Письменные источники по римской истории.



«Corpus iuris civilis» — современное название свода римского гражданского права, составленного в 529—534 при византийском императоре Юстиниане Великом. Известен также под названиями «Свод Юстиниана» или «Кодификация Юстиниана».
Первоначально свод состоял из 3 частей:
Институций (4 тома, представляющие собой учебник для начинающих юристов).
Дигест (50 томов, составленных из трудов классических римских юристов, с интерполяциями кодификаторов).
Кодекса Юстиниана.
Позже была добавлена четвёртая часть, «Новеллы» (168 новых законов, опубликованных после составления кодекса).
Для «Corpus juris civilis» характерно стремление соединить разнообразные ветви римского права и придать новое содержание отдельным старым правовым понятиям и институтам и таким образом сохранить их жизненность. В XII веке свод получил название «Corpus juris civilis». Впервые издан в XVI веке Дионисием Готофредом.

Fasti Triumphales, Acta Triumphalia или триумфальные фасты — надписи, высеченные в камне около 12 года до н. э., содержащие список триумфов от основания Рима до правления Октавиана Августа.
Fasti Triumphales являются частью более крупной надписи — капитолийских фаст, экспонируемых в Капитолийских музеях Рима.

Анки́рский па́мятник (лат. Monumentum Ancyranum) — памятник древнеримской архитектуры и литературы начала I века н. э.; надпись-билингва, вырезанная на стенах храма Августа и Ромы, находящегося в провинции Галатии (Галации) на территории города Анкира (современная Анкара, Турция).
Храм в форме периптера коринфского ордера построен в конце I века до н. э. После смерти Октавиана Августа в 14 году н. э. на стенах храма была высечена копия «Деяний божественного Августа» (лат. Res gestae divi Augusti), завещания императора, на латинском (на внутренних стенах) и греческом (на внешних стенах) языках.
Впоследствии храм Августа и Ромы был превращен в мечеть.
В Европе надпись стала известна в 1555 году благодаря австрийскому дипломату Ожье де Бусбеку, отправленному послом императора Фердинанда I к султану Сулейману. Бусбек передал сделанные им или его спутниками снимки А. Шотту и И. Липсиусу; новая копия, более полная, чем все предыдущие, сделана французским путешественником Г. Перро. По этой копии памятник издан и объяснен Теодором Моммзеном и Теодором Бергком.

Notitia Dignitatum (сокращенно ND, рус. Список должностей) — документ эпохи поздней Римской империи (конец IV или начало V веков), содержащий список должностей. В документе приведено несколько тысяч должностей Западной и Восточной Римских империй, начиная от дворцовых и заканчивая провинциальными.
Сохранилось несколько копий этого документа, сделанных в XV—XVI вв., включая иллюминированное издание 1542 года. Все эти копии происходят, прямо или косвенно, от кодекса под названием Codex Spirensis, который в 1542 году находился в библиотеке Шпайерского собора, но к 1672 году оказался утерян. Дальнейшая его судьба неизвестна. Этот кодекс содержал коллекцию документов (так, один из них относился к XI веку); Notitia Dignitatum была последним и самым большим из них, заняв 164 страницы. Геральдические знаки в иллюстрированных рукописях, видимо, являются подражаниями или копиями изображений из утерянного Codex Spirensis. Следует отметить, что несколько копий кодекса сохранились до настоящего времени.

А́вторы жизнеописа́ний А́вгустов (лат. Scriptores Historiae Augustae, сокращённо SHA, Scriptores), или История Августов (лат. Historia Augusta) — условное название (дано Исааком де Казобоном в 1603 году), обозначающее и авторов, и текст римского историографического памятника IV века. Сочинение представляет собой сборник биографий римских императоров от Адриана до Карина, то есть охватывает период со 117 по 285 годы (с хронологической лакуной между 238 и 253 годом).

«О жизни и характере Юлия Агри́колы» (в современном переводе А. С. Бобовича — «Жизнеописание Юлия Агриколы»; лат. De vita et moribus Iulii Agricolae) — сочинение древнеримского историка Публия Корнелия Тацита, в котором он описал биографию своего тестя Гнея Юлия Агриколы.

