ЭВОЛЮЦИЯ ТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ ЗАСТОЛЬНОГО ЭТИКЕТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ В СЕМЕЙНОМ БЫТУ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ



ХХ – НАЧАЛЕ ХХI ВЕКА

 

Симонова И.С.,

аспирант БГУ, г. Минск, Республика Беларусь

Научный руководитель – Новогродский Т.А., канд. ист. наук, доцент

 

Возраст наравне с социальным статусом и гендерной принадлежностью является одним из ключевых признаков личности, который позволяет ей в разных жизненных обстоятельствах занимать конкретную ролевую позицию, которая в свою очередь определяет для субъекта коммуникации выбор адекватной сложившейся ситуации стратегию поведения.

В качестве предмета анализа в данном исследовании представлены правила и нормы этикета, регулирующие поведение детей во время трапезы. Исходя из этого, целью статьи является комплексный анализ эволюции традиционных форм застольного этикетного поведения детей в семейном кругу.

Для достижения поставленной цели использовался метод полевых исследований, а также историко-генетический и историко-сравнительный подходы при анализе фактического материала.

Для традиционной культуры поведения было характерно постоянное участие детей в ежедневных и празднично-обрядовых семейных трапезах. За обеденным столом в кругу семьи дети получали первые уроки этикетного поведения, знакомились с принятыми в окрестном быту застольными правилами и приличиями, перенимали нормы «люцкысци»[1, с. 60]. Младшее поколение дублировало действия старших членов семьи. В частности, детям наравне с взрослыми предписывалось умываться и креститься перед употреблением пищи, занимать строго определённой место за столом, а также соблюдать этикетные правила, обеспечивающие эстетическое содержание трапезы. Однако традиционный застольный этикет белорусских крестьян не позволял младшим по возрасту членам семьи приступать к непосредственному употреблению пищи раньше, чем это сделают старшие. По традиции первую ложку должен зачерпнуть глава семьи, а вслед за ним остальные сотрапезники по старшинству. Следует отметить, что в середине ХХ века данная норма поведения исчезает из застольной культуры белорусов [2,3,4].

Народный этикет не запрещал взрослым членам семьи во время приёма пищи переговариваться, обсуждать насущные заботы. Однако детям повсеместно не разрешалось за столом смеяться, толкаться, переговариваться. В полной тишине им следовало ожидать и подачи еды [3]. Традиционной карательной мерой в отношении детей за нарушение правил поведения за столом являлся удар ложкой по лбу. Однако по свидетельству информантов данная форма наказания изжила себя в первое послевоенное десятилетие. За столом родители старались ограничиваться устными замечаниями [4].

Иные поведенческие нормы начинали действовать при присутствии гостей в доме. В традиционной культуре поведения широко бытовало этикетное правило, согласно которому детям каким-либо образом запрещалось демонстрировать гостям своё нахождение в доме. В качестве «укрытия» в большинстве случаев использовалась печь. Традиция предписывала угощать гостей лучшими блюдами. Дети же не допускались в присутствии посторонних за обеденный стол. Им приходилось довольствоваться тем, что украдкой заботливая мать могла передать на печь. Следует отметить, что данная традиция во второй половине ХХ века нивелируется, однако вышеописанных правил в первые послевоенные годы ещё придерживались в отдельных семьях в сельской местности. Из материалов интервью: «Если приходит даже и неглавный гость, папа только глянет – и мы на печь. К столу не подойдёшь. Потом в конце только, если разрешат, подойдёшь к столу, если там что-то осталось» (записано отБ. А. Кочана 1951 г.р., д. Кольчуны Ошмянского района) [2].

В последующие десятилетия этикетные нормы предписывали детям наравне с родителями встречать и приветствовать пришедших гостей. Однако за общий стол дети по-прежнему не допускались. Для них чаще всего предусмотрительно накрывался отдельный небольшой стол, преимущественно в другой комнате или на кухне [2, 3].

Согласно народной традиции не принято приводить детей на коллективные застолья («складчины» или «хаурусы») [3,4]. В качестве исключение можно рассматривать визиты близких родственников по случаю календарных праздников или семейных торжеств, что организовывались в узком кругу, а так же «кiрмашы» - собрания родственных семей в престольный праздник. Традиция организовывать «кiрмашы» локально сохранилась во второй половине ХХ века. Она предусматривала организацию коллективной трапезы родственников, полноправными участниками которой являлись и дети.

Таким образом, можно констатировать, что эволюция традиционных норм этикетного поведения, обеспечивающих участие детей в трапезе, была направлены в сторону нивелирования возрастных различий сотрапезников и повышения статуса детей как участников застолья.

Литература:

1. Никифоровский, Н.Я. Очерки простонародного житья-бытья в Витебской Белоруссии и описание предметов домашнего обихода/ сост. Н. Я. Никифоровский. - Витебск: Губернская типография, 1895. – 552 с.

2. Полевые материалы экспедиции автора в Ошмянский район Гродненской области в марте 2011 г.

3. Полевые материалы экспедиции автора в Полоцкий район Витебской области в октябре - ноябре 2010 г.

4. Полевые материалы экспедиции автора в Пуховичский район Минской области в августе – сентябре 2010 г.

Метады пабудовы экспазіцый этнаграфічных музеяў Беларусі на сучасным этапе

 

Сімакова І.М.,

аспірантка БДУ, г. Мінск, Рэспубліка Беларусь

Навуковы кіраўнік – Гужалоўскі А.А., доктар гіст. навук, прафесар

 

Этнаграфічныя музеі ў сучасным грамадстве ў выніку развіцця працэсаў глабалізацыі становяцца гарантам захавання гісторыка-культурнай спадчыны народа. У прасторы музейнай экспазіцыі адбываецца далучэнне чалавека да сваёй культуры, знаёмства з самабытнымі нацыянальнымі традыцыямі. Эфектыўнасць уздзеяння музея на наведвальніка залежыць ад метадаў прэзентацыі матэрыялу.

