Демонологические образы в быличках

Nbsp;

Для замечаний

 

Содержание

•     Введение –3 стр

•     Былички –4стр

1.    Определение понятия –4стр

2.    Происхождение –5 стр

3.    Структура –5-7 стр

4.    Демонологические образы в быличках –7 стр

•     Леший –7 – 8стр

•     Водяной -8 стр

•     Русалки - 9 стр

•     Кикимора –10 стр

•     Болотник и болотница – 10-11 стр

•     Банник– 11-12 стр

•     Домовой -12-13 стр

•     Овинник -13-14стр

•     Список литературы и источников– 15 стр


Введение

Русская устная несказочная проза в жанровом соотношении очень разнообразна, в неё входят предания, легенды, демонологические рассказы. Предание – это рассказ о прошлом, иногда очень отдалённом, их основное назначение – сохранять память о национальной истории. Так из «Повести временных лет» повествуется о расселении славян[1].Легенды — это прозаические произведения, в которых фантастически осмыслены события, связываемые с явлениями неживой природы, с миром растений, животных, а также людей (племена, народы, отдельные личности); со сверхъестественными существами (Бог, святые, ангелы, нечистые духи). Основные функции легенд — объяснительная и нравоучительная. В качестве примера можно привести легенду о том, как новгородский архиепископ Иоанн "закрестил" черта в медном чайнике, а потом заставил его свозить себя в Иерусалим[2].

Демонологические рассказы— это суеверные повествования, связанные с персонажами из разряда низшей мифологии (духами природы, домашними духами и т.д.).

В науке демонологические рассказы впервые были названы былинками – т.е. небольшими рассказами о леших, домовых, чертях и чертовках, полуверицах, колдунах, — одним словом, о представителях темной, нечистой силы.Э. В. Померанцева разделила демонологические рассказы на две группы: быличкиибывалыцины. Быличка — это меморат (воспоминание), бывалыцина — фабулат (повествование, утратившее особенности воспоминания действующего лица-очевидца).

 

 

Былички

Определение понятия

Быличками называют устные народные рассказы суеверного характера, повествующие о встречах человека со сверхъестественными существами, нечистой силой, которые вмешиваются в жизнь человека и могут повлиять на нее, о нереальных событиях, в подлинность и реальность которых верили и рассказчик, и слушатели.

И

ванушка ходил в лаптях.

Заходит он в свою избу.

Матери дома не было.

Услыхал – кто-то в избе пыхтит.

Испугался он, дверями хлопнул и побежал.

У него оборка от лаптя на ноге развязалась.

Прищемило её в дверях, он и упал.

И закричал:

— Батюшки! Спасите! Домовой меня держит!

Прибежали соседи, подняли Иванушку, а он чуть жив.

И тут разобрали, в чем дело: испугался он лаптя на своей ноге, оборки и квашни.

То-то смеху было![3]

 

Проще говоря, «былички» - это рассказ «очевидца» о встрече с нечистой силой.

 

Происхождение

Как и многие другие жанры устного народного творчества, быличка имеет давнюю историю. Истокиэтого жанра связаны с древними демонологическими представлениями человека, с его верой в «злых духов». Рассказы о них должны были служить доказательством могущества духов природы и мифических “жителей” крестьянского двора.Термин «быличка» был известен в народе еще в XIX в.Впервые использовали это определение Б.М. и Ю.М. Соколовы в 30-е гг. XX в. в сборнике «Сказки и песни Белозерского края», вышедшем в 1915 г.В целом в 1930–1950–е гг. термины «сказка–быличка» или «быличка» используются редко, а демонология почти не исследуется. Термины лишь упоминаются в отчетах об экспедициях и при попытке описать систему повествовательных жанров. В своей работе Э. В. Померанцева делает акцент на принципиальном отличии былички, легенды и предания от сказки, которое заключается в отношении рассказчика к повествованию, его вере (подлинной или демонстрируемой) в истинность рассказываемого.[4]

 

Структура

 

Былички – чаще всего небольшие по размеру, одно-эпизодные рассказы о встрече очевидца со сверхъестественными существами.Популярностью пользовался черт (дьявол) — универсальный образ, обозначающий любую «нечистую силу».  Рассказ о событиях строится в них довольно просто. Указав место действия (изба, баня, поле, лес и т.д.) , и назвав участников: человек и демоническое существо; происшествия, быличка быстро достигает кульминации, которую обычно предваряет особая таинственная интонация или слово «вдруг». Например: «А то раз заночевал человек в лесу. Сидит у костра да шаньгу ест. И вдруг слышит и треск, и гром, идет кто-то…»[5]. Затем следует страшный эпизод: человек встречается с существом из потустороннего мира, от лица рассказчика сообщается, что почувствовал и пережил герой при встрече с ним:

«Вдруг чувствую на себе какую-то тяжесть.

