Нецерковные определения религии

ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ

Автор неизвестен

Пожилой преподаватель философии, заслуженный профессор, взял большую жестяную банку, заполнил её доверху большими осколками камней до пяти сантиметров в диаметре, и спросил у аудитории, полная ли банка.

«Конечно, полная», - ответили студенты.

Тогда профессор взял ящик с мелкой галькой, насыпал её сверху на камни и слегка потряс банку. Галька провалилась в свободное пространство между камнями.

Студенты засмеялись.

После этого профессор взял пакет с песком и высыпал его в банку. Неудивительно, что и песок тоже просочился в те щели, которые ещё оставались между камнями и галькой.

 - Эта банка, как жизнь человека, - сказал профессор, - сначала мы должны наполнить её крупными камнями, - это самые важные цели в нашей жизни, без которых мы не можем существовать: любовь, вера, семья, интересная профессия, воспитание детей. Галька – это менее важные цели, но необходимые для комфорта. Например, свой дом, машина, дача. Песок – это наши повседневные заботы. Если мы сначала насыпаем в банку песок, места для камней и гальки уже не останется. Тогда наша жизнь будет состоять только из повседневной суеты, но мы не достигнем самого важного и нужного. Необходимо учиться сосредотачивать наши усилия на важных вещах, без которых жизнь теряет смысл, например, воспитание детей. Иногда мы уделяем много времени зарабатыванию денег, уборке, стирке, готовке, общению с соседями, но при этом у нас не хватает времени на наших детей. Это значит, что мы заполняем свою банку песком, забыв о крупных камнях.

Мировоззрение

Определение: Мировоззрение – это система взглядов, определяющих осмысленное поведение человека. Его основой является вера.

Им обладают все люди, пусть даже самым примитивным. Если человек теряет мировоззрение (т.е. веру), он заканчивает жизнь самоубийством, или его жизнь лишается человеческого характера – тогда все его силы идут на осуществление материальной стороны жизни.

Научное мировоззрение – понятие весьма спорное (носит лозунговый характер). По своей сути оно должно быть построено на исчерпывающем объяснении действительности, которое должна давать наука. Сегодня даже учёные не дерзнут утверждать, что наука способна объяснить весь мир. С развитием науки число проблем только увеличивается. Например, наша психическая жизнь не поддаётся рационализации.

Корни мировоззрения всегда уходят глубже научного уровня – они уходят в веру. Поэтому и верующий, и атеист могут одинаково принимать науку.

Нужно различать мировоззрение и научный метод. Само словосочетание «научное мировоззрение» весьма спорное, оно не даёт опоры в жизни. Критерием истинности мировоззрения является его не научность, а его жизнеспособность. В этом смысле религиозное мировоззрение является таковым, т.е. помогает пережить тяжёлые жизненные ситуации.

История христианства (в широком смысле) есть попытка ответа на вопрос: «Кто есть Христос?» и одновременно поиск идентичности («Кто мы?»).В процессе этого поиска возможны три стратегии:

1.LOGOS (логос)

2.ANTILOGOS (антилогос) Þ  ответ от трёх видов людей:

a) атеист;

b) агностик (может быть, Бог есть);

c) инакомыслящий (человек другой религии)

3.DIALOGOS (диалогос):  «Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Пет.3:15) – подарить надежду отчаявшемуся (неверующему)

Жизнь ставит вопросы и философия раздаёт ответы. Подобно врачу, который даёт лекарство, которое и может и не принести исцеление. Но есть те, кому недостаточно этих ответов, те продвигаются дальше. Святитель Григорий Богослов: «Есть три вещи, которых нельзя удержать и объять: Бог, ангелы и философ».

Философия есть LOGOS, который состоит из двух основных элементов: ВОПРОС и ОТВЕТ(положительная и отрицательная составляющая). Для философии первостепенное значение имеет вопрос, а не ответ (последний имеет минимальную действительность).

Философия - это:

a)  борьба (Бердяев);

b) агония (гуманизм);

c) вопрос в самом вопросе

Христианство – это здоровая религиозность, которая есть предмет церковной жизни и пастырского попечения

Источником философского LOGOSa является дилемма «Быть или не быть»  Þ  если что-то существует, то для чего оно существует (поиск смысла его сущности), и что же остаётся когда всё проходит?

