следующие эстетические моменты, которые являются педагогически целесообразными для раскрытия красоты спорта:
• мастерство выполнения спортивных движений (упражнения, игры);
• красота телосложения и умение владеть телом (стройность, подтянутость, пропорциональность, гармоничность, красота движений);
• красота нравственного поведения (смелость, мужество, трудолюбие, умение с достоинством выигрывать и проигрывать);
• красота коллективных действий (товарищества, «чувства локтя»);
• творческая деятельность спортсменов (нахождение новых элементов техники, технических и тактических приемов);
• эстетика условий проведения учебно-тренировочных занятий и соревнований (спортивные сооружения, оборудование, снаряжение, спортивный инвентарь, одежда).
Перечисленные эстетические факторы касаются прежде всего спорта, но в принципе они имеют место и на обычном занятии по физическому воспитанию.
Каждый вид спорта обладает своими специфическими средствами эстетического воздействия, хотя эстетические достоинства в разных видах спорта неодинаковы по силе и выразительности. Для лучшей иллюстрации положения можно предложить следующую классификацию:
1. Виды спорта, где результат выступления спортсмена непосредственно зависит от красоты, пластики, совершенства владения телом (фигурное катание на коньках, художественная и спортивная гимнастика, акробатика, синхронное плавание и т.д.).
Существует мнение, что эстетическое начало присуще только тем видам спорта, которые каким-либо образом связаны с искусством или художественным творчеством. Для таких видов спорта употребляют даже специальный термин «технико-эстетические виды спорта», который как бы предполагает, что другие виды спорта несут меньший заряд эстетичности в классическом ее понимании. Это заблуждение. Категория «эстетического» присуща любому виду спорта.
2. Виды спорта, связанные с покорением природы, преодолением времени и пространства (туризм, альпинизм, плавание, легкая атлетика, все технические виды спорта). Красота природы (солнце, водяные брызги, снежинки, гамма цветов заснеженных вершин) оказывают мощное воздействие на спортсменов. Причем, чем необычнее природные условия, тем более сильное эстетическое переживание они вызывают, усиливая положительное отношение к спорту. Природа многообразна и изменчива в зависимости от времени года и даже суток. Она представляет собой неиссякаемый источник эстетического наслаждения и создает благоприятные эмоциональные условия для спортивной деятельности.
3. Игровые виды спорта с элементами единоборства (футбол, хоккей, баскетбол, регби). В таких видах эстетическое наслаждение доставляет тактический рисунок игры, когда во взаимодействии игроков проявляется продуманная коллективная мысль.
4. Виды спорта типа единоборств (бокс, борьба, фехтование, тяжелая атлетика, если ее рассматривать как единоборство с металлом и т.д.), где красота связана с поведением спортсмена, его техничностью, ловкостью, гармонией мускулов, а также с острым соперничеством, с драматизмом борьбы.
Эстетическая сущность спортивной деятельности определяется, конечно, не только мастерством спортсменов, но и строгим соблюдением правил соревнований, иначе морально-эстетическая ценность состязаний теряется.
Понимание тренером и спортсменом сущности эстетического потенциала ординарной спортивной тренировки имеет огромное значение в воспитательной деятельности. Вначале эстетическое восприятие спортсмена репродуктивно, т.е. в основном базируется на воспроизводстве двигательных навыков, которые были уже выработаны человеческой практикой. На следующей ступени развивается процесс эстетической оценки телосложения и движений спортсмена, формируются его новые эстетические представления, вкусы, идеалы об иных эстетических ценностях.
Распознавание эстетических ценностей зависит от эстетического опыта субъекта, его кругозора и интеллекта. Развитие эстетического вкуса в конкретной сфере спортивной деятельности осуществляется путем расширения личного опыта в избранном виде спорта, а также знакомством со смежными областями физкультуры и искусства.
В формировании хорошего эстетического вкуса достойное место занимают показательные выступления высококлассных спортсменов. Специалисты, комментирующие подобные выступления, подчеркивают мастерство спортсменов и обращают внимание публики на новые технические приемы, прогрессивные тенденции развития данного вида спорта, т.е. пропагандируют все то, что представляет собой эстетическую ценность физических упражнений.
Эстетические ценности спорта формируются в процессе двигательной деятельности людей. Поэтому важен высокий эстетический уровень в организации каждого занятия и самого обычного соревнования.