«Анна́лы», оригинальное название — «От кончины божественного Августа» (лат. Annales; лат. Ab excessu divi Augusti) — последнее и самое крупное сочинение древнеримского историка Публия Корнелия Тацита. Произведение описывает события с 14 года н. э. (смерть Октавиана Августа) до 68 года н. э. (конец династии Юлиев-Клавдиев). О правлении последующих императоров повествует «История» того же автора.
Труд Тацита известен под именем «Анналы», хотя его оригинальное название — Ab excessu divi Augusti, и только однажды автор назвал свой труд анналами. Произведение сохранилось не полностью: хорошо сохранилось описание правления Тиберия и Нерона, частично — Клавдия, и совсем не сохранилось описание правления Калигулы.

Аноним Валезия (Anonymus Valesianus), также Excerpta Valesiana I и II — условное название латинского текста, который был впервые опубликован французским учёным Генриком Валезием (Анри де Валуа, 1603—1676) в его издании Аммиана Марцеллина (1636). Название не вполне точно отражает содержание текста, так как фактически речь идёт о двух разных сочинениях, которые не имеют между собой ничего общего, кроме того, что оба связаны с историей поздней античности. Тексты происходят из средневековой рукописи VIII или IX века, созданной в Вероне, которая теперь хранится в Государственной библиотеке в Берлине.

Ватика́нский ко́декс 1873 (лат. Codex Vaticanus latinus 1873, условное обозначение V) — один из двух наиболее ранних манускриптов, содержащих текст «Деяний» — сочинения крупнейшего позднеримского писателя-историка IV века Аммиана Марцеллина. Как свидетельствует название, рукопись хранится в Ватиканской библиотеке.

Диге́сты (лат. Digesta — «собранное», «приведённое в систему») — обширный систематизированный сборник извлечений из трудов авторитетных римских юристов, являющийся важнейшей частью свода римского гражданского права Corpus iuris civilis. Полное название сборника — «Господина нашего священнейшего принцепса Юстиниана права очищенного и собранного из всей древней юриспруденции Дигесты, или Пандекты» (лат. Domini nostri sacratissimi principis Iustiniani iuris enucleati ex omni vetere iure collecti Digestorum seu Pandectarum), отсюда другое название — Пандекты (греч. πανδέκτης — «всеобъемлющий», «всеохватный»).
Дигесты представляют собой выдающийся памятник права не столько VI века, сколько I—III веков — эпохи расцвета римской классической юриспруденции. Тексту Дигест (то есть и каждому включенному в них мнению конкретного ученого-юриста) была придана сила закона. Составив основной предмет рецепции римского права, Дигесты оказали сильное влияние на классические кодификации гражданского права XIX века — Кодекс Наполеона и Германское гражданское уложение, а также на формирование общей теории права.

«Есте́ственная исто́рия» (лат. Naturalis Historia, Historia Naturalis или Naturae Historiae) — составленная примерно в 77 году н. э. Плинием Старшим и посвящённая римскому императору Титу энциклопедия природных и искусственных предметов и явлений. Послужила прообразом всех последующих европейских энциклопедий в плане объёма, цитирования авторов тех или иных утверждений и наличия указателя содержания. Это единственная сохранившаяся работа Плиния и едва ли не самый длинный текст на латыни античного периода.

«Жизнь двенадцати цезарей» (De vita Caesarum) — основной труд древнеримского историка Светония, написанный в его бытность секретарём императора Адриана (ок. 121 г.). Представляет собой сборник биографий Юлия Цезаря и 11 первых римских принцепсов, от Августа до Домициана. Труд посвящён префекту претория Гаю Септицию Клару. Первые страницы книги не сохранились.

