Лингвя-, лингве-, лингвистическая модель, или Как стать Мастером ?



 Теперь перейдем к святая святых автодидактики, к самому главному месту. Постарайся быть втройне внимательным, постарайся понять каждое слово. Мы используем сейчас лингвистическую модель, объясняя применение автодидактики на примере самостоятельного одновременного изучения нескольких иностранных языков. Но эти же правила можно брать на вооружение в любом другом виде деятельности и применять для самостоятельных занятий в самых разных направлениях. Давай сейчас и рассмотрим эту модель, эту придумку нашу, на примере которой все станет ясно и по которой мы будем  определять любые другие наши действия, нужные в будущем.

   Ты, наверное, понял уже, что в авто дидактике для изучения берется не один предмет, а группа, не один английский, а три - английский, французский, немецкий (к примеру). Для чего нам это нужно? Причин можно назвать множество. Но главная из них - возможность организовать, сделать интерес за счет переключения внимания с одного предмета на другой. Ты ведь заметил уже, что отдыхать можно не только развалившись на диване, достаточно сменить вид деятельности: если ты учил математику, полистать учебник французского или нарисовать вид, который открывается из окна. По этой же причине для каждого языка лучше иметь не один учебник, а несколько.

Исходные единицы языка, кирпичики, из которых складывается огромное здание под названием "язык", - это звуки, звукодвижения. В любом другом занятии тоже есть свое перводвижение. Поэтому следующее важное дело, которое мы

делаем, - исполнение движения, многократное, бесконечнократное исполнение, но не зубрежное, а творческое. Мы должны довести это движение до навыка. Помнить, как ты когда-то учился писать? Рука с трудом выводила "заборчики" с палочками, закорючки - ты тренировал перводвижение. И постепенно, доведя его до навыка, до мастерства, составлял буквы, собирал их в слова, превращая первое маленькое движение в огромное, длиной с целое предложение!

   В занятиях языком то же самое. Наше главное дело - исполнение движения, которое .в автодидактике мы иногда называем текстом - ведь, в сущности, любое занятие можно назвать текстом? Не пугайся, если эта мысль покажется трудной. Ты же знаешь уже, как не увязнуть в болоте - последующее разъяснит непонятное в предыдущем.

      Итак, мы займемся сейчас исполнением движений, исполнением текстов. Что для этого надо сделать? Надо просмотреть и воспроизвести первую частичку текста, такую, которая имела бы смысл, и начать оценивать этот смысл. По сути, работа над смыслом пока на этом и заканчивается. Тут же моментально мы начинаем другую интересную работу: рассматриваем любой текст так, словно в нем надо поозорничать, сделать его смешным, странным, не таким, каким он был, когда ты читал его в первый раз. Например, можно изменить текст, сделав ударным другое слово. Возьмем хотя бы строку: "Скажи-ка, дядя, ведь недаром Москва, спаленная пожаром, французам отдана". Мы прочли ее с ударением на слове "недаром". Но можно выделить и другие слова. Сделать хотя бы такое ударение: "Скажи-ка, дядя, ведь недаром Москва, спаленная пожаром, французам отдана." Или такое: "Скажи-ка, дядя, ведь недаром Москва, спаленная пожаром, французам отдана". И так далее.

Мы не имеем права следующий раз повторять так, как сделали это в первый раз, все время надо менять ударение во фразе, а потом только думать о смысле. О смысле, кстати, само подумается, не надо об этом особенно заботиться, главное - менять ударение во фразе.

Теперь давай поищем паузу. Что такое пауза? Это молчание. "Скажи...-ка", - можно сделать паузу после "скажи" или: "Скажи-ка... дядя, ведь недаром..." А можно так: "Скажи-ка, дядя, ведь недаром... Москва, спаленная... пожаром". Сделал паузу? И вот так каждый раз по-другому делай паузы, когда повторяешь эти строчки. А в результате получится, что ты уже не учишь материал, а занимаешься ритмическим, ритмико-интонирующим чтением, все время ищешь и занимаешься творчеством, а смысл приходит хотя бы потому, что ты очень хорошо исполняешь текст. Именно исполняешь – давай подчеркнем это слово.

