Ссыльный поэт-декабрист А.И. Одоевский написал ответ на послание А.С. Пушкина.



Струн вещих пламенные звуки
До слуха нашего дошли,
К мечам рванулись наши руки
И – лишь оковы обрели.

Но будь покоен, бард: цепями,
Своей судьбой гордимся мы
И за затворами тюрьмы
В душе смеемся над царями.

Наш скорбный труд не пропадет:
Из искры возгорится пламя,
И просвещенный наш народ
Сберется под святой знамя.

Мечи скуем мы из цепей
И пламя вновь зажжем свободы:
Она нагрянет на царей,
И радостно вздохнут народы.

– Как поняли послание А.С. Пушкина те, кому оно было адресовано? Что общего в стихотворении А.С. Пушкина и А.И. Одоевского? (Вера в будущее, в правоту своего дела, надежда на справедливое возмездие.)

Послание «В Сибирь» было большой смелостью со стороны Пушкина, только что освобождённого из ссылки. Не меньшей смелостью были строки стихотворения «19 октября», напечатанного поэтом в 1827 г. и адресованного декабристам Пущину и Кюхельбекеру, томившимся в Сибири:

Бог помочь вам, друзья мои,

И в бурях, и в житейском горе.

В краю чужом, в пустынном море

И в мрачных пропастях земли!

События 14 декабря 1825 годастали для Пушкина, как и для большинства мыслящих людей его поколения, тем рубежом, который разделил историю России на "до" и "после", трагически завершил период либеральных надежд, ознаменовавших все царствование Александра 1.

Утверждение верности прежним идеалам и друзьям звучит в послании "Во глубине сибирских руд". Философское понимание свободы не уводит Пушкина от "прежних гимнов", от былых идеалов. Оно лишь помогает более глубоко осознать жизнь. Пришло понимание, что свободу никому нельзя принести в дар, как мечталось в юности, что свобода начинается с постоянной духовной работы; и ни о какой политической свободе нельзя говорить, пока не обретено духовное освобождение

"Арион"(1827)

В стихотворении 1827 года "Арион" Пушкин подводит итог духовным исканиям декабристов, всей их деятельности, оценивает их дело. В аллегорической форме воссоздает он события недавнего прошлого. В этом стихотворении Пушкин называет себя певцом, который пел гребцам-декабристам. «Кормщик» — это, по-видимому, Пестель, один из главарей движения декабристов:

Нас было много на челне;

Иные парус напрягали,

Другие дружно упирали

На руль склонясь, наш кормщик умный

В молчании правил грузный челн;

А я - беспечной веры полн -

Пловцам я пел...

Каждый герой этого стихотворения занят своим, важным делом, и задача певца - петь пловцам, нести Слово о них. Именно поэтому закономерным кажется таинственное спасение певца. Дело этих людей живо, пока певец не изменил себе:

Я гимны прежние пою...

Но сколько требовалось мужества и стойкости, чтобы "петь прежние гимны", открыто заявлять о своих взглядах, не боясь преследований и опалы! Поэтому Пушкин восхищает нас не только изумительным поэтическим талантом, но и высокими нравственными качествами. Недаром он являлся для своего младшего современника Лермонтова идеалом поэта-пророка, который несет в мир гуманность, красоту, свободу и помогает людям стать счастливее и добрее.

 

Однако с 1825 годав поэзии Пушкина наблюдается перелом, связанный со становлением метода реализма в его творчестве. Следовательно, закономерной является и эволюция образа лирического героя. Теперь он тяжело переживает поражение друзей-декабристов и хранит верность их идеалам. Он расстался с романтическими иллюзиями, вынес суровый приговор социальному строю, разделил общество на владык и послушных рабов. Лирический герой уверен в том, что достичь гражданской свободы невозможно без чувства внутренней свободы человека.

"Анчар"(1828)

- Философская притча. Как понимаете термин?

- Композиционный прием – контраст. Докажите.

- Сколько частей в стихотворении?

- Владыка – раб (какими показаны)

- Авторское отношение к ним.

- Как легенда о дереве связана с темой свободы?

Глубокое философское осмысление свободы дано в стихотворении 1828 года "Анчар". В первой же строфе "Анчара" возникает образ "часового".Часовой стоит на границе, охраняет один мир от другого, особого мира, мира Анчара. Это мир абстрактного зла, ибо яд Анчара изливается вовне не из мести, а от его переизбытка: "Яд каплет сквозь его кору".

К нему и птица не летит,

И тигр нейдет...