Записки о Галльской войне (лат. Commentarii de Bello Gallico) — сочинение Гая Юлия Цезаря, в восьми книгах которого он в присущей ему точной, сжатой и энергичной манере описал своё завоевание Галлии в 58-50 гг. до н. э., а также две переправы через Рейн и высадку в Британии.
Точная дата написания неизвестна. Последнюю книгу дописал после смерти полководца Авл Гирций, предпослав ей своё послание Бальбу. Цезарь ведёт повествование в третьем лице, мимоходом упоминая бесценные подробности географического и этнографического свойства (например, наиболее подробное описание друидов).
В Древнем Риме сочинение Цезаря считалось образцом лаконичной, суховатой аттической прозы, оказав решающее влияние на становление стиля Тацита и ряда других историков. Традиционно является первым произведением классической латыни, которое читают на уроках этого языка (в элементарном курсе древнегреческого подобное место занимает «Анабасис» Ксенофонта).

Записки о Гражданской войне (лат. Commentarii de Bello Civili; кратко — Bellum Civile) — сочинение древнеримского политика и полководца Гая Юлия Цезаря о гражданской войне 49—45 годов до н. э., продолжение «Записок о Галльской войне». Предполагается, что «Записки» были написаны в 47 году до н. э. — между войнами в Александрии и Испании — и не были завершены[1]. Следующие по времени действия сочинения — «Записки об Александрийской войне», «Записки об Африканской войне» и «Записки об Испанской войне» — приписываются Цезарю, но, вероятно, были написаны его сторонниками.

«Записки об Александрийской войне» (лат. Commentarii de Bello Alexandrino; кратко — Bellum Alexandrinum) — сочинение, описывающее один из этапов гражданской войны 49—45 годов до н. э. (сентябрь 48 — август 47 года до н. э.), написанное одним из соратников Гая Юлия Цезаря. Является непосредственным продолжением «Записок о Галльской войне» и «Записок о Гражданской войне» Цезаря. Сочинение состоит из 78 глав и посвящено не только войне в Египте, но также и происходившим в это время военным действиям в Иллирии, Испании и Малой Азии.

«Записки об Африканской войне» (лат. Commentarii de Bello Africo; кратко — Bellum Africum) — сочинение, описывающее один из этапов гражданской войны 49—45 годов до н. э. (конец 47 — апрель 46 года до н. э.), написанное одним из соратников Гая Юлия Цезаря. Является непосредственным продолжением «Записок об Александрийской войне», состоит из 98 глав.
Несмотря на то, что сочинение приписывалось Цезарю и распространялось вместе с его собственными работами о галльской и гражданской войнах, авторство диктатора подвергалось сомнению ещё в античную эпоху. Светоний в начале II века н. э. писал:
«Он [Цезарь] оставил и „Записки“ о своих действиях в галльскую войну и в гражданскую войну с Помпеем. Кому принадлежат записки об александрийской, африканской и испанской войнах, неизвестно: одни называют Оппия, другие — Гирция, который дописал также последнюю книгу „Галльской войны“, не завершённую Цезарем» (Божественный Юлий, 56; перевод М. Л. Гаспарова).
Поскольку какие-либо сочинения Гая Оппия не сохранились, невозможно проверить античную версию о его авторстве. Напротив, достоверно известно, что Авл Гирций написал восьмую книгу «Записок о Галльской войне» (см. цитату выше). Тем не менее, версия о его авторстве этого сочинения обычно отвергается. Иногда высказывается версия об авторстве Гая Азиния Поллиона[3]. Впрочем, все исследователи сходятся во мнении, что неизвестный автор был непосредственным участником африканской кампании и занимал довольно высокое положение в армии Цезаря.
Исследователи признают за автором сочинения определённые литературные дарования. М. Е. Грабарь-Пассек отмечает также, что автор хорошо изучил сочинения Цезаря, заметил основные их особенности и успешно применял их в своей работе. Однако «Записки об Африканской войне» отступают от жанра записок и сближаются с военным романом. В целом, сочинение отличается последовательностью изложения, простотой и ясностью языка, а также большим числом психологических объяснений поступков людей. Наряду с безоговорочной поддержкой Цезаря автор сочинения очень высоко оценивает Катона.

Записки об Испанской войне (лат. De Bello Hispaniensi) — сочинение, прежде приписываемое Гаю Юлию Цезарю.
Труд посвящён войне с последними приверженцами соперника Цезаря Гнея Помпея Великого в Испании. Есть предположение, что автором рукописи был друг Цезаря Авл Гирций, но оно было опровергнуто. Скорее всего Гирций был редактором «Записок», также как и «Записок об Африканской войне». Текст сочинения повреждён в некоторых местах, он сохранился всего в нескольких рукописях. На русский язык труд был переведён лишь один раз, в 1857 году.

