Источники  и историография по истории Древнего Египта.



Далекое прошлое Египта стало доступно для систематического и углубленного изучения только в ХIХ столетии.

До этого приходилось пользоваться отрывочными библейскими данными и произведениями греческих и латинских авторов, не имевших возможности использовать письменные документы Египта и излагавших устную традицию чужого народа.

Интересовались Египтом многие античные писатели, но все они, подобно Геродоту и Плутарху, основывались на устных беседах с египтянами и если даже видели египетские надписи, то не могли прочитать их.

Историкам нового времени приходилось поневоле пользоваться источниками подобного рода. Правда, в Египте на поверхности земли сохранялись многие памятники (пирамиды, храмы, обелиски, колоссы), нередко покрытые письменами, но попытки прочесть и понять их в течение долгого времени оставались безрезультатными. Только в 1822 г. французский ученый Ф. Шампольон нашел ключ к чтению египетских иероглифов.

Точкой опоры для него послужила двуязычная надпись на Розеттском камне, найденном во время похода генерала Бонапарта в Египет в 1799 г. В этой надписи упоминается царь македонского происхождения по имени Птолемей, который издавал декреты для своих подданных на двух языках.

Имя самого Птолемея было обведено узорчатым овалом, и его можно было разложить по буквам. Это был только первый шаг. Другие слова надписи писались согласными буквами вперемежку со слоговыми знаками и логограммами.

Ф. Шампольону удалось определить целый ряд знаков. Его ученики и продолжатели завершили его работу. Сперва дело ограничилось разбором надписей, вырезанных на камне, затем перешли к текстам, написанным черными и красными чернилами на листах папируса.

Большинство этих текстов писалось скорописью и более поздней демотикой; последняя уже напоминала современную стенографию.

Как уже говорилось, в Египте многие памятники сохранились на поверхности земли.

Однако большинство памятников оказались занесенными песком, и для открытия их потребовались раскопки.

Были вскрыты целые города, а также скальные гробницы. Дело в том, что с середины II тысячелетия до н. э. египетских фараонов хоронили уже не в пирамидах, находившихся на виду и легко подвергавшихся ограблению, а в засекреченных, подземных гробницах, высеченных в скалах. Впрочем, и эти подземные склепы оказались в большинстве ограбленными. Уцелел только один из них. Это известная гробница Тутанхамона, обнаруженная в долине царей английским археологом Г. Картером в 1922 г. В одной из четырех камер этого склепа находилась мумия самого царя — болезненного девятнадцатилетнего юноши, положенного в золотой саркофаг изумительной ювелирной работы, а тот, в свою очередь, последовательно вставлен в семь других гробов. Рядом положены бесчисленные дорогие изделия. Из-за отсутствия доступа воздуха прекрасно сохранились даже венки и букеты из васильков и лотосов, пролежавшие в склепе 3300 лет. Сейчас все эти ценности хранятся в музее Каира.

В последнее время в археологические изыскания в ОАР включились местные исследователи, интересующиеся далеким прошлым своей родины. В 1954 г. М. З. Гонейм откопал пирамиду, в которой был погребен малоизвестный фараон III династии (XXVIII в. до н. э.) Сехемхет.

Саркофаг этого фараона, вырезанный из полупрозрачного золотистого алебастра, оказался, к сожалению, пустым, хотя никаких следов его ограбления не было обнаружено. Очевидно, мумию фараона предпочли спрятать в более укромном месте.

Ряд удачных археологических изысканий в районе Асуанской плотины произвели советские исследователи во главе с Б. Пиотровским. Правительством ОАР был принят ряд мер для сохранения ценных памятников в районе затопления на юг от Асуана. Те из них, которые невозможно было перенести в безопасное место, были снабжены покрытиями, предохраняющими их от действия воды.

Природные условия, источники, историография истории Древнего Китая.

Природные условия. Китайское государство возникло первоначально в бассейне Хуанхэ и лишь постепенно распространилось до своих современных пределов.

Хуанхэ упоминается в китайской литературе как «река, надрывающая сердца». Она часто меняла русло, прорывая рыхлую почву берегов, и затопляла целые местности. Только упорный труд человека в состоянии был ее обуздать и обезопасить плодородную долину от наводнений путем сооружения плотин. Почва северного Китая отличается большим плодородием.

