Глава 2. Мастерство спортивного комментирования в журналистских выступлениях Н. Озерова и В. Уткина



Жанр спортивного комментария Н. Озерова на радио и ТВ

Николай Озеров родился 11 декабря 1922 г. в Москве в театральной семье.

Его отец, Николай Николаевич, был известным оперным тенором Большого театра, народным артистом республики и профессором Московской консерватории, а мама домохозяйкой.

В детстве Николай Озеров мечтал петь, как отец, и учился музыке, но у него был недостаточно сильный голос.

Спорт Николай Озеров полюбил с юных лет. Теннисную ракетку впервые взял в руки в девять лет. Одновременно с первыми шагами на теннисном корте перепробовал другие виды спорта: лыжи и бокс, волейбол и легкую атлетику, ручной мяч и городки, баскетбол и коньки, научился плавать, сдал норму на значок «Ворошиловский всадник» — посадка на коне у него получалась не очень, но препятствия преодолевал лихо.

В 12-летнем возрасте Николай впервые стал чемпионом Москвы по теннису среди мальчиков и получил свою первую золотую медаль, а последнюю — в 36, на чемпионате СССР. За теннисную карьеру Озеров собрал 170 чемпионских титулов.

Окончив школу, Озеров поступил на актерский факультет ГИТИСа, хотя спорт не оставил.

Началась война. Осенью, когда немцы подошли к Москве вплотную, Озеров участвовал в одной акции, аналогов которой в истории мирового спорта нет. В Москве тогда осталось только три теннисиста и чтобы показать, что столица живет обычной жизнью, их стали возить на мотоцикле с одного стадиона на другой, где они играли друг с другом. Эти встречи транслировались по радио на всю Москву.

За участие в этих матчах Озерову присвоили звание мастера спорта, а вместе с ним и продовольственную карточку. В 1944 г. Озеров стал заслуженным мастером спорта.

Николай закончил Институт театрального искусства и поступил на работу в Московский Художественный театр, где проработал много лет.

Все удивлялись: как Озерову удаётся совмещать профессиональный спорт и театр? К своему выходу на сцену он частенько буквально влетал в театр, облачался в костюм и появлялся перед зрителем, еще не выйдя до конца из роли теннисной.

А сразу после спектакля мчался на стадион, брал в руки ракетку или надевал футбольные бутсы. Озеров выступал не только за теннисную команду «Спартак», но и за несколько футбольных команд. Иногда в сезон забивал в ворота соперников по 25 голов.

Николай Озеров, актер старейшего театра страны МХАТа, за свое творчество был удостоен Государственной премии и звания народного артиста России.

Но Озеров был и блестящим спортсменом — заслуженным мастером спорта, сорок пять раз выигрывал титул чемпиона СССР по теннису.

Однако наибольшую популярность в народе Озеров завоевал как спортивный журналист и комментатор. Огромный спортивный опыт и дар актёра, мастера слова соединились в единое целое. За заслуги в этой сфере деятельности Озеров неоднократно становился лауреатом премии Союза журналистов СССР.

В 1950 году в его жизни появилось еще одно занятие — журналистика. В спортивной редакции Всесоюзного радио открылась вакансия комментатора, и выбор пал на Николая Озерова. Руководство рассудило правильно: кто лучше Озерова, известного артиста и спортсмена, может справиться с этой работой?

Ему было не занимать азарта, он решил попробовать и, по его словам, поступил в «рабство» к Вадиму Синявскому, знаменитому в то время спортивному комментатору. Николай Николаевич Озеров до конца жизни был благодарен ему за науку и считал Синявского лучшим комментатором за всю историю советского радио и телевидения. Он прошел у него «настоящую академию спортивного репортажа».

Свой первый репортаж Николай Николаевич провел 29 августа 1950 года с матча ЦСКА — «Динамо». Потом была первая командировка в составе группы спортивных журналистов на Украину, где проходило первенство страны по футболу. Эти соревнования надолго остались в памяти Озерова. У арбитра остановились часы, и он в перерыве между таймами дал отдохнуть футболистам на семь минут больше. Эту неожиданную паузу должен был заполнить комментатор. И Николай Озеров принялся импровизировать. Он пересчитывал зрителей на трибунах, старался вспомнить, какие соревнования и когда проходили на этом стадионе, хотя их результатов он, конечно, не знал. Именно тогда он понял, что спортивный комментатор должен иметь хороший запас знаний в области спорта, особенно в тех видах, в которых он специализируется.

