Пейзажная лирика А.С. Пушкина



Чувства добрые я лирой пробуждал... » (по лирике А.С. Пушкина) В исключительно богатом и разнообразном творчестве Пушкина большое и значительное место занимает лирика. Можно выделить несколько основных мотивов поэзии Пушкина: любовь и дружба, вольнолюбивая лирика, тема поэта и поэзии, философская лирика. Но всю ее объединяет одно, характерное для этого поэта качество, - гуманизм. Можно смело сказать, что стихотворения Пушкина пронизаны светлым оптимизмом, чувством любви к людям, призывом к справедливости и милосердию, к истинной свободе. Так, в оде «Вольность» звучат мотивы непримиримости с силами зла, желание бороться до конца. Поэт бесстрашно бросает вызов сильным мира сего, он азартен до безрассудства: Увы! куда ни брошу взор - Везде бичи, везде железы, Законов гибельный позор, Неволи немощные слезы... Но сам автор не верит, что тираны «склонятся» к справедливости. Он убежден, что страной должен править просвещенный монарх, то есть человек, который понимает, какую ответственность он несет за каждый свой поступок, какая великая миссия на него возложена. В стихотворении 1828 года «Анчар» Пушкин дает глубокое философское осмысление свободы. В первой же строфе стихотворения возникает образ «часового». Он стоит на границе, охраняет один мир от другого - мира Анчара. Это мир абстрактного зла, ибо яд Анчара изливается вовне не из мести, а от его переизбытка («Яд каплет сквозь его кору»): К нему и птица не летит, И тигр нейдет... Зло Анчара - абстрактное зло, страшное своею беспричинностью. Пушкин обвиняет не только бесчеловечного «владыку», пославшего своего слугу к смертельному Анчару, но и безропотного раба. Он считает, что каждый человек должен бороться за свою свободу. Только тогда власть прекратит притеснять более слабых. Большую часть поэзии Пушкина составляет философская лирика, дающая ответы на вечные вопросы бытия. Стихотворение «…Вновь я посетил…» – один из ее образцов. Оно было написано в 1835 году уже зрелым поэтом и гражданином. Рассуждения лирического героя здесь сводятся к тому, что остановить поток времени и жизни, повернуть его вспять не под силу никому. Глубокое понимание быстротечности и неумолимости движения времени легло в основу произведения. Общее настроение стихотворения можно охарактеризовать как светлую грусть. «…Вновь я посетил» представляет собой воспоминания лирического героя, поэта, вернувшегося через десять лет в Михайловское: …Вновь я посетил Тот уголок земли, где я провел Изгнанником два года незаметных… Лирический герой приходит к выводу, что человек должен понимать и принимать мудрые законы Вселенной, наслаждаясь тем, что у него есть - каждой минутой жизни. Пушкина, осознающего свою поэтическую миссию на земле, волновал вопрос о роли поэзии в жизни человечества. Свои размышления о целях поэтического творчества, о предназначении поэта художник воплотил в особом цикле. В него входят стихотворения «Пророк» (1826), «Поэт» (1827), «Поэт и толпа» (1828), «Поэту» (1830), «Я памятник себе воздвиг…» (1836). Каждое из этих стихотворений имеет свои особенности, но весь цикл пронизывает общий мотив высокого назначения поэта. Это человек, враждебный низменным интересам, погоне «за минутной славой». Он всегда гоним, одинок среди враждебной среды, окружен ненавистью, подвергается преследованиям, травле, но остается твердым и непоколебимым. Цикл о поэте и его роли имеет и более общий морально-этический смысл: здесь поэт не только «взыскательный художник» и учитель народа. Он становится для всех примером поведения человека-гражданина, примером стойкости, мужества, непримиримости к злу, несмотря на все преследования. Важно отметить, что дружеская и любовная лирика Пушкина также наполнены жизнелюбием, теплом и светом. Поэт невероятно трепетно относился к своим друзьям и любимым женщинам, временами даже обожествляя их образы. Любовь и дружба по Пушкину – это естественные состояния души человека. Это чувства, приносящие радость, даже если они не взаимны: Я забываю мир земной, Я нектар пью, срываю розы, И не страшат меня угрозы Судьбы и парки роковой. Без любви и дружбы, утверждает поэт, нет настоящей жизни, а есть лишь пустое существование. Творчество Пушкина открыло новую веху в истории русской литературы. Этот художник ввел в поэзию новые темы, новый язык. Но, кроме того, лирика Пушкина – явление поистине удивительное. Вся она пронизана светом, любовью, надеждой, гуманизмом. Воистину, прав был поэт, когда говорил о себе «Чувства добрые я лирой пробуждал».  

