Идеи                       лозунги                 символы



      взгляды (убеждения)  призывы, требования     знаки или образы           

изложенные (выраженные) публично и объединяющие политических соратников

 

            ЛИЧНЫЕ КАЧЕСТВА ПОЛИТИЧЕСКИХ ДЕЯТЕЛЕЙ:

АМБИЦИОЗНОСТЬ (наличие амбиций – т.е.честолюбия, стремления в чём-то выделиться),

КОММУНИКАБЕЛЬНОСТЬ (общительность, умение найти подход к людям),

КОМПЕТЕНТНОСТЬ (умение разобраться во всех решаемых проблемах), 

УВЕРЕННОСТЬ, ДАЛЬНОВИДНОСТЬ, ГОТОВНОСТЬ К РИСКУ И КОМПРОМИССУ  

                

    Политику характеризуют следующие особенности  и  противоречия:

                                         особенности –  

универсальность(так или иначе, охватывает все стороны и сферы жизни общества);

 публичность (немыслима без широкой общественной поддержки, открытости)

                                        противоречия –  

  объединяет (организуя)и одновременно разобщает общество;

совмещает корыстные  личные интересы и мотивы с общественными  задачами

 

                               КОНФЛИКТ                 КОМПРОМИСС

               и д е я           ПОЛИТИКА         в л а с т ь

                                       БОРЬБА                 ОРГАНИЗАЦИЯ

 

              

Политическая наука как учение об обществе и власти возникла ещё в древ-ности (Конфуций, Сократ, Платон, Аристотель, Полибий, Цицерони мн.др.), впо- следствии дав начало многим общественно-гуманитарным наукам – от эко-номики до социологии. Однако собственно политическая наука – как наука о власти и управлении, способах и целях борьбы за власть, а также средствах удержания и эффективного применения власти – появилась «на заре» европей-ского Просвещения, в XVI веке. Её основоположник – итальянский писатель  и дипломат Н. Макиавелли (ПОЛИТИЧЕСКИЕ МЫСЛИТЕЛИ – СМ.ПРИЛОЖЕНИЯ)

 

Современная политология появилась в США в сер.Х1Х в., ставя своей зада-чей не  изучение глобально-фундаментальных процессов, явлений и законо-мерностей общественного развития (в отличие, например, от философии, по-литэкономии, социологии, истории), а  анализ  и, по возможности, прогнози-рование конкретных политических событий и ситуаций (в т.ч. – различных политических сил и движений, популярных идей и т.д.). Политология – в от-личие от академических либо прикладных наук – основывается чаще всего не  на  объективных точных и проверенных (теоретически или экспериментально) данных, а  на субъективных предвзятых мнениях и противоречивых коммен-тариях  исключительно  по  злободневным  вопросам и проблемам. Главная работа политологов – формировать общественное мнение, интересно и убе-дительно высказываясь на самые различные (пр. всего – злободневные) темы..            

                      Р А З Д Е Л       П Е Р В Ы Й

П О Л И Т И Ч Е С К А Я   М Ы С Л Ь

                                  Т Е М А 1

            Зарождение и развитие политической мысли

 

          Общественное сознание и политическое мышление.

                             Мировоззрение  и идеология

 

Само понятие «политика» ассоциируется прежде всего с понятиями «идея» и «власть». Если власть означает предельную концентрацию политической во-ли и потенциала, то идея выражает осознанный и сформулированный замысел действий  (или суть требований) социально активных мыслящих личностей.  

Для формирования политических идей (взглядов) необходим определённый уровень общественного сознания и политического мышления людей.

 


                               ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОГРАММЫ

        ИДЕОЛОГИЯ                                                                              МИРОВОЗЗРЕНИЕ

                                                             И Д Е И

      ОБЩЕСТВЕННОЕ                                                                     ИНДИВИДУАЛЬНОЕ

       С О З Н А Н И Е                                                       ПОЛИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

 


Первыесобственно политические идеи(скорее – учения) зарождаются в античную эпоху, но в современном значении этого слова(т.е.чётко сформулированные полити-ческие взгляды) они появляются в эпоху позднего европейского средневековья – или раннего Возрождения и Просвещения(XI – XVI вв.), а в XVII – XVIII вв.на основе тогдашних политических учений  формулируются первые политические программы и складываются первые идеологии (СМ. ДАЛЕЕВ КОНЦЕ ДАННОЙ ТЕМЫ)  

 

               Т и п ы п о л и т и ч е с к о г о м ы ш л е н и я

К Р И Т И Ч Е С К О Е                                  и                    Д О Г М А Т И Ч Е С К О Е

Р А Ц И О Н А Л И С Т И Ч Е С К О Е           и                   У Т О П И Ч Е С К О Е

Критическое и рационалистическое мышление составляют основу научно-го мировоззрения – с  его логически последовательными суждениями,  прове-ренной методологией  и  критическо-диалектическим  подходом  ко всем ис-следуемым вопросам.

Два других типа мышления свидетельствуют либо о косности (отсталости, примитивности), либо о незрелости и поверхностности взглядов и суждений:

 – д о г м а т и з м – упорное следование привычным (стереотипным) и (или также) непроверенным (неподтверждённым) представлениям, суждениям о чём-либо (догма, догмат – в христианстве так называется непререкаемое утверждение, положение, не подлежащее критике и обсуждению)

 – у т о п и я – мечта, фантазия, кажущаяся несбыточной, неисполнимой, не-возможной; оторванность от реальности («Утопией» называлось произведение анг-лийского политика и писателя Т.Мора, описавшего идеально счастливое  общество, жите-ли которого трудились исключительно ради всеобщего блага, не зная бедности и роскоши)

       Политические взгляды и учения от древности до новой эпохи      

Первые дошедшие до нас рассуждения о власти в обществе принадлежат Конфуцию (ки-тайский мудрец VI в.до н.э.), но родина политической мысли – как и политики вообще – ан-тичные Греция и Рим: вершина политической мысли античности – труды Платона и Арис-тотеля, рассуждения Сократа, а также сочинения римских учёных (прежде всего знамени-тых юристов, историков, государственных деятелей – Полибия, Цицерона, Юлия Цезаря, Марка Аврелияи мн.др.).