Физическая культура имеет много общего с искусством. В спортивных соревнованиях еще в большем диапазоне возрастает эстетический потенциал и художественная выразительность человеческих движений. Люди все чаще задумываются о том, чем является фигурное катание, художественная гимнастика, шахматы — искусством или спортом. В современном спорте возрастает технический уровень и значимость красоты движений, композиции, атрибутики. Выявлению эстетической значимости спорта способствуют различные виды искусства: музыка, танец, живопись, архитектура, театр, дизайн, кино, телевидение, которые раскрывают талант и способности человека, его стремление к прекрасному. Все это и многое другое фокусирует внимание на эстетике спорта, на образности его природы. Спорт дает искусству живительный заряд, а искусство щедро как бы делится со спортом красотой, образностью, выразительностью, праздничностью. Безусловно, искусство является более высокой формой освоения действительности, но эстетические потребности людей настолько многообразны, что для их удовлетворения необходимо многообразие средств: и труд, и искусство, и спорт, и быт, и личные отношения. Поэтому в своем эстетическом воздействии на человека спорт и искусство не подменяют, а дополняют друг друга. Спорт близок к искусству этическим, нравственным содержанием. Он, как и искусство, предлагает людям образец эмоционально-чувственного бытия, очищенный от всего случайного, второстепенного. В спорте демонстрируются такие пределы человеческих эмоций, такая их заостренность, о которой искусство смеет только мечтать.
Искусство и спорт как общественные явления несут в себе высокое нравственное содержание. В лучших произведениях искусства спорт предстает как выражение максимальных возможностей человека, его творческого расцвета, его «звездного часа». Спортсмены высокого класса, имеющие активную жизненную позицию, являются нравственным ориентиром для молодежи и играют важную роль в воспитании у молодых людей чувства гордости за свое Отечество.
Искусство и спорт расширяют, углубляют эстетический опыт человечества. Они дают людям возможность эстетически почувствовать то, что человек в силу ограниченности житейского опыта не мог бы пережить. Болельщик, наблюдая за мастерами, сопереживает вместе со спортсменами и невольно отождествляет себя с ними. В спорте каждый новый рекорд, особенно мировой, потрясает и воспринимается людьми как нечто возвышенное. Спорт и искусство делают «эстетический взор» более тонким, проницательным и чувственным, т.е. превращают во всеобщее достояние эстетический опыт человечества. Случайные столкновения на жизненном пути с эстетическими ценностями через искусство и спорт трансформируются в осознанные влечения высокого вкуса, что обогащает человека, развивая потребность в эстетическом. В спортивных соревнованиях, где переплетаются разнообразные человеческие чувства, где находится место и для комедии, и для трагедии, великое и смешное могут сосуществовать одновременно.
Термины, заимствованные из искусства: художественность, образный смысл, эстетическое воздействие — успешно применяются в спорте. Красота — это общая грань, присущая и спорту, и искусству. В спорте все отчетливее просматривается тенденция изменения правил спортивных соревнований в сторону эстетической направленности. Этот положительный факт стимулирует к поиску новых средств выразительности движений и демонстрации зрелищной красоты разнообразия физических упражнений. Фактор впечатления при оценке выступлений спортсменов играет большую роль в судействе соревнований: при наличии равенства в техническом мастерстве превосходство получает тот, кто произвел наиболее яркое эстетическое впечатление на судей и зрителей. Ведущие специалисты все больше придерживаются мнения, что при подготовке спортсменов следует использовать законы сцены, огромный опыт театрального искусства.
В спортивном лексиконе получили право на существование такие выражения как «это большое искусство», «спортивное искусство» или «искусство спорта». В них заслуженно отражено смысловое искусство в спорте, высокий уровень его артистизма и художественной выразительности. В данном случае искусство выступает в качестве мерила, ориентированного на его высокие образцы. Проявление устойчивых связей между спортом и искусством небезосновательно. Оно закономерно подчеркивает художественность спорта, его образность. Ярко выраженными художественно-образными гранями радует зрителей синхронное плавание, фигурное катание на коньках и лыжах, гимнастика, акробатика, прыжки в воду и на батуте, фигурные прыжки с парашютом. Однако причислять спорт к искусству по меньшей мере некорректно, да и неправомерно. Каждая из областей человеческой культуры развивается по своей внутренней логике и только присущим им законам.
Спорт как составная и неотъемлемая часть общечеловеческой культуры прочно связан с эстетической сокровищницей общества, активно влияя на восприятия человеческой красоты. Влияние спорта — это следствие общественно-исторического развития, направленного на утверждение примата прогрессивных форм организации жизни людей. Воздействие спорта на эстетическое сознание общества объективно проявляется в индивидуально-коллективном общении людей через зрелищность и моду, а также нормы олимпийского поведения соревнующихся.
Воспитание личности спортсмена во многом зависит от уровня нравственного и эстетического развития преподавателя-тренера, что предполагает высокий интеллект и образованность спортивных наставников.
Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 1199; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!