Кто-то огромный лежит и прямо в лицо дышит.

У меня аж мороз по коже, как я закричу…».

 

Чаще всего события заканчиваются трагически:

 «Он хукнул мне в лицо и отпустил меня.

 Я лежу с открытыми глазами и думаю, что-то будет плохое.

А через день объявили войну, и в первом бою погиб мой муж»

 

После такой встречи человек становится мрачным, начинает задумываться, тосковать, чахнет, пропадает и даже умирает. Но если он знает, как вести себя с таинственными существами, все может закончиться хорошо, и человек оказывается спасенным вследствие случайного жеста (крестного знамения) или слова («О Господи!»). Быличка всегда рассказывает о случае, лично пережитом рассказчиком или тем лицом, которому «посчастливилось» встретиться с нечистью. Главная цель, преследуемая быличкой или бывалыциной, — убедить слушателей в истинности сообщаемого, эмоционально воздействовать на них, внушить страх перед демоническим существом:

«В Обломовке верили всему: и оборотням, и мертвецам. Расскажут ли им, что копна сена разгуливала по полю, — они не задумаются и поверят; пропустит ли кто-нибудь слух, что вот это не баран, а что-то другое, или что-такая-то Марфа или Степанида — ведьма, они будут бояться и барана и Марфы, им и в голову не придет спросить, отчего баран стал не бараном, а Марфа сделалась ведьмой, да еще накинутся и на того, кто бы вздумал усомниться в этом, — так сильна вера в чудесное в Обломовке!»

 

Демонологические образы в быличках

Исследователи обычно классифицируют былички на ряд тематических циклов, выделяя такие группы как былички о духах природы, домашних духах, о черте, волшебных кладах, оживающих мертвецах, привидениях, колдунах и прочих. К духам природы относятся леший, водяной, русалки. К домашним духам – домовой, кикимора, банник, овинник, хлевник и прочие.

 

Леший

Обычно предстает в быличках как хозяин леса, повелитель и покровитель зверей и птиц. Внешний облик его расплывчат, но можно отметить разные детали, рассыпанные в разных быличках. Он может быть с рогами и козлячьими ногами, может предстать и в виде огромного или наоборот очень маленького лохматого старика с длинною седою бородою, в белой распущенной рубахе. Он может явиться зверем, птицей, конем и даже растением или грибом. Былички рассказывают о неожиданной встрече с ним, о громком хохоте, которым он пугает человека. Он может несколько часов и даже недель подряд водить по лесу охотников, грибников или ягодников. Избавиться от его козней можно не только молитвой, но и непристойной руганью, чтобы рассмешить и этим умилостивить его.

«Иногда леший в виде сердитого, злого старика, похожего на сторожа леса, водит, а иногда и невидим.

Вообще крестьяне говорят, что леший громадного роста, покрытый волосами.

Называют его хозяином (редко); лешым, аньчуткай, заместасьвят!!»

«Старики рассказывают, как будто есть лесной хозяин.

Белый, выше леса, идя, шумит, на рыбалку ходит!!»

Водяной

 

Водяной – хозяин воды. Вид у водяного не совсем привлекателен. Его описывают как толстого старика с усами ярко-зеленого цвета, весь опутанный ряской и водорослями. Вместо ног имеет рыбий хвост. Водяной может превратиться в лошадь, ребенка, большую рыбу. Но распознать его можно по капающей с полы воде.Он пугает и топит купающихся людей, мешает ловить рыбу, разрушает плотины.Считается, что водяной живёт в омутах, водоворотах, в полыньях, на заброшенных водяных мельницах, под мельницами или шлюзами, на дне реки, где у него есть свой дворец.

«В ночном крестьяне стерегли лошадей в вершине, близ нехорошего места.

У них происходил спор: одни оспаривали существование разных духов, другие наоборот говорили, что это напрасно только думают.

Вдруг в круглой яме что-то плеснулось.

Побежали смотреть.

Из воды выбиралась лошадь вся мокрая. Всё заключили, что её столкнул в воду.

Крестьяне всех духов иногда называют заместасьвят или большею частию — шут!!»

«Ходил за рябчиками, ночью часов в двенадцеть, хотел через реку брести, попадал к лесной избушке; спустился в реку, и мне показалса водяной хозяин, и в этой речки мне показалса водяной хозяин, как есьмесец пёк, пловёт прямо на меня, я и в гору выскочил, острашилса.

На гору выбрал и ночевал на горы в зароде, в ту ночь не смел брести.»