Мэтай дадзенай работы з’яўляецца выяўленне найбольш эфектыўных метадаў прэзентацыі этнаграфічнай спадчыны музеямі Беларусі, што стала магчымым пры правядзенні аналізу шэрагу этнаграфічных экспазіцый, вывучэнні фондавай дакументацыі музеяў краіны.

Экспазіцыі сучасных беларускіх музеяў будуюцца звычайна пры дапамозе традыцыйных метадаў, якія, аднак, не заўсёды адпавядаюць патрабаванням наведвальнікаў і навуковым дасягненням этнаграфічнага музеязнаўства. Гэта сістэматычны ці калекцыйны метад і ансамблевы. Некаторыя музеі змяшчаюць рэчавыя помнікі, аб’яднаныя ў тэматычныя комплексы. Аднак традыцыйныя сродкі накіраваны ў асноўным на дэманстрацыю матэрыяльнай культуры, таму па-за межамі экспазіцыі застаюцца нематэрыяльныя праяўленні народнай творчасці. Акрамя таго, пры такім падыходзе наведвальнік застаецца толькі назіральнікам, не ўключаным у музейнае дзеянне.

Выключэнне складаюць некаторыя музеі, экспазіцыі якіх створаны пры дапамозе вобразна-сюжэтнага метада ў спалучэнні з традыцыйнымі: музей народнай культуры Мазыршчыны “Палеская веда” (Мазырскі аб’яднаны краязнаўчы музей), Веткаўскі музей народнай творчасці, музей традыцыйнага ручнога ткацтва Паазер’я (Нацыянальны Полацкі гісторыка-культурны музей-запаведнік), Магілёўскі музей этнаграфіі (Магілеўскі абласны краязнаўчы музей ім. Е.Р. Раманава) і некаторыя іншыя.

У самой назве музея “Палеская веда” была закладзена канцэпцыя экспазіцыі: інтэрпрэтацыя гнасеалагічных, міфалагічных, астралагічных і фальклорных ведаў пра Сусвет і чалавека ў ім праз прызму ўспрымання рэчаіснасці палешуком [3, с. 1].

У межах экспазіцыі Веткаўскага музея народнай творчасці розныя па характары прадметы (рамесныя вырабы, прадметы побыту, творы мастацтва), аб’яднаныя ў адной прасторы, уяўляюць сабой канцэптуальнае адзінства [2, с. 90]. Вобразны метад выкарыстоўваецца музеем і для наладжвання часовых выстаў: “Магія зімовых свят”, “Старыя тэхналогіі. Танец іголкі” і інш.

Этапы вырабу тканіны ў музеі традыцыйнага ручнога ткацтва Паазер’я прадстаўлены як дзейнасць чалавека па пераўтварэнні элементаў прыроды (расліны) у кампаненты культуры (палатно) [1]. Экспазіцыя раскрывае культурны кантэкст існавання рамяства ў цеснай узаемасувязі з фальклорам.

Кожнаму з раздзелаў экспазіцыі “Зямлі роднай кругавод” Магілёўскага музея этнаграфіі адпавядае асобнае традыцыйнае свята, якое ілюструюецца з дапамогай сельскагаспадарчага інвентару, рамесных прылад працы, прадметаў побыту [4, с. 33].

Вобразная экспазіцыйная прастора гэтых музеяў удала спалучае як духоўныя, так і матэрыяльныя аспекты культуры беларусаў, і мае на мэце эмацыянальнае ўздзеянне на наведвальніка, далучэнне яго да музейнага дзеяння.

Такім чынам, нягледзячы на тое, што пры прэзентацыі этнаграфічнага матэрыялу найбольш распаўсюджанымі застаюцца традыцыйныя метады, музеі Беларусі прыходзяць да асэнсавання значнасці і эфектыўнасці прыцягнення новых вобразна-сюжэтных сродкаў для стварэння аўтарскіх канцэптуальных экспазіцыйных праектаў. У межах вобразнай музейнай прасторы наведвальнік становіцца не пасіўным сузіральнікам, а актыўным суб’ектам музейнага дзеяння. Акрамя таго, вобразныя сродкі даюць магчымасць прадставіць элементы матэрыяльнай і духоўнай культуры ў іх неразрыўнай узаемасувязі. Таму можна сцвярджаць, што вобразна-сюжэтны метад з’яўляецца адным з найбольш эфектыўных сродкаў пабудовы этнаграфічных экспазіцый.

 

Літаратура:

1. Навуковая канцэпцыя экспазіцыі Музея традыцыйнага ручнога ткацтва Паазер’я / Н.В. Філатава // Бягучы архіў музея традыцыйнага ручнога ткацтва Паазер’я.

2. Нечаева, Г. Методы построения «образных» экспозиций. Опыт Ветковского музея народного творчества / Г. Нечаева // Музейны веснік / Нацыянальны музей гісторыі і культуры Беларусі. – Мінск, 2003. – Вып. 4. – С. 90–94.

3. Палеская веда: музей народнай культуры Мазыршчыны: пуцяводнік / А.Б. Сташкевіч. – Б.м., Б.г. (Мазыр: Узбуйн. друк). – 15 с.

4. Рыбакова, С.Б. Научная концепция построения экспозиции музея этнографии “Зямлі роднай кругавод” / С.Б. Рыбакова // Магілёўшчына / Магілёўскі абласны краязнаўчы музей ім. Е.Р. Раманава; рэд. cавет: А.А. Седзін і інш. – Магілёў, 2007. – Вып. 9. – С. 32–39.


Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 288; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