Адресаты любовной лирики А.С. Пушкина
Планы практических и семинарских занятий:
Методические указания и рекомендации к практическим занятиям (семинарам)
Промежуточный контроль призван выявить, насколько глубоко усвоены теоретические понятия, изучаемые в курсе истории русской литературы, способности студента к собственно творческой работе. Контроль показывает, как студент соотносит вновь приобретенные знания с предшествующим материалом, умеет ли выявить глубинные связи литературного процесса, типологию героя, доказательно проиллюстрировать свои мысли. Контроль показывает, насколько свободно студент владеет теоретическим аппаратом и может ли самостоятельно интерпретировать художественный текст.
Практическое занятие №1.
Романтизм В.А.Жуковского и А.С.Пушкина.
Задание: Проанализировать стихотворения «Море» и «К морю»
Вопросы для подготовки:
1. Творческая история стихотворения В.А. Жуковского «Море» и А.С.Пушкина «К морю». Выявить связь их с романтическими взглядами авторов, отражение в них некоторых тенденций европейского романтизма (Д.Байрон, немецкие романтики).
2. Характер изображения стихии в стихотворениях В.А.Жуковского и Пушкина, их образная система. Сходство и отличие в развитии лирической темы, авторская позиция. Значение образов Наполеона и Байрона в стихотворении Пушкина.
3. Приемы и средства создания романтических образов в стихотворениях В.А.Жуковского и А.С.Пушкина.
|
|
Литература:
Тексты (любое издание)
Корман Б.О. Изучение текста художественного произведения. - М., 1972.
Манн Ю.В. Поэтика русского романтизма. - М.,1976.
Вацуро Э.В. Лирика пушкинской поры. - Санкт-Петербург, 1994.
Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики. - М.,1993.
Фомичев С.А. Поэзия Пушкина. Творческая эволюция. - Л.,1986.
Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. Учебное пособие. - М., 1999.
Гинзбург Л.Я. О лирике. – Л., 1997.
Практическое занятие № 2.
Эпикурейский романтизм К.Н.Батюшкова и созерцательный романтизм В.А.Жуковского.
Задание: Подготовить доклад на тему: «Антологическая лирика теория и практика бытования».
Проанализировать одно стихотворение К.Н.Батюшкова или В.А.Жуковского ( по выбору студента)
Вопросы для подготовки:
1.Раскрыть (если возможно) историю создания стихотворения. Если выбранное стихотворение – послание – выявить биографическую основу его написания.
2.Определить (если возможно) жанровую отнесенность стихотворения.
3.Выявить и проанализировать характер художественных средств, избранных поэтом для создания произведения.
4.Найти (если возможно) первоначальную редакцию стихотворения и сопоставить с окончательной.
|
|
Литература:
Тексты (любое издание)
Литература, указанная в предыдущем занятии
Литература, связанная с биографией поэтов:
Кошелев В.А. Константин Батюшков: Странствия и страсти. – М.,1987.
Томашевский Б.В. К.Н.Батюшков // Батюшков К.Н.Стихотворения. – М.,Л., 1948
Тоддес Е.А. Перечитывая Батюшкова. // Батюшков К. Опыты в стихах. – М., 1987
В.А.Жуковский и русская культура. – Л.,1987
Вацуро В.Э. Лирика пушкинской поры: «Элегическая школа». – СПб., 1994
Аверинцев С.С. Поэты. – М.,1996
Янушкевич А.С. Этапы и проблемы творческой эволюции В.А.Жуковского. – Томск, 1985.
Практическое занятие
№3 .Новаторство Крылова – баснописца.
Задание: По книге «Классическая басня» провести сопоставительный анализ басни «Ворона и лисица».
Вопросы для подготовки:
1.Сюжетная ситуация в осмыслении: Эзопа, Лессинга Лафонтена А.Сумарокова В.К.Тредиаковского.
2.Составить таблицу:
Форма.
Персонажи басен.
«Содержание» лести.
Своеобразие авторской позиции.
Особенности оформления сентенции.
Особенности выбора изобразительных средств
Характер комизма и способы его достижения
3. Сопоставить все варианты с басней И.А.Крылова «Ворона и лисица»
Литература:
Басни (любое издание)
|
|
Степанов Н.Л. Крылов. Жизнь и творчество – М.,1969
Коровин В.И. Поэт и мудрец. – М.,1996.
Гордин М.А. Жизнь Ивана Крылова. – М.,1985.
Классическая басня. – М.: Московский рабочий, 1981.
Практическое занятие №4,5
Лирика Пушкина и Лермонтова(стихотворение по выбору).
Задание: Интерпретировать самостоятельно выбранное стихотворение Пушкина или Лермонтова.
Вопросы для подготовки:
Раскрыть (если возможно) историю создания произведения.
Определить (если возможно) жанровую отнесенность стихотворения. Если выбранное стихотворение – послание, мадригал, любовная элегия – выявить биографическую основу его написания (если возможно).
Выявить и проанализировать характер художественных средств.
Найти (если возможно) первоначальные редакции стихотворения и сопоставить с окончательной.
Литература:
Лотман Ю.М. Пушкин. Исследования и материалы. – СПб., 1995.
Черейский Л.А. Пушкин и его окружение. – Л., 1989.
Виноградов В.В. Стиль Пушкина. – М., 1941.
Вацуро В.Э. Записки комментатора. – СПб.,1994.
Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики. – М.,1993.
Пушкин и проблемы реалистического стиля. – М.,1957.
Бочаров С.Г. Поэтика Пушкина: Очерки. – М.,1974.
|
|
Непомнящий В. Поэзия и судьба: Статьи и заметки о Пушкине. – М., 1983.
Лермонтовская энциклопедия. – М.,1981.
Гинзбург Л.Я. Творческий путь Лермонтова. – Л., 1940.
Андронников И.Л. Лермонтов. Исследования и находки. 4-е изд. – М., 1977.
Максимов Д.Е. Поэзия Лермонтова. – Л.,1959.
Коровин В.И. Творческий путь М.Ю.Лермонтова. – М.,1973.
Фохт У.Р. Лермонтов. Логика творчества. – М., 1975.
Практическое занятие №6.
Адресаты любовной лирики А.С. Пушкина
Задание:1. Выучить одно из стихотворений наизусть, подготовить к ним историко-литературный комментарий.
2. Письменно проанализировать одно стихотворение.
3. Подготовить презентации об А. Ризнич, А. Керн, Е. Воронцовой, А. Олениной и Н. Гончаровой. В презентации включить тексты посвященных им пушкинских произведений.
4. Найти историко-биографический комментарий в письмах А.С. Пушкина к Н. Гончаровой.
Вопросы для подготовки:
1. Любовь в лирике Пушкина на разных этапах его творчества. Своеобразие развития темы в анализируемых произведениях. Жизненная правда и вымысел в них.
2.Образ любимой женщины в стихотворениях«Я помню чудное мгновенье…», «Простишь ли мне ревнивые мечты…», «Мадонна». Сходные и различные черты в них.
3. Образ лирического героя и его эстетические позиции. Автобиографическое начало в лирическом герое Пушкина.
4. «Внешняя» и «внутренняя» структура стихотворения и их роль в формировании образа и чувства. Взаимосвязь интонации, лексики и ритмики стихотворения.
Литература:
Лотман Ю.М. Пушкин. Исследования и материалы. – СПб., 1995.
Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 680; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!