Стратегия и тактика для тех,  кто хочет правильно вытащить репку



Есть еще одно правило, которое не входит в состав основных, а касается двух игровых моментов в нашем планировании. Когда мы хотим, допустим, научиться играть в шахматы или овладеть рубанком, мы понимаем, что такие умения нельзя получить быстро. Только вместе с опытом приходит та настоящая, правильная оценка времени, которое нужно затратить, что-6ы приобрести определенное мастерство. Давайте вспомним здесь о стратегии и тактике. Ведь у нас с вами есть стратегические планы на отдаленное будущее. И тактические, которые можно осуществить довольно быстро, в ближайшее время. Наше правило звучит так: любые стратегические задачи нужно завышать, а все тактические - занижать.

         Если сегодня, именно в этот момент нашего существования, мы планируем больше, чем способны сделать, поступаем плохо. Надо наоборот – ближайшие планы строить поскромнее, стараться не превышать свои возможности, иначе легко переутомиться. Если ты чувствуешь, что можешь решить задачу посложнее, не спеши -лучше сначала перерешай десяток задач попроще. Когда ты научишься их решать, у тебя начнут получаться все более и более сложные задачи. По этим накопившимся решениям ты, как по ступенькам, свободно, не перенапрягаясь, взойдешь к вершинам мастерства.

Нужно постараться, чтобы все наши занятия били хорошо организованы. Здесь мы используем следующий метод: прежде всего стараемся сделать так, чтобы они никогда не прерывались и были как ручей, который никогда не пересыхает.

Это и есть практическая организация занятий. Даже если наши теоретические занятия будут отличными, но применение их не состоится, ручей перестанет существовать, а, значит, никогда и не разовьется в реку, и станет меньше какое-то море, которому положено быть огромным.

       Чтобы дление наших занятий было непрерывным, используем один старый способ: прерываемся на интересном месте, оставляя работу в незаконченном виде, чтобы потом вернувшись к ней, можно было ее продолжить. Мы как бы оставляем "хвостик" предыдущих занятий, чтобы взявшись за него позже, дальше тянуть свою "репку". Таким образом, наше предыдущее действие связывается с последующим. Значит, если мы хотим продлить работу, не надо завершать ее,

чтобы через полчаса, через час, через день обязательно продолжить. Такая преднамеренность неокончания тоже должна стать своеобразным руководящим правилом.

        Чем чаще обращаться к тому, чем мы занимаемся, делая перерывы, очень частые перерывы, тем лучше. Чтобы эти перерывы заполнялись, выберем дополнительные дела, а потом у тебя будет обязательно несколько разных дел, которые должны все время сменять друг друга. Это можно сравнить с перемещением солдат в строю: один становится на место другого, следующий на его место и так далее. Перемещения эти должны быть свободными, произвольными, порядок их можно нарушать. Они тоже помогут нам жить нескучно и управлять своей учебой.

 

   Мантровый способ засыпания, или Колыбельная на букву "С"

Чтобы сделать какое-нибудь изобретение, нужно работать день и ночь, но при этом надо еще и спать. Многие изобретатели, как известно, придумали очень важные для человечества вещи именно во сне: великий химик Д.И.Менделеев увидел свою таблицу элементов во сне. Писателям могут сниться их будущие произведения -повести, рассказы. Если ты правильно себя настраиваешь перед сном, ты делаешь примерно то же самое, что и какой-нибудь выдающийся изобретатель: отдыхаешь, но и совершенно невольно руководишь своими мыслями  они самостоятельно в это время работают в том направлении, в котором должны трудиться во время сна. Во время сна человек тоже работает, причем работает обязательно, в любом случае. Почему же тогда не "зарядить" свой сон нужными мыслями - нужными не только, наверное. на твой взгляд, а нужными и в каком-то широком смысле слова? И здесь опять на помощь придет автодидактика. Она и предлагает такой способ засыпания, который поможет осуществить нашу цель.

