Перси Биши Шелли (Percy Bysshe Shelley, 1792-1822)



Замечательный революционный поэт Перси Биши Шелли в своих лирических и публицистических произведениях ставил актуальные проблемы времени. Его политическая поэзия явилась выражением народных стремлений к освобождению от буржуазно-монархического режима.

Революционные убеждения Шелли стали основой его дружбы с Байроном, но между ними были и различия. Революционный романтизм как общая идейно-эстетическая позиция проявлялся в их творчестве по-разному. В художественных образах Байрона было больше жизненной конкретности, поэтому Байрон более непосредственно подготавливал и приближал становление критического реализма. В творчестве Байрона отчетливо проявилась тенденция перехода от абстрактно-символических образов к образам реальным. Для художественной системы Шелли характерны сложная символика, яркая метафоричность, ассоциативность образов. Он тяготел к широким обобщениям и поэтическим абстракциям. Для романтизма Шелли характерна своего рода «поэзия познания», поэтическое восприятие и осмысление самого процесса познания..

В фантастическом зачине поэмы волшебница королева Маб похищает душу спящей Ианты (символ человечества) и вместе с ней в крылатой колеснице устремляется в звездные миры. Здесь королева Маб показывает Ианте жестокость прошлого и настоящего и противопоставляет им картину будущего. Место действия поэмы - вселенная, но автор характеризует вполне земные явления - тиранию, милитаризм, торгашество, религию.

Шелли раскрывает уродливые отношения в обществе, в котором результаты труда бедняков присваиваются «аристократией богатства». Бесчестное общество губит народные таланты. Нищета и тяжелый подневольный труд убили энергию неведомых Мильтонов, безвестных Катонов и Ньютонов. Война стала ремеслом наемных убийц, игрой государственных деятелей, забавой священников.

Шелли обличает религию. Бог представлен в поэме как тиран, отправляющий недовольных деспотизмом в ад. Священники, служители бога, сковывают человеческие души, так же как клевреты земного тирана порабощают тела людей. Земной и небесный владыки живут в полном согласии и направляют свои действия против человечества. Отрицая христианского бога, Шелли обращается к пантеистическим идеям, сохраняя просветительскую веру в разум.

В поэме содержится призыв к борьбе против тирании. Человек, по мнению Шелли, во имя социальных перемен должен быть неустанно деятельным; «душа и тело человека созданы для деяний, исполненных высокой решимости».

Шелли рисует утопическую картину будущего. Пустыни будут превращены в пастбища, холодный климат сменится теплым. Другим будет и человек будущего. Он станет свободным и счастливым. В изображении будущего Шелли обращается к жанровой форме видения.

В «Королеве Маб» проявилась метафоричность поэтического языка Шелли (the flight of passions wandering wing - «полет крылатой страсти», hydraheaded-woes - «горе с головами гидры»). Поэма написана в форме ораторского обращения к читателю, и в ней отчетливо сказались черты ораторского стиля: эмоциональные повторы, восклицания, риторические вопросы.

Откликом на современные народные движения явилась поэма Шелли «Восстание Ислама» (The Revolt of Islam, 1818). В ней поэт воплотил свой идеал революции. По словам Шелли, в «Восстании Ислама» он хотел видеть поэму «о такой революции, которая вполне может произойти в каждой европейской стране». Хотя местом действия является Константинополь, поэт не заботится о точности локальных примет. Ему важно создать обобщенную картину восстания против тирании. В революционной борьбе участвуют не только центральные герои - Лаон и Ситна, но и народ. Сюжет поэмы фантастичен и раскрывается в форме видения, но это «видение девятнадцатого века», т. е. о современном явлении.

В связи с темой восстания встает проблема революционного насилия. Один из персонажей, Отшельник, предлагает избежать кровопролития и пощадить тирана. Однако в ходе восстания оказывается очевидным, что тиран не останавливается ни перед чем в своих человеконенавистнических действиях. Шелли приводит своих героев к убеждению, что против тирании необходимо активно бороться. В марте 1818г. Шелли покинул Англию. Последние годы он жил в Италии, где поддерживал дружеские отношения с Байроном.

