Основные теоретико-литературные понятия



Художественная литература как искусство слова.

Художественный образ.

Содержание и форма.

Художественный вымысел. Фантастика.

Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм). Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей XIX - XX веков.

Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы: роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада; лирическое стихотворение, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма.

Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов.

Деталь. Символ.

Психологизм. Народность. Историзм.

Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.

Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Гипербола. Аллегория.

Стиль.

Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Строфа.

Литературная критика.

В образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения данные теоретико-литературные понятия изучаются с опорой на знания, полученные при освоении родной литературы. Дополнительными понятиями являются:

Художественный перевод.

Русскоязычные национальные литературы народов России.

Основные виды деятельности по освоению литературных произведений и теоретико-литературных понятий

Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

Выразительное чтение.

Различные виды пересказа.

Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.

Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.

Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.

Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.

 

Правила проведения вступительного испытания

 

Экзамен по русской литературе предполагает логически последовательное, самостоятельное, аргументированное суждение о художественном произведении; умение анализировать его, делать выводы и обобщения из отобранных и осмысленных исторических и литературных фактов.

Экзамен проводится в устной форме. На экзамене не разрешается пользоваться художественными произведениями, методическими пособиями, справочниками, словарями.

Экзамен состоит из двух частей: в первой части предлагается вопрос (тема) по текстуально изученным в средней школе произведениям литературы ХIХ века; во второй части предлагается вопрос (тема) по текстуально изученным в средней школе произведениям литературы ХХ века и современной русской литературе.

Вопросы для экзамена по литературе составляются с таким расчетом, чтобы абитуриент смог продемонстрировать уровень своего культурного, интеллектуального, эстетического развития, то есть способность воспринимать литературное произведение как факт искусства, умение логически интерпретировать литературное произведение, проявлять эстетический вкус при оценке того или иного литературного материала.

ВОПРОСЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

  1. «Слово о полку Игореве» как выдающийся памятник Древней Руси.
  2. Басни И.А. Крылова. Их тематика и художественное своеобразие.
  3. Романтизм в поэзии В.А. Жуковского.
  4. Традиции и новаторство в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
  5. Многообразие тем и мотивов лирики А.С. Пушкина.
  6. «Евгений Онегин» А.С. Пушкина как социально-психологический роман.
  7. Тема истории в творчестве А.С. Пушкина («Медный всадник», «Полтава», «Борис Годунов», «Капитанская дочка» – по выбору).
  8. Своеобразие прозы А.С. Пушкина («Повести Белкина» и др.).
  9. «Темы и мотивы в поэзии М.Ю.Лермонтова».
  10. Проблематика социально-психологического романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
  11. Образ Петербурга в повестях Н.В. Гоголя («Невский проспект», «Шинель», «Нос» и др. – по выбору).
  12. Жанровое своеобразие поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души». Принципы изображения персонажей.
  13. И.А. Гончаров – писатель-реалист. Образ главного героя в романе «Обломов».
  14. Картины русской жизни в пьесах А.Н. Островского.
  15. Герой в романах И.С. Тургенева («Рудин», «Дворянское гнездо», «Отцы и дети» – по выбору).
  16. Художественное своеобразие реалистической поэзии Н.А. Некрасова.
  17. «Сатира М.Е.Салтыкова-Щедрина («История одного города», «Господа Головлевы», сказки – по выбору).
  18. Лирика середины XIX века (Ф.И. Тютчев, А.А. Фет, А.К. Толстой – по выбору).
  19. Герой и его идея в романах Ф.М. Достоевского («Преступление и наказание», «Идиот» – по выбору).
  20. Человек и история в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир».
  21. Герой-праведник в творчестве Н.С. Лескова («Левша», «Очарованный странник», «Запечатленный ангел» – по выбору).
  22. Своеобразие художественного мира А.П. Чехова.
  23. Человек в ранних произведениях М. Горького.
  24. Особенности реализма И.А. Бунина.
  25. Литература русского зарубежья (И. Бунин, И. Шмелев, Б. Зайцев и др.– по выбору).
  26. Поэтический мир С.А. Есенина.
  27. Основные мотивы лирики А.А. Блока.
  28. Своеобразие русского символизма (И.Ф. Анненский, Ф.И. Сологуб, К.Д. Бальмонт, В.Я. Брюсов – по выбору).
  29. Особенности поэзии А. Ахматовой.
  30. Творческий путь одного из поэтов Серебряного века.
  31. Новаторство поэзии В.В. Маяковского.
  32. М.А. Булгаков-художник («Белая гвардия», «Мастер и Маргарита» – по выбору).
  33. Сатира 20-30-х годов (М. Булгаков, М. Зощенко, М. Маяковский и др.).
  34. Поиск смысла жизни героями М. Шолохова.
  35. Литература ХХ века о Великой Отечественной войне.
  36. Художественное своеобразие поэзии А.Т. Твардовского. «Василий Теркин» как народная поэма.
  37. Лирика 60-х годов (Е. Евтушенко, А. Вознесенский, Н. Рубцов и др. – по выбору).
  38. Человек и государство в прозе А.И. Солженицына.
  39. Природа и человек в прозе В. Белова, В. Распутина, В. Шукшина, В. Астафьева, Ч. Айтматова и др. – по выбору).
  40. Тематика, проблемы, образы современной литературы.  

 

Критерии оценки заданий

При оценке ответа на вопрос главным является содержательный аспект.

76-100 баллов ставится за задания, которые полностью соответствуют теме, глубоко и аргументировано её раскрывают. Абитуриент формулирует свою позицию с учетом позиции автора. Фактические ошибки в ответе отсутствуют.

60-75 баллов ставится за задания, достаточно полно раскрывающие вопросы-темы, обнаруживающие хорошее знание литературного материала, логические и последовательные по изложению, хорошо выстроенные композиционно. Допускаются одна-две фактических неточностей.

32-59 баллов ставится за задания, в целом раскрывающие тему, но обнаруживающие односторонность или неполноту в раскрытии вопросов-тем, в которых допущены отклонения от темы или отдельные неточности в изложении фактического материала, нарушение последовательности и логичности изложения. Допускается три-четыре фактических ошибки.

0-31 баллов ставится за задания, в которых тема не раскрыта. Обнаруживается незнание текста, обилие фактических неточностей, нарушение логики изложения, тяготение к пересказу.

Минимальное количество баллов, подтверждающее успешное прохождение вступительного испытания, соответствует установленному Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки минимальному количеству баллов по результатам ЕГЭ по литературе в текущем году.


Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 1348; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!