            Этот способ называется мантровым способом. "Мантра" - слово санскритское, древнеиндийское, мы можем перевести его как "наука о звуке", "акустика". Исполняется он так: выбираешь какой-нибудь звук, например "с", и начинаешь его произносить. В это время ты, если, конечно, задумаешь такое действие, будешь вспоминать какие-то слова, начинающиеся на эту букву. Скажем, "сено". Сено можно представить, вероятно, в виде копны или стога. Представляешь стог, видишь, как на него садится птичка, чувствуешь запах скошенной травы. Ты словно наблюдаешь за ним, но и не теряешь контакт с самим собой, потому что в тебе по-прежнему должен произноситься звук "с".

            Секунд через пять (примерно) нужно сменить образ. Придумываешь другое слово на "с" и представляешь, что оно обозначает. Например, "сельдь". Ты видишь сельдь. Она может быть даже в банке, а может быть косяком, как в книге о рыболовном промысле или просто в энциклопедии, где обязательно увидишь изображение трала с сельдью или косяка сельди. Только не забывай о том, что через пять секунд нужно придумать другое слово, которое ты должен превратить в образ, живую картинку, сочинить маленький, очень короткий "видеоклип", который будет тебе интересен. Незаметно для себя естественным образом ты уснешь, если перед этим устал.

          Для чего это придумано? Ведь мы и так можем уснуть. А дело в том, что существует еще одно условие, которое позволит нам считать предложенный способ правильно примененным. Это условие следующее: необходимо обязательно заниматься чем-то интересным перед тем, как ты применишь мантровый способ засыпания. Тогда, прервавшись на интересном месте, ты как бы поселяешь свой интерес в себе до утра. Он сохранится, и, проснувшись, ты сможешь "потянуть" за тот "хвостик", о котором мы уже говорили, не начиная все сначала и не печалясь о том, что опять нужно добывать интерес. Он у тебя уже готов!

        Воспоминание об интересном, как ты знаешь, всегда нас утешает и радует. Проснувшись, вдруг вспоминаешь, что тебе купили велосипед, и весь светишься от счастья. Сначала, в первую секунду, только чувствуешь всем телом еобъяснимую радость. С чего бы это? Ах, да-а-а... Точно так же нужно научиться просыпаться и чувствовать, что было что-то очень приятное перед тем, как ты уснул. Применять мантровый способ засыпания надо тогда, когда ты физически устал, но тебе еще хочется поработать умственно. А в итоге ты очень быстро уснешь и будешь спокоен. Утром же, проснувшись, обрадуешься подарка , который сделал сам себе.

 

 

Сколько языков мы учим

У нас было принято изучать в школах один иностранный язык. Кое-где сегодня решаются учить два языка. А мы спросим: почему два, а не три? Неужели будешь хуже знать один из этих языков, если начнешь изучать сразу три? Может быть, кое-кто думает, что не надо хвататься за все, и поэтому учит только один язык? Но многие люди на своем опыте уже давным- авно доказали, что, когда учишь три языка, лучше знаешь каждый в отдельности. Так поступали наши прапрадеды, которые считались образованными людьми, так поступают и современные интеллигентные люди.

      К сожалению, в предыдущие десятилетия школьные программы стали беднее, чем были когда-то. Из расписания исчезли многие нужные человеку предметы, в том числе и иностранные языки в том объеме, в каком это необходимо для качественного образования. Даже если в нынешних гимназиях и лицеях их будут изучать действительно серьезно, неизвестно, будет ли это твоим родителям по карману. Не беда, можно и нужно заниматься языками самостоятельно. Только важно знать, как это правильно делать.

            Что такое иностранные языки? В первую очередь - это инструменты общения. Что такое иностранные языки, во-вторых? Это целые миры - Вселенная, космическое пространство, и каждый раз другое. Ты можешь стать своеобразным космонавтом, путешественником в этих мирах, которые связаны друг с другом. И не надо искать гувернера, не надо предъявлять претензий к школьной программе, нужно всего лишь навсего попросить маму и папу о том, чтобы они

помогли достать тебе учебники и словари. Какие словари, какие учебники - это особый вопрос, об этом мы будем говорить позже. Можно заниматься несколькими языками сразу, если ты будешь использовать в полном объеме приемы, которые мы разработали.