Что еще можно разнообразить в таком исполнении? Интонацию. Можно по-разному интонировать, можно как бы спеть этот текст. Пусть он будет даже математическим текстом, ты всегда сможешь его спеть, переинтонировать, найти другое ударение, взять дыхание в другом месте, сделать иной нюансировку, т е найти какие-то новые оттенки.

Стоит, наверное, отдельно рассмотреть еще несколько таких способов разнообразить тексты при исполнении. Один из них - гиперконтрастное чтение. Слово опять иностранное. "Контраст" - "разница", а "гипер" - "сверх". Значит, гиперконтрастное чтение - чтение со сверх большой разницей, перепадами в оттенках, которые ты делаешь голосом. Как это изобразить? Без музыки трудно, поэтому воспользуемся музыкальными терминами. Мы читаем так: пиано (ит. тихо)! - "Скажи-ка", форте (ит. громко) - "дядя, ведь", потом опять пиано - "недаром" (внизу надо будет обозначить просто: пиано, форте, снова пиано), потом меццо-форте (ит. не очень громко) возьмем - "Москва", потом форте - "спаленная", а потом пиано "пожаром", и мы уже сделали текст другим.

В следующий раз нужно изменить воспроизведение текста, разнообразя оттенки, то есть по-другому интонируя, напевая, даже сочиняя мелодию. Представь, что ты композитор и пишешь музыку на слова, которые звучат так: "Дважды два - четыре". Можно спеть: "Дважды два -четыре". Здесь, наверное, надо писать октаву восьмушками, например: "ре-ре, ре-ре, ре-ре" -шесть восьмушек, которые написаны подряд в скрипичном ключе. И подписать: "Дважды два -четыре". Второй раз можно: "ре-ре, фа-фа, ми-ми", тоже такими же восьмушками, шесть восьмушек. Получится уже по-другому. А теперь придумай еще какую-нибудь мелодию. То же самое можно проделать со строчками Лермонтова, которые мы уже читали гиперконтрастно, в которых искали главное ударение, первичную смысловую единицу. Кстати, первичная смысловая единица - и мы сейчас уже можем сказать это - называется синтагмой.

     Теперь, когда мы повторили, наконец, то, что нам необходимо знать по ритмическому чтению, а заодно и много раз воспроизвели отрывок, который нам надо было пройти, выучить, мы не вольно получили результат. Мы выучили его, сами того не ведая, потому что повторяли текст по-разному и нам было интересно. Так приходит избавление от скуки, а, значит, и возвращение к самому себе.

Дальше следует такое общее правило: смыслом прочитанного надо заниматься после того, как ты занялся формой, хотя бы через полсекунды. А форма – это и есть воспроизведение чего бы то ни было: урока по какому-то предмету или любого текста, который встречается тебе в жизни. Он может быть выражен словами, а может и краской, и музыкальным звуком. А еще числом, формулой  -как, например, в математике, физике, химии.

Для того, чтобы текст, который нужен нам на занятиях, оказывался проанализированным, хорошо понятым, мы придумали еще несколько правил. Поэтому займемся сейчас очень интересным делом. Называется оно - "Анализ происхождения слова, или этимологизирование".

     Этимология слова - понятие, связанное именно с происхождением слова, его смыслом. Когда мы говорим об уже известном нам слове "медведь", то видим здесь два корня: "мед" и "вед". Ясно, что речь идет о ком-то, кто ведает (знает), где найти в лесу мед. Занявшись этимологизированием, мы быстро нашли два корня, от которых произошло это слово. Но бывают случаи посложнее, над которыми ученые бьются годами, десятилетиями, да так и не могут определить, работая очень-очень настойчиво, откуда же произошло то или иное слово. Например, до сих пор неизвестно происхождение некоторых имен, в том числе такого простого, казалось бы, имени, как Таня. И тогда пишут, что этимология слова темная.