Русалки

Русалки – живущиев воде существа в образе прекрасных обнаженных женщин с длинными распущенными зелеными волосами и рыбьим хвостом. Русалки – не только водный, но и земной дух. После Троицы вплоть до осени русалки гуляют по полям, перелескам и рощам. Они выбирают себе развесистую, склонившуюся над водой иву или плакучую березу и живут там. Ночью они качаются на ветвях, аукаются между собой и водят веселые хороводы с песнями, играми и плясками.Они обладают вечной юностью, красотой и чарующим голосом. Они пугают, топят, замучивают щекоткой, прельщают мужчин и ненавидят женщин, портят скотину, воруют детей. Спастись от них можно при помощи очерченного круга, крестного знамения, а также чеснока и полыни. Былички о русалках – это обычно рассказ о встрече с ними вечером или ночью, около воды или в лесу. Русалки всегда враждебны человеку, это роковые для него коварные красавицы. Они могут заворожить, завлечь для своей забавы в манящий, но опасный потусторонний мир, а потом погубить его.

«У меня родной отец, было это в 30-х годах, он рассказывал. Ехал с поля, лошадь напоить спускался к Ангаре, там камни были большие – их еще быки* называли. Там женщина сидит с хвостом и косой. Он подъехал: она – бульк – и не стало. Так вот он рассказывал.»

Кикимора

 

Кикиморой называют дух, который живет в домах обычных людей, и она является женой домового. Ее основное место обитания – за печкой или вместе с животными в хлеву. Любимое занятие кикиморы – проказничать ипугать животных и людей, например, она стучит посудой, ставит разные ловушки и портит вещи. Если кикимора вышла из своего укрытия, то люди слышат необъяснимые звуки, а также им могут мерещиться разные животные. Несмотря на это назвать кикимору полностью плохим героем нельзя, поскольку иногда она все же делает хорошие дела. Говоря о том, кто такая кикимора и разбирая ее характер, стоит отметить, что славяне считали ее намного добрее домовых, поскольку серьезных проблем она практически никогда не создает.Одна из основных отличительных черт – растрепанные волосы.

«Кикимора, жена домового, живет в подвале и имеет противный нрав.

Про нее мало что известно.

Говорят, что она жена домового и живет в подвале.

Отличается она противным нравом!!»

 

Болотник и болотница

Болотник - хозяин болота. Считается, что болотник — неподвижно сидящее на дне болота существо, покрытое грязью и водорослями, улитками и рыбьей чешуей. По другим преданиям, это человек с длинными руками и закрученным хвостом, поросший шерстью. Иногда он притворяется стариком и ходит по берегу болота. Согласно поверьям, болотник заманивает людей в трясину стонами, хохотом или ревом, а потом топит их, затягивая за ноги на дно.

Болотник живет в болоте с женой — болотницей. До пояса она выглядит красивой девушкой, но вместо ног у нее гусиные лапы, покрытые черным пухом. Болотница сидит в большой кувшинке, чтобы скрыть эти лапы, и горько плачет. Если человек подойдет утешить ее, болотница набросится и утопит в болоте.

 

 

Банник

Банник – домовой дух, дух бани. Поселяется и обитает, как правило под банным полком или за каменкой, но может жить и в вениках, заготовленных на зиму, еще не бывших в употреблении. Он боится горячего пара, а в нетопленой бане обитает всегда.Не любит, если приходят в баню мыться после полуночи: сам в это время вместе с чертями да лешими моется.

Представляется Банник в виде маленького голого человечка, голого старичка с толстыми, длинными губами и красноватыми глазами, грязного, облепленного листьями веника. Банник в женском облике — это голая, страшнаястаруха Банниха.

 

«В бане нельзя мыться ночью.

У нас когда-то отец рассказывал.

Мы, говорит, побегали, женихи были с братом, пошли в баню в 12 часов ночи мыться, разделись, моемся.

Из ведра мылись.

Вот, говорит, кто-то спускает, брякает.

Мы, говорит, остановились - всё равно бренчит.

То ли под полком сказал, то ли где, не знаю.

Остановились, не моемся, дужку придавили - всё равно бренчит.

Ну и вот, пошли за баню - никого, зашли в баню - всё равно бренчит.

Мы, говорит, живо это, голову намылили, смыли и убежали из бани!!»

«Живёт банник в бане.

Банник людей не любит.

Если разозлится, может задушить паром, угаром, кипятком, облить кипятком.

Его можно умилостивить: дать умыться в первый пар.

Тоже грязи не любит, может болезни лечить!!»