Героическая тема в творчестве Шелли нашла наиболее яркое выражение в философской поэме «Освобожденный Прометей» (Prometheus Unbound, a Lyrical Drama, 1820). В предисловии к поэме Шелли обосновывает свою интерпретацию прометеевской темы. Шелли решил представить своего Прометея не примирившимся, не дрогнувшим перед коварным противником; он воплотил в его образе лучшие человеческие качества: величие души, бесстрашие перед силой зла.

В монологе, открывающем поэму, Прометей говорит о страданиях человечества и обличает Юпитера за то, что в мире - «гекатомбы сломленных сердец». Прометей не признает постыдной власти бога. Прометея терзают фурии - «Собаки Ада», которых Юпитер кормит мольбами и стонами своих жертв. Юпитер мучает Прометея, потому что боится его. Прометей единственный из всех живых знает тайну падения тирана Юпитера. Прометей мог бы избавиться от страданий, если бы смирился и выдал тайну, но он не способен к смирению, ибо знает, что оно закабаляет человечество. К мужеству и стойкости Прометей пришел через любовь. Второй акт открывается монологом возлюбленной Прометея Азии, которая ждет падения тирана и того часа, когда она будет счастлива с Прометеем.

Рисуя картину будущего Шелли сближается в этой поэме с воззрениями утопических социалистов. Поэт верит в исторический прогресс и убежден, что путь к светлому будущему лежит через острую и напряженную борьбу против тирании. В этом преимущество Шелли перед социалистами-утопистами, которые полагались на естественный переход к социализму, без борьбы и активных политических действий. Шелли, однако, наивно представлял себе будущее социальное устройство; революционную борьбу он понимал только как уничтожение тирании.

Как и в «Королеве Маб», действие «Освобожденного Прометея» происходит в масштабах вселенной. Идея борьбы и возмездия раскрывается в песнях хоров. В свободном композиционном строе поэмы «Освобожденный Прометей» конкретная событийная линия не важна; главное - в борьбе противоположных нравственно-философских принципов. Борьба добра и зла, человечности и деспотизма представлена в символической форме. Но поэтические символы Шелли основаны на мыслях и чувствах современников. Прометей у Шелли - это обобщенный образ героя, в котором субъективное начало сказывается в самой идеальности образа.

В лирических стихотворениях Шелли героическим темам соответствует масштабное изображение могучих сил природы. Космические просторы, бури, потоки, вегер - такова стихия лирических шедевров поэта. Природа в стихах Шелли предстает в бурном движении и непрестанном изменении.

В «Оде к Западному Ветру» (Ode to the West Wind, 1819) символический образ Западного Ветра выражает идею обновления жизни. Западный Ветер разрушает все старое на своем пути и способствует созданию нового. Лирический герой-борец един с могучей силой Западного Ветра, предвещающего наступление бури. Десятистопный ямб и терцины «Оды» создают, неотразимое впечатление нарастающего ритма непреоборимого движения вперед.

Идеал прекрасного выражен в стихотворении «Гимн Интеллектуальной Красоте» (Hymn to Intellectual Beauty, 1816). Лирический герой обращается с клятвой верности к духу интеллектуальной красоты, которая является для него смыслом бытия.

Теме любви посвящено стихотворение «Эпипсихидион» (Epipsychidion[3], 1821). В символической форме поэт говорит о своем чувстве к Эмилии Вивиани. Истинная любовь идеальна, она основана на взаимопонимании, интеллектуальном общении и родственности воображения; любовь всесильна, она побеждает зло, освобождая людей от тьмы.

