Когда болгары стали славянами? 11 страница



^ На вопрос Хасдая о расположении Хазарского каганата Иосиф сообщает, что он живет «у реки, по имени Итиль (Волга. - ЮД.), в конце реки [примыкающей к морю] Г-р-гана [море Гирканское -Каспийское]. Начало [этой] реки обращено к востоку на протяжении 4 месяцев пути. У [этой] реки расположены многочисленные народы в селах и городах, некоторые в открытых местностях, а другие в укрепленных [стенами] городах. Вот их имена: Бур-т-с [буртасы], Бул-г-р [булгары], С-в-р [сувары], Арису, Ц-р-мис [черемисы], В-н-н-тит [вятичи ?], С-в-р [северяне ?], С-л-виюн [славяне ?]. Каждый народ не поддается [точному] расследованию и им нет числа. Все они мне служат и платят дань. Оттуда граница поворачивает по пути к Хуварезму [Хорезму, доходя] до Г-р-гана [Гурган]. Все живущие по берегу [этого моря] на протяжении одного месяца пути, все платят мне дань. А еще на южной стороне - С-м-н-д-р [Семендер] в конце [страны] Т-д-лу [?] к "Воротам", [т.е.] Баб-ал-Абвабу [Дербенту], а он расположен на берегу моря. Оттуда граница поворачивает к горам. Азур, в конце [страны] Б-г-да, С-риди [Серир], Китун, Ар-ку, Шаула, С-г-с-р-т, Ал-бус-р, Ухус-р, Киарус-р, Циг-л-г, Зуних, расположенные на очень высоких горах, все аланы до границы Аф-кана [Абхаза], все живущие в стране Касса [касоги] и все [племена] Киял, Т-к-т, Г-бул, до границы моря Кунстандины [Константинополя, т.е. Черного моря], на протяжении двух месяцев пути, все платят мне дань. С западной стороны - Ш-р-кил [Саркел - Белая Вежа], С-м-к-р-ц, К-р-ц [Керчь], Суг-рай [Сугдея - Судак], Алус [Алушта], Л-м-б-т, Б-р-т-нит [Партенит], Алубиха [Алупка], Кут, Мак-т [Мангун], Бур-к, Ал-ма, Г-рузин [Херсон]. Эти [местности] расположены на берегу моря Кустандины [Черного моря], к западной [его] стороне. Оттуда граница поворачивает по направлению к северной стороне, [к стране] по имени Б-ц-ра [Баджна - печенеги]. Они расположены у реки по имени Ва-г-з. Они кочуют и располагаются в степи, пока не доходят до границы [области] Х-г-рины [венгров]. Они многочисленны, как песок, который на берегу моря во множестве. Все они служат [мне] и платят мне дань. Место расположения их и место жительства их простирается на протяжении 4 месяцев пути. Знай и уразумей, что я живу у устья реки, с помощью всемогущего. Я охраняю устье реки и не пускаю русов, приходящих на кораблях, приходить морем, чтобы идти на исмаильтян, и [точно так же] всех врагов [их] на суше приходить к "Воротам". Я веду с ними войну. Если бы я их оставил [в покое] на один час, они уничтожили бы всю страну исмаильтян до Багдада» [42, 230].

Хотя многие наименования народов сегодня нам ни о чем не говорят, общую картину границ каганата и его экономического благополучия из этого письма можно представить. А если учесть, что горы Дагестана изобилуют медными, железными и серебряными рудами, а в горах верховий реки Кубани существовало с тех времен и использовалось вплоть до середины XX в. значительное месторождение серебра, то можно сделать вывод, что экономический расцвет каганата был связан не только с транзитной торговлей, но и с торговлей изделиями из металла. Вполне возможно, что и нефть была продуктом торговли с Византией, которую империя в это время не имела возможности получать для создания греческого огня из районов, захваченных арабами.