 

 

Домовой

Домовой – защитник дома, покровитель хозяйства, он принимает деятельное участие в делах семьи, заботится о скотине, предсказывает важные предстоящиесобытияи изменения в жизни домочадцев. Внешне он бывает похож на хозяина дома или это небольшой старик с кривыми ногами, длинными седыми волосами и бровями, лицом, покрытым белой шерстью. Он добр по отношению к семье, но сердит, если семья недружная или не работящая. Рассердившись, он может ущипнуть, насадить синяков, спрятать нужную вещь. В быличках рассказывается о том, как домовой стуком, стоном, плачем предсказывает беду, а кряхтеньем – добро.

 

«А когда в новый дом переезжаешь, надо домового с собой брать.

Говоришь:

— Хозяин мой, пойдем со мной.

Он и пойдет!!»

«Было это во время войны.

В семье было трое детей.

Матери не было, а отец был на войне.

Жили дети у соседки.

Вечером залезли на печку, вдруг сверху вода полилась, тетка спросила:

— К худу или к добру?

— К добру - ответил домовой.

В ту ночь, проезжая мимо, заехал отец!!»

Овинник

Дух места, живущий в овине (на гумне), оберегающий его и хлеб от всякой напасти, беды и нечисти.

Согласно славянским поверьям, овинник имеет вид громадного чёрного кота, величиною с дворовую собаку, с горящими, как уголья, глазами. Однако он может иметь и другие обличья: в зависимости от географического местоположения: в Смоленской области овинник показывается в обличии барана, а в Костромской может принимать вид покойника.

Не любит овинник, когда овин топят в плохую, ветреную погоду. Заставит печку дымить, чтобы предупредить — хозяина, а то и двинуть его может. А уж если совсем рассердится на непутевого хозяина, то и угольков в снопы подбросить может и весь овин с хлебом спалить. Старательному хозяину он мохнатую руку протягивает, ленивому — голую.

 

«Лет 40-50 тому назад одного силача, Валуя, овинник согнул в дугу на всю жизнь за то, что он топил овин не в указанный день и сам сидел около ямы1.

Пришёл этот невидимка-сторож в виде человека и начал совать Валуя в овинную печку, да не мог изжарить Валуя, а только помял его и согнул.

Самого овинника схватил мужик в охапку и закинул в огонь.

Не прошло это ему даром: выместила злобная нечисть на сыне Валуя - тоже ражем детине и силаче, и тоже затопившем овин под великий праздник - гуменник поджег овин и спалил малого.

Нашли его забитым под стену и всё руки в ссадинах - знать отбивался кулаками!!»

 

Список литературы и источников

1. Изборник (Сборник произведений литературы Древней Руси). – М.: Худож. лит., 1969. – С.404-413, 750-751

2. И.А. Гончаров «Обломов»1859г. с.52

3. https://www.litdic.ru/bylichka/

4. https://studopedia.ru/7_34582_osnovnie-folklornie-zhanri.html

5. https://ru.wikipedia.org/wiki/Быличка#cite_note-gramma.ru-1

6. http://www.litsoul.ru/solits-367-1.html

7. http://www.litsnab.ru/literature/6586

8. https://sites.google.com/site/russkieskazki/home/bylicki/domovoj-bylicki

9. https://ru.wikipedia.org/wiki/Леший

10. https://ru.wikipedia.org/wiki/Водяной

11. https://sites.google.com/site/russkieskazki/home/skazki/skazki-russkie/0-skazki-oblastej-rossii/skazki-arhangelskogo-kraa/vodanoj-arhangelsk

12. https://sites.google.com/site/russkieskazki/home/bylicki/vodanoj-bylicki

13. http://studopedia.org/1-94262.html

14. https://ru.wikipedia.org/wiki/Русалка

15. https://sites.google.com/site/russkieskazki/home/bylicki/kikimora-bylicki

16. https://sites.google.com/site/russkieskazki/home/bylicki/bannik-bylicki

17. https://sites.google.com/site/russkieskazki/home/bylicki/ovinnik-bylicki

 

 

 

 


[1] Славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие — древлянами, потому что сели в лесах. И еще сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами по речке, которая впадает в Двину и носит название Полота. Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем — славянами, и построили город, и назвали его Новгородом. А другие — сели по Десне, и по Семи, и по Суле и назвались северянами. И так разошелся славянский народ, а по его имени и грамота назвалась «славянская».

 

[2] "Сказание о великом святителе, о Иоанне, архиепископе Великого Новаграда, како был единой ноши из Новаграда в Иерусалим-граде и паки возвратися"

[3]Русские народные сказки: Иванушка и домовой

[4]Э. В. Померанцева «Русская народная сказка» 1963 г.

[5] «Лесовик»


Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 2398; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!