Письменные источники по истории Др. Греции.



Основные особенности античной цивилизации, ее отличия от цивилизаций Древнего Востока.

Появление древнего мира (4 тыс. до н.э. – середина 1 тыс. н.э.) включает историю стран Древнего Востока и Античности (древней Греции и Рима).

Особенности древневосточных цивилизаций:

1. Традиционализм, т.е. традиционные образцы поведения и деятельности людей. Социальные, политические, культурные изменения происходят очень медленно. И многие поколения существуют в одних и тех же условиях. Отсутствовал конфликт «Отцов и детей».

 2. Коллективизм, как основа общественной жизни. Личные интересы подчинены общественным. Основная ячейка общества – община, которая определяет и контролирует все стороны деятельности человека. Вне общины человек не мог существовать.

3. Восточная деспотия, как основная форма социально-политического устройства общества. Во главе государства деспот, фараон, правитель, обладающий всей полнотой власти. В восточной цивилизации не существует гарантий личных прав человека.

 4. 2 вида собственности на землю: 1) общинная – принадлежит общине; 2) государственная, но верховным собственником всей земли было государство во главе деспота.

5. Патриархальное рабство. Раб – человек ограниченный в правах.

Античность:

1. Классическое рабство. Раб не человек, а предмет собственности, вещь, принадлежащая свободному человеку. 2. Основная форма политической организации общества – это полис (город, государство в древней Греции и гражданская община в отдельный период древнего Рима). Полис – это город-государство, в котором свободные граждане имели равные политические права не зависимо от их имущественного положения. Верховный орган власти - верховное собрание. 3. Зарождение частной собственности. Не классическая частная собственность, а античный вариант. В античности верховным собственником земли являлась община. Семья имела надел земли, который нельзя было продавать. 4. Демократическая форма правления. Впервые появляется демократия и принцип защищенности. Имели право требовать минимум для существования. Появляются права человека, выборы. Культуру Востока отличает от Запада многое. Даже понятие "культуры" на Западе и Востоке несёт в себе разный смысл. Европейское понимание культуры идёт от понятий "возделывание", изменение, превращение продукта природы в человеческий продукт. Греческое слово "пайдейя" (от слова "паис" - ребёнок), также означает "преобразование". А вот китайское слово (иероглиф) "вэнь", аналогичное понятию "культура", пиктографически восходит к начертанию символа "украшение" "украшенный человек". Отсюда основной смысл этого понятия - украшение, цвет, изящество, литература. "Вэнь" противостоит "чжи" - нечто нетронутое, эстетически грубое, духовно неутончённое. Таким образом, если на Западе под культурой понимается совокупность и материальных, и духовных продуктов человеческой деятельности, то на Востоке в культуру входят лишь те из продуктов, которые делают мир и человека "украшенными", "утончёнными" внутренне, "эстетически" украшенными.


Периодизация Др. Греции. Историческая география Др. Греции.

Крито-микенский период: 3 - 2 тысячелетия до н. э. Первые государства ахейцев (Кнос, Фест, Микены, Тиринф, Пилос) образовались в нач. 2-го тыс., в эпоху бронзы. К началу 1-го тысячелетия до н.э. ионийцы утвердились на западном побережье Малой Азии, получившей название Ионии. Эгейская культура (общее название цивилизаций бронзового века на островах Эгейского моря, Крите, в материковой Греции и Малой Азии) развивалась неравномерно, ее центры переживали эпохи упадка и расцвета в разное время. Города, укрепленные стенами с башнями и бастионами, с общественными зданиями и храмами появились в западной Анатолии в 3-м тысячелетии до н. э.; укрепленные поселения в материковой Греции — в конце 3-го тысячелетия. Выделяют несколько локальных археологических культур (цивилизаций), входящих в эгейскую культуру. Это, прежде всего, минойская (на острове Крит), кикладская (на островах Эгейского моря), элладская (в материковой Греции) культуры, а также фессалийская, македонская, западно-анатолийская. Эгейская и крито-микенская культура является связующим звеном между культурами Востока и Древней Греции. Она охватывала несколько районов со своими оригинальными культурными четами и вместе с тем переплетающимися друг с другом. Самым древним из центров эгейской культуры, была Троя, воспетая Гомером. В бронзовом веке значительным культурным центром стал Крит. Здесь впервые в истории Европы возникло рабовладельческое общество. В XV веке до н.э. в результате стихийной катастрофы Крит теряет свою ведущую роль, его завоёвывают пришельца с материковой Греции - ахейцы. Во второй половине 2-го тысячелетия до н.э. ведущими культурными центрами в Эгейском бассейне становятся поселения материковой Греции: Микены, Тиринф, Пилос. В начале XII века до н.э. в период Троянской войны ранние рабовладельческие государства эгейского мира приходят в упадок. Вскоре после Троянской войны начинается движение с севера новой волны греческих племён - дорийцев, продолжавшееся на протяжении всего XI века до н.э.. Эта волна разрушила очаги эгейской культуры. Вторжение дорийцев повлекло распад государств и оживление родовых отношений.

