Иван Александрович Гончаров.(1812-1891 гг.)



Литературный портрет.

Портрет в литературе одно из средств художественной характеристики, состоящее в том, что писатель раскрывает типический характер своих героев и выражает свое идейное отношение к ним через изображение внешности героев: их фигуры, лица, одежды, движений, жестов и манер. Литературный портрет является своего рода «художественной деталью», средством, «инструментом» автора для характеристики героя, персонажа, его переживаний, эмоционального состояния и т.д., то есть всего того, что способствует в той или иной мере более полному восприятию, пониманию авторского замысла, отношения автора к происходящему и др. В художественной литературе как искусстве словесном П. является только одним из средств характеристики, употребляемом в композиционном единстве с другими подобными же средствами: развертыванием действия в сюжете, описанием мыслей и настроений героев, диалогом действующих лиц, описанием обстановки и т. д. Своеобразной системой таких средств характеристики и создается в литературе художественный образ, а П. оказывается тем самым одной из сторон художественного образа. Среди всех других способов изображения П. отличается особой зрительной наглядностью и вместе с пейзажем и бытовыми описаниями придает произведению особую силу изобразительности. В отличие от живописного и скульптурного, портрет в литературном произведении наиболее динамичен: он передает не общий устойчивый облик, а мимику, жесты, движения личности. Эти широкие возможности прекрасно используются русскими писателями.

Николай Васильевич Гоголь.(1809-1852 гг.)

- Гоголь – обличитель пошлости(=жизненная рутина), «демон, который всё смеялся»

- писатель показывает, что душа может быть мертвой.(поэма «Мертвые души» во имя живой души(спасения живой души))

- метонимия(части тела и наряды заменяют человека)(«Невский проспект»)

Мертвые души.(поэма в прозе, 1842 г.)

- “Вещь, над которой сижу и тружусь теперь… не похожа ни на повесть, ни на роман… Если Бог поможет выполнить мне мою поэму так, как должно, то это будет первое моё порядочное творение” (Письмо Гоголя М.П. Погодину от 28.11.1836)

-ведущий контраст поэмы : омертвление живых и оживление мертвых.

- художественный метод: смех сквозь слёзы.(писатель-сатирик)

- Вся Россия в кривом зеркале, мертвые души – художественный универсум – обо всём.

-мерцающий стиль(мерцание – темы то о душе, то о судьбе, то лирическое отступление)

-авантюрный роман

- главная идея «Мертвых душ» — идея духовного возрождения падшего человека, «воскресение», оживление его души.

Портрет Собакевича.

Когда Чичиков взглянул искоса на Собакевича, он ему на этот раз показался весьма похожим на средней величины медведя. Для довершения сходства фрак на нем был совершенно медвежьего цвета, рукава длинны, панталоны длинны, ступнями ступал он и вкривь и вкось и наступал беспрестанно на чужие ноги. Цвет лица имел каленый, горячий, какой бывает на медном пятаке. Известно, что есть много на свете таких лиц, над отделкою которых натура недолго мудрила, не употребляла никаких мелких инструментов, как-то: напильников, буравчиков и прочего, но просто рубила со всего плеча, хватила топором раз -- вышел нос, хватила в другой -- вышли губы, большим сверлом ковырнула глаза и, не обскобливши, пустила на свет, сказавши: "живет!" Такой же самый крепкий и на диво стаченный образ был у Собакевича: держал он его более вниз, чем вверх, шеей не ворочал вовсе и, в силу такого неповорота, редко глядел на того, с которым говорил, но всегда или на угол печки, или на дверь. Чичиков еще раз взглянул на него искоса, когда проходили они столовую: медведь! совершенный медведь! Нужно же такое странное сближение: его даже звали Михайлом Семеновичем. Зная привычку его наступать на ноги, он очень осторожно передвигал своими и давал ему дорогу вперед. Хозяин, казалось, сам чувствовал за собою этот грех и тот же час спросил: "Не побеспокоил ли я вас?" Но Чичиков поблагодарил, сказав, что еще не произошло никакого беспокойства.

 

- «высмеять в первом томе пороки людей, стало быть, и помещиков, которых посещает Чичиков, “так ярко изобразить их недостатки”, чтобы вызвать полное к ним отвращение, чтобы читатель, найдя эти недостатки в себе, стремился их преодолеть и тем встать на путь спасения собственной души.» - задача Гоголя.

-фасеточное зрение(Набоков) – зрение как у стрекозы, описывает все мельчайшие детали.

- (Манилов: маниловщина(приторное, сладкое, бесплотная мечтательность, застывшая душа). Он в каждом из нас(мечтания), все делает мягко, сладко говорит, «человек не пожилой, имевший глаза сладкие, как сахар»; В Манилове нет ничего особенного, он, что называется «ни рыба, ни мясо». В нем все бесплодно, расплывчато, даже в чертах его лица нет конкретности. Первое впечатление приятности, которое произвел на Чичикова Манилов, оказывается обманчивым: «В эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару…В первую минуту разговора с ним не можешь не сказать: «Какой приятный и добрый человек!» В следующую за тем минуту ничего не скажешь, а в третью скажешь: «Черт знает что такое!» - и отойдешь подальше; если ж не отойдешь, почувствуешь скуку смертельную». Его приятность - не что иное, как маска, которая прикрывает его душеную пустоту.