«Исто́рия» (лат. Historiae) — крупное произведение древнеримского историка Публия Корнелия Тацита. Оно охватывало период с 69 по 96 годы н. э., то есть год четырёх императоров и правление династии Флавиев. До наших дней сохранились только четыре первые книги этого труда и начало пятой, которые описывали события 69 и 70 годов. О правлении более ранних императоров Тацит впоследствии составил «Анналы».

«Исто́рия от основа́ния го́рода» (лат. «Ab urbe condĭta») — основное произведение Тита Ливия, один из самых известных и фундаментальных трудов по истории Древнего Рима. Охватывает периоды от традиционной даты основания Рима по хронологии Варрона (753 до н. э.) до 9 года.

Катилинарии (лат. Orationes In Catilinam, Речи против Катилины) — четыре речи, произнесённые в ноябре и декабре 63 года до н. э. в Римском сенате консулом Цицероном, при подавлении заговора Катилины. Сохранились в литературной обработке автора, выполненной им в 61—60 годы до н. э. Речи являются важным источником по истории заговора Катилины, а также примечательным образцом ораторского искусства.
Против Катилины Цицерон произнёс четыре речи:
Первая речь (в сенате, в храме Юпитера Статора, 8 ноября 63 г. до н. э.);
Вторая речь (на форуме, 9 ноября 63 г. до н. э.);
Третья речь (на форуме, вечером 3 декабря 63 г. до н. э.);
Четвертая речь (в сенате, в храме Согласия, 5 декабря 63 г. до н. э.).

Латинские панегирики (лат. Panegyrici latini) — сборник 12 древнеримских речей. Авторство большинства из речей остаётся анонимным, однако, первый из панегириков принадлежит Плинию Младшему.
Стиль панегириков соответствует стилю галльских панегиристов. Оригинальный манускрипт был обнаружен в 1433 году епископом Феррары Джованни Ауриспой (англ.)русск., но не сохранился до наших дней. Помимо речи Плиния в сборник вошло прославление императора Феодосия Великого, написанное знаменитым галльским ритором Пакатом Дрепанием, а также речь Мамертина в честь императора Юлиана и речь Назария в честь императора Константина.

«О заговоре Катилины» (лат. De coniuratione Catilinae или De Catilinae coniuratione) — историческое сочинение древнеримского историка Гая Саллюстия Криспа, написанное в конце 40-х годов до н. э. на латинском языке.
Оно посвящено известным событиям 63 года до н. э., когда Луций Сергий Катилина организовал приверженцев захвата власти и радикального переустройства Рима. После провала мирных попыток прихода к власти заговорщики решили применить силу. Во многом благодаря усилиям консула 63 года Марка Туллия Цицерона сенат начал предпринимать активные меры против заговора. В итоге Катилина и его вооружённые сторонники были разбиты, а ряд заговорщиков казнён.

Пасхальная хроника — анонимная византийская хроника, охватывающая всемирную историю от сотворения мира до правления императора Ираклия. Общепринятое название хроники дано Дюканжем по пасхальным таблицам (англ.)русск., изображённым на оборотной стороне двух листов рукопись. Наряду с этим, существуют и другие названия хроники. Хроника сохранилась в единственной рукописи XI века и обрывается на описании восшествия на престол шаха Кавада (8 апреля 628 года). Об авторе хроники не известно практически ничего. Можно предположить, что он был духовным лицом и состоял в свите патриарха Сергия I. Помимо общеисторической задачи — представления процесса всемирной истории в рамках библейской хронологии, автор хроники ставил перед собой задачу по созданию руководства для единообразного исчисления пасхалий.
В качестве исходного пункта для определения пасхального цикла хронист избрал 21 марта 5507 года, что является первым известным примером использования византийской эры. Изложение событий, основанное на библейских событиях и компиляции из большого количества источников, построено по строго хронологическому принципу. Хроника ценна тем, что её автору были доступны многие исторические труды, которые либо не дошли до нашего времени, либо сохранились в чрезвычайно не полном виде. Для древнейшего периода основным источником служил труд христианского историка Секста Юлия Африкана. Для исчисления пасхалий автор пользовался сочинениями Евсевия Кесарийского. Среди других источников — полная версия «Хронографии» Иоанна Малалы, консульские фасты при описаний событий времён Римской республики, жития святых, «Христианская топография» Козьмы Индикоплова и многие другие.