Гомеровский и раннеархаический период: XI - VIII века до н. э. Главным письменным источником для его изучения служат поэмы Гомера "Иллиада" и "Одиссея". В XI веке до н.э. племена дорийцев, ионийцев, эолийцев расселяются по территории Греции, захватывают Эгейские острова, достигают Малоазийского побережья. К IX в. Грецию заселяли: эолийцы — Северную Грецию, дорийцы — Среднюю Грецию и Пелопоннес, ионийцы — Аттику и острова. За волной вторжений дорийцев в XII - XI вв. последовали "тёмные времена", когда сельскому населению Греции, разделённому на отдельные общины, приходится всё начинать как бы заново: учиться строить, писать, создавать новую культуру. Но этот временной промежуток от XI до VII веков до н.э. стал не только периодом культурных потерь и разрушений, потерь контактов с Востоком, замкнутости, но и периодом подготовки эллинской культуры. Вырабатывался единый язык, на котором складываются песни и сказания, объединённые Гомером в конце периода в эпические циклы. Зарождаются святилища в Олимпе и Дельфах. Складываются общегреческое религиозное единство. Вся Греция была разделена на небольшие самостоятельные области, в которых управляли племенной вождь (басилевс), совет старейшин (буле) и народное собрание (агора), состоявшее из свободных членов общины.

Архаика: VIII - VI века до н. э.С конца VIII века до н.э. в Греции начинаются большие сдвиги в экономике, социальном строе, культурной жизни. Уходит в прошлое патриархальный быт мелких поселений гомеровского периода. Ему на смену приходит разделение труда, отделение ремесла от сельского хозяйства и его более глубокая дифференциация. Ремесленники начинают селиться вокруг укреплений. Зарождается город как торгово-ремесленное поселение. Города стали также местами концентрации нарождающегося класса рабовладельцев, так как создаются условия для боле широкого применения рабского труда в ремесленных мастерских, строительстве, сельском хозяйстве. Родовые институты превращаются в орудие господства родовой знати, против которой борется демос (земледельцы, ремесленники, торговцы), добиваясь уравнения в политических правах, передела земли и отмены долгового рабства. В ходе этой борьбы складываются характерные черты греческих городов-государств - полисов, для которых характерны: агора - народное собрание полноправных граждан (мужчин), составлявших привилегированное меньшинство населения; совет, суд присяжных, гражданское ополчение, выборные должностные лица и т.д. Таким образом, в Греции создаётся новая и более прогрессивная по сравнению со странами Древнего Востока форма политической власти рабовладельцев - рабовладельческая республика. В различных районах борьба демоса с родовой знатью имела неодинаковые последствия. В одних случаях родовая знать подчиняла себе остальных членов общины, и в результате получалась аристократическая республика, как например, в Спарте. В других случаях в городах устанавливалась единоличная форма правления - тирания, которая всё же нигде не удерживалась долгое время. В третьих в результате победы демоса устанавливалась республиканская демократическая форма правления. Однако и в демократических городах-государствах полноправными гражданами были только местные рабовладельцы.

В политическом отношении рабовладельческая Греция всегда делилась на сотни самостоятельных городов-государств.

В формировании греческого рабовладельческого общества большую роль сыграла колонизация греками в VII - VI веках до н.э. Средиземноморского побережья, а также Черноморского о Мраморного морей. Она расширила границы греческого мира, способствовала укреплению связей с другими племенами, форсировала развитие морской торговли и товарно-денежных отношений. Активное взаимодействие греков с другими народами в результате колонизации, военных столкновений, притока рабов-иноземцев пробуждает в них сознание определённого единства греческого мира. Рождаются понятия "эллины" и "Эллада". Общегреческие святилища становятся важными центрами экономических, политических и культурных связей между изолированными городами-государствами.

