Сирия, Финикия и Палестина в конце II – начале I тыс. до н.э.



Характерной особенностью Сирии и Палестины было отсутствие крупных государственных образований. Здесь складываются многочисленные города-государства, независимые друг от друга. В большинстве из них правили цари.

Власть царьков была ограничена рабовладельческой знатью. Территория каждого государства ограничивалась городом с окрестными селениями. Лишь изредка объединялись несколько городов и образуются государства, претендующие на ведущую роль.

В первой половине II тысячелетия до н. э. особенно выдвигается Угарит. Он был расположен на берегу Средиземного моря, на краю небольшой, но плодородной равнины. Экономический прогресс приводит в Угарите к значительный социальным сдвигам. Происходит значительное разложение сельской общины. Земельные наделы идут в продажу и концентрируются в руках частных собственников.

Процессу социальной дифференциации сильно способствует развитие внешней торговли.

Очень сильно чувствуется преобладание вавилонской культуры. Не случайно в Угарите был создан клинописный алфавит. Напротив, в более южном финикийском центре – Библе преобладало египетское влияние, а во II тысячелетии до н. э. даже временами устанавливалось политическое господство Египта. Здесь обнаружены и египетские иероглифические надписи, и произведения египетских художников.

Интересно отметить, что между Угаритом и Библом не прослеживается какого-либо политического единства.

В континентальной части Сирии преобладал в начале II тысячелетия до н. э. город Халпа. К середине II тысячелетия до н. э. Халпа ослабевает и попадает под господство хеттов. Главным политическим центром Сирии становится Кадеш.

В XIV в. до н. э. и Угарит, и Халпа, и Кадеш попадают под власть хеттов (причем Угарит был даже разрушен около 1400 г. до н. э.).

Зато во второй половине II тысячелетия все более возвышаются города южной Финикии. Наряду с Библом в южной Финикии начинают играть все большую роль Сидон и Тир. Они унаследовали от пришедшего в упадок Угарита торговые пути, ведущие в Эгейский мир.

Сперва гегемонии добился Сидон. Но Сидон сильно пострадал около 1200 г. до н. э. от нашествия «народов моря», и на несколько столетий главенствующая роль переходит к Тиру.

Финикийские города, расположенные на берегу Средиземного моря, все больше и больше захватывают в свои руки торговлю между азиатскими странами, с одной стороны, и Южной Европой и Африкой – с другой. Они используют перемещение торговых путей на запад и юг.

Получая медь с Кипра, серебро и свинец из Малой Азии, золото из Египта, финикийские мастера добиваются огромного успеха в обработке этих металлов.

Необычайно развивалось в Финикии и красильное дело, особенно окраска тканей в пурпурный цвет. Опытным водолазам приходилось нырять на дно моря и, рискуя жизнью, добывать оттуда драгоценные пурпурные раковины. Из каждого моллюска выжималась капелька драгоценной жидкости, дававшая возможность окрашивать одежды в различные оттенки пурпурного цвета, причем настолько основательно, что даже во время стирки ткани не линяли.

На верфях Библа, Сидона и Тира строились весельные корабли. Гребцами были обычно рабы, которые приковывались к скамьям и в случае кораблекрушения первыми становились добычей волн.

Вообще финикийские купцы и владельцы мастерских заслужили в древности дурную славу жестоких и беспощадных рабовладельцев. Рабы использовались не только в качестве чернорабочих, грузчиков и гребцов, но и частично продавались за пределы страны.

На узком финикийском побережье, прижатому к морю Ливанским горным хребтом, мало было простора для земледельцев. На небольших террасах, спускавшихся уступами к морю, разбивались сады и виноградники и кое-где засевались злаки. Однако своего хлеба не хватало, и его приходилось ввозить из соседних стран.

Политического единства в Финикии не было. Характерно, что финикийский народ не имел даже своего названия. Жители каждого города называли себя его именем. Каждый город имел своего царя, который зависел от совета знатных и от народного собрания. Один из царей Библа прямо жалуется, что боится своего народа.

В дальнейшем роль рядовых финикийских граждан уменьшается. Разоренных сограждан отправляют в заморские колонии, опасаясь их волнений, тем более что приходилось страшиться также и рабов. Во всяком случае, обстановка внутри крошечных городов-государств Финикии не была спокойной. Ни один их этих городов не в состоянии был объединить всей страны, хотя некоторые попытки в этом направлении делались.

К концу II тыс. до н. э. усиливается город Тир. Его преимуществом была недоступность для внешних врагов. Основная часть города была расположена на скалистом островке, куда могли в случае опасности укрыться со своим имуществом жители материковой части города.

Особого расцвета Тир достиг в X-IX вв. до н. э. Ему подчиняется в это время вся южная Финикия (включая Сидон и Библ). Наиболее известный из царей Тира – Хирам (969-936 гг. до н. э.) снаряжал военно-морские экспедиции а остров Кипр и в северную Африку.

Финикийские города поочередно оказываются под властью то Ассирии, то Египта, то Персии, а в дальнейшем входят в состав эллинистических государств и затем Рима. Однако внутреннюю автономию они сохраняют и управляются своими царями.

В I тыс. до н. э. широко развивается финикийская колонизация, начавшаяся еще раньше. Сперва финикийские торговые фактории возникают на Кипре и в бассейне Эгейского моря, но затем центр тяжести переносится в западное Средиземноморье.

Самая крупная колония города Тира – Карфаген – стала центром державы, которая объединила значительную часть западного Средиземноморья и неизмеримо превзошла свою метрополию могуществом.


Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 1093; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!