 

Особый интерес представляет изложение событий, относящихся к восстанию Ника; оно изображено с массой подробностей, и на фоне необычайно бедного, нередко состоящего лишь из консульских фаст изложения эпохи Юстиниана это особенно бросается в глаза. начиная со второго для восстания (14 января) изложение становится таким подробным и насыщенным фактическим материалом, как ни одно другое сочинение, касающееся восстания. Джон Бьюри высказал мнение, что эти подробности были взяты из не дошедшей до нас полной версии «Хронографии» Малалы, однако эта точка зрения вызывает возражения.
Из событий VI века такого же внимания удостоился только Эдикт об истинной вере Юстиниана, приведённый целиком. В остальном, события до конца правления Маврикия состоят практически из консульских фаст. Только последняя часть, охватывающая конец царствования Маврикия, правление Фоки и описание первых 17 лет царствования Ираклия производят впечатление написанных современником событий.
Длительное время «Пасхальная хроника» оценивалась довольно низко, как с научной, так и с литературной точек зрения. Карл Крумбахер полагал, что популярностью хроника, равно как и труд Малалы, была обязана тем, что удовлетворяла потребность простых византийцев в исторической информации. Однако в последнее время, в связи с возрастанием в научной литературе интереса к проблеме исторического времени, произошла переоценка византийской хронографии в целом и «Пасхальной хроники» в частности.
Издан русский перевод первой части «Пасхальной хроники».

Сатирико́н (лат. Satiricon, варианты: Satyricon; Saturae; Satyrae; Satirae; Satirarum libri) — произведение древнеримской литературы, автор которого во всех рукописях называет себя Петроний Арбитр. По жанру, начиная с XVII века, принято относить к романам; более древних романов до нашего времени не сохранилось. Время написания не может считаться окончательно установленным, но наиболее вероятен I век н. э., эпоха Нерона.
По традиции мениппей Петроний украсил свое произведение стихотворными вставками. В них он воспроизводит стиль, манеру, метры латинских поэтов-классиков — Вергилия, Овидия, Горация, Гая Луцилия.

«Сатурна́лии» (лат. Convivia Saturnalia — «Пиры на празднике Сатурналий», «Сатурналийские пиры») — компилятивное сочинение в жанре сочинения о древностях латинского писателя конца IV и начала V века н. э. Макробия Феодосия. Ближайшие образцы — «Пир мудрецов» Афинея или «Аттические ночи» Авла Геллия.
Содержанием «Сатурналий» является беседа учёных друзей на празднике Сатурналий, посвящённая вопросу о значении Вергилия в историко-литературном отношении. Наряду с развитием главной темы затрагиваются вопросы самого разнообразного характера, причём собеседники подтверждают свои доводы цитатами из древнегреческой и древнеримской литературы, извлечёнными в большинстве случаев из утраченных в настоящее время произведений античной литературы. Благодаря этому обстоятельству «Сатурналии», не имея самостоятельного литературного значения, являются ценным памятником античной культуры как хрестоматия.

«Сельское хозяйство» (лат. Rerum Rusticarum) — дидактическая работа Марка Теренция Варрона, составленная в 37 г. до н. э. Автор с разных сторон рассмотрел современное ему сельское хозяйство. Наряду с «Земледелием» Катона Старшего и «Сельским хозяйством» Колумеллы является одним из основных исторических источников о сельском хозяйстве Древнего Рима II—I веков до н. э.
Сочинение состоит из трех книг, в каждой из которых описывается отдельная отрасль сельского хозяйства:
Первая книга — «полевое хозяйство»;
Вторая книга — скотоводство;
Третья книга — приусадебное хозяйство.
Все книги построены в форме диалога. Сочинение написано в 37 году до н. э., когда автору было уже около 80 лет, и посвящено жене Варрона Фундидии.

