Культура Древнего Китая второй пол. I тыс. до н.э. – нач. I тыс. н.э.



Иероглифическая система китайского письма сложилась во II тысячелетии до н. э., и с тех пор не было перерыва в традиции. С течением веков эта система все больше усложнялась. Никаких попыток выработки алфавита, как в Передней Азии и Египте, не делалось. Наоборот количество-иероглифов все больше и больше увеличивалось. Если число их в период Шан (Инь) не превышало 2000, то при династии Хань оно возросло до 18 000. Требовалось составление специальных справочников, дающих указания по отыскиванию необходимых знаков из этого огромного количества.

Основным материалом письма служили деревянные дощечки, позднее шелк, а в I в. н. э. была уже изобретена бумага, изготовлявшаяся из древесины и старых сетей. Тексты писались вертикальными столбцами, идущими справа налево. Писцы использовали заостренные палочки (позднее кисточки), которые обмакивали в краску (позднее в тушь).

В китайской литературе очень сильно чувствовались религиозные традиции. Особенно большое значение имел культ предков. Явления природы и различные изобретения приписывались божественным существам. На стадии матриархата это была прародительница всего сущего Нюйва, создавшая мир и людей и починившая небо, заделав образовавшиеся в нем трещины камнями. Позднее создается пантеон духов природы и предков человечества, во главе которого становится Шан Ди, олицетворяющий небо.

Создается множество сказаний о героях, обладающих сверхъестественной силой. Эти сказания объединяются в эпические циклы.

К середине I тысячелетия до н. э. в Китае создаются различные философские школы. Наиболее влиятельной из них, сохранившей, несмотря на временные поражения, свои позиции вплоть до нового времени, было конфуцианство.

Родоначальником его считается философ Кун-цзы (Конфуций), живший в 551-479 гг. до н. э. Его учение сводится к утверждению патриархальных традиций и незыблемости социальных устоев.

С конфуцианством соперничало другое философское направление — даосизм, крупнейшим представителем которого был старший современник Конфуция Лао-цзы.

В I в. н. э. в Китае начинает распространяться проникший из Индии буддизм, этика которого имеет ряд точек соприкосновения с даосизмом.

Большого развития достигли в Китае точные и естественные науки. Потребности ирригационного земледелия и строительства требовали точных исчислений. Итогом достижений математической мысли был трактат, появившийся в I в. н. э., где производятся уж операции над отрицательными числами.

Уже во времена Шан (Инь) делались наблюдения над звездным небом и был приведен в порядок календарь. В период Чжань Го (IV-III вв. до н. э.) календарная система была уточнена и усовершенствована. С максимальной для древности точностью была вычислена продолжительность года (365,25 суток), и для уравнения календарного года с астрономическим установлено семь високосных лет (с дополнительными месяцами) на цикл в 19 лет.

Наивысшего расцвета достигло научное творчество древнего Китая в период Хань. Была составлена карта звездного неба, изучены солнечные пятна и т. д. Крупнейший ученый этой эпохи Чжан Хэн (78-139 гг. н. э.) сконструировал древнейший сейсмограф. К той же эпохе Хань относятся трактаты по фармакологии, по агрономии и т. д.

В изобразительном искусстве древнего Китая можно проследить целый ряд оригинальных черт. Китайские архитекторы создали своеобразный тип многоярусного здания.

В скульптуре и живописи более ранних эпох чувствуется сильная условность. Значительные сдвиги произошли во времена Хань. Особенно замечательны рельефы на надгробных каменных плитах, где преобладают производственные мотивы. Погребальные фрески, украшающие стены склепов, с большим реализмом изображают бытовые сцены.

В огромном количестве сохранились от различных эпох изделия китайского художественного ремесла.

Сословная структура древнеиндийского общества. Легендарное происхождение варн.

В конце II тыс. до н. э. на территорию Индии с северо-запада проникают арийские племена кочевников, которые постепенно переходят к земледелию. Слово «арии» в санскрите означает «благородные, хорошего про­исхождения» и, вероятно, принадлежит самим завоевателям, тогда как корен­ное население Северной Индии в Ригведе именуется млечхаса («варвары») и даса («враг»). Впоследствии слово «даса» стало обозначать рабов, что, видимо, является отражением обращения племенами ариев в рабство значительной час­ти исконного индийского населения. Арии предположительно представляли со­бой более светлокожий, чем исконные индийские племена, народ, что вместе с их осознанием своей богоизбранности и силы привело к закреплению основ кастовой системы.

Формирование кастовой системы происходит в поздневедийский период. Свободное население древнеиндийского общества делилось на четыре общеин­дийских сословия - варны:

1) брахманы - члены жреческих родов;

2) кшатрии - военная аристократия;

3) вайшьи - родовые общинники (земледельцы, ремесленники, торговцы);

4) шудры - неравноправные члены общества.

Принадлежность к варне определялась рождением и наследовалась. Вар - новое деление освящалось религией. В одном из преданий рассказывалось, что представители разных варн произошли из разных частей богочеловека Пуруши. Из его уст возникли брахманы, поэтому только они знают, как общаться с бо­гами, и могут выполнять жреческие обязанности. Из рук Пуруши произошли кшатрии, следовательно, они должны заниматься военным делом и управлени­ем. Вайшьи образовались из бедер богочеловека, им суждено заниматься хозяй­ством, прежде всего торговлей и земледелием. И, наконец, из ног Пуруши про­изошли шудры, потому их удел - служить высшим кастам.

Внутри варн существовало деление на множество местных замкнутых каст или джати. Про­блемы соотношения между варнами и кастами и их взаимоотношений мало ис­следованы. Установлено, что варны как социальный институт значительно бо­лее раннего происхождения, чем касты.

Система четырех варн описана в «Законах Ману», в которых также со­держатся наставления по управлению государством и судопроизводству. Со­ставление этого сборника приписывается мифическому прародителю людей Ману. В действительности он создавался в течение нескольких веков одной из брахманских научных школ. Примерное время создания «Законов Ману» - II в. до н. э. Согласно данному памятнику, брахманы свободны от всяких повинно­стей, налогов, телесных наказаний. Они объявлялись земными божествами, владели тайнами ритуала, могли подчинять себе природные стихии. Кшатрии должны охранять подданных, совершать жертвоприношения, изучать «Веды», руководить сбором налогов. Основными занятиями вайшьев объявляются зем­леделие, скотоводство, торговля, ростовщичество. Шудры не являлись членами общины, часто это переселенцы. Они не имели земли и потому обслуживали высшие касты. Жизнь шудр слабо охранялась законом, за их убийство полага­лось лишь религиозное покаяние, как за убийство кошки. Напротив, шудра, со­вершивший преступление, наказывался строго. Шудры не допускались к управлению государством и к прохождению обряда посвящения. Наиболее тяжелым было положение неприкасаемых. Они должны были жить вне селения, входить в него только днем с особой отметкой на одежде, их не допускали к колодцам, так как считалось, что они могут осквернить воду. Неприкасаемые занимались уборкой нечистот и мусора. Они не являлись раба­ми, но закон их не защищал.


Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 665; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!