Способы ускорения в обучении, или Как спешить не спеша



Мы всегда стремимся сделать все толково, или, как говорят ученые, рационально. Если делать что-то бестолково, например, кататься на коньках, можно упасть, правда? Если бестолково ходить по улице, можно даже попасть под машину и погибнуть. Другими словами, бестолковое деяние наказуемо. Неосновательность, бестолковость приводят к тому, что гибнешь ты или гибнет твое дело и ты приносишь несчастье себе и своим близким. Поэтому стоит использовать очень простое правило: если я за что-то берусь, я обязательно должен делать это основательно. Или никак не делать. Но никак не делать нельзя, потому что ты просто не сможешь существовать. И - получается, что выход у нас один - делать то, чем мы занимаемся, только основательно, или толково.

Да, хорошие дела делаются медленно. Но эта медленность отличается от той, которая бывает на долгостроях, где строят много лет не потому, что строят основательно, а потому что своевременно не подвозят кирпичей или цемента, не присылают рабочих нужных специальностей, правильно не используют технику и т.д. Мы обязательно должны запомнить: есть две "медленности". Если ты хочешь сделать что-то основательно, будешь прорабатывать много деталей и получится вроде долго. Но вместе с тем и быстро, потому что ты каждую секунду, которая была заполнена работой, делал все правильно. И твои действия будут складываться в одно огромное и очень сложное действие.

  Но сейчас мы с тобой рассмотрим немного другой подход к делу. Как ты поступаешь всегда, когда садишься делать уроки? Ты наблюдаешь за учебником больше, чем за тем, что в тебе от него остается. Смотришь в учебник, рассматриваешь текст-картинку, и все это получается у тебя автоматически. Ты больше видишь внешнего, и тобой не овладевает интерес к тому, что творится в тебе самом. А как раз этим и надо заниматься - все время наблюдать за собой после того, как что-то увидел, что-то воспринял. И тогда ты сможешь добиться гораздо больших успехов. ...На озеро сели дикие птицы. Случайно они занесли семена водорослей, каких здесь раньше не было. Водоросли начали потихоньку размножаться. И вот какую особенность мы замечаем при этом: за первые девяносто пять дней (95!), это происходит настолько медленно, что заметить какие-либо изменения может только наблюдатель-биолог, за следующие три-четыре дня - пруд зарастает на треть или даже наполовину, а за последний (100-й) день от засеянных в него "сорняков" водоем делается совершенно неузнаваемым.

  Накопление знаний подчиняется этому же закону - закону экспоненциальности. Конечно, все случается не сразу. Конечно, нужно запастись терпением. Поэтому толковость, рациональность подхода к занятиям повысится, если ты будешь делить работу на стадии. Стадии - это определенные отрывки работы: первый отрезок работы над твоим умением, над твоим взрослением, второй отрезок работы, третий... Таких стадий мы определили пять. О них и поговорим.

В первой стадии мы можем требовать от себя много или мало. Конечно, наши требования должны касаться прежде всего основательности, то есть внимания к тому, что я делаю. Мы знаем, как сосредоточивать внимание: нужно переводить лучик внимания с одного фрагмента, с одной части работы на другую. И пользуясь этим лучиком, мы можем концентрировать внимание на какой-то части работы столько, сколько нам нужно. Ведь эту часть можно дробить все мельче и мельче, - тогда тебе удастся не терять контакт с материалом, все время чувствовать его. Первая стадия должна только на этом и держаться: больше никаких требований предъявлять к себе нельзя.