Хронограф 354 года (также называется Хронография 354 года или Календарь 354 года, лат. Chronographus anni CCCLIIII) — древнеримская иллюминированная рукопись, созданная в 354 году н. э. для богатого римлянина-христианина Валентина. Также для обозначения как всего произведения, так и шестой его части — непосредственно календаря — используется название «Календарь Филокала» — по имени каллиграфа.

Энеи́да (лат. Aenēis, русское слово происходит от формы родительного падежа Aenēidos) — эпическое произведение на латинском языке, автором которого является Вергилий. Написана между 29 и 19 г. до н. э., и посвящена истории Энея, легендарного троянского героя, переселившегося в Италию с остатками своего народа, который объединился с латинами и основал город Лавиний, а сын его Асканий (Юл) основал город Альба Лонга.
Поэма написана дактилическим гекзаметром и состоит из 12 книг, причём первые 6 подражают «Одиссее», а вторые 6 — «Илиаде». Хронология в «Энеиде» намеренно нарушена; помимо упоминания крушения Трои, в тексте нет ни малейших хронологических «зацепок». Есть мнение, что поэма является не исторической, а пропагандистской — она прославляет династию Юлиев, якобы происходящую от сына Энея, Юла.
Русских переводов «Энеиды» существует несколько. Первый полный перевод г-на Петрова появился в 1770 году; следующий — через столетие: в 1868 году его выпустил И. Г. Шершеневич. Спустя десять лет один за другим выходят три перевода Вергилия — И. Е. Соснецкого (1878), А. А. Фета (1888) и Квашнина-Самарина (1893). В XX веке переводы сделали В. Я. Брюсов (1933) и, наконец, С. А. Ошеров.

Юлий Обсеквент (лат. Iulius Obsequens) — древнеримский писатель, автор сочинения «О чудесных явлениях».
О жизни Обсеквента ничего не известно. Предполагается, что он жил в IV веке. Теодор Моммзен предположил, что Обсеквент был христианином, однако в настоящее время, напротив, считается, что Юлий был язычником, а его книга — это отражение религиозной полемики IV века.
Единственное из сохранившихся сочинений Обсеквента — «О чудесных явлениях» (лат. Prodigiorum liber или Liber de prodigiis) — представляет собой перечисление всех предзнаменований в римской истории и основано на сведениях «Истории от основания города» Тита Ливия. Скорее всего, Обсеквент использовал уже не оригинальный текст сочинения Ливия, а какое-то сокращение, которое условно называют Chronicon. Особый интерес «О чудесных явлениях» представляет благодаря тому, что книги Ливия, описывающие события конца II—I веков до н. э., не сохранились. Сокращения Обсеквента же содержат некоторую информацию о событиях 190—12 до н. э.
Рукописи сочинения Обсеквента до наших дней не сохранились, но они существовали в начале XVI века. По одной из них в Венеции в 1508 году «О чудесных явлениях» издал известный книгопечатник Альд Мануций.

Этруски и их культура.