Шелли создал замечательные лирические стихи - раздумья об искусстве и трагической судьбе поэта. В стихотворении «К Жаворонку» (То a Skylark, 1820) истинное искусство сравнивается с песней жаворонка. Искусство должно быть столь же непосредственно, чисто и радостно, как пленительная песня вольной птицы.

Элегическая поэма «Адонаис» (Adonais, 1821) - скорбный плач о трагической гибели художника, жертве преследований в несвободном обществе. Поэма была откликом на смерть Китса, но Шелли в обобщенной форме утверждает бессмертие истинного таланта.

Откликом на события политического характера явилась сатирическая поэма Шелли «Маскарад Анархии» (The Masque of Anarchy, 1819, опубл. в 1832 г.).

Подзаголовок говорит о том, что это произведение «написано по поводу манчестерской резни». Полна сарказма публицистическая характеристика правителей Англии, которые устраивают кровавую расправу над народом. Символом власти предстает здесь зловещее маскарадное шествие палачей. Эта сатира содержит трагические ноты: поэт говорит о рабском существовании простых людей. Заканчивается поэма призывом к борьбе, к восстанию.

Для Шелли прекрасно то, что находится в движении, в развитии к высокому идеалу. Шелли как поэт-романтик ищет в настоящем ту красоту, в которой предвосхищается будущее, однако он обходит вопрос о конкретном изображении настоящего. Отсюда неизбежен определенный разрыв между действительным и желаемым. Материалистическая мысль о том, что искусство создается как результат воздействия реальности, осложняется в трактате идеалистическими утверждениями о пророческой роли поэзии, о всесильном воздействии поэта-законодателя на общество.

Шелли утверждает, что поэзия основана на воображении. Акцент на воображении и вдохновении, свойственный эстетике поэта-романтика, не означает, однако, того, что Шелли не признавал роли разума в поэтическом творчестве. Разум, по мнению Шелли, необходим для поэтического воображения.

Шелли сознает силу воздействия поэзии на общество: «Поэзия - неизменный провозвестник пробуждения великого народа, сторонник благотворных перемен во мнениях и установлениях». Восхищаясь прекрасными образами поэзии, люди подражают им и через подражание отождествляют себя с объектом своего восхищения. Яркие и страстные рассуждения Шелли о роли поэзии в общественной жизни проникнуты гражданским пафосом.

Шелли вошел в мировую литературу как поэт-тираноборец, прославляющий прометеевский героизм прекрасной свободолюбивой личности, выступающей против социального неравенства. Мечта поэта-романтика раскрывается в поэзии Шелли в форме картин счастливого будущего. Символический образ освобожденного человечества в произведениях Шелли родствен высоким идеалам социалистов-утопистов. Лирика Шелли оказала большое влияние на последующую социалистическую поэзию Англии, в частности на поэзию Уильяма Морриса.

14

Творчество Вальтера Скотта - важный этап в развитии литературного процесса в Англии, отразивший переход от романтизма к реализму.

Творческий метод и стиль романов Скотта - явление сложное. Скотт опирался на достижения писателей XVIII в., считая своим учителем Филдинга. Однако он жил в иную эпоху, и творчество его знаменовало новый этап в развитии романа. Не уступая своим предшественникам в художественном мастерстве. Скотт превосходит их не только глубиной своей исторической концепции, но и более совершенным способом построения романа и раскрытия характеров. Романтизм в творчестве Скотта своеобразно сочетается с ярко выраженными реалистическими тенденциями. Исследователи отмечают, что Скотт включил «романтическое» в круг реального[6].

В мировую литературу Вальтер Скотт вошел как создатель исторического романа. С присущей ему глубиной Скотт отобразил жизнь самых различных эпох, начиная со средних веков и кончая тем временем, когда жил он сам. Скотт увидел «тайну жизни» современного ему общества в его переходном характере.