     Мы уже проходили понятие-термин "уровень притязаний". На первой стадии этот уровень должен быть нулевым с точки зрения мастерства. Я просто знакомлюсь с материалом и не говорю себе: "Сякой-такой, выучи, запомни!" Нет таких требований к себе я не предъявляю, не стараюсь во что бы то ни стало запомнить и не имею намерений получить навык или какое-то умение сразу. Мне нужно только лишь разобраться в материале. По этому поводу у нас есть правило: никогда не старайся добиться от себя мастерства сразу. Мастером становятся только за счет очень большой работы, и первая стадия нашего труда, первый отрезок работы по приобретению мастерства ни в коем случае не должен быть связан с кавалерийским наскоком. Ничего молниеносного в приобретении знаний не бывает мы обязательно должны помнить об этом. Если пользоваться лингвистической (языковой) моделью (мы это уже обсуждали), на первой стадии мы занимаемся звукодвижением. Стараемся разобраться, как у нас работает речевой аппарат, как двигается язык, откуда он начинает движение для того, чтобы добыть определенный звук - например, французский "м", или русский "м", или украинский, английский и так далее. У нас есть фокусировки, у нас есть все, что организовывает работу нашего речевого аппарата, делает ее осмысленной и подконтрольной. Значит, можно просто следить за ней и не переоценивать свои намерения: мы их занизили в первой стадии до нуля.

      Во второй стадии наши намерения чуть выше, конечно. Почему? Потому что мы уже кое-что умеем. Это "кое-что" - звукодвижение. Когда я вижу, что у меня свободно получаются звуки и фокусировки на разных языках (так же точно и в любом другом деле: все начинается с мельчайшей составной части), то перехожу к словодвижению. Слово можно произносить, пока не предъявляя к себе слишком больших требований: ты - только начинающий, ты - во второй стадии работы. Важно ощущать, что у тебя получаются какие-то слова, исполняются тобой легко и свободно, то есть напряжения твоих мыслей, твоего речевого аппарата по этому поводу целесообразны. (Ты совершаешь каждое движение именно с тем напряжением, которое нужно, чтобы получилось слово, получилось движение, и тогда начинаешь развивать свое мастерство дальше.) Какие здесь нужно предъявлять требования к себе? Очень простые: если у меня есть "провалы" - ничего страшного, они могут быть, я же тренируюсь. А тренировка обязательно устранит эти провалы, и ты перейдешь в третью стадию.

      Третья стадия - тренировка не одного слова, а нескольких слов вместе, чтобы получить пассаж. Если ты уже умеешь немножко играть на фортепиано или, серьезно и давно занимаясь, научился играть хорошо, ты скорее всего знаешь, что такое пассаж. Пассаж - это много звукодвижений, много музыкальных фраз (а они соответствуют словодвижениям). Пассаж получается только тогда, когда в запасе есть уже много словодвижений, несколько хотя бы. Можно исполнить его с блеском, а можно и плохо. Чтобы ты понимал; что в третьей стадии свобода твоя, настроение зависят от твоих же требовании к себе, мы еще раз подчеркиваем: не бойся думать о себе как не об идеальном мастере. Ты еще не мастер, "провалы" могут быть и здесь, потому что ты изучаешь пассаж. Но зато отдельные слова должны очень редко получаться с провалами. Ты постепенно становишься все более умелым человеком. Если продолжать использовать для иллюстрации лингвистическую модель, можно сказать, что неполное понимание смысла текста на третьей стадии работы нормально.

      Потихонечку нам захочется перейти в четвертую стадию. Почему? Потому что у нас появится возможность одновременно понимать текст и воспроизводить его. Ты исполняешь текст и синхронно понимаешь его - это и есть признак того, что ты уже в четвертой стадии развития своего мастерства. Но еще не в пятой, потому что в работе опять есть "провалы". И я не мучаю себя, а продолжаю работать над материалом, много работаю, и тогда, в конце концов, достигаю более высокого уровня, когда "Провалы" становятся очень редкими.

        Только на пятой стадии я могу предъявить к себе жесткие требования: понимать целиком любой текст, даже самый сложный. Делить работу на стадии очень важно. Теперь, когда мы немножко научились смотреть на себя со стороны, чувствовать, понимать, что в нас происходит, надо научиться использовать в работе знания о себе и никогда не заниматься насилием. Наверное, было бы очень плохо, если бы педагог взял да и побил тебя розгами, правда? А ведь в тебе, где-то внутри, тоже есть ученик -слушающий тебя, подчиняющийся тебе. Его очень легко обидеть. Этот внутренний человек требует такого же бережного отношения к себе, как и ты требуешь от педагога, от учителя в школе. Значит, ты становишься сам себе учителем, сам себе директором школы, и занимаешься собой так, как хотел бы, чтобы с тобой, внешним, занимались педагоги, учителя, директор школы. То есть ты относишься к своему внутреннему миру бережно и внимательно, не занимаясь насилием, не избивая розгами внутреннего ученика. Если ты видишь, что ему неинтересно, ты же для него учитель, ты для него должен создать все условия.