В древнем Китае имелись значительные лесные массивы. Дикая флора и фауна, судя по описаниям древнекитайских авторов, подтверждаемым археологическими раскопками, была богата и разнообразна. Во многих местностях, ныне густонаселенных, водились олени, кабаны, медведи и такие страшные хищники, как тигры. Большое значение для развития экономики Китая имело обилие руд и других полезных ископаемых в его горах.

Источники. Изучение древнего Китая сильно облегчается тем обстоятельством, что письменность этой страны, возникшая во II тысячелетии до н. э., никогда не забывалась и, хотя испытала различные изменения и подверглась неоднократным реформам, сохранила свои основные черты и, передаваясь из поколения в поколение, дошла до наших дней. Многие китайские иероглифы на протяжении веков и тысячелетий изменили двое начертание и значение, но определенная генетическая связь между древней и современной письменностью Китая сохранилась, так же как и современный китайский язык по своей лексике и грамматике восходит к древнекитайскому языку.

Некоторые тексты древнего Китая дошли до нашего времени в подлинном виде. Правда, они по своим размерам невелики. Это в первую очередь надписи на костяных пластинках, по содержанию своему являющиеся запросами к оракулу. Они относятся ко II тысячелетию до н. э. (время Шан-Инь). К более позднему времени относятся короткие дарственные записи на бронзовых сосудах (конец II и начало I тысячелетия до н. э. — эпоха Чжоу). Тексты более значительного объема писались на хрупком материале, например на деревянных пластинках или на шелковой материи.

В I в. н. э. в Китае была изобретена бумага, и многие древние записи на самых разнообразных материалах были расширены, заново отредактированы и перенесены на бумажные, листы.

произведение  «Чун Цю» («Весна и осень»), представлявшее из себя хронику одной из областей Китая (царства Лу). Автором ее был, по преданию, известный китайский философ Конфуций (VI в. до н. э.).

Во II в. до н. э. был составлен капитальный исторический труд, автором которого является государственный сановник Сыма Цянь.

Для последующего времени особенно важным источником служит «История Первой династии Хань», составленная в I в. н. э. целой семьей летописцев: Бань Бяо, его сыном Бань Гу и дочерью Бань Чжао.

Коллективное произведение этого семейства содержит не только политическую, но и социальную историю. В нем описаны мощные народные движения, потрясшие Китай на рубеже I в. до н. э. и I в. н. э. Особенно показательно то, что обращается внимание на восстания рабов.

Историография. В Европе древний Китай был долгое время почти неизвестен. Античная традиция сохранила минимальное количество сведений о нем. Отец истории Геродот совершенно ничего не знает о странах, расположенных восточнее долины Инда. Более поздние античные авторы, писавшие после походов Александра Македонского, сообщают смутные и отрывочные данные о стране, откуда эллинистические державы и Рим получали шелк.

В средние века представления о Китае ограничивались сообщениями путешественников, которыее не имели цели особенно углубляться в прошлое этой страны.

Только начиная с XVI в. н. э. европейские миссионеры и купцы начинают проявлять больше интереса к настоящему и прошлому Восточной Азии. В 1585 г. появляется «История великого китайского народа», написанная португальцем Мендозой.

В XIX в. французский китаист Э. Шаванн берется за перевод «Исторических записок» Сыма Цяня.

Из русских путешественников, сыгравших выдающуюся роль в изучении истории Китая, особенно следует отметить Н. Я. Бичурина. Он прожил в Китае 14 лет в качестве начальника пекинской духовной миссии и ознакомился с огромным количеством подлинных китайских документов.

Нужно учитывать, что дворянская и буржуазная синология при всех своих заслугах и достижениях не в состоянии была объяснить ход исторического развития Китая и выяснить его общую закономерность и несомненные местные черты и особенности.

Весьма распространен был взгляд на китайцев как на народ, якобы неподвижный и неспособный к прогрессу. С другой стороны, замечалась и противоположная крайность. Некоторые китайские историки в угоду определенным шовинистическим настроениям преувеличивали историческую роль своей страны.

Большинство советских историков признает рабовладельческий характер древнекитайского общества и прослеживает постепенный переход к феодальному примерно в ту же эпоху, что и на западе.

Основные периоды в истории древнего Китая носят традиционные названия: Шан (Инь), Чжоу, Цинь и Хань. Все еще ведутся споры по вопросу о том, в какой из этих периодов началась феодализация Китая.


Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 801; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!