        Если ты уже занимаешься иностранным языком или пока только родным языком, можешь использовать для начала одно важное правило: все, что ты ни делаешь, нужно сначала произносить вслух, заботясь о том, чтобы каждый раз при повторе по-другому воспроизводить текст.

         Когда нам нужно повторять текст, исполнять его во второй раз надо обязательно по-иному: то сделав не там ударение, то изменив темп, то проинтонировав как-то, пропев часть текста немножечко, другую часть проговорив, то поступив наоборот. Ты словно музыкант, певец или цирковой артист все время изобретаешь новый способ исполнения. И исполняя текст, ты, естественно. все больше и больше проясняешь, что он в себе скрывает, какой смысл в нем есть. Исполнил - подумал о смысле, исполнил по-другому – снова подумал о смысле. А если думать только о смысле, очень быстро устаешь, о чем ты и сам прекрасно знаешь.

      Можно добавить здесь еще одно правило. Оно называется правилом постановки движения. Если ты хочешь добиться плавного исполнения каких-то движении, задерживай предыдущее движение до тех пор, пока не обдумал последующее. Например, произнеси без пауз, удлиняя последний звук предыдущего слова, фразу: "кнаммгосстьпришел" Если последний звук не удлиняется, можно протяжно произнести предпоследний - как "с" в слове "гость". Помни всегда об одном условии: нужно освободить мышцы.

        Чтобы они стали свободными, надо подумать о каждой из них в отдельности, провести лучом внимания по своим рукам, ногам, по всему телу. Лучше делать это снизу вверх, и ты ощутишь, как твоему телу захочется взлететь, настолько оно легкое и свободное. Постановка движения помогает овладеть многими навыками, например, научиться печатать на машинке, играть на фортепиано или заниматься макраме. Постановка движения применяется тогда, когда мы просто говорим или слушаем. Существуют законы, связанные с постановкой движения, которые дают нам возможность на высоком уровне владеть собственными мышцами и самим движением, то есть создать навык. Но об этом позже.

     Очень полезно бывает спросить себя: смело ли мы дерзаем, мечтаем? Такие вопросы, наверное, нужно ставить специально, потому что чаще всего мы мечтаем автоматически, как будто полуспим. Это занятие у некоторых людей приобретает невероятные масштабы, из-за чего они даже подвергаются насмешкам, часто и справедливым, потому что их мечтательность совсем оторвана от действия. Очень легко представлять себя героем или мастером, ничего для этого пока не сделав. О таком мечтательстве мы говорим презрительно, потому что человек ничего не делает, не работает над тем, чтобы осуществить мечту. Но можно мечтать несколько иначе, имея перед собой духовный образец, который может послужить нам как пример к действию и "заочно" помочь осуществить мечту. Если ты воображаешь себя мастером или героем, ты просто мечтательствуешь. Если же начинаешь подражать кому-то, понимая, что пример, который тебя увлекает - это прежде всего сумма конкретных действий, конкретных поступков и навыков, твоя мечта будет тебе же помогать. Потому что ты и сам начнешь работать над тем, чтобы такие конкретные качества приобрести.

 

          Для чего нужен самоанализ, или Как я сам с собой могу поссориться

Как мы представляем свою личность? Наверное, как Я. Я - это личность. Такое простое представление о личности нас пока что устроит. Другое дело, что нужно понимать свое Я особым образом и стараться делать это сразу. Когда человек начинает ощущать свое Я по-настоящему? Прежде всего, когда видит, как воспринимают его другие люди, как улыбаются ему, здороваются с ним, как обижаются на него или приветствуют его действия, поступки. Кроме того, человек оценивает себя еще и как бы изнутри -свое самочувствие, когда видит ту или иную реакцию на свои действия у других людей. Таких оценок у человека бывает много, если он занимается самоанализом.

    Нужен ли самоанализ? Конечно, нужен. И особенно тем людям, которые хотят быть личностями. Почему быть личностью - хорошо? Да потому что только становясь личностью, человек постигает свою сущность. Он живет уже не просто потому, что родился, то есть как бы "автоматически", по инерции, а умеет глубоко мыслить, изучая окружающий мир.