Если можешь посмотреть на себя как бы со стороны, увидеть в себе другого человека, ты как бы раздваиваешься. Это прекрасное раздвоение. Особенно если настроить сначала" правый мозг", потом быстро-быстро переключиться на обдумывание "левым", то, может быть, сумеешь поймать такое состояние, когда вдруг открывается все, что всплывает в мыслях. Это состояние называется, как ты уже знаешь, медитацией. Именно в состоянии медитации человек наилучшим образом проявляется как личность. Поэтому надо побольше думать над тем, что в тебе есть, в состоянии такой настройки. А для того, чтобы это проходило успешнее, не надо отвлекаться во время работы над учебным материалом. Всегда, когда ты учишься, можно найти момент, чтобы переключиться в поисках интереса с одного материала на другой, - пусть эта секунда станет для тебя своеобразным оазисом (так называется место в пустыне, где можно напиться воды и спрятаться от жары в тени ветвистых деревьев). А в результате ты вдруг - раз - и отдохнул.

        Есть такое слово - "успеваемость". Давай его разберем. Оно произошло от глагола "успеть". Если я успеваю, значит, от чего-то не отстаю. Так от кого и от чего я не должен отставать, чтобы успевать? А от самого себя, который может, способен дорасти до Мастера. Я должен успевать, прежде всего, не в смысле не отставать от других, а поспевать за своими возрастающими потребностями - должен не отставать от физического уровня развития, должен развивать свой мозг. В школе говорят: "неуспевающий ученик" и считают, что быть таким позорно, потому что именно в неуспевающем ученике растет бездельник.

       Нам нужно сделать все, чтобы научиться успевать, чтобы делать основательно, быстро и умело те дела, которые надо осуществлять, исполнять для успешного согласования меня думающего со мной тем, который всего лишь ест, спит и предается организменным наслаждениям. Эти два уровня нашей жизни, два вида жизни, надо тоже иметь в виду. Бывает, кто-то прекрасно себя чувствует, когда поест, но очень плохо -на уроке. Почему это происходит? Да потому, что в организме человека все время образуются самые разные вещества, одно из них называется серотонин - фермент (читай: инструмент!) хорошего настроения. А во время занятий должен выделяться другой фермент в организме, который тоже создает хорошее настроение, но уже по другой причине - не потому, что ты хорошо поел, не по "желудочным основаниям", а потому что ты до чего-то додумался. Это вещество называется эндогенный опиат (о нем мы уже вспоминали). "Эндогенный" - тот, который рождается в тебе. Слово "опиат" указывает на его связь с опиумом, наркотиком.

       Вы, наверное, слышали о наркоманах - людях, которые принимают различные вещества (наркотики), чтобы создать в себе хорошее настроение. Они получают удовольствие от того, что у них в мозгу возникают всякие приятные картины, но вскоре начинают зависеть от наркотика, как пьяница от водки, их организм все больше разрушается, да и личность тоже. Такой человек уничтожает себя сам и ломает жизни многих близких людей. Наверное, он даже не догадывается, что его организм может сам выделять вещества, которые вызывают появление в мозгу приятных картин, новых образов, создают ощущение подъема, радости. О такой награде позаботился сам Господь Бог. Но чтобы получить ее, надо хорошо творчески потрудиться, до чего-то додуматься.