Писатель жил на рубеже XVIII и XIX вв., в ту переломную эпоху, когда феодальные отношения сменялись буржуазными. Феодально-патриархальная Шотландия уходила в прошлое; на смену ей приходила Шотландия буржуазно-помещичья. Смена эпох обостряла интерес к прошлому, к истории, порождала стремление разобраться в закономерностях ее развития. Величие и сила Скотта заключаются в том, что он соединил в своем творчестве изучение истории с философским осмыслением событии прошлого и блестящим художественным мастерством романиста.

В своих романах Вальтер Скотт обращался к значительным историческим событиям. Он показал столкновение социальных сил в различные эпохи. Скотт более глубоко, чем какой-либо писатель до него, раскрыл роль социальных конфликтов в истории человечества.

Велика заслуга писателя, сумевшего показать народные движения, создать значительные народные характеры. Всей логикой развертывающихся в его романах событий Скотт подчеркивал зависимость судьбы отдельного человека от хода истории; он обладал способностью раскрывать характер каждого действующего лица как характер, определяемый исторической эпохой. Вместе с тем он прекрасно передал особенности быта людей, их обычаи и нравы, колорит страны и эпохи.

Своеобразие исторических романов Скотта определяется его мировоззренческой позицией. Мировоззрение писателя было противоречивым. Он придерживался консервативных взглядов, поддерживал правительство тори и был сторонником конституционной монархии. Объективно Скотт признавал право народа на борьбу против угнетения, но он опасался революционных преобразований, и его пугала идея народовластия.

За свою жизнь Скотт написал 28 романов, несколько повестей и рассказов. Многие его романы посвящены истории Шотландии: это так называемые шотландские романы, среди которых: «Уэверли, или Шестьдесят лет назад» (Waverley, or 'Tis Sixty Years Since, 1814), «Гай Маннеринг» (Guy Mannering, or The Astrologer, 1815), «Антикварий» (The Antiquary, 1816), «Пуритане» (Old Mortality, 1816), «Роб Рой» (Rob Roy, 1818) и др.; историческое прошлое Англии воспроизведено в романах «Айвенго» (Ivanhoe, A Romance, 1820), «Монастырь» (The Monastery, A Romance, 1820), «Аббат» (The Abbot, 1820), «Кенилворт» (Kenilworth, A Romance, 1821), «Вудсток» (Woodstock; or The Cavalier, 1826); в «Квентине Дорварде» (Quentin Durward, 1823) описаны события, происходившие во Франции во время правления Людовика XI.

Условием создания подлинно исторического романа Скотт считал серьезную проблематику и историческую точность. Писатель тщательно и добросовестно изучал исторические памятники, документы, костюмы, обычаи. В. Г. Белинский писал: «Когда мы читаем исторический роман Вальтера Скотта, то как бы делаемся сами современниками эпохи, гражданами стран, в которых совершается событие романа, и получаем о них, в форме живого созерцания, более верное понятие, нежели какое могла бы нам дать о них какая угодно история»[8].

И все же главное в романах Скотта не изображение быта и нравов, а изображение истории в ее движении и развитии.

Ключевыми романами шотландского и английского циклов с полным основанием можно считать «Роб Роя» и «Айвенго». В этих двух романах во всем блеске проявилось мастерство Скотта-романиста.

С темой Шотландии связан роман «Роб Рой». Описанные в нем события происходят в начале XVIII в. в горных селениях Шотландии, в торговом городе Глазго, на севере Англии. Писатель вводит нас в обстановку напряженной политической борьбы. Шотландскому народу навязана уния 1707 г., по которой Шотландия была окончательно присоединена к Англии. Феодальная знать еще лелеет мечты о возвращении своей былой власти, о реставрации Стюартов. Зреет заговор, ведется подготовка к якобитскому восстанию 1715 г. (якобиты - сторонники низложенной династии Стюартов). Знатный землевладелец Осбалдистон примыкает к восстанию. В атмосферу политической борьбы и интриг попадает молодой Фрэнк Осбалдистон, приехавший из Англии в поместье к своему дяде.