Классика: V - IV века до н. э.Всю первую четверть V века до н.э. длились греко-персидские войны, в ходе которых персы опустошили и разграбили Аттику, захватили Афины, разрушили Акрополь. Но в конечном итоге победили греческие полисы, находившиеся на более высокой ступени общественного развития и обладавшие более высокой военной организацией. В ходе греко-персидских войн развивается самосознание свободных граждан, усиливается их политическая активность, рождается эллинистическая демократия, основанная на принципе прямого народовластия, когда любой свободный гражданин вне зависимости от его имущественного положения мог занять самую ответственную должность, если на него падёт жребий, а высшим органом государственной власти становится народное собрание. Третья четверть V века до н.э. - кратковременный период расцвета афинской рабовладельческой демократии. В это время Афины были самым значительным культурным центром Эллады и переживали "золотой век" своего экономического, политического и культурного развития.

Период поздней классики - это время постепенного разрушения старых идеалов, появления новых форм и образов в ответ на те политические и общественно-социальные коллизии, которые переживает Греция в это время. Концентрация всё больших богатств в руках крупных рабовладельцев приводит в конце V века к вытеснению труда свободных граждан более дешёвым трудом рабов. Афинские земледельцы разорялись. Перикл искал выход из кризиса в усилении эксплуатации союзников по Афинскому морскому союзу и в ожесточённой борьбе с другими государствами Греции - соперниками Афин. Росло недовольство таким положением вещей как среди неимущих граждан, так и среди угнетённых афинской гегемонией членов Афинского морского союза.

Одновременно с Афинским союзом существовал и Пелопонесский, возглавляемый Спартой. В составе этого союза находились полисы, где преобладали олигархические порядки. К Спарте тяготели как олигархические слои всех греческих городов, так и ущемлённые Афинами приверженцы полисной независимости. Демократические же элементы всей Греции ориентировались на Афины. Борьба демократических и олигархических течений постоянно перерастала в острые конфликты, которые привели к Пелопонесской войне, длившейся более четверти века и закончившейся победой Спарты над Афинами. Но политическое владычество оказалось непрочным, столкновения между полисами продолжались.

В конце V века до н.э. с началом глубокого кризиса и междоусобных войн в греческом обществе растёт индивидуализм и утрачивают смысл демократические идеалы времён Перикла. Вместе с ними терпит крушение сама демократическая система. Теряется прежний высокий смысл народных собраний.

В этот период на историческую арену выдвинулось новая сила - Македонское государство, представлявшее собой монархию, опиравшуюся на земледельческую аристократию. Греческие полисы настолько истощили и ослабили друг друга во взаимной борьбе, что не смогли защитить свою независимость и покорились македонскому царю Филиппу II. Сын Филиппа II Александр начал поход против персов, закончившийся полным разгромом Персидской державы, на развалинах которой возникло новое громадное государство - империя Александра Македонского, оказавшаяся недолговечной.

Эллинизм: последняя треть IV века до н. э. - I век н. э.Держава Александра Македонского была непрочным и временным объединением. После его смерти она распалась на ряд отдельных греко-восточных государств. Между этими государствами происходили частые войны, ареной которых становилась и Греция, утратившая своё экономическое и политическое значение.

Во II веке до н.э. греческие города испытывали постоянное вмешательство в их внутренние дела со стороны Рима, который поддерживал олигархические слои против демократии, а в середине века поставил под свой постоянный контроль все города Греции. С утверждением Римской империи Греция под названием Ахея была превращена в отдельную римскую провинцию.

В то же время открывавшийся эллину необъятный мир с возникавшими и распадавшимися на глазах огромными державами оказывался лишённым гармонии. Рушились привычные формы существования, привычные связи и представления. Человек оказывался беспомощным перед социальными катастрофами, войнами, гибелью целых городов. Житель эллинистического мира потрясён огромностью событий, свидетелем которых он является, и малой ролью отдельной человеческой личности. Он стремится познать законы нового, сложного мира, что ведёт к бурному развитию науки и обособлению философии от специальных дисциплин. ГЕОГРАФИЯ. Северную (большую) часть Балканского полуострова составляли на западе Иллирия, на востоке – Македония и Фракия, южная (меньшая) носила название Эллады. Сравнивая между собою восточные и западные берега всего Балканского полуострова и в частности южной его части, мы находим, что первые находились в лучшем положении: здесь горы не так близко подходят к морю, самое море более изрезано и покрыто большим количеством островов и т. п., и к тому же восточными своими берегами Балканский полуостров был обращен к культурным странам Азии и Африки. Вот почему в истории восточная часть Эллады, соседившая с Эгейским морем, вообще играла более важную роль, нежели западная. Внутри страна делилась горными хребтами на обособленные одна от другой области, что впоследствии поддерживало политическую раздробленность страны и мешало отдельным областям слиться в одно государство. Обыкновенно Грецию делят на три части: северную, среднюю и южную.

