Почему в поэме «Кому на Руси жить хорошо» автор осуждает не только помещичий деспотизм, но и добровольное холопство?



 

Написанная к 1876 году Некрасовым, поэма «Кому на Руси жить хорошо» повествует о счастье и горе русского народа. Центральное место занимает изображение послереволюционного крестьянского быта и нравов, царящих в обществе. Особенно Некрасов уделил внимание взаимоотношению бывших помещиков и крепостных крестьян.

В своей поэме автор обращается к теме помещичества и его деспотического обращения по отношению к крестьянам. Внимание к помещикам обусловлено их недавним могуществом. Иллюзия всевластия развенчивается при взгляде на Оболта-Оболдуева. Несоответствие портрета и сущности, действий и их последствий высвечивается с помощью антитезы. Можно вспомнить и князя Утятина, получившего удар от новостей о крестьянской реформе.

Отдельную группу составляют крестьяне, которых условно можно разделить на две группы: протестующие и рабски преданные. Первая группа состоит из людей, осознающих трагичность положения людей: Россия, несмотря на отмену крепостного права, все еще находится под игом рабства. К ним относятся трибуны, защитники народных идей и Руси.

Но вторую группу крестьян Некрасов осуждает за готовность рабски подчиняться бывшим помещикам. В основном это люди, раньше служившие в барском доме и потому имевшие образ жизни, сходный с помещечьим. Это люди без чувства собственного достоинства и гордости: они готовы служить барину и после освобождения, забыв обо всех насмешках и обидах, нанесенных им. Им важен сам факт приобщения к барскому быту: крестьяне счастливы заработать «хозяйскую» болезнь, несмотря на мучения, переносимые ими. Это люди нравственно низкие: многие из них готовы предать друзей и знакомых несмотря на то, что их будут не уважать в селе. При этом, все они – жертвы отсутствия должного воспитания и приобщения к народному быту.

В заключение можно сказать, что Некрасов осуждает добровольно холопство именно за то, что крестьян к этому не принуждали, они сами идут на это. Автор огорчен тем фактом, что человек может самостоятельно принять решение быть в рабстве у другого, терпеть ежедневные унижения: этим самым уничтожается в человеке личность. При этом деспотизм помещиков обусловлен их воспитанием: будучи воспитанными начальниками, они не могут вести себя иначе. Народ же может изменить свое поведение, примером тому могут служить Григорий Добросклонов и Савелий, богатырь святорусский, готовые защищать интересы народа.

 

Каковы нравственные уроки рассказа И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»?

 

Рассказ И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско» многие литературные критики называют своеобразной притчей, поднимающей такие важные вопросы, как «что такое счастье?», «что представляет собой человеческая жизнь и каков ее смысл?», «каким образом достичь всего этого?» и многие другие. В своем произведении автор множество раз пытается показать читателю нечто главное, научить чему-то, объясняя на примере своих героев и их ошибках. Одним словом, стремится преподать настоящие жизненные уроки.

Жизнь главного героя рассказа бездарна, пуста и бессмысленна, несмотря на то, что он привык брать от нее все, что заблагорассудится: капитал, деньги, власть. Однако, оказывается, что все это просто фальшь, мираж, обман. Ведь герой рассказа дышит и существует, но отнюдь не живет, а лишь притворяется. Он – ни что иное, как денежный мешок, а не человек, ценящий красоту и прелесть истинной жизни, окружающего мира и бытия. Круг господина из Сан-Франциско — это выдуманное пространство материальных ценностей, не приносящее ничего, кроме пустоты.

 Автор искренне негодует, параллельно отображая совершенно другой мир. Мир, в котором люди знают, что такое труд до седьмого пота вокруг отъевшихся личностей, так похожих на главного героя, искренне уверенных, что за деньги можно купить абсолютно все. Но действительно ли это так? Как выясняется в финале, природа неподвластна материальному благосостоянию – и даже деньги не спасают героя рассказа от цепких лап внезапной смерти. Наверное, это и есть главный урок произведения, который можно сформулировать так: торопитесь по-настоящему жить, а не существовать, внимайте истинным ценностям, любите искренне, чувствуйте сердцем, живите под влиянием души, а не денег. Ведь счастье, оказывается, совсем не в них.

 


Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 1600; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!