Создание централизованного государства в Месопотамии в конце III тыс. до н.э. Держава Саргона.



На службе у царя Киша находился мелкий придворный, по происхождению аккадец-простолюдин. Ему суждено было стать одним из величайших создателей империи на Древнем Востоке. По позднейшему преданию, он был подкидышем: мать пустила его, новорожденного, по Евфрату в тростниковой корзинке, младенца подобрали и воспитали при кишском дворе. После разгрома Киша войсками Лугальзагеси этот придворный возглавил часть кишцев и укрылся в лежащем в области Киша небольшом городке Аккаде. Здесь он объявил себя царем под именем Шаррум-кен (по-аккадски «Истинный царь», в традиционной современной передаче – Саргон; 2316-2261 гг. до н.э.).

Саргон властвовал, опираясь на всех, кто готов был ему служить, и руководствовался принципом неограниченного командования, как почти все подобные предводители. К нему стекались рядовые жители Шумера, увидев перспективу быстрого возвышения, в которой им отказывало традиционное аристократическое общество. На службе нового царя они рассчитывали обогатиться, выдвинуться и свести счеты с обидчиками, прежде всего со старой знатью.

Саргон создал массовую легковооруженную «народную» армию, включавшую мобильные отряды лучников, которые имели большие преимущества перед немногочисленной и неповоротливой тяжелой пехотой шумерских правителей, состоявшей из их боевых слуг. Властная верхушка царства Саргона была построена как военно-служилая пирамида под единоличной неограниченной властью царя. Опираясь на эту массовую армию, Саргон и совершил свои завоевания.

Гос.устройство.Держава Саргона, в отличие от всех предыдущих месопотамских государств, была централизованной деспотией.Храмовые хозяйства стали частью государственного, а последнее находилось в полном неограниченном распоряжении царя. Номы были лишены каких бы то ни было традиционных автономий и превратились в обычные провинции, старый аппарат власти сохранился, но их правители (титуловавшиеся только «энси» – единственным лугалем теперь был Саргон) превратились фактически в чиновников, целиком ответственных перед царем.

Советы старейшин и народные собрания перестали существовать как органы власти, хотя со своими воинами Саргон совещался. Количество государственных работников, которым предоставлялись наделы, было снижено, а тех, кто работал за паек, – увеличено. Это повышало норму государственной эксплуатации. Преемники Саргона даже скупали (в «добровольно-принудительном» порядке) землю у общин по сниженным ценам, расширяя тем самым государственное хозяйство. Государственным языком династии Саргона был не только шумерский, но и аккадский, что демонстрировало презрение династии к принципу «благородной традиции».

Население в целом (кроме тех, кто составлял военно-служилое сословие) почти ничего не выиграло от победы Саргона. Межномовые войны и эксплуатация знати сменились не менее тяжелыми дальними походами и (впервые) массовой и масштабной повинностно-податной эксплуатацией всего населения (кроме служилой верхушки) со стороны огромного военно-бюрократического государства.

Возвышение Вавилона в эпоху Старовавилонского царства (XIX – XVI вв. до н.э.).  Внешняя и внутренняя политика царя Хаммурапи.

Вавилон (точнее Бабили — «врата бога»). До XIX в. до н. э. этот город, расположенный на левом берегу Евфрата, не играл самостоятельной политической роли и отнюдь не отличался большими размерами.

В дальнейшем Вавилон усиливается экономически и политически, используя упадок и разорение ближайших соседей — Киша и Аккада. Выгодное расположение на скрещении речных и караванных путей способствовало его превращению в крупный торговый центр. Население увеличивалось за счет притока аморитских переселенцев, двигавшихся из Сирийской степи.

Образование Старовавилонского царства. С 1894 по 1595 г. до н. э. здесь уже правит самостоятельная династия, которая ведет активную внешнюю политику и стремится к объединению всего бассейна Тигра и Евфрата под своей властью.

Наибольшего могущества достигает Вавилон при царе Хаммурапи (1792-1750 гг. до н. э.), который проявил себя опытным умелым дипломатом, использующим распри и столкновения соседей. Он заключает тесный союз с богатым государством Мари, держащим в своих руках торговый путь, ведущий к побережью Средиземного моря.

Обеспечив, таким образом, свою северную границу, Хаммурапи сосредоточивает главный удар против Ларсы, связанной с Эламом.

Разгромив этого наиболее опасного соперника, Хаммурапи решительно разрывает дружеские отношения с Мари, захватывает этот город и разрушает его дворец. Под его власть попадает также Ашшур, и таким образом создается обширное Старовавилонское царство, охватившее большую часть Месопотамии.

О внутренней политике Хаммурапи мы узнаем из его переписки с вельможами и чиновниками и в особенности из изданного им свода законов. Эти законы начертаны на базальтовом столбе, украшенном рельефными фигурами, изображающими самого царя стоящим перед троном бога солнца, правды и справедливости Шамашем и получающим из его рук регалии высшей судебной власти.

Законы Хамурапи охватывают самые различные сферы жизни и деятельности населения.

Царская власть при Хаммурапи имела деспотический характер и вмешивалась во все взаимоотношения между подданными. Во вступлении к своду законов говорится, что сами боги наделили царя неограниченными полномочиями.

Органы государственной власти вмешивались в личную жизнь подданных, не говоря уже о том, что ирригационные сооружения создавались под наблюдением царя и использование их зависело от верховной власти и ее представителей на местах.

Никаких ограничений царя в его действиях законы Хаммурапи не предусматривают.


Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 1121; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!