НОВЫЕ ОБРЯДЫ В СЕМЕЙНОМ БЫТУ СССР В 1920-е гг.



Сергеенко А.В.,

студентка 5 курса УО «ВГУ им. П.М. Машерова», г. Витебск, Республика Беларусь

Научный руководитель – Яковлева Г.Н., канд. ист. наук, доцент

 

Цель работы - на основе материалов Государственного архива Витебской области выявить появление новых обрядов в семейном быту рабочего класса в СССР и БССР в 1920-е гг. и определить их значение в политической социализации населения. При исследовании использовались общенаучные - анализ, синтез, и специально-исторические методы - сравнительно-исторический, ретроспективный.

Одним из наиболее ярких проявлений идеологической работы в семейной сфере жизни рабочего класса СССР в 1920-е гг. стало появление новых обрядовых форм с ярко выраженными политическими целями и атрибутикой, которое было обусловлено стремлением вытеснения церкви из социально-бытовой сферы. Новые семейные обряды были направлены как на упрочение позиций новой власти, так и на замещение старых религиозных праздников новыми.

В дореволюционный период церковь сопровождала жизнь человека от рождения до смерти. В послереволюционный период вместо крещения детей стали широко распространяться «красные крестины» или «октябрины». «Крещение новорожденного ребенка красными крестинами дает пример, что рабочий класс осознал и начинает отбрасывать религиозные предрассудки» [3, л.30]. На процедуре присутствовали не только родители и родственники, а также представители местной власти, профсоюзов, женотделов. Мероприятие сопровождалось пением «Интернационала», докладами о значении красных крестин. Отметим, что среди партийцев были те, кто считал, что «что не нужны никакие крестины для детей членов РКП(б), не нужны крестины для сознательного рабочего» [1, л.6]. Другие видели в октябринах средство борьбы с обрядом крещения.

Предпринимались экономические меры для роста популярности красных крестин. Ребенка могли зачислить членом профсоюза и освободить от платы членских взносов до поступления на работу, начислять пособие наравне с безработными членами [3, л.30]. В периодической литературе печатались статьи, отражающие рост популярности данных мероприятий. В газете «Известия Витебского губисполкома и губкома РКП(б)» в 1924 г. писалось: «Старый быт дает трещину. Несколько месяцев назад услышать про новые советские крестины было диковинкой. Теперь это становится повседневным, почти заурядным явлением. Правда, эти крестины - «октябрины» покамест только внешнее проявление нового быта, советизации нашей личной, частной жизни. Но факт, что старый быт, традиции - дают трещину. От октябрин, от коллективных яслей и общежитий, - полной перестройке внутренней жизни - вот путь, на который уже стали и уверенно идут трудящиеся» [1, л.6]. В 1925 г. в среднем БССР проводилось до 300 октябрин в месяц [4, с.129].

В семьях рабочих стали распространяться новые имена детей, названных в честь революции, других советских празднований и лидеров партии: Октябрин, Смена, Владлен и др. Стали популярными женские имена Ленина и Нинель.

Проводились коллективные «красные свадьбы» рабочих, которые, как отмечалось, «есть частичка нового быта, на началах товарищеского отношения брачующихся, без участия попов» [2, л.24]. Они сопровождались докладами о новом быте, спектаклями.

В протоколе торжеств по случаю коллективной свадьбы рабочих завода Новка (Витебский округ, 1925 г.) отмечалось, что «Октябрь отделил церковь от государства, раскрепостил женщину. Религиозный дурман с глаз рабочих начал спадать. Обряды стали иметь формы привычки, то же самое можно сказать и об иконах.

Семейный старый быт трещит по швам, хотя он и отстал от движения социализма на 3 - 4 года, но есть надежда, что с ростом хозяйственных отношений, быстрыми шагами вперед пойдет и быт. Наша республика теперь не настолько богата, чтобы отпускать на улучшение быта большие средства, но тем не менее кое-что дает… Количество присутствующих здесь много говорит за движение масс на новые рельсы нашей повседневной жизни» [2, л.24].

Но религиозные чувства и традиции искоренялись с трудом. Так, многие рабочие того же завода Новка все обряды (похороны, свадьбы и рождение детей) оформляли при участии церкви, причем большей частью по католическому образцу [2, л.21].

Таким образом, можно сделать вывод о большой роли новых обрядов в семейном быту населения СССР в 1920-е годы в плане его политической социализации, усвоения новой идеологии и искоренения религиозности. Новые обряды были направлены на упрочение позиций власти, популяризацию режима и формирование человека нового, советского типа, который тяготел к коллективизму в повседневной жизни и атеизму. Они практиковались в основном в городах, особенно среди членов партии и комсомольцев. Многие обряды не прижились в дальнейшем, особенно в сельской местности и среди верующих женщин.

Литература:

1. Государственный архив Витебской области (далее ГАВО). - Ф. 2289. - Оп. 2. - Д. 93.

2. ГАВО. - Ф. 10051-п. - Оп. 1. - Д. 125.

3. ГАВО. - Ф. 10056-п. - Оп. 1. - Д. 30.

4. Іваноў,У.М. Нарыс дэмаграфіі, сацылогіі і быту рабочага класа Савецкай Беларусі (1917-1941гг.) / У.М. Іваноў. - Мн., “Вышэйшая школа”, 1975. - 160 с.


Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 695; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!