     Чтобы стать личностью, нужно прежде всего научиться думать. Существует много школ мышления. Некоторые из них - народные. Чтобы получить образование, необязательно заканчивать университет. Можно иметь образование, усваивая уроки народной мудрости, которая содержится в различных традициях, обрядах, песнях, думах, усваивая духовные образцы, которые живут в сознании простых людей. Но ведь можно обратиться и к книгам. Это, конечно, нелегко, трудностей нас поджидает много. Зато это надежный путь, и если мы будем настойчивы, нас ждет успех.

 

О чем важно при этом помнить, о чем задуматься: все книги, которые мы читаем, - это книги о нас с вами, о тебе, даже если ты открыл географию, химию или букварь. Все книги - о тебе. Всякое знание - знание о тебе самом. Ты будешь все время удивляться, что сам это предчувствовал. И когда ты познакомишься с образами разных людей в художественной литературе, обнаружишь, что пополняешь сведения о самом себе, что, оказывается, ты очень многообразен.

      Человек, который занимается самоанализом, становится более управляемым. А чем лучше он управляет внутренними делами, тем лучше успевает в учебе и в жизни. Осуждать самоанализ -думание про себя и о себе - нельзя ни в коем случае. Нужно постоянно стараться наблюдать затем, удобно ли тебе физически, приятно ли по ощущениям или неудобно, и стремиться ликвидировать то или иное неудобство. Здесь могут помочь уже пройденные нами правила автодидактики.

        Любопытно, что учиться думать проще всего начинать именно с самоанализа и применения правил автодидактики. Интерес, который мы уже умеем изобретать, строить, организовывать, сочинять, является движущей силой в нашем развитии и вместе с тем основой нашего мышления: человек не способен мыслить, если не испытывает интереса. И потому в первую очередь нужно заниматься созданием интереса, а потом уже требовать от себя мышления (в скобках напомним, что мы не забываем сначала накопить данные, а потом делать выводы).

        Что еще нужно уметь делать, чтобы научиться самоанализу? Нужно научиться созерцать. Слово "теория", которое мы часто слышим с детства (по-гречески "феория"), означает "созерцать" (по-латыни "соntemplatio"). Теория есть созерцание. Что значит созерцать? Всматриваться, вглядываться, видеть что-нибудь благодаря тому, что ты на это посмотрел, обратил внимание. Теория, следовательно, начинается с физического действия, потому что смотреть -физическое действие.

      Научиться созерцанию внутренних движений в себе (таких, как настроение, ощущение, представление) - очень важное дело. Надо научиться наблюдать, когда у тебя появляются положительные эмоции, то есть когда у тебя спокойная совесть, когда тебе радостно, весело, когда у тебя торжественное настроение, и даже стараться делать маленькие, очень короткие, но существенные записи об этом в своем дневничке. Писать об этом нужно так, словно пишешь о постороннем человеке, и не стесняться, что это кто-то прочтет. А чтобы вообще никогда не было стыдно за какие-то действия, нужно не делать того, чего можно стыдиться. Тогда будешь жить спокойно и открыто, и тогда анализу твоего внутреннего мира смогут помогать и посторонние люди.

      А сейчас мы обратимся к одному слову, которое нам известно, но мы должны его разобрать, потому что применяем его в автодидактике особым образом. Это слово - "рассудок". Рассудок понимается как то, что является как бы умом без чувства. Чтобы не было путаницы, сразу скажем, что мысль должна быть обязательно связана с чувством. А плод работы рассудка - это суждение, которое бесчувственно. Мы должны научиться прежде всего мыслить, то есть пользоваться такими суждениями, которые, соединившись с чувством, превращаются в мысли.

        Вот тут-то, размышляя про себя и о себе, мы часто сталкиваемся с тем, что, когда нам интересно, обязательно думаем немножко о себе. Но то, что представляем собой мы, представляют, безусловно, и другие люди. Мы - это Ты плюс Я или Я плюс Ты. И мы всегда радуемся, если видим в другом сразу, с первого взгляда понимание нас. Это означает, что мы любим другого, потому что Понимание, Правда, Истина - конечно, очень ценные вещи. (Мы знаем об этом с самого первого дня жизни: сначала, как говорят, на чувственном уровне, а потом и все больше осознавая.)