Тигр - воплощение жестокости; но это жестокость оправданная, понятная: он разрывает жертву и поедает ее, но он убивает оттого, что голоден. Зло Анчара - именно абстрактное зло, страшное своею беспричинностью. По сути, привычному человеческому миру противостоит антимир. Стихотворение построено на антитезе: первая его часть о самом "древе яда" отчетливо противопоставлена второй, сюжетной, которая начинается с подчеркнутого противопоставления:

Но человека человек…

В этой строчке намеренно убраны сословные перегородки: ведь перед лицом "антимира" и господин, и слуга прежде всего - люди, которые должны бы вместе противостоять злу, идущему извне. И сила зла, сила Анчара именно в том, что перед ним не люди, а хозяева и рабы. Одного лишь "властного взгляда" достаточно рабу, чтобы пойти на смерть и за смертью.

Мы привыкли сочувствовать рабам и проклинать угнетателей. Есть ли сочувствие к рабу у Пушкина? Нет, "бедный раб", покорный взгляду царя и умирающий " ног непобедимого владыки" вызывает скорее презрение. Он так же отвратителен поэту, как и его господин, ибо смирение раба есть клеймо его духовного рабства; как и чувство вседозволенности, руководящее "владыкой". Духовная свобода не имеет ничего общего ни со вседозволенностью, ни с безволием. Так, через духовное рабство, входит в мир людей яд Анчара:

А царь тем ядом напитал

Свои послушливые стрелы

И с ними гибель разослал

К соседям в чуждые пределы.

«Бедный раб» не протестует против воли владыки, который преумножил зло, «напитав ядом свои послушливые стрелы» и разослав их в соседние пределы.

Свобода в понимании Пушкина обретает абсолютное значение. Она превышает по значимости все сущее в мире: "На свете счастья нет, но есть покой и воля"(из ст-я «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит..»).

 Следует отметить жанровое многообразие вольнолюбивой лирики Пушкина: это и ода, и элегия, и послания, и сонет, и лирические стихотворения. В них поэт сумел объединить разговорные и книжные элементы речи на основе народного языка. Пушкин исповедовал в своих лирических стихотворениях стиль ораторской, призывной речи, для чего включал в текст глаголы в повелительном наклонении, обращения. Поэт использует такие средства художественной выразительности, как символы (море, океан, звезда - символы свободы), анафоры («пока свободою горим, пока сердца для чести живы»), сравнения.

Мотивы свободы в лирике Пушкина многообразны и оригинально воплощены в художественной форме стихотворений.

Вольнолюбивые стихи великого русского поэта сыграли важную роль в общественной жизни того времени. Творчество Пушкина повлияло на развитие гражданской русской поэзии: его дело продолжили М. Ю. Лермонтов, Н. А. Некрасов и другие поэты.

– Как вы понимаете слова А.И. Герцена:

“После 1825 г. только звонкая и широкая песнь Пушкина раздавалась в долинах рабства и мучений; эта песнь продолжала эпоху прошлую, наполняла своими мужественными звуками настоящее и посылал свой голос в далекое будущее. Поэзия Пушкина была залогом и утешением”.

С темой свободы в стихотворениях «Брожу ли я вдоль улиц шумных.... » (1829), «Элегия» (1830) и «Вновь я посетил» (1835) связаны философские мотивы лирики Пушкина. О них мы поговорим позже.

В стихотворении «Брожу ли я вдоль улиц шумных.... » поэт мыслит о «дубе уединенном», который «переживет мой век забвенный, как пережил он век отцов». Своеобразный итог своей деятельности Пушкин подводит в стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» (1836), отмечая одну из своих главных заслуг перед народом и потомками— прославление идеалов свободы:

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.

 

Тема свободы является основной в творчестве Пушкина и претерпевает эволюцию:

- провозглашение отвлеченной вольности;

- пропаганда, направленная к лицам, обладающим властью;

- мотив гуманистической идеи «дарования свободы»;

- широкое обобщение и исследование источников рабства и его пагубного влияния на развитие жизни.

Анализ одного из стихотворений по плану

«К морю»               «Анчар»

План существует в двух вариантах : короткий - только пункты, порядок записи (см. ниже) ; подробный - в приложенном файле. Его надо ИЗУЧИТЬ, распечатать и вклеить в тетрадь. В нём много информации, которой нужно пользоваться при анализе стихотворений.

ПЛАН АНАЛИЗА СТИХОТВОРЕНИЯ (КОРОТКИЙ):

АВТОР, НАЗВАНИЕ, ГОД НАПИСАНИЯ.

ТЕМА

ЖАНР

КОМПОЗИЦИЯ

ОСНОВНЫЕ ОБРАЗЫ И МОТИВЫ

СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

ЛЕКСИКА

СИНТАКСИС

СМЫСЛОВОЙ ИТОГ СТИХОТВОРЕНИЯ

 

Белинский писал: «Пушкин от всех предшествовавших ему поэтов отличается именно тем, что по его произведениям можно следить за постепенным развитием его не только как поэта, но вместе с тем как человека и характера. Стихотворения, написанные им в одном году, уже резко отличаются и по содержанию и по форме от стихотворений, написанных в следующем»


Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 2935; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!