     Мы не будем заниматься такими исследованиями как ученые, потому что для этого надо готовиться десятки лет и иметь очень и очень много знаний. Но мы можем в свое удовольствие заниматься этимологизированием, которое называется " домашним", анализировать происхождение слова не всерьез, а строя предположения о первоначальном смысле того или иного слова. Как же мы это можно делать?

Прежде всего, надо определить одно очень интересное свойство слов. Смысл их чаще всего заключен не в гласных, а в согласных звуках, которые называются радикалами слова (по-русски "радикал" переводится как "корень", но это не тот корень, который проходят в школе, а другой - именно радикал, который лингвисты берут за основу при анализе других слов). Например, радикал русского слова "холод" - "хлд". Сравним его с радикалами немецкого слова "kalt" и английского "со1d". Какие тут согласные? "K, l, t" и "k l, d". Но ведь "к" и "х", "д" и "т" - пары, родственные звуки. И это доказывает нам

правописание английского слова, которое пришло на этот остров, конечно же, с материка. Вот и получается, что у этих трех слов один и тот же корень. Как просто теперь их запомнить, когда ты позанимался этимологизированием. Значит, прежде всего, чтобы стать домашним ученым-этимологом, нужно научиться находить одинаковые или родственные согласные в похожих словах из разных языков.

Теперь мы знаем как при изучении языков правильно использовать согласные. Надо выделить их в слове, может быть даже выписать, и сравнить это "созвездие" согласных с аналогичном в другом языке. И часто получается так, что какой-то родственный смысл можно найти в другом слове на совершенно другом языке.

Иногда в разных языках бывает обратное построение слова, то есть оно читается как бы в обратную сторону. Возьмем, например, греческое "морфо" и латинское "форме". Здесь одни и те же согласные переставлены: "мрф", "фрм". Но и в греческом, и в латинском эти слова означают одно и то же. В русском языке такое слово не сохранилось. Вот мы и пользуемся теперь латинским и греческим, двумя словами: "морфо" и "формо". "Морфо", правда, отдельно не используется, но часто звучит в составных словах, в том числе и в очень важном для автодидакта слове морфологизация.

     Раньше мы уже говорили о движении как органе человека. Ты уже знаешь, что рука - орган движения, и нога - тоже орган движения. Есть разные другие органы: орган мышления, орган пищеварения и так далее. Но то, что человек имеет орган такой, как движение, говорить не принято, не часто услышишь такое словосочетание. А мы с тобой вооружились этим словосочетанием, нам удобно так считать. Кстати, слова средневекового философа Б. Спинозы "Движение есть орган человека" - отражают истинное положение вещей. А ведь наш интерес, который мы чувствуем именно в это мгновение, - тоже орган.

Занимаясь самообучением, мы должны все время следить, чтобы этот орган работал как следует и "не ржавел", и не отказывал нам. Важно, чтобы интерес был всегда наготове там, где нам нужно им воспользоваться. Движение рождается где-то в человеке, в мозгу его, в каких-то глубинах человеческого Я. А интерес -имеет такие же источники, как и то, что мы называем движением внешним или движением внутренним.

     Интерес - это как бы множество естеств движений, которые получились у тебя сами собой, когда ты по-настоящему, как тебе велено природой, стал .думать. Если ты думаешь с интересом, значит, ты думаешь так, как по-настоящему должен думать человек. А можно подделывать интерес. Подобно тому, как подделывают деньги фальшивомонетчики. Скажем, считают вокруг, что хорошо интересоваться искусством. И человек идет в театр посмотреть спектакль или даже послушать симфонию в филармонию только для того, чтобы считаться культурным. На самом же деле это подделка. И такого человека можно назвать фальшивомонетчиком интереса или еще английским словом "сноб". Сноб не стремится овладеть настоящей культурой, настоящими знаниями. Поэтому и не заслуживает нашего уважения.

