Патриархальная родовая община. Причины перехода к патриархату.



Замена материнского рода отцовским была обусловлена экономическим развитием общества. Плужное земледелие, скотоводство, промысловая охота, специализированное рыболовство являлись занятиями мужчин. С их развитием мужчина стал создавать постоянные запасы и излишки продуктов, находившиеся в его собственности. С отделением ремесла от земледелия многие сферы деятельности женщины из прежнего домашнего хозяйства также превратились в занятия мужчин — профессионалов-ремесленников. К тому же в связи с применением труда рабов в домашнем хозяйстве последнее превратилось из почетной деятельности в рабскую, что способствовало низведению женщины до положения, близкого к рабскому. За женщиной сохранились лишь незначительные функции в домашнем хозяйстве, бразды правления в котором захватил мужчина. Соответственно с установившимися экономическими отношениями изменилось положение мужчины и женщины. При вступлении в брак женщина стала переходить в общину мужа. Установилось патрилокальное поселение супругов. Теперь мужчины составляли постоянное ядро рода. Их сестры и дочери со вступлением в брак покидали свой род и поселялись в родовой группе и семье мужа. Для закрепления женщин за общиной мужа использовалась практика левирата и сорората. Левират — обычай, по которому брат имел право на жену умершего брата. Сорорат — обычай, заключавшийся в праве мужчины жениться на сестре умершей жены в случае, если плата за жену не потребована обратно.

Счет родства стал вестись по отцовской линии. Имущество семьи теперь наследовали дети. Новое наследственное право явилось непосредственным выражением права собственности отца семейства. Жена не наследовала имущества мужа. Мужчина — глава семьи имел большую личную власть над детьми и женой. Характерные для скотоводческих племен парные могилы с одновременным захоронением мужчин и женщин говорят о том, что жену убивали во время похорон мужа и клали вместе с ним в могилу.

Формирование патриархальных отношений сопровождалось также появлением патриархальной семьи, состоящей из потомков мужчины. В состав этих семей входили рабы. В исторической литературе патриархальную семью называют семейной или домашней общиной.

Реликтовыми представителями патриархата являются, например, береговые чукчи, занимавшиеся охотой на морского зверя, и оленные чукчи. Чукчи имели рабов из военнопленных и покупных, знали имущественное неравенство. На стадии патриархата находились также папуасы горы Хаген Новой Гвинеи, у которых обнаружено зачаточное оросительное огородничество, стада свиней, первые рабы, деление свободных на бедных и богатых. Богатые имели до 40 свиней, покупали несколько жен.

Первобытные формы религии: анимизм, тотемизм, фетишизм и др.

Религия — это одна из форм общественного сознания, отражающая отношения людей, их действия и систему взглядов, связанных с верой в существование сверхъестественных сил.

Анимизм – первобытная вера в духов, которые мыслились скорее представителями сверхъестественного мира, нежели богами или универсальной мистической силой. Существует множество форм анимистических верований. У филиппинского народа ифугао было около двадцати пяти разрядов духов, в том числе духи отдельных местностей, обожествленные герои и недавно умершие предки. Духи в основном хорошо различались и имели ограниченные функции

Культ предков.Вера в то, что умершие предки оказывают влияние на жизнь своих потомков. Как культ почитание предков никогда не было всеобщим или даже широко распространенным у первобытных народов. Обычно страх перед умершими и приемы их умиротворения не были ярко выражены; чаще господствовал взгляд, что «те, кто ушел раньше» постоянно и благожелательно интересуются делами живущих.

Еще одним широко распространенным взглядом на мир духов был аниматизм. В сознании многих первобытных народов, все существующее в природе – не только живое, но и то, что мы привыкли считать неодушевленным, – было наделено мистической сущностью. Таким образом, стиралась граница между одушевленным и неодушевленным, между людьми и другими животными. Этот взгляд лежит в основе таких родственных верований и практик, как фетишизм и тотемизм.

Фетишизм – не религия, а один из видов религиозной деятельности. Этим словом пользовались так необоснованно расширительно и понимали под ним такое множество первобытных представлений, что оно стало почти бессмысленным.

Тотемизм коренился в представлении о том, что существует мистическая связь между индивидом и некими природными силами и явлениями. В случае если клан носил название животного или растения – что было далеко не всегда – обычно верили, что между членами клана и данным природным объектом существует своеобразная дружественная, но в то же время мистическая связь. Членам клана предписывалось особое отношение к нему и определенное поведение, в частности, уважение или почитание, запрет на его убийство или поедание и т.п.


Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 2747; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!