Главная сюжетная линия романа связана с историей Фрэнка. Однако отнюдь не она представляет основной интерес, а описание жизни и борьбы людей из горных кланов Шотландии. В романе воспроизведены тяжелые условия жизни простых людей, населяющих прекрасную Горную Страну с ее обширными лесами, живописными пещерами, озерами, высокими горами и лощинами. Великолепие природы еще более оттеняет нищету горных селений. В жизнь Горной Страны проникают новые формы торгово-денежных отношений. Рассказывая о жизни шотландцев. Скотт утверждает их право на борьбу с поработителями и угнетателями. Черты народного мстителя он воплощает в образе Роб Роя.

Роб Рой - реально существовавший вожак шотландских горцев. Он был гуртовщиком, которого разорили, лишили земли и дома. Роб Рой ушел в горы и возглавил отряд таких же, как и он, обездоленных горцев. Скотт не стремился к воспроизведению всех подробностей, связанных с жизнью Роб Роя; он передал основное - дух горной шотландской вольницы, воплощенный в образе великодушного и отважного народного мстителя, память о котором, как «о шотландском Робине Гуде -грозе богатых, друге бедняков», навсегда сохранилась в сердцах его соотечественников.

С историей утверждения феодальных отношений в средневековой Англии связано действие романа «Айвенго». События происходят в конце XII в. Это был период борьбы между англосаксами, жившими на территории Англии уже несколько веков, и завоевателями - норманнами, завладевшими Англией в конце XI в. Борьба усложнялась социальными противоречиями между крепостным крестьянством и феодалами (как норманнами, так и англосаксами). В этот же период шла борьба за централизацию королевской власти, борьба короля Ричарда против феодалов. В романе Скотта и представлена эта сложная эпоха.

Если в «Айвенго», обращаясь к далекому средневековью, Скотт рассказывает о победе феодальных отношений над патриархальными, то в ряде романов, посвященных событиям английской буржуазной революции XVII в. («Вудсток», «Пуритане», «Антикварий»), он обращается к изображению борьбы буржуазии с феодальными порядками. Оставаясь верным исторической правде, Скотт объективно показал историческую неизбежность крушения феодального строя и утверждения буржуазного.

Большая заслуга писателя состоит в том, что, несмотря на свой консерватизм и монархические симпатии, он сумел в данном случае изобразить события в полном согласии с исторической правдой. Об этом свидетельствует и образ принца Карла Стюарта («Вудсток») - пустого и легкомысленного человека, неспособного к управлению государством, но претендующего на королевский престол, и образ монархиста, верного феодала Стюартов сэра Генри Ли, который, хотя и осуждает казнь короля, встает на сторону Кромвеля («Вудсток»).

Историзм Скотта раскрывается и в романе «Пуритане», где создан собирательный образ пуритан-повстанцев. В романе повествуется о событиях 1679 г., когда в Шотландии вспыхнуло восстание пуритан, направленное против реставрированной в 1660 г. династии Стюартов. В «Пуританах» на широком фоне происходящей в стране борьбы между республиканцами и роялистами показана судьба шотландца Генри Мортона. Вначале умеренный пуританин, Генри Мортон становится одним из вождей восставших пуритан. Жизненный опыт помогает Генри побороть первоначально присущую ему политическую инертность.

Жестокость королевской власти, бесчинства солдат королевской армии заставляют его принять активное участие в борьбе. Как это обычно бывает у Скотта, фигура героя, история его любви затмеваются бурным потоком развертывающихся событий, в данном случае -борьбой между феодальным и буржуазным лагерями. Эти две социальные силы представлены в романе образами генерала-монархиста Клеверхауза и одного из вождей пуританского восстания - Берли. В образе жестокого, высокомерного аристократа Клеверхауза в самом отталкивающем виде показан фанатизм роялистов, стремящихся любыми средствами расправиться с народным движением ради утверждения своей власти и прежнего могущества. Клеверхаузу противопоставлен Берли как образ, выражающий историческую необходимость выступления пуритан.