Северная Греция, отделенная от Македонии и Иллирии высокими горами, была горами же отрезана и от Средней Греции, с которою сообщалась лишь посредством Фермопильского прохода между крутыми спусками горы Эты и болотистым берегом Эгейского моря. По самой Северной Греции с севера на юг проходит горный хребет, делящий ее на две замкнутые области: Эпир на западе и Фессалию на востоке.

Между Фермопильским проходом и Истмом (Коринфским перешейком) лежала Средняя Греция, лучшие части которой были на востоке и назывались Аттика, Беотия и Фокида, где, собственно говоря, и сосредоточивалась историческая жизнь Средней Греции.

Южная Греция называлась Пелопоннесом (что значит остров Пелопса). Она соединялась с Средней Грецией узким перешейком (Истм) и состояла из нескольких областей. Всю центральную часть занимала Аркадия, а вокруг неё располагались Ахея, Арголида, Лакония, Мессения и Элида.

Письменные источники по истории Др. Греции.

Одним из важнейших источников являются сочинения древнегреческих историков. Первыми греческими историками были так называемые логографы, из них наиболее известны Гекатей из Милета (540—478 гг. до н. э.) и Гелланик из Митилены (480—400 гг. до н. э.). Логографы описывали древнейшую историю родных городов. За недостатком данных они обращались к мифам, стремясь рационалистически истолковать содержащиеся там сведения. Критический анализ мифологической традиции, проведенный логографами, был довольно поверхностным, и потому многим приводимым ими фактам не стоит доверять.

Логографы не ограничивались лишь толкованием мифологической традиции. В свои произведения они включали вполне достоверные сведения географического и этнографического характера, добытые ими во время их путешествий по разным греческим городам и странам Восточного Средиземноморья. В трудах логографов миф и действительность слабо различались и это определило ограниченное значение их трудов. Сочинения логографов дошли лишь в небольших отрывках.

Первым собственно историческим исследованием был труд Геродота из Галикарнасса (485—425 гг. до н. э.), названного еще в древности «отцом истории». Геродот много путешествовал, объездил почти все страны. Большое влияние на формирование собственной исторической концепции оказало на Геродота пребывание в Афинах, где он сблизился с лидером афинской демократии Периклом. В своем труде, который принято называть «Историей», Геродот описал ход войны между греками и персами. Это подлинный научный труд, поскольку уже в первых строках автор формулирует научную проблему, которую пытается исследовать и обосноват. Чтобы вскрыть эту причину, Геродот обращается к предыстории событий. Он рассказывает об истории древневосточных стран и народов, которые вошли в состав персидской державы (Египет, Вавилония, Мидия, скифы), а затем об истории греческих полисов и лишь после этого приступает к описанию военных действий. Чтобы отыскать истину, Геродот критически подходит к отбору и анализу привлеченных источников. И хотя степень достоверности собранных историком сведений различна и некоторые эпизоды в трактате носят характер вымысла, все же большинство сведений из «Истории» подтверждается другими источниками, и прежде всего археологическими открытиями. Главная заслуга Геродота в том, что его трудами в руках ученых появился источник, где стержнем описываемых событий является историческое время и осознанно введенный историзм.

Фукидид (ок. 460—396 до н. э.).В изгнании, где он провел почти два десятилетия, Фукидид и задумал описать историю Пелопоннесской войны. Историка интересуют все события, современником которых он был. Но для отыскания исторической истины Фукидид проводит строгий критический отбор исторических источников, используя только те, что содержат достоверную информацию. Для этого он посещал места событий, беседовал с очевидцами, знакомился с документами. Такой подход к фактам позволяет ему в изложении хода истории уже не объяснять происходящие события вмешательством богов, а находить объективные причины событий и поводы, их вызвавшие, что помогает выявить закономерности исторических событий. Для него ясна прямая связь между успехами в ведении военных действий и стабильностью внутренней политической обстановки в государстве. Историю, по Фукидиду, творят люди, действующие в соответствии со своей «природой». Их интересы, устремления и пристрастия оказываются сильнее законов и договоров. Фукидид сыграл решающую роль в утверждении научного знания о прошлом. Он выработал критический метод анализа исторических источников и первым выявил закономерности исторического развития. Для всех последующих поколений исследователей Фукидид заложил основу для познания смысла исторического развития и действий людей. Его труд является ценнейшим историческим источником, в котором по возможности объективно освещаются описываемые события.