Платон видит философа постоянно пребывающего в aporia (неразрешимое противоречие):

1. Сомнение

2. Удивление     Þчувства, которые испытывает философ

 

3. Недоумение

 

Философия есть LOGOS (знание)  о Боге (без приоритета любви или теодицея без Бога).

Богословие есть любовь к премудрости с приоритетом любви (главный критерий теологии, её любовь сущего (знание приходит через свет любви)).

«Любовь к Богу есть истинная философия» (прп. Иоанн Дамаскин)

Богослов имеет познание любви, в отличие от философа, который любит познание  Þ философия есть έρως (попытка захватить, в отличие от ἀγάπη - попытки отдать)

Виды религиозной веры:

  1. Бытовая – обрядоверие, суеверие;
  2. Настоящая живая, но наивная и слепая (отличается субъективностью, не может передаваться другим людям);
  3. Сознательная религиозная вера, настоящая, оправданная перед разумом. Эта вера называлась в эпоху раннего христианства γνώσις — «знание»

«Вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр.11:1)

Христианином не рождаются, им становятся: динамическое свойство веры – по мере исполнения заповедей Божиих вера может или возрастать, или уменьшаться (АНАЛОГИЯ: движение ртути в градусьнике)

Доверие  Þ вера  Þ любовь

Необходимым делом живой спасительной веры является её исповедание – Исповедовать веру значит жить так, как хочет Господь Иисус Христос

О необходимости исповедовать веру говорит Священное Писание: «Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами» (Мк.8:38).

«Сердцем бо веруется в правду, усты же исповедуется во спасение» (Рим.10:10)

Religio – «связь», «соединение» (лат.) с высшей абсолютной реальностью, т.е. с Богом.

Религию можно рассматривать с субъективной и объективной стороны:

С объективной стороны – это вероучение.

А с субъективной – это вера – совокупность ума, воли и чувств верить в Бога.

Знание – этот элемент важен, т.к. позволяет направить веру на правильный предмет. Но в вере преобладают иррациональные составляющие. Каждый может убедиться, насколько желания и чувства доминируют над разумом.

В сферу иррационального входят моменты душевной жизни, которые не подвергаются прямой рационализации.

Воля – её выражением является нравственность. Религия не может выражаться вне поступков. Но с другой стороны, нельзя всю религию сводить только к нравственности.

О том, что вера должна быть связана с добрыми делами учат свв.отцы: «Вера рождается из покаяния и на нём стоит» (святитель Феофан Затворник)

«Вера есть смирение» (преподобный Варсонофий Великий)

Чувствования – не равны органам чувств. Они дают фон душевной жизни и живое ощущение присутствия Бога. Играют едва ли не основную роль в нашей жизни. Поэтому религиозность присуща тем группам людей, которые живут чувствованиями.

Нецерковные определения религии

Фридрих Шлеермахер: «В основе религии лежит сознание зависимости от высших сил»

Кант: «В основе религии лежит нравственность»

Бернард Рассел: «В основе религии лежит страх перед неведомым»

Атеистическое воззрение: «Религия – это иллюзорно-фантастическое отражение объективно существующего бытия (материального) в человеческом сознании»

  1. Против этого определения говорит социальный опыт. Если на ранних этапах своего развития человечество не могло отличить реальное от нереального, то с ростом самосознания и научно-техническим прогрессом число верующих из наиболее передовых людей своего времени не уменьшается.
  2. Идея Бога, как Существа Всесовершенного, не может быть отражением материального мира, в котором не ничего абсолютного и совершенного

Религия действительно включает в себя отражение реально существующей действительности, причём высшей реальности – Бога, хотя и не сводиться только к отражению (процессу по по существу пассивному), а включает в себя активность человека.

Карл Маркс: «Религия – это опиум для народа». Но опиум в конце концов убивает, а религия влияет благотворно (в отличие от наркотиков). Пример: в США разводом заканчивается каждый 4-ый брак, если взять христиан, регулярно посещающих храм, то 1 развод на 57 браков, а если взять семьи которые регулярно молятся – 1 развод на 500 браков (цит. по: архиеп. Михаил Мудьюгин).

 

 


Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 395; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!