Основной пафос романа обусловлен включением в него замечательных, ярких народных образов. Для Скотта очевидно, что без народа никакие исторические сдвиги невозможны, и потому народу в романе «Пуритане» принадлежит центральное место. В самой постановке вопроса - народное движение есть ответ на многовековые притеснения феодалов -большая заслуга Скотта. Но, отразив стремление народа к социальной справедливости. Скотт выступил с проповедью политического компромисса между враждующими лагерями -аристократией и буржуазией, компромисса, в котором он видел наиболее приемлемую форму разрешения острого социального конфликта. Скотт осуждает «фанатизм» пуритан, который представляется ему весьма опасным. Этот фанатизм писатель показал в образах слепой Бетси Маклюр, безумного Аввакума Многогневного, в образе Берли.

Выступив создателем многопланового романа, Скотт строит сюжеты своих произведений свободно, обогащая их множеством событий, вводя большое количество действующих лиц; несколько тем, переплетаясь друг с другом, создают сложный и яркий рисунок. Неоспоримое достоинство романов Скотта проявилось в художественно завершенном приеме соединения описаний частной жизни с историческими событиями. Мастерство писателя видно и в портретной характеристике героев, в описаниях обстановки, в которой они живут и действуют. Скотт умело вводит в повествование элемент неожиданности, распутывает сложные сюжетные узлы, обращается к фантастике, связывая ее с поверьями народа и особенностями его мировосприятия в каждую из описываемых эпох. Обращаясь к различным эпохам, Скотт на историческом материале каждой из них подчеркивает неизбежность исторического развития, смены старого новым.

Как создатель жанра исторического романа, Вальтер Скотт вошел в мировую литературу, заняв место в первом ряду ее лучших представителей.

15

XVIII век вошел в историю европейской культуры как век Просвещения. Недавние достижения науки, прежде всего, открытия И. Ньютона, Дж. Локка, побудили европейских философов, ученых, литераторов кардинально пересмотреть прежнюю картину мира.

На Америку, которая тогда была культурной и интеллектуальной "провинцией", идеи заокеанских просветителей оказали самое решительное воздействие: здесь они попали на более благоприятную, чем в Европе, почву, как бы специально "взрыхленную" для них всем ходом национальной истории. Просветительский рационализм также нашел горячий отклик у обитателей североамериканских колоний, своеобразно преломившись даже в Новой Англии, казалось бы, антагонистичной ему по духу.

Для американского Просвещение (эпоха) характерна резко выраженная антиклерикальная позиция, противопоставление христианскому религиозному культу культа разума. С особенно резкими нападками на христианскую церковь выступали Пейн, И. Аллен, К. Колден. Американские просветители были деистами (не атеистами), ведущим здесь было радикальное, демократическое крыло деистов. Т. Пейн — самый радикальный из американских просветителей. Они пропагандировали и другие передовые философские и общественные теории своего времени: стояли на позициях рационализма, теории естественного права, развивали положение о врождённом, естественном равенстве людей, были сторонниками республики.

XVIII век, столь радикально изменивший европейскую мысль, принес существенные перемены и в духовную, интеллектуальную и общественную жизнь Америки. Прежние идеи, идеалы и амбиции были, однако, не отвергнуты, но переосмыслены и переформулированы в соответствии с научными и философскими завоеваниями века Разума. Освоение континента связывалось теперь не с поисками сокровищ и легкой жизни, и не с Божьим водительством, а с идеями либерализма и прогресса, а также целесообразности.