О нравах и государственном устройстве Хазарского каганата сообщает Ахмед ибн Фадлан в описании своего путешествия в 921922 гг. в качестве посла от Багдадского халифа к царю Волжской Булгарии. «Что же касается царя хазар, титул которого хакан, то право же, он не показывается иначе, как [раз] в каждые четыре месяца, [появляясь] в [почетном] отдалении. Его называют «большой хакан», а его заместителя называют хакан-бех. Это тот, который предводительствует войсками и командует ими, управляет делами государства, руководит им, появляется [перед народом], совершает походы, и ему изъявляют покорность находящиеся поблизости от него цари. И он входит каждый день к наибольшему хакану смиренно, проявляя униженность и спокойствие. Он входит к нему не иначе, как босым, держа в своей руке дрова, причем, когда приветствует его, то зажигает перед ним эти дрова. Когда же он покончит с топливом, он садится вместе с царем на его трон с правой его стороны. Его замещает муж, называемый джавшыгыр. Обычай наибольшего царя тот, что он не дает аудиенции людям и не разговаривает с ними, и к нему не является никто, кроме тех, кого мы упомянули, а полномочия вершить дела, наказывать [преступников] и управлять государством принадлежат его заместителю хакан-беху» [42, 337].

Еще Ахмед ибн Фадлан сообщает, что «хазары и их царь - все иудеи, а "славяне" и все, кто соседит с ними, [находятся] у него в покорности, и он обращается с ними как с находящимися в рабстве, и они повинуются ему с покорностью» [42,339]. У арабов слово славяне звучит как сакалиба и, скорее всего, является переложением на арабский лад греческого слова ?к\а(5о1 - склавы, или склабы, и употребляют арабы это слово по отношению к порабощенным народам. Именно поэтому Ахмед ибн Фадлан называет волжских булгар, которые платили дань хазарам, славянами.

С середины VII в. до середины VIII в. Хазарский каганат вел войны с переменным успехом с Арабским халифатом и являлся естественным союзником Византии в деле сдерживания арабской экспансии в направлении Европы. Арабские историки ал-Балазури и ал-Куфи, описывая военный поход арабского военачальника

Марвана, воевавшего с хазарами еще в 733 г., сообщают, что арабы дошли до некой Славянской реки (нахр ас-сакалиба), под которой одни комментаторы этих историков понимают реку Дон, другие -Волгу. Точно так же историки не могут прийти к общему мнению по поводу этнической принадлежности народа ас-сакалиба, который потерпел поражение у этой реки: одни говорят, что это аланы, другие - славяне, а третьи называют их тюрками или финно-уграми.

Арабы познакомились со словами склавы -?k\ci(}oi, склавины -ZKXa(3r|voi на Ближнем Востоке в общении с византийцами. Поэтому арабские слова ас-саклаб (ед. ч.) и ас-сакалиба (мн.ч.), скорее всего, соответствуют по значению словам «раб», «рабы». Склавины как этнос на Ближнем Востоке не упоминаются, а если они и использовались в качестве вспомогательных войск, то этот этноним вряд ли так надолго запомнился бы арабам.

После падения Аварского каганата хазарам в начале IX в. пришлось делить освободившиеся после аваров территории и народы с Болгарским царством, а также с некими варягами, оккупировавшими прибалтийские регионы и проявлявшими военно-торговый интерес к днепровскому и волжскому торговым речным путям. Поскольку в это время варяги не создали какого-либо государства, а являлись, скорее всего, проводниками товаров из Северной Европы в Византию и Персию, их торговые интересы совпадали с интересами торговцев Хазарского каганата. Когда же эти варяги создали Руский каганат где-то в междуречье Днепра и Дона, то это уже напрямую стало подрывать экономические интересы Хазарского каганата. Тем более что Руский каганат попытался наладить политические и, вероятно, торговые отношения с Византийской империей, по крайней мере, о таком посольстве росов к византийскому императору Филофею в 839 г. сообщается в «Вертинских анналах».

Руский каганат просуществовал, вероятно, недолго, так как русские летописи о таком государстве уже не упоминают, а пришедшие в Киев в 862 г. варяги Аскольд и Дир обнаружили, что местное население платит дань хазарам. Видимо, Хазарский каганат ликвидировал своего восточного конкурента еще до прихода туда Аскольда и Дира.