На основе обобщения их взглядов и знаний, уже в эпоху европейского Возрождения  и раннего Просвещения (XV – XVI вв.), возникает собственно политическая наука, основате-ли которой – итальянский дипломат Н. Макиавелли,французский и голландский правове-ды  Ж.БодениГ.Гроций,а также мыслители позднего Просвещения (XVII – XVIII вв.) англичане Т. Гоббс, Д. Локк, Э. Берк,французы Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо,американ-цы Б.Франклини Т.Джефферсон,славянский публицист Ю.Крижаничи мн.др.учёные и политики. Они создали (или растолковали) учения об основополагающих социальных  ка-тегориях  личности, обществе, власти и собственности,положив начало научному ис-следованию и (главное!) активному преобразованию современного им общества (воспри-нимая АНТИЧНУЮ МОДЕЛЬ  как определённый образец общественно-государств. устройства  – ?).    

Представления о божественности (сакральности)государственной власти (патернализм) сменились идеями закона и порядка, справедливости  и  ответственности  людей (перед Бо-гом и/или перед обществом). Эти взгляды легли в основу европейского  л и б е р а л и з м а

Огромную роль в развитии общественно-политической мысли сыграли также  романтики-утописты (Т.Мор, Т.Кампанелла, Ж.Мелье и др.),уверенные, что главное  зло  человечес-кого обществаимущественное неравенство, частная собственность  на то, что долж-но принадлежать всем. Они провозгласили главными ценностями не собственность, а труд, неличную наживу, аобщественную пользу – в противоположность прагматикам-рационалистам,убеждённым, что основой общественного благосостояния и социального прогресса могут быть лишь частная собственность и личная свобода каждого достойного человека, способного своими богатствами послужить обществу…

 

В XVII – XVIII вв. общественное сознание западноевропейской интеллектуальной элиты окончательно  становится светским, проникаясь материалистическими и рационалистиче-скими взглядами. Научные достижения, географические открытия и успешные колониаль-ные завоевания европейцев убедили их в собственном превосходстве над всеми остальны-ми народами Земли. Эта убеждённость нашла своё выражение в либерализме.

 

Истоки западноевропейского либерализма – протестантское мировоззрение в сочетании с гуманистическими взглядами на мир и человека

 ОСНОВЫ ЛИБЕРАЛЬНОГО ФИЛОСОФСКО-ПОЛИТИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ

Научная                          Морально-этическая              Идейно-политическая

материализм,                 прагматизм,             гражданское равноправие,

рационализм               индивидуализм                главенство закона

личная ответственностьизаконопослушность, трудолюбиеи предприимчивость, знания и способности делают человека богатым и свободным

       

Основа утопических идей – уравнительно-альтруистические представления об обществе (в котором не должно бытьсоциального неравенства, зависти и вражды)

 

Мыслители новой эпохи заложили основы научных представлений  об   об- ществе (о социальной справедливости и социальном прогрессе), сформулиро-вав первые собственно политические  идеи и д о к т р и н ы (учения, теории).       

                                    Т Е М А 2

  Идеи новой (кон. XVIII – XIX в.) и новейшей (ХХ в.) эпохи

 

Первые европейские идеологии :  протестантская (в её основе – идея осозна-ния человеком его долга перед Богом и обязанностей перед обществом),  а также либеральная (с её идеями свободомыслия, народовластия и равноправия )   

С Х О Д С Т В А И Р А З Л И Ч И Я МЕЖДУ И Д Е О Л О Г И Е Й И Р Е Л И Г И Е Й

сходстваих массовость, а также определённые аксиологичностьи догматичность(? ?);

различияр.обращена прежде всего к чувствам, а и.к разуму, сознанию людей

                                              Идеологии:  

 религиозные и светские, а также р е а к ц и о н н ы е   и п р о г р е с с и в н ы е        

(реакция – стремление вернуть старое, отжившее; прогресс – поступательное развитие)

 

В отличие от идеи, идеология объединяет не просто добровольных сторонников, поли-тических единомышленников, а самых разных граждан общества, т.е.является средст-вомне только политической борьбы, но ивоспитания людей в соответствующем  духе (патриотизма, справедливости, взаимопомощи, ответственности и т.д.).

                  ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА СТАНОВЛЕНИЕ ИДЕОЛОГИИ

      социальный                 морально-этический  идейно-мировоззренческий

 соц-ная принадлежность, опора   морал.-этич.нормы           политические позиции   

  классовая, этническая,               сложившиеся представления о том,      убеждения, во имя к-рых

 конфессиональная                           что правильно, справедливо и т.п.   человек готов действовать

                                                                                                          

В новую эпоху формируются такие   идейно-политические  направления

Р е в о л ю ц и о н н о е (революционно-радикальное (леворадикальное))   Л и б е р а л ь н о е (умеренно-либеральное и    праволиберальное)  К о н с е р в а т и в н о е (самые крайние консерв.идеи – реакционные и праворадик.)

      Л Е В Ы Е                                                                                                П Р А В Ы Е       М О Р А Л Ь Н О – И Д Е О Л О Г И Ч Е С К И Е     Ц Е Н Н О С Т И   И   П Р И Н Ц И П Ы коллективизм,                               индивидуализм, прагматизм традиционно-патриархальные


Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 458; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!