 

Ярким воплощением переориентации американской мысли и эпохи Просвещения в целом выступает личность Бенджамина Франклина, литератора, ученого, философа, общественного и политического деятеля, дипломата. Пуританское происхождение и воспитание не воспрепятствовали очень разносторонним и абсолютно светским интересам Франклина. Для него как для деиста духовные проблемы его предков обернулись вопросами этики, устройства собственной судьбы и служения обществу. Его максимы (например, знаменитое "время — деньги") обозначают путь к самоусовершенствованию, а многочисленные эссе дают систематическую программу по улучшению человеческой природы и общества, в основе которой лежит утилитарный принцип: "Только добродетельный человек может быть счастливым".

Подобно тому, как переориентация светской жизни американцев воплощена в Б. Франклине, изменение религиозного сознания ярко иллюстрируется примером Джонатана Эдвардса (1703—1758), пуританского проповедника, величайшего в Америке метафизика и теолога. Эдвардс и Франклин представляют противоположные принципы американского мышления XVIII столетия: идеализм и материализм, вместе же отражают его разнообразие.

Некоторые изменения в жизни Америки обозначились уже с начала XVIII века. Утрехтский договор (1713) между Англией, Францией, Испанией и Голландией ограничил территории влияния Франции и Испании и объективно создал условия, в которых североамериканские колонии могли проявлять большую политическую и экономическую инициативу. В это время колонисты из Англии составляли 90% всего белого американского населения.

Иначе обстояло дело с афроамериканским населением. Перед началом Войны за независимость рабство уже было узаконенным социальным институтом с полуторавековой историей судебных расследований по так и не решенному вопросу, кем же считать чернокожего невольника: частным имуществом хозяев или человеческой личностью? В то время лишь один авторитетный голос американского просветителя Б. Франклина звучал в поддержку свободы каждого человека. К концу XVIII века, однако, в первые годы существования молодой американской республики, все штаты к северу от Мэриленда отказались от рабовладения, но окончательного решения проблемы рабства не предвиделось вплоть до второй половины следующего столетия.

На протяжении всего XVIII века отношения между американскими колониями и внутри них складывались не слишком гладко: периодически возникало напряжение (как, например, между Коннектикутом и Пенсильванией в 1750 году), случались и вспышки насилия. Города с высоким процентом черного населения жили в страхе перед возможным восстанием негров. Тяжелые условия труда вольнонаемных работников приводили к отдельным стихийным выступлениям (как протест греческих и итальянских иммигрантов во Флориде в 1769). Постоянную угрозу, в особенности в период Французской и Индейской войны (1756—1763), представляли индейские рейды. Череда войн против французов в Северной Америке повлекла за собой установление там британской гегемонии, что имело для английских колоний далеко идущие экономические и политические последствия. Десятилетия, предшествовавшие Войне за независимость, были отмечены ужесточением британской политики в ее американских владениях — принятием серии указов, ограничивающих колониальную торговлю, — и ответным ростом недовольства колоний "капризами" метрополии.

Указ о Гербовом сборе (1765), вводивший чрезвычайно высокий налог на американскую печатную продукцию, встретил яростное сопротивление — бойкот английских товаров со стороны колониальных купцов и разгром британских представительств отрядом "Сынов свободы" — и, хотя Парламент отменил указ в течение года, тот уже успел сыграть свою роль в укреплении антибританских настроений. Когда же был издан так называемый "Чайный закон" (1773), колониальные порты, объединившись, арестовали весь груз английского чая, чтобы не допустить его продажи на американской территории. При этом, не повышенный Англией налог был причиной бойкота — цена чая оставалась доступной, — а принцип. Британия постоянно напоминала Америке о ее зависимости от метрополии, подчеркивала ее "второсортность". 16 декабря 1773 года вошло в историю как день "Бостонского чаепития": отряд городских патриотов (под предводительством Сэмюеля Адамса), одетых индейцами, осадил английские корабли, которые стояли в Бостонской бухте, и выбросил в воду весь чайный груз.

