Политическая мысль античности.



Основные источники древневосточной политической мысли: мифология, Пятикнижие Моисея, другие произведения Ветхозаветной части Библии, Законы Хаммурапи, учение персидского мыслителя VIII века до н.э. Заратустры, учение древнекитайского мыслителя Конфуция

Первоначально в рамках общественно-политических и социокультурных парадигм политические феномены изучались в связи со всем комплексом общественных явлений. В античном и средневековом мирах имел место своеобразный универсализм, при котором политическое специально не выделялось из общего комплекса всех общественных явлений.
В результате в течение всей предшествующей Новому времени эпохи ученый смотрел на себя не как на специалиста в какой-либо области знания, а как на искателя знаний и мудрости вообще во всех сферах и проявлениях человеческой жизни.

Таким образом, об обществе и мире политического, как самостоятельных сферах жизни людей, тем более об отделении государства от отдельного общества не могло быть и речи. Дело в том, что у античных и средневековых авторов понятия «гражданское общество», «политическое сообщество», «государство» выступали в качестве синонимов и взаимозаменяемых терминов. В этом смысле всю античную философию можно назвать политической т.е. общественной.

Конфуций («Суждения и беседы»), Платон («Государство», «Политик», «Законы»), Аристотель(«Этика», «Политика»)

Конфуций(551-479 до н.э.) Патриархально-патерналистская концепция государства. Государство – большая семья.. Власть императора («сына неба») = власть отца.

Отношения правящих и подданных = семейные отношения, т.е. младшие зависят от старших.

Отвергал бунты и борьбу за власть. Своё право на управление чиновники должны доказать высокой моралью, знаниями, заботой о подданных, их достатке и воспитании.

Правильный государственный строй– преследуется общее благо. Монархия (правление одного), аристократия (правление немногих), полития(правление многих). Считает лучшей политию.

Неправильный государственный строй – преследуются частные цели правителей. Тирания,олигархия,демократия. Цель общего блага подменяется частными целями одного, нескольких или многих правителей. Считает лучшей демократию.Главное в государстве – гражданин.

Древний РимТит Лукреций Кар(99-55 до н.э) = представлениям Демокрита о прогрессивном развитии людей от первоначального состояния до создания упорядоченной политической жизни государства и законов.

=воззрения Эпикура о договорном характере государства и права.

Марк Тулий Цицерон(106-43 до н.э). Правовой характер государства, справедливость, истинный закон, естественное право. Естественноеправо (высший, истинный закон) – справедливый разум, распространяется на всех людей, отменить его невозможно, действителен для всех народов, во все времена. В Древнем Риме создана юриспруденция как самостоятельная наука. Отдельные юридические дисциплины: Гражданское право, государственное и административное право, уголовное право, международное право.

Античная политическая мысль. Учения Платона и Аристотеля.
Предпосылки и социально-политическая обстановка:
В Древней Греции политические идеи обрели форму теорий с присущими им признаками целостности, системности. Этому способствовал ряд обстоятельств:
1. Общественное разделение труда дало возможность определенному слою людей, освободив их от хозяйственной деятельности, заниматься исключительно умственным трудом, созданием теорий общественного устройства.
2. Активное развитие политических теорий было востребовано самим способом организации общественной жизни. Такой уникальной формой выступал полис - город-государство с немногочисленным населением и прилегающей к городу сельской местностью. В полисе занятие политикой было правом и обязанностью всех свободных граждан, которые в форме голосования в народном собрании участвовали в решении государственных дел.
Платон. (427-347 до н.э.) Античный мыслитель. Занимался законами общего развития и создал учение об идеальном государстве Политика – царское искусство, требующее знания и умения управлять людьми. Политика регулирует взаимоотношения между людьми. Цель политики – забота о целом человеческом обществе, благо всего государства.