Этруски жили в Северной Италии примерно в 8 веке до н.э. До наших дней дошли лишь жалкие обрывки, скудные сведения о великой культуре. Т.к. римляне, освободившись от власти этрусков в 4 веке до н.э., стёрли с лица земли их города. Это и помешало ученым полностью разобраться в письменности этрусков. Однако они оставили нетронутыми "города мёртвых" - кладбища, которые порой превосходили своими размерами города живых. У этрусков существовал культ мёртвых: они верили в загробную жизнь и хотели сделать её приятной для умерших. Поэтому их искусство, служившее смерти, было полно жизни и светлой радости. В росписях на стенах гробниц были изображены лучшие стороны жизни - праздники с музыкой и танцами, спортивные состязания, сцены охоты или приятное пребывание в семейном кругу. Саркофаги - тогдашние ложа, изготовлялись из терракоты, т.е. обожжённой глины. Саркофаги изготовлялись для скульптур супружеских пар, которые лежали на них за дружеской беседой или за трапезой.
В этрусских городах работало много мастеров из Греции, они обучали своему мастерству молодых этрусков и тем самым влияли на их культуру. От греков, видимо, позаимствована характерная улыбка на лицах этрусских статуй - она сильно напоминает "архаическую" улыбку ранних греческих статуй. И всё же эти расписные терракоты сохранили присущие этрусским скульптурам черты лица - крупный нос, слегка раскосые миндалевидные глаза под тяжёлыми веками, полные губы. Этруски хорошо владели техникой бронзового литья. Яркое тому подтверждение знаменитое изваяние Капитолийской волчицы в Этрурии. По легенде она вскормила своим молоком двух братьев Ромула - основателя Рима, и Рема.
Свои необычайные по красоте храмы этруски строили из дерева. Перед прямоугольным зданием находился портик с простыми колоннами. Деревянные балки перекрытия позволяли ставить колонны на значительном расстоянии друг от друга. Крыша имела сильный наклон, роль фриза выполняли ряды расписанных глинянных плит. Самой своеобразной чертой храма было высокое основание, которое унаследовали римские строители. Ещё одну важную новинку этруски оставили в наследство римлянам - технику выведения сводов. Римляне в последствии достигли в строительстве сводчатых перекрытий невиданных высот.
Римское государство возникло в 1 тысячелетии до н.э. вокруг города Рим. Оно стало расширять свои владения за счет соседних народов. Римское государство просуществовало около тысячи лет и жила за счет эксплуатации рабского труда и завоёванных стран. Во времена расцвета Риму принадлежали все прилегающие к Средиземному морю земли - как в Европе, так и в Азии, Африке. Строгие законы и сильное войско позволяли успешно управлять страной долгое время. Даже искусство, а в особенности архитектура, было призвано на помощь. Своими невероятными сооружениями они всему миру показывали незыблемую мощь государственной власти.
Римляне одни из первых начали использовать для скрепления камней известковый раствор. Это был огромный шаг вперёд в строительной технике. Теперь можно было строить более разнообразные по планировке сооружения и перекрывать большие внутренние помещения. Например, 40-а метровые (в поперечнике) помещения римского пантеона (храма всех богов). А купол, покрывавший это здание, до сих пор является образцом для архитекторов и строителей.
Переняв у греков коринфский стиль колонн, они сочли его самым пышным. В римских постройках, однако, колонны стали утрачивать своё первоначальное назначение быть опорой для какой - либо части постройки. Т.к. арки и своды держались и без них, колонны в скором времени служили просто украшением. Пилястры и полуколонны начали занимать их места.
Наибольшего расцвета римская архитектура достигла в эпоху императоров (первые столетия нашей эры). Именно к этому времени относятся самые замечательные памятники римской архитектуры. Каждый властитель считал делом чести строить нарядные площади, обнесённые колоннадами, и общественные здания. Император Август, живший на рубеже прошлой и нашей эры, хвалился, что застал столицу кирпичной, а оставляет её мраморной. Многочисленные развалины, сохранившиеся до наших дней, дают представление о смелости и размахе строительных начинаний той поры. В честь полководцев - победителей воздвигали триумфальные арки. Здания для развлечений приобрели невероятную популярность и отличались своим архитектурным великолепием. Так, самый большой римский цирк Колизей вмещал 50000 зрителей. Пусть вас не смущают такие цифры, ведь уже в античные времена население Рима исчислялось миллионами.
Однако культурный уровень государства был ниже уровня культуры некоторых покорённых народов. Поэтому многие верования и мифы были позаимствованы у греков и этруссов.

Царский период истории Рима.

Ну как бы то ни было, Ромул убил Рема и стал первым царём Рима. Всего по легенде, по преданию Рима, было семь царей в царский период. Семь царей, которые управляли в это время городом. Я не буду их всех называть. Некоторые из них, видимо, реальны. Некоторые из них придуманы. Многие из них носят этрусские имена, и, видимо, в это время город попал под власть этрусков. И в это время город Рим, названный в честь Ромула (Рома), был просто небольшим городишкой, ничем не выделявшимся.