           Значит, чтобы хорошо жить, необходимо не только заниматься спортом и питаться, но и делать открытия, чтобы у тебя в организме все время были два этих вещества. Человек обязательно должен делать умственные открытия. Если он не додумывается до чего-то за день сто раз, или десять, или пятнадцать, то плохо живет. Так и скажи и папе, и маме: "Я сегодня еще ни до чего не додумался, очень плохо себя чувствую". А когда додумаешься, говори: "Я вот додумался и чувствую себя прекрасно". И это будет правда, потому что человек получает такую награду, когда сделал хоть маленькое открытие. И только тогда действительно чувствует себя лучше.

Мы можем выяснить сейчас и причины замедления нашего умственного роста, нашей работы. Ученик, который учится в школе, или дошкольник, который ходит в детский сад, очень много работают. Они работают столько же, сколько и взрослые, а, может быть, и больше. Некоторые ученые так и считают, что рабочий день у дошкольника гораздо длиннее, чем у взрослых. Мы успеваем в дошкольном периоде сделать очень много, например, научиться ходить, бегать, говорить. В школе учимся другим, тоже очень важным делам -' писать, читать. Но это полдела, надо еще по-настоящему научиться читать - на другом, более высоком уровне, и это надо запланировать, чтобы потом понять сложные книги. К этому мы и идем. А если идем достаточно быстро, то за одну жизнь успеваем дойти, а если слишком медленно, то нет. Получается, что нам нужно еще несколько жизней. Но нам дана только одна, вот в этом виде. И можешь не успеть дойти до своего прекрасного, допустим, озера, до прекрасной вершины, потому что идешь медленно.

      Что нужно делать, чтобы идти достаточно быстро? Прежде всего – делить работу на стадии и на каждой предъявлять к себе требования, соответствующие именно этому отрезку работы, от чего, кстати, скорость будет, безусловно, увеличиваться. А чтобы она не снижалась, никогда нельзя превышать требовательность к себе - выбрось розги, хватит бить себя. Что ты делаешь, когда говоришь: "Надо выучить уроки!"? Ты преодолеваешь себя, а надо сначала захотеть выучить уроки. Ты знаешь, как все организовать, чтобы возник интерес, - тогда будет желание. Видишь, ты сдобой помирился, ты с собой уже не ссоришься, здорово, что ты так хорошо все понимаешь теперь.

            Еще одной причиной замедления может быть недостаточность погружения в материал. А как надо, помнишь? Двадцать раз подойти к учебнику, "перебить" себя, чтоб не выгорел интерес, отойти к другой книге или посмотреть другой абзац в учебнике, потом вернуться снова. Так и получится, что ты подойдешь двадцать раз. Конечно, такое занятие должно быть довольно продолжительным, чтобы тебе стало приятно об этом вспоминать: как я наработался! Если ты недостаточно погружаешься в материал, если нет приятного ощущения: "Ах, как я здорово начитался, как здорово натренировался", - все замедляется. Человек должен испытывать удовлетворение прожитым днем именно по той причине, что он наработался. Каждый из нас, наверное, знает, как приятно спать, когда набегаешься, - подобное ощущение должно быть и от мозговой работы тоже. Нужно не только " набегаться", а и "надуматься"!.

    Отсутствие перерыва в работе и отсутствие перерывов в отношении с учебниками тоже может привести к замедлению работы. Если ты забыл отложить куда-нибудь подальше учебник, который надоел, ты опять замедлишь работу. Надо следить за собой, нужно всматриваться в свое настроение, а иногда объяснять маме, что тебе этот учебник надоел, но всегда понимать, что при этом ты не предъявляешь маме никаких претензий, а просто честно сообщаешь о том, что тебе нужно было бы сейчас пообщаться с другим учебником. Если такой возможности нет, можешь кратковременно, хотя бы на вечер, спрятать этот учебник, а утром вернуться к нему. Или сделать нечто подобное. Нужно быть изобретательным, нужно придумывать. Главное, чтобы ты уважал внутреннего ученика в себе, и тогда приду мается. Можно и вместе со взрослыми придумать, обсудив этот вопрос.