    Научиться чувствовать Мы - значит научиться культуре. Поэтому, если ты занимаешься самоанализом, в тебе с годами становится все меньше маленького Я, которое тщеславно себя выпячивает, и все больше будет Мы, которое обладает множественностью, большим количеством таких Я, которые составляют Мы культуры.

        Чтобы понять, что отделять Я от Мы плохо, надо вспомнить, наверное, известное тебе слово "эгоизм". Эгоизм - вещь, достойная осуждения, потому что отчуждает человека от огромного самочувствия всего народа. "Отчуждение" -слово сложное, но его можно сделать простым при помощи небольшой операции. "Чуждый" переводится на современный язык как "чужой", следовательно, отчуждение - превращение в чужого.

    Можно ли стать чужим самому себе? Вопрос достаточно сложный для того, кто еще не занимался самоанализом. Вспомним о скуке. Что такое скука? Помнишь, когда тебе становилось вдруг невероятно тоскливо, а душа рвалась так и улететь отсюда? Это и есть отчуждение - уход от самого себя, когда тебе скучно с самим собой, потому что твоя душа действительно здесь уже не присутствует.

       Что же нас отчуждает от самого себя в первую очередь? Прежде всего, разные механические движения, которые мы выполняем без интереса, не анализируя своих ощущений, не понимая, как создается навык, и, конечно же, не понимая, что всякое движение должно быть обязательно исполнено с интересом, который мы переживаем в момент действия. Этот интерес, как мы уже знаем, называется актуализированным! Исполнение механических движений еще называют рутинными операциями, то есть такими, которые слишком хорошо известны, чтобы быть интересными.

      По нашим правилам, мы сначала всегда создаем интерес к делу, а потом им занимаемся. А интерес можно организовать всегда, потому что человек способен мыслить, используя материал жизни, где бы ни находился. И тогда он неуязвим в том смысле, что никогда не расстается с собой и становится как бы заколдованным рыцарем, героем сказки, которого ничто не берет. Другими словами, у него прибавляется сил.

   Еще можно очень просто потерять ощущение своей души и своего Я, когда мы подчиняемся "приказам" какой-то группы людей. Например, ты находишься среди своих друзей, которые хотят идти в кино, а тебе хочется в это время заниматься английским языком. Что происходит? Если ты подчиняешься, ты остаешься в группе и идешь в кино, забыв о том, что у тебя был внутренний приказ заниматься другим делом. Ты погасил внутреннее очень большое желание, чтобы остаться в компании. Каждый раз надо решать, что важнее, делать выбор.

    Какой же принцип должен здесь восторжествовать? Решать такие задачи можно только конкретно. Каждый раз нужно смотреть на то, что нарушаешь. Если ты, например, дал обещание, дал слово, его, естественно, нужно держать – ты обязан пойти. Если же у тебя есть возможность исполнить твое внутреннее желание, ты, конечно, должен прислушаться к тому, что тебе это желание продиктовало. Поэтому каждый раз нужно оценивать именно те обстоятельства, в которых находишься. Уйти от себя очень просто. Вернуться к себе можно, но это всегда трудно.

      У человека очень много препятствий на пути его развития. Но и само неполное развитие для какого-то периода существования человека может быть громадной трудностью, если он это развитее считает полным. Тогда и возникает зазнайство - человек вдруг необоснованно чувствует себя мастером, хотя таким не является. Неполное развитие, которое задерживается – страшный грех. И особенно печально, когда человек уже на первой стадии совершенствования навыка и становления мастерства считает, что уже представляет собой нечто выдающееся. Поэтому зазнайство, наверное, самая страшная вещь для навыка. Увидев себя мастером в будущем, заново рассмотрев свои возможности, ты сможешь предвосхитить свое будущее и правильно оценить то, что уже умеешь.

