Портретный жанр в белорусской cтанковой живописи



Х годов

Медвецкий А.В.,

аспирант ГНУ «Институт искусствоведения, этнографии и фольклора» НАН РБ,

г. Минск, Республика Беларусь

Научный руководитель – Жук В.И., доктор искусствоведения, профессор

Искусство Беларуси 1960 – 1980-х годов являлось неотъемлемой частью многонациональной культуры СССР. Поэтому белорусское искусство этого периода развивалось в русле тех же тенденций и по тем же идейным направлениям, которые были в целом свойственны советскому творческому процессу.

Целью настоящего исследования является изучение процесса развития белорусской портретной живописи второй половины XX века в его стилистических, культурологических и социальных аспектах.

Для достижения поставленной цели в работе использован историко-искусствоведческий метод, методы сравнительного и стилистического анализа, с помощью которых появилась возможность сравнить и проанализировать отобранный изобразительный материал.

Конец 1950-х – начало 1960-х годов принесли значительные изменения в социально-политической жизни СССР. В развитии советского изобразительного искусства наступил новый этап, начался процесс кардинального обновления жизни. Перед творческой интеллигенцией открылись возможности более открытого осмысления сущности новых жизненных явлений. Историческая перспектива позволяет в настоящее время точнее определить персональную роль и значение творчества отдельных мастеров в общем русле развития белорусской станковой живописи.

Первая половина 1960-х гг. в изобразительном искусстве отмечена рождением новой стилистической тенденцией, получившей впоследствии название «суровый стиль» [1, с.217]. В качестве главных свойств его поэтики художественная критика определила монументальность, лаконизм и экспрессию. Значительно усилилась драматическая насыщенность образно-пластического строя полотен. Именно с развитием «сурового стиля» связано использование приемов монументализации в станковой картине.

Стремлением к психологической обрисовке образов, типизации характеров, живописному разнообразию отмечены портреты Е. Красовского «Сталевар П.И. Исаченко (1957), А. Гугеля «Старший обжигщик кирпича П.А. Сабанцев» (1960), П. Крохолева «Портрет пастуха» (1963), М. Данциг «Портрет шахтопроходчика А.Б. Брагина» (1960) и другие.

Именно в жанре портрета живописцы видят возможность передачи внутреннего мира современного героя. Если основой художественного строя произведений 1950 – 1960-х гг. является композиция действия, то одним из главных составляющих поэтики полотен конца 1960 – 1970-х гг. становится композиция, передающее состояние раздумья. Художники этого периода в своих работах отказываются от активной мимики, лица спокойны и неповторимы по своим психологическим характеристикам.

В начале 1970-х годов в развитии белорусской станковой живописи начинается новый период, характерный богатством различных тенденций. Наиболее ярко в это время проявила себя «декоративная» тенденция, для которой было характерно относительно самостоятельное использование цвета и колорита, а иногда и утрирование цветовой выразительности, обособление её от предметной реальности. Декоративность станкового полотна выражается в орнаментальной упорядоченности формы и цвета. Она приближает его к произведениям декоративного искусства, в частности, к народному творчеству.

Своеобразное преломление «декоративная» тенденция получила в творчестве В. Стельмашонка. Художник много времени отдал кропотливому изучению стилевых особенностей белорусского орнамента, изделий прикладного искусства, итогом этих исканий стал «Портрет народного артиста СССР Г. Ширмы» (1968). Фоном для портрета послужили произведения белорусского народного ткачества.    

В 1970-е годы появляется своеобразная «декоративность» в работах В. Сахненко, примером может служить «Портрет зоотехника Розы Босацкой» (1976). Практически во всю вертикаль холста изображена фигура молодой девушки. У неё выразительное спокойноё лицо с добрыми карими глазами, говорящими о природном уме и любознательности. Примеры сближения станковой живописи с орнаментально-декоративным искусством можно заметить в творчестве целого ряда художников тех лет.

В конце 1970-х начале 1980-х годах наблюдается процесс, который можно определить как «эволюцию живописного портрета: меняется психологический строй образов, более широким становится диапазон художественных поисков». [2, с. 109] Это время характерно обращением белорусских художников к теме возрождения национальной истории, своим национальным корням.

Иногда сложно провести параллель между чисто портретным изображением и исторической картиной. Примером могут служить работы А. Марочкина «Начало (Ф. Скорина)» (1978), В. Пасюкевича «Свитязянская баллада (Поэт А. Мицкевич)» (1975-1978), А. Марочкина «В. Дунин-Марцинкевич» (1983), В. Пасюкевича «Портрет поэта М. Богдановича» (1983) и ряд других.

В этот исторический период живописцы также обращаются к теме Великой Отечественной войны. В интересном образном ключе она раскрыта в «Портрете Анастасии Савельевны Бурой из деревни Миластово и всем матерям Великой Отечественной» (1984) Г. Туровской. У героини в войну погибли шестеро сыновей, автор прибегает к приёму, который использовался в древнерусской живописи – иконописи, все они изображены на полях рамы в клеймах.

Для искусства 1980-х годов актуальной становится проблема поиска новой стилистики, которая является производной резко меняющегося современного мира.

Заключение.

Проанализировав достаточно обширный исторический период можно сделать следующие выводы. Одной из главных составляющих художественного процесса конца 1950-х – 1960-х годов стал «суровый стиль».

Художники 1970-х пытаются связать станковое искусство с национальной почвой, с глубинными пластами психологии народа, фольклором, что стало почвой для рождения «декоративной тенденции», получившей развитие в портретном жанре.

Белорусские живописцы в конце 1970 – 1980-е достаточно сильно концентрируют внимание на историческом прошлом, быте и традициях своего народа. Популярными становятся «темы не столько советской, сколько национальной истории» [3, с.36]. Развитие жанра исторического портрета связано с общим движением современного искусства к углублению «чувства исторического», что вызвано возросшей потребностью общения с прошлым не только через события и факты, но и через характеры, судьбы конкретных людей, их помыслы и устремления.

 

Литература:

1. Каменский А.А. Романтический монтаж. – М.: Советский художник, 1989. – 336 с., ил.

2. Цыбульскі М.Л. Кантэксты жывапісу: гістарычная пэтыка і сучаснасць: манаграфія. – Віцебск: Выдавецтва УА «ВДУ імя П.М. Машэрава», 2007. – 141с.

3. Цыбульскі М. Паэтыка пастмадэрнізму ў беларускім жывапісе// Мастацтва. – 2001. – №7. – с.36 – 37.

 


Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 727; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!