       Что еще служит причиной замедления, то есть неуспевания, неуспеваемости? Это неосознание того, что надо убыстрять темп работы. Надо как бы опережать события, пытаться чуть-чуть забежать вперед, заглянуть, а что за материал впереди, иногда и всю книжку сразу просмотреть, познакомиться с ней. Это не значит, что надо выучить, нет, но название глав прочитать, увидеть маршрут, по которому дальше придется идти просто необходимо,

А теперь давай посмотрим по-другому на нашу работу: она должна доставлять радость, доставлять удовольствие, даже быть источником веселья. Если ты невеселый, когда исполняешь ее, наверное, делаешь что-то неправильно. Человек просто не может не испытывать чувства радости, не быть веселым, когда творит. Даже если поэт занимается трагической темой, он испытывает - это называется парадоксом - радость удовлетворения своей работой, потому что он мастерски ее выполнил.

        А сейчас давай разберемся в радостях, которые нам доставляет работа. Первая - радость познания, вторая - радость узнавания. Мне очень приятно постигать новое - и это называется радостью познания. И мне очень приятно узнавать знакомое. Это все равно что встретить друга, приятеля, соседа. Летом ты вдруг сталкиваешься в другом городе с девчонкой из параллельного класса: "Здравствуй! - говоришь. - Я тебя узнал, ты учишься в соседнем классе!" Она будет для тебя почти как родственница, потому что ты ее узнал. Вот такая радость узнавания должна цениться во время занятий. Ее даже надо организовывать. Как? Мы уже с тобой практически знаем: обязательно делать побочные открытия, забегать вперед, все время понемногу знакомиться с атериалом, который окружает твой учебный материал, смотреть дополнительную литературу и разные другие книги, которые помогут тебе достать взрослые (потом ты сам научишься добывать в библиотеке эти книги и будешь все время доставлять себе радость).

        Достижения твои должны быть организованы на том уровне, который мы называем ежедневным, или тактическим. Сегодняшние твои успехи, например, могут заключаться в том, что ты научился какому-то одному, двум, трем или десятку движений в той стадии, в которой находишься: то ли это звукодвижение - элементарное, очень маленькое, то ли движение более сложное, то ли уже сумма движений, пассаж. Исполнять эти. движения надо обязательно с заниженными требованиями к качеству их исполнения, в том смысле, что ты можешь исполнять их довольно четко, но в чем-то разрешать "провалы", ведь ты находишься пока еще в предыдущей стадии, в которой нельзя превышать требований, ей соотв-щих. И так все время. Ты постоянно снимаешь психические напряжения, "не грызешь" себя, не бьешь воображаемыми розгами: "Вот тебе, вот тебе за то, что у тебя не получается!" Ты просто повторяешь, давая себе задание немножечко ниже.

       Не забывай о правиле завышения далеких, стратегических задач и занижения близких, тактических, - и будешь не перенапряженным человеком. А когда у тебя все получится легко на этом, заниженном немножко, уровне, он сам поднимется, как травка, вырастет, дорастет. А если ты возьмешь упражнение, которое еще не можешь выполнить свободно, у тебя вместо радости в душе тут же поселится грусть-печаль. Хорошенькая творческая работа! Естественно, нам это не нужно. Нам нужна радость, и мы ее должны таким образом и выращивать. Кроме того, необходимо обязательно следить за развитием у нас внутри навыка, связанного с движениями, с мыслями. Мы можем внезапно почувствовать, что какое-то движение, допустим, в аэробике, вдруг выходит легко, связывается с другим. Такое ощущение готовности, сформированности движения мы ощущаем в себе, словно щелчок: как бы щелкнуло что-то и прошло. На душе становится свободно, ты вдруг понял, что добился определенного уровня, невысокого пока, но уже мастерства, перешел в другую стадию его развития.

   Известные нам пять стадий все время повторяются - каждый раз на новом уровне. До бесконечности. Ты перешел из подмастерьев в качество первичного мастера? Замечательно. Начнем заниматься дальше: и снова пять стадий, и снова приходит, но уже более высокое, мастерстве. Вся эта сумма стадий называется макростадией .

 


Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 876; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!