Темные века» в истории Греции.
Период с 1100 по 700 годы до н.э. в истории Греции иногда называют темными веками, потому что известно о нем очень мало. В его начале Грецию завоевали дорийские племена, и прежняя культура угасла. В те времена не строили дворцов и люди вели очень простой образ жизни. Они не хоронили умерших, а сжигали их вместе с приношениями богам. Правда, им уже были хорошо известны добыча и обработка железа, а значит, они могли изготавливать прочные орудия и оружие. На территории Греции в этот период существовало несколько городов-государств: Коринф, Афины, Спарта и др. Они часто ссорились и воевали между собой.
Поэт Гомер сочинил поэмы об осаде Трои и приключениях легендарного героя по имени Одиссей. Годами его поэмы («Илиада» и «Одиссея») передавались из уст в уста, пока наконец в Грецию не вернулось утраченное искусство письма. Греки переняли финикийскую азбуку, которую они переделали и приспособили к звукам своего языка. Получившийся алфавит был настолько прост, что очень многие люди научились читать и писать. По мере увеличения численности населения Греции многие жители ее покидали. Некоторые из них основывали колонии (поселения) и занимались торговлей, другие же нанимались в армии чужеземных правителей. Греки были первыми на земле, кто стал чеканить монеты определенного веса и качества металла, С появлением таких монет торговые операции намного упростились, а купцы стали богатеть еще быстрее. Благодаря торговле и своим средиземноморским колониям греческие торговцы начали процветать и превратились в опасных конкурентов финикийских купцов. Жители городов иногда восставали против несправедливых правителей. С помощью восставших власть переходила в руки новых правителей, которых называли тиранами. Воины. Греческие воинов называли гоплитами, они шли в бой тесно сомкнутыми рядами, так что каждый воин своим щитом прикрывал соседа по строю.
|
|
Греческая мифология как источник по истории др.Греции.
Сущность греческой мифологии становится понятной только при учете особенностей первобытнообщинного строя греков, воспринимавших мир как жизнь одной огромной родовой общины и в мифе обобщавших все многообразие человеческих отношений и природных явлений. Греческую мифологию следует рассматривать не как привычную и неподвижную картину (хотя и прекрасную), но в постоянно изменяющемся социальном и историческом контексте античного мира. Образы Аполлона, красивого юноши с лирой в руках, Афродиты, исполненной женственности и привлекательности, Афины Паллады - воительницы, относятся к определенному периоду развития греческой мифологии.
|
|
Такими периодами являются: древнейший этонический, или дофессалийский, доолимпийский; фессалийский, олимпийский, классический или героический. В героический период происходит централизация мифологических образов вокруг мифологии, связанной с горой Олимп, и начинается переход к художественно развитому и строгому героизму. По мере разложения общинно-родового строя складываются утонченные формы героической гомеровской мифологии. В дальнейшем наивная мифология - своего рода единственная форма первобытного мышления - гибнет как самостоятельное творчество и приобретает служебный характер, став одной из форм художественного выражения разного рода религиозных, социально-политических, моральных и философских идей рабовладельческой полисной идеологии, превращается в философскую аллегорию, широко используется в литературе и искусстве.
1.1 Источники.Сведения о греческой мифологии дошли до нас в огромном количестве памятников письменной литературы - художественной и научной. Основными источниками изучения греческой мифологии являются «Илиада» и «Одиссея» Гомера. Миф у Гомера излагается как объективное явления, сомнений в реальности которого у автора не возникает. Иное отношение к мифологии у Гесиода, жившего в период становления греческой полисной системы и идеологии. Он собирает и сводит воедино мифы и генеалогии богов, излагает космогоническую систему в связи с историей происхождения богов («Теогония»), обнаруживая большую склонность к этонической мифологии.
|
|
Образы мифологии в 7-5 вв. до н.э. представлены и в классической лирике, и в греческой драме (5в. - Эсхил, Софокл, Еврипид) и комедии (Аристофан - 5 в.до.н.э). Немаловажный мифологический материал, изобилующий экзотическими именами, содержат гимны Каллимаха (3 в. до н.э.). Из собраний гимнов важны так называемые Гомеровские гимны, пять из которых (к Аполлону - два, к Гермесу, Афродите и Деметре) возникли в классический период (но позже «Илиады» и «Одиссее»), остальные - в эллинистическую эпоху. В так называемых Орфических гимнах, восходящих к 6 в. до н.э., но составленных в целом в 3-2 вв. до н.э., содержатся эпитеты богов, помогающие анализировать мифологические образы. Третье собрание гимнов - гимны Прокла (5 в. н.э.) резюмируют работу античной мифологической мысли над рядом центральных образов.
Сведения по греческой мифологии содержатся и в произведениях римских авторов 1 в. до н.э. - 2 в. н.э. (Овидий, Вергилий, Гораций, Лукреций Кар, Тибулл, Проперций, Апулей, Стаций, Лукиан, Силий Италик). «Метаморфозы» Овидия представляются собой по существу мифологическую энциклопедию.
|
|
При изучении греческой мифологии используются сочинения историков: Геродота (5 в. до н.э.), Полибия (3-2 вв. до н.э.), Диодора Сицилийского, Дионисия Галикарнасского, Тита Ливия (1 в. до н.э.), географа Страбона (1 в. н.э.), а также сохранившиеся во фрагментах сочинения логографов и генеалогов Гекатея, Акусилая, Асклепиада и других. Среди этих авторов выделяются Ферекид и Гелланик, у которых находим целую космогонию.
Греческая философия тесно связана с греческой мифологией, философы разных эпох стремились осмыслить мифологию в целом и отдельные мифы. Это руководство по греческой мифологии стоика Луция Аннея Корнута (1 в. н.э), сочинения Плутарха (1-2 вв. н.э.) и Атенея (3 в. н.э.), и классификация богов Цицерона (1 в. до н.э.). Философия греческой мифологии была систематизирована Проклом (5 в. н.э.), большое количество известий о древнейших теогониях и космогониях собрано Дамаскием (5-6 вв.)
Мифографы - собиратели и излагатели мифов - появились в Греции не позднее 5 в. до н.э. К ним относятся софист Гиппий, а также ряд ранних историков и философов: Геродор Гераклейский, Анаксимен Лампсакский, Асклепиад Трагильский, Гераклид Понтийский и др.
Особенно много для собирания и толкования древних мифов сделали александрийцы (4-2 вв. до н.э.): Каллимах, Истр, Филостефан, Лисимах Александрийский, Аполлодор Афинский (ему приписывают обширную мифологическую «Библиотеку»). Собранный материал послужил источником для многих позднейших схолий. На рубеже 5 и 6 вв. появилась книга мифов Фульгенция, подражавшего историку Птолемею Хенну (1 в. н.э.), которая отличалась часто некритическим отношением к мифографическим источникам. Иоанну Педиасиму принадлежит сочинение о двенадцати подвигах Геракла, созданное на основе «Библиотеки» Аполлодора. Известны очень поздняя анонимная обработка в прозе «Метаморфоз» Овидия и сочинение некоего Гераклита, содержащее 39 мифов. Большую ценность представляются сочинения трех мифографов 7 в., известных под названием Ватиканских мифографов. Эти авторы, заимствуя друг у друга, а также из Сервия и поздней комментаторской литературы, дают в систематическом виде обзор всей античной мифологии.
Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 826; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!