Не законченную Фукидидом «Историю», обрывавшуюся на описании событий 411 г. до н. э., продолжил буквально с последней фразы в своей «Греческой истории» Ксенофонт из Афин (ок. 445—355). Но в его изложении материала явственнее, чем у Фукидида, проявляется личная позиция автора. Сторонник спартанского государственного устройства, Ксенофонт критично относился к афинской демократии. Это объясняет определенную тенденциозность в подаче материала. К тому же Ксенофонт недостаточно критично использует привлеченные источники, порой трактуя события в угоду своим пристрастиям, а также уделяя большое внимание отдельным личностям, не пытается вскрыть объективные причины исторических событий. Однако его «Греческая история», описывающая события с 411 по 362 г. до н. э., остается важнейшим источником для изучения сложной эпохи острой борьбы между полисами и кризиса классического греческого полиса. Ксенофонт был не только историком. В ряде его трактатов нашли отражение его политические пристрастия. В сочинении «О государственном устройстве лакедемонян» он идеализирует спартанские порядки, а в «Киропедии», посвященной воспитанию основателя персидской державы Кира Старшего, с симпатией относится к идее монархического устройства государства. Интересные сведения о персидском государстве, его наемном войске и жизни народов на территории Малой Азии содержатся в трактате «Анабасис» («Восхождение»). В нем рассказано об участии греческих наемников, в числе которых был и Ксенофонт, в междоусобной борьбе за персидский престол на стороне Кира Младшего. Большой интерес с точки зрения развития философской мысли и характеристики афинского быта представляют трактаты Ксенофонта «Воспоминание о Сократе», «Экономика» (или «Домострой»), «О доходах». В целом многочисленные трактаты Ксенофонта содержат многообразную и ценную, но не всегда объективную информацию о самых различных сторонах жизни греческого общества его времени.

Главной заслугой Геродота, Фукидида и Ксенофонта явилось распространение в греческом обществе интереса к истории и утверждение исторического подхода к событиям прошлого. Некоторые, как Ксенофонт, а также Кратапп, или «оксиринский историк», прямо продолжали исследования Фукидида, с разной степенью успеха подражая великому историку. Другие, как Эфор, Феопомп и Тимей, пришли «в историю» из ораторских школ. Но результатом стало появление большого количества трактатов по истории Афин, Сицилии и Италии, Персии, правления царя Филиппа II и т. д. Они оказали огромное влияние не только на формирование исторического сознания в греческом обществе (этими работами широко пользовались ученые последующих эпох), но и на становление исторической традиции в соседних обществах.

Важным источником по классической эпохе является древнегреческая драматургия – произведения трагиков Эсхила, Софокла и Еврипида и комедиографа Аристофана. Как граждане афинского полиса они принимали активное участие в политических событиях своего времени, что нашло непосредственное отражение в их поэтических произведениях. Своеобразие этого вида литературного источника заключается в том, что здесь действительность подается через художественные образы. Но так как в этот период греческий театр активно участвовал в формировании полисной системы ценностей и демократической морали, то литературные образы не были плодом досужего вымысла или интерпретацией легендарно-мифологических сюжетов, а являлись выражением господствующего гражданского мировоззрения, объективных оценок и суждений афинского общества.

Незаменимым историческим источником являются философские и риторские произведения. Выдающимся философом был Платон (427—347 до н. э.). Для историков большой интерес представляют его трактаты «Государство» и «Законы», где автор в соответствии со своими социально-политическими взглядами предлагает пути справедливого переустройства общества и дает «рецепт» идеального государственного устройства. Ученик Платона Аристотель(384—322 до н. э.) попытался исследовать историю и политическое устройство свыше 150 государств. Из его трудов сохранилась только «Афинская полития», где систематически описаны история и государственное устройство афинского полиса. Обширная и разнообразная информация почерпнута из многочисленных источников, как дошедших до нас (труды Геродота, Фукидида), так и почти полностью утраченных (как аттиды – афинские хроники). На основе изучения жизни греческих полисов Аристотель создал обобщающий теоретический труд «Политика» – о сущности государства. Его положения, Аристотель опиравшиеся на анализ реальных процессов исторического развития Эллады, предопределили дальнейшее развитие политической мысли в античной Греции.


Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 1349; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!