Отношения с Великобританией не улучшились и в следующем году; в Филадельфии был созван первый из двух всеамериканских Конгрессов по правам американцев. Второй состоялся 4 июля 1776 года. Он принял "Декларацию независимости", написанную Томасом Джефферсоном от имени тринадцати английских колоний Северной Америки, которые ныне объявляли себя независимыми свободными штатами. Годом раньше, 19 апреля 1775, войско британской армии и отряд американского ополчения обменялись первыми выстрелами в Лексингтоне (Массачусетс). Началась Война за независимость, которая продолжалась до 1783 года. Создание регулярной армии и командование было поручено Джорджу Вашингтону, богатому виргинскому плантатору, за плечами которого имелся опыт Индейской и Французской войны. Впоследствии он стал первым президентом США.

"Декларация независимости" Т. Джефферсона.

"Декларация" — это и важнейший государственный документ и, в своем роде, литературный шедевр. Просветительские идеалы "жизни, свободы и стремления к счастью", становятся под пером автора революционными лозунгами, что вводит "Декларацию", как и политическую публицистику сподвижников Джефферсона, в широкий контекст литературы американского Просвещения и Американской революции. "Декларация" — это волеизъявление народа страны; показательно замечание Т. Джефферсона, что, составляя ее, он "не собирался писать ни памфлет, ни книгу" и "ни в коей мере не считал себя вправе изобретать новые идеи", а стремился лишь "раскрыть перед человечеством здравый смысл вопроса". Джефферсон рассматривал "Декларацию" как "самовыражение Америки", очевидно, именно это и придавало его формулировкам убедительность и силу.

За всю историю американской словесности именно этот период был временем наибольшей политической и общественной активности литераторов. Ими двигало чувство социальной ответственности: они были среди и впереди тех, кто делал не историю литературы, но историю своего народа.

Стремление Томаса приобщить к чтению газет и "низший сорт" имело основанием почти поголовную к началу XIX века грамотность белого мужского населения страны. Американский газетный рынок стремительно развивался в молодой республике. В 1785 в США печаталось уже более 75 газет. Пять лет спустя это количество возросло до сотни.

 

Наиболее популярным и влиятельным жанром во время и сразу после Революции оставался политический памфлет, в котором бесспорное первенство принадлежало Томасу Пейну (1737—1803). В период дебатов вокруг принятия Конституции на пике популярности оказался жанр открытого политического письма. В 1787—1788 годах в нью-йоркской газете было опубликовано 85 писем в поддержку документа, подписанных латинским именем "Публиус". За этим коллективным псевдонимом скрывались Александр Гамильтон и Джон Джей из Нью-Йорка, Джеймс Мэдисон из Виргинии. Собранные в отдельный том и опубликованные в 1788 году под заглавием "Федералист", письма "Публиуса" явились неопровержимым аргументом в пользу Конституции. "Федералист" был существенным вкладом и в развитие национальной литературы: позиция стремления к лучшему при готовности к худшему, определение полярных черт американского характера, сама лаконичная, четкая и экспрессивная манера изложения "Публиуса" не раз отзывались затем в американской словесности.

Т. Джефферсон и другие деятели Республики, впрочем, сурово критиковали американских романистов за то, что они развращают впечатлительных гражданок приукрашенными рассказами о современной жизни. В отличие от искушенной Европы, Америка, с ее пуританскими нравственными установками, поначалу сопротивлялась распространению нового для нее литературного жанра. Здесь считалось, что романы "толкают на путь греха", "разжигают страсти и развращают сердце", грязнят воображение юношества, внушая ложные представления.

Тем временем новый жанр активно завоевывал американскую читательскую аудиторию и книжный рынок. Несколько меньшее распространение, чем сентиментальный роман, получил роман сатирический ("Алжирский пленник" (1797) Рояла Тайлера, "Современное рыцарство" (1792) Хью Генри Брэкенриджа) и роман готический, корифеем которого был Чарльз Брокден Браун. В первой трети XIX века к этим разновидностям добавился исторический роман, возникший в Америке под влиянием англичанина В. Скотта.

 


Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 969; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!