  Но мы должны понять, что не чувствовать себя искренне заинтересованным в чем-то очень вредно для здоровья. По-настоящему здоровым, вероятно, можно быть только тогда, когда не скучаешь. Я не буду сейчас приводить имен замечательных ученых двадцатого века, которые поняли первыми в мире, что многие болезни, серьезные в том числе, происходят от скуки. Значит, когда ты не пользуешься своим интересом, когда не создаешь этот интерес сам, подвергаешь риску свое здоровье. Надо уметь заинтер-ся, а заинтересовываться мы, наверняка, способны не через смысл, а через форму выражения смысла, через то, что мы сами делаем, наблюдая за этим действием, - то есть через морфологизацию.

Еще одно очень важное обстоятельство нужно обязательно учесть. Сколько у нас должно быть требований к себе? Много, мало? Например, мы знаем, что легко способны выполнить какое-то действие - прыгнуть на два метра в длину или на полметра в высоту, мы уверены в этом. А кто-то знает, что не способен так прыгать. Один школьник может прочитать страницу текста в быстром темпе, другой - нет. В школе иногда проверяют, сколько слов ученик успевает прочитать за минуту, и лучших даже награждают. А что делать остальным? Тут очень важно во время тренировок знать свой предел на данном этапе и никогда не перегружать себя преждевременными сложностями. Иначе это будет превышением требований к себе, или превышением уровня притязаний. А уровень - это как в градуснике: отсчет ведется от нуля. Бывает температура, как тебе известно, выше нуля и ниже нуля. Так вот такой же условный уровень -выше и ниже нуля, как бы в сторону холода или в сторону жары - должен быть и у наших требований к себе.

Правило гласит: относись с "холодком" к намеченной сейчас тактической цели, всегда ее занижай. Натренированность на более простом сама подскажет тебе, когда перейти к следующему этапу. А тот, кто мнит о себе много, как бы теряет контроль над ростом мастерства и даже способствует появлению дефектов в самом "организме" навыка: например, отсутствию некоторых суставов...

   Если ты все время настраиваешь себя так, что уровень твоих требований находится "выше нуля", на стороне тепла, то ты поднимаешь "температуру" своих притязаний только тогда правильно, когда у тебя эти требования связаны с будущим, а не с "теперь". Надо постоянно себя охлаждать, когда ты делаешь свое маленькое дело, надо все время занижать уровень притязаний.

Чтобы становиться образованным, культурным человеком, важно помимо всего иметь настоящих друзей. Если у тебя есть друзья, которые занимаются такими же, как ты, делами с интересом, то уверяю тебя, ты всегда будешь очень счастливым человеком. Эти друзья станут не просто товарищами по играм, но еще и единомышленниками. Очень важно иметь единомышленников, друзей, у которых были бы убеждения, подобные твоим.

Убеждения - это то, в чем ты уверен. Ты, например, прекрасно знаешь, что нельзя убивать кошек, правда? А вот не все в мире это знают. Нашлись в одном городе мальчишки, которые мучили и убивали кошек. У тебя другие убеждения, чем у этих нехороших немногочисленных, к счастью, ребят. Или, например, ты уважаешь старших, потому что понимаешь: у них большой опыт, тебя растят, помогают приобрести знания, найти свой путь в жизни (мы не рассматриваем сейчас те случаи, когда старший оказывается недостойным уважения - бывает, к сожалению, и такое). И если ты убежден, что нельзя обижать кошек и надо уважать старших, и так же считает твой друг, то вы с ним - единомышленники, то есть имеете подобные или даже одинаковые мысли по такому поводу. Когда ты задумываешь доброе дело, всегда надо стремиться к объединению с единомышленниками. Это относится и к самообразованию. Представляешь, как здорово заниматься каким-либо делом  месте? Учить языки, этимологизировать (по-домашнему) или распевать на разные лады: "Биссектриса - это крыса, которая бегает по углам и делит углы пополам"?!