Этот эпизод стал для него уроком на всю жизнь. Потом ему приходилось не раз заполнять паузы, но он уже был во всеоружии. Так, во время хоккейного матча сборных СССР и ГДР, в котором наши хоккеисты вели в счете 10:0, тренеры советской сборной согласились на большой перерыв в 19 минут, чтобы немецкие хоккеисты успели починить коньки. А в 1968 году на Олимпийских играх в Гренобле, Николаю Озерову пришлось заполнять паузу в 33 минуты.

Спортивный комментарий оказался не таким простым делом. Эта работа требовала большой ответственности и собранности. Ведь во времена Озерова комментаторы чаще всего выступали в прямом эфире и все их ошибки слышали миллионы людей. В первое время они случались и у него. Он очень болезненно воспринял свой «прокол» в 1954 году на чемпионате мира по конькобежному спорту, когда у него под рукой не оказалось протоколов и он поставил чемпиона на пятое место.

После первого репортажа, Николай Николаевич Озеров многие годы комментировал футбольные матчи, а затем рамки его деятельности расширились, поскольку советские спортсмены начали выступать на самых различных соревнованиях, и Озерову приходилось вести репортажи по гребле, стрельбе, конному спорту, фигурному катанию. Но главными его видами оставались футбол и хоккей.

Чтобы вести репортажи, Николай Озеров завел своеобразную картотеку, куда вносил сведения обо всех соревнованиях, стадионах и, конечно же, спортсменах. Он возил ее с собой на все важнейшие соревнования. В то время еще не были изобретены портативные компьютеры и средства связи, поэтому картотекой Озерова зачастую пользовались и другие спортивные журналисты.

Перед репортажем он обязательно приходил на тренировки, чтобы знать в лицо каждого спортсмена, а не опознавать его по номеру во время матча. На ответственных матчах по хоккею он работал прямо у бортика, чтобы находиться в гуще событий.

Со временем появился опыт, и Николай Озеров почувствовал себя свободно в любой ситуации. Правда, ошибки все равно случались, но он не боялся тут же исправлять их, иронизируя над собой. К тому же Озеров предпочитал вести передачи экспромтом, не пользуясь суфлерами, как называется бегущий в телевизионной камере текст, чем, по его мнению, злоупотребляют современные комментаторы.

Уже будучи спортивным комментатором, Николай Николаевич Озеров и сам продолжал тренироваться и выступал на соревнованиях по теннису. Несмотря на большие нагрузки, он умел собираться и быстро восстанавливал спортивную форму.

В 1952 году он впервые поехал на Олимпийские игры в Хельсинки в качестве спортивного комментатора и, вернувшись оттуда, на следующий же день принял участие в очередном чемпионате страны по теннису. Правда, выступил в тот раз неудачно и стал готовиться к новому первенству. Однако неожиданно пришлось делать операцию на коленном суставе. Он решил отказаться от участия в соревнованиях. Но профессор Ландэ, который делал ему операцию, настоял на том, чтобы Озеров играл и стал чемпионом, убеждая его, что это в первую очередь необходимо медицинской науке.

Николаю Николаевичу Озерову хватило двадцати дней, чтобы полностью восстановиться. Он поехал в Тбилиси, где проходило первенство, выиграл его и оттуда послал телеграмму профессору: «Счастлив доложить. Задание выполнено. На всю жизнь благодарный чемпион Советского Союза Николай Озеров». Он мечтал выиграть Уимблдонский турнир, что ему было вполне по силам. Однако принять участие в этих престижных соревнованиях ему так и не довелось.

Можно только поражаться, как Николай Николаевич успевал делать столько самых разных дел и как ему на все хватало сил. Правда, сам он считал такую жизнь вполне естественной. Однажды Николаю Озерову пришлось целый месяц ночевать в поезде Москва — Ленинград. Тогда он снимался в фильме «Ход белой королевы». Приезжал утром в Ленинград, шел в парикмахерскую, потом в кафе позавтракать, после чего ехал на съемки в Ленинградскую область, вечером самолетом возвращался в Москву на работу — вести спортивный выпуск «Последних известий» или играть в спектакле Художественного театра, а потом снова на поезд.