Да, тут надо сказать ещё вот что. Я сказал: италики, италийские племена населяли центральную Италию, которая и получила от них своё название. Но италийские племена делились на две ветви, на две части, даже с разными немножко языками. Одна часть жила на западе Апеннин, на равнине (равнина и значит «лациум», а они отсюда латины). Латины – это запад, жители равнины. А на востоке Аппенин, в горах, на холмах жили самниты(жители гор), братья и в то же время противники. Так сказать, жители холмов и гор (самниты) и жители болот и равнин (латины). Я не оговорился, действительно равнина была очень непригодной для жизни, там, где возник Рим – болота, мало плодородной земли. Конечно же, как мы понимаем, это в итоге привело к конфликту между двумя ветвями италийского племени: латины и самниты сошлись в ожесточённой схватке. В итоге победили, конечно, латины, предводительствуемые Римом, хотя эта борьба длилась веками, и самниты оказали очень ожесточённое сопротивление, они были отважными, гордыми, тогдашними лучшими воинами и очень долго сопротивлялись, даже когда уже всё Средиземное море было под властью Рима, самниты продолжали борьбу.

Ну я забежал вперёд, а сейчас поговорим ещё немножко о царском Риме. Я сказал: семь царей. Назову некоторых из них. После Ромула царём был легендарный Нума Помпилий. Нума Помпилий, по-видимому, этруск, человек очень почтенный, добродетельный. Говорили, что его возлюбленной была нимфа, с которой он общался. Он провёл многие религиозные законы в Риме, религиозные реформы. Если Ромул заложил политическое основание Рима, и многие политические институты Рима восходят к временам Ромула, то точно так же религиозные особенности Рима восходят к Нумию Помпилию (тот был религиозным реформатором).

Из других римских царей я бы назвал, ещё очень важная фигура – Сервий Туллий. Сервий Туллий провёл очень важную военную реформу, укрепившую римское войско. Дело в том, что с самого начала, со времён Ромула жители Рима делились на две категории, борьба между которыми составит всю раннюю историю Рима. Это патриции, аристократы (патриции – это те и потомки тех, кто изначально был основателями, так сказать, отцы-учредители Рима) и плебеи (слово плебей станет нарицательным, как и слово патриций).

Так вот плебеи – это пришельцы, те, кто пришёл в Рим позже, поселился в нём. Естественно, что по праву основателей патриции захватили всю власть, они были аристократами. Но со временем число плебеев росло, а они не имели никаких прав. Они не имели права на землю, они не имели права участвовать в народных собраниях, они не имели права и обязанности быть в армии, в войске (а армия-то в людях нуждалась). И в результате начинается борьба, плебеи начинают бороться за свои права. Повторяю, эта борьба продлится долго. И первым шагом в этой борьбе было то, что Сервий Туллий допустил плебеев в армию и допустил их до участия в народном собрании и до участия в голосовании. Таким образом, плебеи могли теперь участвовать в политической жизни, но обязаны были при этом служить, это укрепило римское войско.

Таким образом, Ромул – основа Рима, основан Рим, основано римское политическое устройство, такой легендарный царь, сын бога. Нума Помпилий – это религиозный реформатор, Сервий Туллий – военный. Потом были другие цари. Было несколько царей по имени Тарквинии. Тарквиний Древний. А последним римским царём был Тарквиний Гордый, тоже этруск. И с ним связано свержение царской власти в Риме. Дело в том, что его сын, сын Тарквиния Гордого был самодуром, деспотом, и он совершил насилие: изнасиловал одну знатную римскую женщину, жену римского аристократа, которую звали Лукреция. Лукреция пожаловалась своему мужу и, не в силах выдержать этого, покончила с собой. Римляне восстали против произвола царя и царского сына, изгнали их из города и постановили, что больше в Риме царей быть не должно. Рим стал республикой. После этого слово «царь» в Риме было позорным, постыдным на много веков. Нельзя сказать, что цари сразу с этим смирились. Царь Тарквиний привёл войско этрусков, которое пыталось взять Рим, поставить царя назад, но ничего не получилось.


Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 1170; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!