     Когда ты подрастешь, обязательно приобретешь профессию, специальность. Но кроме работы по специальности, есть еще много возможностей общаться с людьми, связываться с обществом. И все твои занятия должны быть связаны с твоим основным каким-то, как говорят, стержневым талантом. А он у тебя есть - в этом можешь не сомневаться. Но важно сомневаться в другом - все ли ты узнал о своем таланте, о своих способностях. Это и надо ежеминутно-ежечасно определять при помощи разных попыток,

   Есть такое "страшное" для многих слово -"карьера". Иногда человека обвиняют в том, что он "делает карьеру" - то есть стремится подниматься по служебной лестнице, стать руководителем. Но если мы занимаемся автодидактикой, выражение "делать карьеру" означает для нас -стать Мастером. Потому что заботимся мы совсем не о внешней карьере, которая связана с признанием сразу большим количеством людей каких-то твоих умений, а о внутренней.

   Сначала нужно иметь мастерство, надо чему-то научиться, кстати, и необязательно, чтобы об этом сразу узнали в классе, школе. И не ради похвалы нужно стремиться приобрести умение, знание, а ради той радости, которую тебе доставляет выполнение доброго дела. Это и есть "внутренняя карьера".

      А еще нам надо поговорить о том, о чем взрослые очень редко говорят с детьми, - об увлеченности своим делом. Дети всегда увлекаются тем, что делают. Да и, наверное, только то и могут делать, чем увлекаются. Разве не так? Если ты умеешь увлечь себя сам, то ты уже - немножко мастер автодидактики, мастер самообучения. Люди, которые увлекаются, -очень ценны для общества, для человечества, потому что не способны, если их увлекает добро, а не зло, делать какое-либо дело плохо, а будут обязательно стараться исполнить его очень хорошо. Один очень умный человек, сын поэтессы Анны Ахматовой и поэта Николая Гумилева, профессор Лев Гумилев называл таких людей "пассионариями" (страстными, страстно отдающимися своему делу, своему доброму занятию).

     У человека могут быть разные удовольствия в жизни. Он может читать книжку или купаться в море, играть в компьютерную игру или гулять с приятелем -много разнообразных удовольствий получает человек, в том числе и таких, которые способно получать и животное, то есть организменных. Например, когда тебя гладят, тебе приятно, когда ты ешь. Это не те удовольствия, которые получаешь, допустим, от про чтения интересной, красивой книжки или прослушивания мелодичной музыки. Но удовольствия надо связывать друг с другом: от того, что ты можешь взять в руки книжку и представить, как жили когда-то люди, ты можешь по-другому воспринимать и заземленный мир организменных удовольствий.

  Ощущение, которое ты испытываешь, когда тебя приласкает мама, становится другим после того, когда она расскажет тебе сказку о Василисе Прекрасной. Ты обогащаешься за счет общения с культурой - по-другому воспринимаешь все вокруг, даже такие дела, как уборка квартиры или приготовление еды. Поэтому все больше и больше надо стараться стать человеком, который обогащен культурой. Ведь именно культура влияет на выбор развлечений человека, удовольствий, которые будут все выше и выше. И тогда мд1 можем говорить о высоких наслаждениях в области культуры - наслаждении живописью, симфонической музыкой, поэзией и разных других наслаждениях, которые мы можем испытывать, будучи только очень культурными людьми. А таким нужно стремиться быть каждому человеку, кем бы он ни работал - врачом, продавцом, рабочим, менеджером или летчиком-испытателем. Ведь только тогда ты совсем по-другому научишься думать и относиться к избранному тобой делу, в котором стремишься стать настоящим мастером.

 


Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 515; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!