В 866 г. правители Киева Аскольд и Дир ходили походом на Константинополь на двухстах кораблях. То, что это киевское воинство перепугало жителей Константинополя не удивительно, так как тогда Византийской империей управлял молодой Михаил III, который предавался в основном плотским утехам и обильному употреблению вина, за что и получил прозвище Михаил Пьяница. Но вот где набрали такое количество подготовленных воинов и кораблей Аскольд и Дир, - непонятно. Вполне возможно, что этими воинами были перешедшие на службу к хазарам варяги уже не существующего Руского каганата, ведь по какой-то причине в летописи говорится, что византийцев напугало известие о приходе Руси.

^ «В год 6374 (866). Отправились Аскольд и Дир войной на греков и пришли туда в четырнадцатый год царствования Михаила. Царь же был в это время в походе на агарян, дошел уже до Черной реки, когда епарх прислал ему весть, что Русь идет походом на Царьград, и возвратился царь. Эти же вошли внутрь Суда, совершили много убийств христиан и осадили Царьград двумястами кораблей. Царь же с трудом вошел в город и всю ночь молился с патриархом Фотием в церкви святой Богородицы во Влахерне, и вынесли они с песнями божественную ризу святой Богородицы и омочили в море ее полу. Была в это время тишина и море было спокойно, но тут внезапно поднялась буря с ветром, и великие волны, чтобы разметать корабли язычников русских, и прибило их к берегу и переломало так, что немногим из них удалось избегнуть этой беды и вернуться домой» [72, 34].

Когда в 882 г. образовалось государство, вошедшее в историю под названием Киевская Русь, под управлением князя Олега, то Хазарскому каганату сначала пришлось уступить часть территорий и народов, плативших хазарам дань, а затем и потерпеть существенное поражение в 965 г. от киевского князя Святослава, после чего от былого могущества хазаров ничего не осталось.

Население Хазарского каганата в основном было тюркского происхождения, поэтому и языком общения подвластных каганату народов был тюркский язык, тем более что предыдущие хозяева этих народов на протяжении многих веков были тоже тюрки.

Европа IX в.

Волжская Булгария

Государство волжских булгар образовалось в результате от-кочевания в середине VII в. на Среднюю Волгу части болгар вместе с одним из сыновей Куврата, хана Великой Булгарии, которая распалась на части при дележе между сыновьями после его смерти. Благостояние и могущество этого государства зависело от торговли, так как через его владения проходили речные торговые пути вверх по Волге к государствам Балтийского региона, по Каме - с Уралом и Сибирыо, а вниз по Волге с Хазарским каганатом и Арабским халифатом. У волжских булгар было, как минимум, два города: Булгар и Сувар, хотя Ахмед ибн Фадлан при описании местожительства царя сообщает только о многочисленных юртах, т.е. об отсутствии стационарных строений.

Начиная с X в., интересы Волжской Булгарии вошли в противоречие с интересами молодой Киевской Руси и в дальнейшем между ними происходили как малые, так и большие войны.

В начале X в. царь Волжских булгар направил к халифу письмо с просьбой содействовать принятию булгарами ислама, а также постройке крепости для противостояния хазарам. Вероятно, он предполагал, что вместе с исламом получит и защиту единоверцев от хазарского угнетения. Ахмед ибн Фадлан приводит это обращение царя Волжской Булгарии и само имя повелителя булгар в следующем виде: «Когда прибыло письмо Алмуша сына Шилки йылты-вара, царя "славян", к повелителю правоверных ал-Муктадиру, в котором он просит его о присылке к нему кого-либо, кто наставил бы его в вере, преподал бы для него кафедру, чтобы он установил на ней от его [халифа] имени хутбу в его [собственной] стране и во всех областях его государства, и просит его о постройке крепости, чтобы укрепиться в ней от царей, своих противников [речь идет о защите от царя хазар], - было дано согласие на то, о чем он просил» [42, 297].

В результате посольства Ахмеда ибн Фадлана волжские булгары приняли ислам и оставались верны вере в Аллаха вплоть до окончания существования этого государства при завоевании его территории ханом Батыем в 1236 г. Еще Ахмед ибн Фадлан сообщает, что для прочтения письма халифа потребовался переводчик с арабского на тюркский. В более поздние времена такой переводчик с арабского для тюрков-мусульман уже не потребовался бы, так как богослужение у мусульман происходит на арабском языке.