Он одним из первых систематически изложил свои политические идеи в диалогах "Государство", "Политик" и "Законы". Суть их в следующем:
1. Наиболее важной и непосредственной формой существования общества Платон считал государство. Философ стремился нарисовать картину идеальных общества и государства.
2. Подлинная добродетель - истинное знание - возможна только при идеальном государстве. Таким государством Платон считал совершенную аристократию - правление лучших и благородных философов-мудрецов. Другие четыре формы государства - тимократию (правление военных), олигархию, демократию и тиранию он называл несовершенными.
3. Платон первым указал на взаимосвязь политики, государства с социальными изменениями (разделением труда, появлением классов, неравенства).
4. Идеальное государство состоит из трёх сословий:

Иерархия сословий основана на их соответствии трем началам человеческой души - разумному, яростному и деловому. Каждое сословие занято своим делом: философы-мудрецы осуществляют справедливое правление, поскольку только им доступно истинное знание; стражи защищают общество; ремесленники и земледельцы создают материальные средства жизни.
1. Мудрецы философы=правители.Обладатели души разумной — это «мудрецы», философы. Они стремятся к благу государства в силу природы их души и потому главная их функция — управлять государством. Политика есть искусство спасения души, которым должны заниматься философы так как они знают высшие ценности блага и справедливости, ибо обладают разумной душой.
2. Стражи(охраняют государство от внешних и внутренних врагов). Души, в которых преобладает страсть и воля, принадлежат стражникам и воинам. Природная функция этих людей состоит в том, чтобы охранять государство, ибо для них характерны воля, сила, мужество.
3. Крестьяне и ремесленники. Тип людей, который вожделенный, стремится к материальным, чувственным наслаждениям. Люди, обладающие этими душами – крестьяне, торговцы, ремесленники. Их поведение, считает Платон, следует регулировать и ограничивать в целях сохранения благоразумности в обществе.

Таким образом, Платон выстроил структуру идеального государства, где три разных слоя людей в зависимости от типа их душ выполняют присущие только им функции. Иначе говоря, Платон связывает социальные функции человека с его способностями, а надлежащее исполнение этих функций рассматривает как гарантию справедливости и гармонию в обществе. Формой идеального государства, по его мнению, может быть как монархия, так и аристократия.
Платон выделил четыре типа несправедливого государственного устройства:

-тимократию (власть военного сословия, или честолюбцев);

-олигархию (власть богатых);

-демократию (власть толпы);

-тиранию (власть тирана).
Наиболее неприемлемыми для него формами власти были демократия и тирания. Демократия отвергалась в силу того, что, благодаря демократическим процессам, к власти приходят не наиболее мудрые и профессионально подготовленные люди, а субъекты, именуемые им трутнями. Подобные трутни, умеющие громко кричать и не умеющие ничего делать, есть в каждом обществе

Идеальное государство основано на божественной справедливости. Цель идеального государства – подготовить души людей к блаженству в небесном мире. Лучшие формы государства монархия и аристократия. Худшиетимократия, олигархия и демократия

 «Законы» Допускается частная собственность, деньги, семья у всех сословий. Различает двавида государственного устройства:-над всем стоят правители

-правителям предписаны законы.

Если правитель один – царская власть. Если правителей несколько – правление аристократическое (идеальное государство)
Аристотель. (384-322до н.э.) Ученик Платона. Его учение было более реалистичным, поскольку он обобщил опыт существования 158 греческих полисов. Подверг критике учение Платона. А. был убеждённым защитником правиндивида, частной собственности и моногамной семьи. Люди могут жить только в обществе, человек по природе – существо политическое.

Цель политики – придать гражданам высокие нравственные качества. Политик должен учитывать, что люди обладают не только добродетелями, но и пороками. Государство – продукт естественного развития, высшая форма общения.

Свои выводы философ изложил в работе "Политика":
1. Отрицал возможность существования идеального государства, утверждая, что государство является результатом естественного развития, а не божественного промысла.
2. В его представлении город-государство - это высшая форма общения людей, отражение сущности человека как "политического животного".
3. Главная цель государства - достижение "лучшей жизни". Общего блага для всех граждан. Государство является воплощением справедливости, закона, выражение общего интереса. В нем есть место частной собственности, семье.
Человек являет собою единство души и тела, в основе которой лежит душа. Тело же — лишь тюрьма для души, оно порождает все неприятности жизни, зло.
Аристотель выделял шесть форм государства. Три из них он считал правильными: монархию, аристократию и политию и три — неправильными: тиранию, олигархию и демократию
В отдельном (изолированном от общества) индивиде не может проявиться нравственность, считал он, и только в обществе поведение может быть добродетельным или недобродетельным. Добродетельное поведение отличает его сознательный характер, доброе намерение и целенаправленность, прежде всего, на достижение справедливости. Справедливость же понимается как-то, что соответствует законам. Поэтому всякий, кто нарушает закон — несправедлив.

 

 


Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 968; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!