Хурритский мир. Государство Митании.



В 3 тыс.до н.э. в Месопотамии, в ее северной части, а также по левому притоку реки Тигр, появился древний народ – Хурриты. До сих пор нет точных данных истории происхождения Хуритов. Известно лишь, что они относились к языковой группе, находящейся в далеком родстве с языками северо-кавказских народов. А позднее, участвовали в процессе создания армянского этноса.
В начале 2 тыс. до н.э. стали появляться первые хурритские царства. Самое древнее из них – Митанни. Митаннийское царство занимало достаточно большую территорию.
Население Митанни складывалось из хурритов и семитов. Войска Митанни обладали отличными знаниями в коневодстве и мастерством проведения колесничных боев. Большую роль в войне, и не менее важную роль в управлении государством играли колесничие, которые были дворцовой знатью.

Благодаря природным условиям в Миттани достаточно хорошо было развито земледелие, скотоводство и коневодство. Ремесленники Митанни использовали металл, которых был в наличии в горах на севере Месопотамии.
Столица государства располагалась в Вашшуканни у верховья реки Хабур. Значение слова «хурриты» происходит от «народ солнца». Образ крылатого солнца часто появляется в культуре хурритов. Предполагается, что изображение солнца является символом хурритской государственности. О внутреннем политическом устройстве Митанни малоизвестно. Объединенные в одно государство мелкие племена платили дань митаннийскому царю. А во время завоевательских войн предоставляли воинскую помощь.
Политическое превосходство хурритов на просторах Верхней Месопотамии преобладает в 17 в. до н.э. Хурритские группы племен приходят к власти почти на всей территории Сирии. На протяжении четырех столетий развивалась особая цивилизация хуритов. Многовековой период истории древней Митанни мало изучен. Имена некоторых царей известны только благодаря завоеваниям, которые увеличивали территорию Митанни.
Самым могущественным царем Митанни считается Саусаттар. Его титул звучал как «царь Миттани, царь воинов хурри». Ему подчинились многие города-царства восточной части полуострова Малая Азия.
Расцвет митаннийской культуры приходится на 15-14 вв. до н.э. На культуру соседних государств, в т.ч. Сирии и областей хеттского царства, Митанни в это время оказывает наиболее сильное влияние. Сохранившиеся до наших дней памятники хурритской культуры изучены недостаточно.
Основными чертами хурритской митаннийской архитектуры являются приземистость и массивность. Эти характерные особенности наблюдаются у множества строений - дворцов, культовых сооружения, стен крепостей. Также, в архитектуре Миттани встречаются строения типа «дом-галерея». Яркий пример - Дворец в Тель-Халафе. Он был построен во времена в начале 1 тыс. до н.э., в период царствования Капары. Что интересно, такой тип зданий «дом-галерея» был распространен в традиционных жилых постройках Северной Сирии. Дворец-храм царя Капары прямоугольной формы, имеет мощные башни в виде выступов, как будто стерегут находящийся между ними портик. На противоположной стороне дворца также расположены выступы и башни, таким образом, строение Капары представляло собой крепость. Само здание было построено из кирпича–сырца. Дворец располагался высоко на холме и был обращен к городу глухой задней стеной. Благодаря окраске его стен штукатуркой цвета желтой охры он был отлично виден издалека. При близком рассмотрении было заметно, что светлые стены сооружения украшали множественные скульптурные декорации.
У хурритов было мифопоэтическое видение окружающего мира. Согласно их представлениям, мир разделен на три сферы. Вверху – небо, на котором обитали «боги верха», молодые поколения божеств. Земля и населяющие ее люди. И подземное царство, где живут древние боги и «боги низа», старшие поколения божеств. Единобожие не было присуще хурритам. Пантеон богов состоял из общехуритского ядра божеств и локальных пантеонов: митаннийских, западносемитских и анатолийских. В мифологии хурритов наиболее развиты были теогонические и космогонические мифы.
Упадок Миттани связывают с зависимостью от хеттского государства, в которую Миттани попал в результате споров и войн за территории. Ранее входившие в состав Миттани государства освободились от власти и расширили границы своих государств. Ассирия предприняла наступление на ряд городов царства и в результате Вашшуккани был захвачен. Попытки освободиться от ига ассирийцев не привели к успеху и постепенно Митанни перестает существовать. Некогда большое самостоятельное государство распадается на мелкие части.
Власть над мелкими царствами и важное торговое значение перешло к Ассирии. И постепенно, начиная с 1 тыс. до н.э. последние хурриты расселяются среди других народностей – армян, арамеев, мидийцев.


Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 242; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