Ахмед ибн Фадлан поведал в своей книге о впечатлениях от Волжской Булгарии. Его как южного человека удивило изменение продолжительности дня и ночи в течение года: короткая ночь во время летнего солнцестояния приводила его и муэдзина в смущение, как и когда производить оповещение к ночной молитве, между теми, что производятся на закате и на восходе солнца. А как быть с молитвами в еще более, чем эти, северных краях, где, по рассказам булгар, жил народ вису, под которым, вероятно, подразумевался народ весь? В исламе того времени или не существовал пост во время Рамадана, или Ахмед ибн Фадлан не стал об этом упоминать, чтобы не смущать верующих, поскольку неясно, как быть с запретом приема пищи до заката солнца в местах, где оно по полгода не заходит или не восходит?

Какое количество увиденных змей на Среднем Поволжье должно было удивить Ахмеда ибн Фадлана, жившего в Месопотамии, где в жарких песках, по мнению европейцев, во все времена было огромное количество ядовитых змей? Между тем количество змей в Поволжье сильно не только удивило, но и устрашило этого южанина.

Ахмед ибн Фадлан упоминает и несколько булгарских имен: Алмуш, Текин, Сусанн и Барыс. Из них два - Сусанн и Барыс - подобны славянским именам, хотя славянские имена могли тоже появиться в тюркской среде, ведь среди дунайских болгар можно также встретить имя Борис. Да и обычай, по которому происходит встреча гостей, подобен тому, какой описывает Приск Панийский при своем посольстве к гуннскому вождю Аттиле, здесь на Средней Волге булгары встретили посольство хлебом, мясом и просом.


class="font36">Вообще о пище, ее производстве и сборе налогов Ахмед ибн Фадлан сообщает следующее: «Пища их - просо и мясо лошади, но и пшеница и ячмень [у них] в большом количестве, и каждый, кто что-либо посеял, берет это для самого себя. У царя нет на это никакого права, кроме лишь того, что они платят ему в каждом году от каждого дома шкуру соболя. Если же он предложит отряду [войска] [совершить] набег на одну из стран, и он награбит, то он [царь] имеет долю вместе с ними» [42, 321]. Собранные народом шкурки соболя царь отдает в виде дани хазарскому кагану. А что же достается самому царю булгар? Оказывается, в случае свадьбы или званого обеда подданные должны делать от этого пиршества царю отчисления, так же и купцы должны отдавать царю десятую часть своих товаров, в том числе и рабами.

Южанина поразило отсутствие в рационе булгар растительных масел и животных жиров, равно как и удивило потребление рыбьего жира. Подметил Ахмед ибн Фадлан и то, что булгары все носят шапки и при встрече с царем обязательно встают, снимают шапку и прячут ее себе подмышку. Все булгары живут в юртах, только у царя она гораздо больше в размерах. Наследственность у булгар определяется по старшинству в роде, т.е. умершему наследует брат, прежде его сыновей. Большая часть этих обычаев подобна обычаям русских людей даже не столь отдаленных времен.

Ибн Фадлан называет правителя Волжской Булгарии не иначе как «царем славян» (малик ас-сакалиба).

 

Глава 6. РУССКОЕ ГОСУДАРСТВС

Призвание на княжение Рюрика

Начинать повествование о происхождении Руси надо бы, конечно, с призвания варягов-русов, произошедшего согласно «Повести временных лет» в 862 г., но в византийских и западноевропейских источниках есть более ранние упоминания о государстве русов, или росов.

Так, в рукописи середины IX в., найденной впоследствии в аббатстве св. Бертина на севере Франции, более известной как «Вертинские анналы», приводится самое первое, по мнению исследователей этого вопроса, сообщение о росах, более того, о государстве росов.