Пейзажная лирика А.С. Пушкина

Лирика А. С. Пушкина очень разнообразна. Поэт затрагивал в своем творчестве многие темы: любви, дружбы, свободы. Очень важна в поэзии Пушкина тема природы, пейзажная лирика.
Интересно, что природные зарисовки у Пушкина – это не просто фон для мыслей и чувств лирического героя. Пейзаж помогает поэту раскрыть важные философские темы, показать единство законов Вселенной, ведь природа – неотъемлемая часть жизни каждого человека, занимающая важное место в его мыслях и чувствах. Поэтому пейзажные зарисовки присутствуют у Пушкина в стихотворениях, посвященных совершенно различной тематике.
Так, в «Деревне» (1819) раскрывается тема свободы и рабства. Пушкинская деревня — это не какой-то исключительный «пустынный уголок», здесь
Среди цветущих нив и гор
Друг человечества печально замечает
Везде Невежества убийственный Позор.
Во второй части стихотворения поэт расширяет «географические» границы своих размышлений: если в первой части речь идет о конкретной деревне, в которой поэт обрел «приют спокойствия, трудов и вдохновенья» (в пейзаже-панораме легко угадываются окрестности Михайловского), то во второй части создается предельно обобщенный образ русской деревни. Картина деревенского «лона счастья и забвенья» в первой части «Деревни» напоминает обычный идиллический пейзаж. Но идиллия, оказавшись всего лишь иллюзией свободной и счастливой жизни, отменяется второй частью стихотворения.
Поэтическим итогом размышлений Пушкина-романтика о свободе, о надеждах и разочарованиях, связанных с нею, стало стихотворение «К морю» (1824). Море, как и океан, стихия, буря, гроза, шторм, в романтической лирике Пушкина всегда ассоциировалось со свободой. И в этом стихотворении «свободная стихия»- емкий символ.
Пушкин уподобляет море живому существу, одержимому мятежными порывами духа. Это очеловеченная «свободная стихия», близкая душе поэта-романтика и почитаемых им «гениев». Море - это и символ человеческой жизни, которая может «вынести» куда угодно, к любой «земле».
Поэт размышляет о море в трогательные и горькие минуты прощания. Море — «друг», своенравный и гордый, призывающий и требовательный, ропщущий. Пожалуй, это единственный верный и преданный друг, с которым поэту жаль расставаться.
Морская стихия и могущество человеческого духа Пушкиным сопоставлены, но не отождествлены. Именно в душе человека скрыт источник свободы, которую он несет в мир. Прощаясь с морем, поэт обещает хранить верность свободе. Но его понимание свободы стало иным: он убедиля, что свобода — благо, неугодное тиранам.
Стихотворение «На холмах Грузии...» — яркий психологический эскиз состояния поэта, передающий импульсивную смену его чувств и настроений. Элегическое начало, в котором грусть и легкость, светлая печаль кажутся столь созвучными состоянию вечной, засыпающей природы, сменяется «моментальной фотографией» пробуждения бурного чувства — чувства любви:
На холмах Грузии лежит ночная мгла;
Шумит Арагва предо мною.
Мне грустно и легко; печаль моя светла;
Печаль моя полна тобою…
Не умиротворенность ночи, а немолчный шум Арагвы, о котором сказано во втором стихе, созвучен любовному порыву, выраженному во второй части стихотворения. Сердце поэта вновь во власти воспоминания о далекой возлюбленной.
Яркая картина преображения поэта создана в стихотворении «Осень» (1833). Последние строфы стихотворения — акт творческого самосознания поэта. Здесь перед нами «тайное тайных » его души — процесс творчества. Он начинается тогда, когда поэт видит картины осенней природы. Он впитывает ее красоту и тленность:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса...
Параллели между тем, что происходит в природе, и состоянием души человека нередки в пушкинской лирике (стихотворения «19 октября», «Зимнее утро», 1829).В каждом времени года поэт открывает для себя что-то личное. Зима, весна, лето, осень — это как бы страницы «календаря его души».
Таким образом, природа в творчестве Пушкина наделена глубоким философским смыслом. Ее вечные законы поэт рассматривает как глубочайшую мудрость мира. В стихотворении «Вновь я посетил…» Пушкин описывает свои впечатления от посещения Михайловского, где он провел в ссылке два года. Мысли поэта обращаются к прожитому, он печально размышляет о себе и о времени.
Вновь посетив столь знакомые места, поэт почувствовал мудрость этого «общего закона» - вечного обновления и торжества жизни. Он воплощается в его стихотворении в центральном образе трех сосен.
Скромная природа стала для поэта могучим источником поэтического вдохновения и глубокого философского прозрения. Пушкин приветствует рождение новой «зеленой семьи». Ему радостно думать о том, что он неотделим от природы. На душе у лирического героя хотя и печально, но светло. Поэтому он так открыто смотрит в будущее.
Таким образом, пейзажная лирика играет важную роль в творчестве Пушкина. С ее помощью поэт решает многие вопросы, волнующие его, глубоко и ярко раскрывает их в своих поэтических строках - тему жизни и смерти, свободы, любви, дружбы, предназначение человека и поэта.

 


Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 760; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!