 Коробочка – бабушка-помещица, к ней Чичиков попал случайно, он про неё скажет: «крепколобая» - дубинноголовая: как в голову себе что-нибудь возьмёт, так уж ничем её не переменить, она суеверна(что-то на шее навязано), скупа(боится продешевить), бережлива, недоверчива, недалекая, мелочная, животная ограниченность интересов лишь только собственным хозяйством; \\ у Коробочки духовная скудность предстаёт в своём естественном виде.Коробочка не претендует на высокую культуру: во всём её облике подчёркивается весьма незатейливая простота. Это подчёркнуто Гоголем во внешности героини: он указывает на её затрёпанный и мало привлекательный вид. Главная цель её жизни - упрочнение своего богатства, беспрестанное накопительство.

Ноздрев– знакомиться у полицмейстера.(кутила, «исторический личность», «страстишка к картишкам», охотник погулять, «разбитый малый», «в лице что-то открытое, прямое, удалое», любить хвастаться, речь – «словарь псовой охоты», встречает его в кабаке; Главная страсть Н.— «нагадить ближнему»: Фамилия Н.— метонимия носа(ср. у Гоголя: «Чуткий нос его слышал за несколько десятков верст, где была ярмарка со всякими съездами и балами…») Портрет Н. также построен на метонимии лица (бакенбарды) и согласуется с его метонимической фамилией: «возвращался домой он иногда с одной только бакенбардой, и то довольно жидкой. Но здоровые и полные щеки его так хорошо были сотворены и вмещали в себе столько растительной силы, что бакенбарды скоро вырастали вновь, еще даже лучше прежних».) Вся его деятельность не имеет никакой цели, вся его жизнь – сплошные кутежи. На первый взгляд Ноздрев может показаться живым, деятельным человеком, а на самом деле он оказывается пустым. Но есть одна черта и у него, и у Коробочки, которая объединяет этих разных по своей натуре людей. Как бессмысленно и бесполезно копит старуха свое богатство, так же бессмысленно и бесполезно проматывает свое состояние Ноздрев.

Собакевич: Жадный, невежественный, скупой, никогда ни о ком не отзывается хорошо, считает других ниже себя, речь проста, кратка, точно, присутствуют бранные слова(«свинья», «дурак» и т.д.). Грубость и неуклюжесть - суть портрета Собакевича. Природа, создавая его лицо, «рубила со всего плеча: хватила топором раз - вышел нос, хватила другой - вышли губы, большим сверлом ковырнула глаза и, не обскобливши, пустила на свет...». Бездушность Собакевича подчеркивает метафорическая подмена лица широкой молдаванской тыквой, а ног - чугунными тумбами. Собакевич - «человек-кулак». Метафора Гоголя выражает общечеловеческую страсть, олицетворенную в образе Собакевича ,- страсть к тяжелому, земному, плотскому. Это - стяжательство особого рода, оно кардинально отличается от беспочвенного, зыбкого стяжательства Чичикова; напротив, оно предметно, по-хозяйски прочно (даже «мертвые души» у Собакевича не дрянь-душа, а «ядреный орех, все на отбор»), за душу Собакевич «заламывает» сто рублей и не брезгует мошенничеством, подсунув в список душ бабу - «Елизавету Воробья».) Собакевич привязан к земному и строит так, будто намерен жить вечно, не думая ни о смерти, ни о душе; хозяин, материалист, и ему нет дела до «сокровищ на небесах».)

Плюшкин – скаредность(скупость), он жалок. Всё вокруг гниль, "...маленькие глазки еще не потухли и бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши..", Этот художественный приём перевода человека в мир животных подчёркивает отсутствие духовности у персонажа, а мыши, мелкие зверьки, напоминают о мелочности его деятельности. В погоне за мелочами Плюшкин упустил главное: разорил поместье, не помог детям и внукам в их жизни, растерял друзей. Скупость стала всепоглощающей его страстью, породила подозрительность, сварливость. “..Всё становилось гниль и прореха, и сам он обратился наконец в какую-то прореху на человечестве”.(дана предыстория - было время, когда он являлся бережливым хозяином, и “сосед заезжал к нему пообедать, слушать и учиться у него хозяйству и мудрой скупости”, Привезённый дочерью кулич на Пасху высох, и это, по сути, символизирует высохшую душу Плюшкина, да и сам он “съёжившийся старичишка”. )

- герои не живут в имениях, а доживают. Они статичны, неизменны. Лица изображены выпукло и реально, но являются лишь человеческими типами.

- поэтический язык, звукопись: двойные метафоры, бесконечный ряды однородных членов.

 


Иван Александрович Гончаров.(1812-1891 гг.)

- Гончаров писал романы десятилетиями.(47 г. – «Обыкновенная история, 69 г. – «Обрыв»)

-Дружинин: «Талант Гончарова сроднен живописи». Фламандское искусство – натюрморты(рисовали очень точно) – так пишет Гончаров.(близок фламандцам).

-Добролюбов(статья «Что такое обломовщина?): объективное повествование, любой предмет показан со всех сторон); отсутствие морализаторства; медленное, неспешное повествование о русской действительности и характере)

- Обломовщина – социальное понятие, исторический тип. Совершенная инертность, апатия ко всему, что делается на свете(Добролюбов). Обломовщина - это наши народные корни(Дружинин), сам Обломов – ребенок, положительно неспособный на зло. Он нравственно чист. Обломовщина – особенность русского менталитета.(современное прочтение) , нежелание жить, действовать, безволие. Она развенчана.

- его антипод - Штольц. Высший идеал в романе – Ольга Ильинская. (Добролюбов)


Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 463; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!