В 839 г. к императору Франкской державы Людовику I Благочестивому (814-840) в Ингельхейм, столицу франкского государства того времени, находившуюся возле современного города Майнца, явилось посольство византийского императора Феофила (829-842), который «прислал также ...некоторых людей, утверждающих, что они, т.е. народ их, называется Рос (Rhos); король (rex) их, именуемый хаканом (chacanus), направил их к нему, как они уверяли, ради дружбы. Он (Феофил. - ЮД.) просил... чтобы по милости императора и с его помощью они получили возможность через его империю безопасно вернуться [на родину], так как путь, по которому они прибыли в Константинополь, пролегал по землям варварским и в своей чрезвычайной дикости исключительно свирепых народов, и он не желал, чтобы они возвращались этим путем, дабы не подверглись при случае какой-либо опасности. Тщательно расследовав [цели] их прибытия, император узнал, что они из народа шведов (Sueones), и, сочтя их скорее разведчиками и в той стране, и в нашей, чем послами дружбы, решил про себя задержать их до тех пор, пока не удастся доподлинно выяснить, явились ли они с честными намерениями, или нет. Об этом он не замедлил... сообщить Феофилу, а также о том, что из любви к нему принял их ласково и что, если они окажутся достойными доверия, он отпустит их, предоставив возможность безопасного возвращения на родину и помощь; если же нет, то с нашими послами отправит их пред его очи, дабы тот сам решил, как с ними следует поступить» [34, 288].

То есть еще до призвания варягов-русов в 862 г. где-то на востоке от Византийской империи существовало уже в 839 г. государство росов с хаканом во главе. Это государство явно не имело общих границ с Византийской империей и было мало, или совсем неизвестно византийскому императору, коль скоро пришли эти росы к нему впервые ради заключения мира и дружбы. И не могло их государство находиться где-нибудь на юго-восточном побережье Балтийского моря, так как эти земли должны были быть известны франкскому императору. Существовало государство росов, по всей видимости, недолго, так как других известий о нем в истории не зафиксировано.

Но почему сообщения росов о себе и своем государстве показались такими подозрительными императору Людовику? Или императору было известно, что народов с именем рос, рус или именем, похожим на это, было несколько? Если современные исследователи не исключают такой возможности, то и франкскому императору Людовику I Благочестивому могло быть об этом тоже кое-что известно. А что именно? Скорее всего, то, что еще около восьми веков назад один из племенных союзов сарматов с именем роксаланов более двух веков главенствовал среди покоренных им кельтских и германских племен, а также создал дружеские отношения, в том числе военные и торговые, с германскими народами Скандинавского полуострова.

«Вертинские анналы» не были единственным источником информации о существовании в IX в. еще какого-то каганата, кроме хазарского. Так, в Салернской хронике X в. до нашего времени дошел текст письма 871 г. от франкского императора и итальянского короля Людовика II (855-875), внука Людовика I, к византийскому императору Василию I (867-886), в котором он поясняет свое понимание титула «хаган» или, как чаще употребляют в российских исторических произведениях, «каган»: «Хаганом (Chaganus) мы называем государя авар, а не хазар или северных людей (Nortmanni)» [17, 45]. То есть Людовик II считал, что, поскольку титул кагана соответствовал европейскому титулу императора, то кроме аварского он никаких других каганатов и не признавал. Но в то же время из этого письма можно сделать вывод, что кроме аварского, уже не существующего во времена Людовика II, как минимум два каганата претендовали на существование - хазарский и норманнский.

Можно предположить, что после уничтожения франкскими войсками армии аваров в 800 г. и последующего развала аварского каганата, на окраинах этого государства, которое 250 лет владело территориями от Вислы и Дуная до Урала и Каспийского моря, создавались государства по подобию аварского. Одни государственные образования существовали долгое время, как Хазарский каганат, другие, в том числе может быть Руский и Норманнский каганаты, существовали столь недолго, что не оставили о себе более значительных упоминаний. Но если такие каганаты существовали, то созданы они были не без участия сарматов. Ведь именно сарматы, имевшие к тому времени тысячелетний опыт жизни на этих территориях при различных завоевателях, вероятнее всего, осуществляли торговые операции и при участии норманнов, которые лучше всех освоили мореходное дело, научились плаванию на судах как по Балтийскому морю, так и по рекам, вплоть до Каспийского и Черного морей. На побережье Балтийского моря вполне могло быть создано совместное государство норманнов и сарматов.


Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 412; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!