Тема преемственности поколений в романе Ю. Бондарева «Берег». Символика в романе.



романе есть образ, несущий концептуально важную идейно-эстетическую нагрузку. Вынесенный в название произведения, он пронизывает всё повествование от начала до конца - это образ-символ берега. Образ берега в романе Ю.В. Бондарева всеобъемлющ. Глубина и большое количество семантических оттенков этого образа вскрываются уже при определении значения слова «берег». В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля дается следующее его толкование: «Берег - взаимные пределы земли и воды... полоса земли, суша; как противное воде, морю, реке, берег означает суша, земля, материк // Всякая грань, край, обрубистый предел, уступ ... кряж, венец»1. Берег служит границей, разделяет страны, общества, людей, живущих в этих странах. Берег противопоставляет два типа характеров людей, по-разному относящихся к окружающим и к жизни в целом. Но берег не только разделяет или противопоставляет, он и объединяет людей, живущих на Земле, ведь у них похожие горести, страдания и радости. И главное: берег - это венец, предел, это символ Истины, к которой стремится человек. В религиозном плане романа -это смерть как рождение в жизнь вечную.

Слово «берег» наделено в романе множеством эпитетов. Автор называет его «зеленым», «таинственным», «прекрасным», «солнечным», но самым важным, на наш взгляд, является определение «обетованный». Включенное в историко-культурный контекст, оно вызывает вполне конкретные ассоциации, вспоминается другая обетованная земля, обещанная Богом Моисею, изобильный и счастливый край, обретению которого предшествовало трудное сорокалетнее странствование по пустыне. Так, и Вадим Никитин, многое переживший и испытавший в жизни, в финале романа плывет к «обетованному берегу, который обещал ему всю жизнь впереди». Эти последние фразы произведения кажутся противоречивыми только на первый взгляд. Хотя напрямую об этом не сказано, но роман завершается смертью героя. Тогда о какой жизни впереди может идти речь? На самом деле противоречия в этих словах нет, поскольку душа человека бессмертна. Закончился лишь один этап жизни героя, но жизнь человека не ограничена пределами земного существования, и Никитин предчувствует это.

Суть художественных открытий «Берега» состоит в том, что Бондарев нашел героя, который продолжил традицию бескомпромиссного поиска Истины и осознал свою судьбу как часть этого вечного общечеловеческого процесса. Мотив «чужой» боли, вины и ответственности за нее составляет ядро личности Никитина. Его жертвенность, больная совесть оказываются особенно близки немке Эмме Герберт, которая, полюбив Никитина во время войны, сохранила чувство на многие годы. Эмма увидела в нем того единственного человека, который стал ее нравственной опорой, частью души. Следует заметить, что после долгой разлуки у героев нет и намека на возможную физическую близость. Они целомудренны не только в словах, движениях, но и в мыслях. Любовь Эммы носит характер тоски по подлинной духовности, которая ей приоткрылась в русском офицере. И эту тоску по истинным ценностям не может заменить ни материальное изобилие, ни внешняя обустроенность и видимое благополучие. Эмма одинока в западном обществе потребления, которое рождает философию отчуждения от всего, что заставляет задуматься о главном: жизни и смерти, любви и сострадании, о Боге и вечности. Никитин чувствует свою вину в том, что оставил Эмму угасать в безвыходном одиночестве, нравственная привлекательность героя в том и состоит, что он способен сострадать ближнему до сердечных спазм, которые стоят ему жизни.

В романе «Берег» Ю.В. Бондарев проявил себя как серьезный мыслитель, философ. Показательно, что элементы философичности присутствуют в «военных» произведениях писателя, написанных до «Берега». Так, философская углубленность содержится в образах реки, тишины в повестях «Батальоны просят огня» и «Последние залпы», в авторской мысли о благотворной роли молитвы для поддержания духа человека на войне. Выход за пределы конкретной ситуации осуществляется в размышлениях Ермакова и Новикова о жизни и смерти, о добре и зле на войне, в споре генерала Бессонова с пленным немецким майором.


Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 1027; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!