Николай Николаевич Озеров снялся в одиннадцати фильмах, сыграл множество ролей на сцене, выступал на эстраде, вел спортивные репортажи из 49 стран мира, работал на семнадцати Олимпийских играх.

Театр, кино, телевидение, радио, эстрада, спорт — все эти занятия были для него главными и просто дополняли друг друга. Популярность Озерова как спортивного комментатора продолжала расти. Его словечки и целые фразы из репортажей становились летучими.

Последние годы жизни Николая Озерова прошли в борьбе с болезнями. Он три раза лежал в реанимации, болел диабетом, перенес несколько операций на правой ноге, и в результате ее пришлось ампутировать. Однако спортивный характер не подвел его и в эти трагические жизненные моменты. Озеров мужественно преодолевал болезни, передвигался уже в инвалидной коляске, но продолжал каждое утро ездить на работу, бывал на многих соревнованиях. Он занимал должность председателя спортивного общества «Спартак», и во многом благодаря его усилиям оно не только не погибло, но продолжало возрождать былую славу.

Большой любимец женщин, Николай Озеров женился поздно, в сорок восемь лет. Его жена работала в издательстве «Прогресс» редактором, но после рождения двойняшек оставила работу и занялась домом и детьми. Они уже давно выросли. Николай Озеров-младший закончил институт физкультуры, но тренером становиться не захотел и занялся автомобилями. Дочь Надежда закончила музыкальное училище имени Гнесиных и работает на телевидении.

29 августа 1950 года В. Синявский впервые выпустил Н. Озерова в эфир. В этот день играли матч на первенство страны по футболу ведущие команды ЦСКА и Динамо (Москва). Н. Озеров провел радиорепортаж о первом тайме.

В 1952 году В.С. Синявский и Н.Н. Озеров освещали по радио летние Олимпийские Игры из Хельсинки, в 1956 г - из Мельбурна.

Свой первый репортаж (1950) Николай Николаевич провел с матча ЦСКА — «Динамо». Потом была поездка на Украину на первенство страны по футболу. Эти соревнования надолго остались в памяти Озерова. У арбитра остановились часы, и он в перерыве между таймами дал отдохнуть футболистам на 7 минут больше.

Эту неожиданную паузу должен был заполнить комментатор. И Озеров принялся импровизировать. Он пересчитывал зрителей на трибунах, старался вспомнить, какие соревнования и когда проходили на этом стадионе, хотя их результатов он, конечно, не знал. Именно тогда он понял, что спортивный комментатор должен иметь хороший запас знаний в области спорта. Потом ему часто приходилось заполнять паузы, но он уже был во всеоружии.

Озеров многие годы комментировал футбольные матчи, а затем приходилось вести репортажи по гребле, стрельбе, конному спорту, фигурному катанию. Но главными его видами оставались футбол и хоккей.

Чтобы вести репортажи, Озеров завел своеобразную картотеку, куда вносил сведения обо всех соревнованиях, стадионах и, конечно же, спортсменах. Он возил ее с собой на все важнейшие соревнования. В то время еще не были изобретены портативные компьютеры и средства связи, поэтому картотекой Озерова зачастую пользовались и другие спортивные журналисты.

Перед репортажем Озеров обязательно приходил на тренировки, чтобы знать в лицо каждого спортсмена. На ответственных матчах по хоккею он работал прямо у бортика, чтобы находиться в гуще событий. Именно он первым начал вести репортажи не из комментаторской будки, а находясь рядом с игровым полем.

Однажды во время хоккейной игры Николай Николаевич случайно получил удар по голове клюшкой. Да так, что не смог продолжить репортаж (его выручил Евгений Майоров), а журналистам наказали: вести матчи из комментаторских кабинок или надевать шлемы.

Свыше 30 лет Озеров отыграл на сцене театра и свыше 40 лет был действующим спортивным комментатором. Ему довелось вести репортажи со стадионов 49-ти стран, с 7-ми футбольных и 25-ти чемпионатов мира по хоккею, с 14-ти летних и зимних Олимпийских игр.

Вряд ли кому из тележурналистов удастся перекрыть достижения Николая Николаевича, исчисляемые тысячами часов, проведенных в эфире.