         Д. б. один девиз у всех, кто хочет стать мастером: расти, расти каждый день, не забывая о том, что если ты один день не растешь, то, значит, обязательно увядаешь. Для того, чтобы расти, нужно заниматься творчеством. Это слово - такое высокое, такое недосягаемое - должно войти в быт: ты можешь творить и тогда, когда занимаешься анализом, когда учишься, когда думаешь о своем будущем и пересотворяешь свои мечты. Надо изучать духовные образцы, как мы говорили, и пытаться все время придумывать, в соответствии со своими актуализированными интересами, собственные

"художественные произведения". Это могут быть и математические задачки, и модели, и приемы, но особенно, конечно, приемы. Если ты будешь придумывать сколько угодно разных способов, разных вариантов решений тех или иных задач

- у тебя в жизни окажется много творчества.

      Очень плохо, когда человек отчуждается от себя за счет превышенного внимания к моде. Конечно, человек должен придерживаться современной моды. Но если он придает этому слишком большое значение, то есть когда больше ничего и  е видит вокруг, кроме как моду и себя модным, то он отчуждается от своей личности, личность останавливается в развитии, становится как бы чересчур внешней. А чтобы она развивалась, надо все время всматриваться в себя. Личность постоянно должна быть как бы под наблюдением самой себя.

          А теперь мы произнесем слово, которое, несмотря на то, что часто употребляется, тоже бывает не совсем ясно для каждого. Это слово -"мещанин". Оно означало раньше "житель города". А в современном языке? Наверное, ты слышал, как люди произносят его с укоризной, и понял, что они бы не хотели быть мещанами. Определить же точно, кем они не хотят быть, непросто. Чтобы это сделать, давай немножко поразмышляем. Хорошо или плохо удовлетворяться тем, что ты сделал доброе дело? Может ли быть у хорошего, доброго человека целью существования покой? Можно ли отгородиться о: всего мира ради того, чтобы тебе было хорошо? Множество вопросов, на которые то легче, то труднее ответить, связано с определением мещанства. И, конечно, если они полегче (как. например, последний вопрос), мы на них без труда отвечаем.    А если, например, возник вопрос о покое: ведь покой нужен всем?

Так вот, мы должны решить сейчас, какой покой, какой отдых должен быть у человека, который не мог бы охарактеризовать себя как мещанина. Это покой от того, что ты все время стараешься достичь каких-то благородных целей, связанных с идеалами человеческими. Такой покой, который ты приобретаешь потому, что твоя душа беспокоится о ком-то, покой, чей объем совпадает с объемом неба - высокого, голубого, весеннего неба, под которым весна творит новую жизнь, это покой радости возрождения. Другими словами, мы все время встречаемся с духовностью, когда говорим о покое немещанина. А мещанин ищет того, чего на свете, в общем-то, и не бывает. Из-за этого-то он и страдает, потому что покой, который бездуховен, является просто иллюзией. Отгородиться от мира невозможно, а мещанин пытается это сделать. У него возникает масса неполадок из-за противоестественности его же поведения - неполадок в жизни, неполадок в нем самом, включая также и психические расстройства.

       Но знать, кто такой мещанин, еще не означает, что он начисто исчез в нас. Мещанин в каком-то смысле вездесущ. Он появляется в нас, как бы проглядывает в душе нашей, и не так уж редко. Определить мещанина в себе -самая главная задача. Не нужно искать его в другом, ведь многие люди не понимают, что мещанство-- это вещь, которая в нас. Потому мы так и подчеркиваем сейчас, каким образом его определить, чтобы можно было бороться с ним в себе. Все осуждают мещанство, и никто не признается в мещанстве, которое в нем, может быть, есть. А нам нужно в нем признаться себе, и для этого важно обязательно знать, что это такое. Чтобы бороться с ним успешнее, надо помнить еще одни красиво сформулированное правило. Оно представляет собой строку из стихотворения известного поэта Николая Заболоцкого: "Не позволяй душе лениться". Добавим здесь, что душа должна быть спокойной тогда, когда испытывает радость труда, настоящего духовного труда.

 


Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 549; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!