Если анализировать и стиль комментария Николая Озерова, и его содержание, то с нынешних позиций можно констатировать его максимальную субъективность высказанного в эфире. У него как гражданина и профессионала не было и не могло быть иной, более "объективной" позиции в отношении оценки происходящего на футбольном поле или хоккейной площадке.

Стилистику комментария в эфире определяет не только априорная ангажированность журналиста, ведущего прямую трансляцию соревнования. Многое зависит и от самого вида программы — идет ли она в записи или в прямом эфире. "Сравним положение комментатора в прямом репортаже со стадиона с его же ролью в передаче "Футбольное обозрение". В репортаже со стадиона он за кадром, в непосредственной близости от события — зрители легко мирятся с нарушениями тех норм, которые легко распознаются в письменной речи, тавтологией, оборванностью фраз, скороговоркой, — определяет особенности комментария Ю. А. Богомолов. — Это возможно потому, что речь в данном случае не только импровизационна, но и следует за событием, тесно связана с ним. Комментатор "Футбольного обозрения" — в кадре, территориально — в студии. Его речь воспринимается уже по законам письменного слова, поскольку оно дистанцировано от события, оно — по поводу события. Вместе с тем возникают предпосылки для более глубокого самоопределения комментаторского слова — персонификация, индивидуализация комментатора, за которыми следует создание имиджа человека, близкого к спорту"[6].

И если воспользоваться классическим определением жанров журналистики, то работа журналиста в прямом эфире, когда он "разъясняет" различные аспекты видимого или слышимого спортивного состязания, является ничем иным, как репортажем, растянутым во времени непосредственно на хронологическую протяженность транслируемого события. В случае же постсобытийной ситуации комментарий журналиста имплицитно начинает тяготеть к аналитичности, выявлению причинно-следственных связей происходившего во время конкретного состязания или его отдельных фрагментов. Меняется, должна меняться и речь журналиста, у которого в последнем случае оказывается больше времени на подготовку, на предварительную обработку и контроль итогового материала. "Логика развития такова: слово комментатора, — отмечает исследователь, — размежевываясь с событием, отделяясь от него, должно само обрести способность решать аналитические задачи. Футбольные радиорепортажи Вадима Синявского были главным образом интонационной стенограммой матча. Ритм, темп фразы, передающие динамику игры, были более значимы, нежели сами слова. Нынешние репортажи, например, Владимира Перетурина, относятся к репортажам Синявского, как проза к поэзии: они более аналитичны".

При жизни Озерова называли «человеком-легендой», «человеком-эпохой». Он был одним из немногих не только в Советском Союзе, но и во всем мире, кто совмещал сразу несколько профессий и во всех добился успеха. Театр, кино, телевидение, радио, эстрада, спорт — все эти занятия были для Озерова главными и просто дополняли друг друга.

О популярности Озерова свидетельствует и такой случай. Однажды комментатор ехал на своей машине и неожиданно заметил стоявшего на краю тротуара В.Молотова, известного бывшего министра иностранных дел, соратника Сталина. Озеров притормозил возле старика и предложил подвезти его, предвкушая, какой фурор он вызовет среди друзей, когда скажет им, что подвозил самого Молотова.

Уже сидя в машине, тот внимательно всматривался в лицо Озерова, прислушивался к его голосу, а потом сказал, что не может вспомнить, где они могли видеться, хотя лицо и голос ему знакомы. Когда Озеров назвал себя, Молотов воскликнул: «Ну, надо же, как мне повезло! Обязательно расскажу внукам, что меня подвозил сам Озеров».

Вообще же Озеров и сам был острым на словцо. Как-то в вестибюле шведской гостиницы Николая Николаевича увидел один американский миллионер. Развалившись на диване и смеясь, он стал показывать руками большие объемы фигуры Озерова и напевать гимн СССР. На что советский комментатор невозмутимо сказал переводчице: «Передайте ему: гимн Советского Союза нужно исполнять стоя!»

Известный актер Михаил Ульянов сказал: «Как невозможно себе представить Великую Отечественную войну без голоса Левитана, так мы и не мыслим себе время 50 — 80-х гг. без голоса Озерова, в котором звучали азарт, страсть, завораживающая любовь к спорту».

Когда Озеров умер (2 июня 1997 года), попрощаться с ним приехали люди со всего бывшего Советского Союза. Он был похоронен в своей любимой спартаковской форме, оставаясь верным своему обществу и после смерти.


Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 846; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!