Как в лирике М.Ю. Лермонтова воплотился романтический идеал поэта?



Как в поэме М. Ю. Лермонтова "Мцыри» отражено столкновение мечты с действительностью?   Двуплановость образа Мцыри отражена в двуплановости внешнего мира, в монастырской тюрьме и в кавказской природе, в двуплановости поэтической структуры, где стих выражает внутренний мир Мцыри, а сюжет — внешнюю обусловленность его судьбы. Молодости необходим разгул страстей, необходимы эмоции. Об этом пытается Мцыри сказать монаху: Я молод, молод.. . Знал ли ты разгульной юности мечты? Или не знал, или забыл, Как ненавидел и любил.. . Но все это - лишь мечты молодого послушника. Какова же действительность? Она ограничена четырьмя каменными стенами, священными обрядами и ритуалом жизни, повторяемом изо дня в день. Мцыри знает, что этим не ограничивается жизнь, ведь он видел и другое существование — у себя на Родине. Ущелье, шумным аул, табуны, старики, сидящие на порогах своих домов, "кольчуги звон, и блеск ружья", отец, сестры, песни, бурный поток. Все это и есть настоящая жизнь, куда так стремится Мцыри. И ему выпадает возможность стать на три дня участником живой жизни, которую он так часто представлял в своих мечтах. Его первое столкновение с действительностью, когда он может стать не только сторонним наблюдателем красот природы, но и участником жизни - встреча с девушкой-грузинкой. Казалось бы, совсем рядом то, о чем он так долго мечтал, стоит протянуть руку. Но это и оказывается самым сложным, вернее — невозможным. Как долго Мцыри мечтал о том, чтобы жить в обществе людей, разговаривать с ними, по как только он видит живого человека, животная робость, живущая в нем, берет верх. Он прячется, прекрасно осознавая, что никогда не осмелится выйти к людям, что его мечта "пылающую грудь прижать с тоской к груди чужой" так и останется мечтой, чем-то далеким, манящим и недостижимым. Человек побеждает барса. Но, хотя те раны, которые зверь нанес человеку, смертельны, Мцыри не жалеет о них, потому что во время боя он почувствовал, что живет. Эти несколько мгновений стоили всех лет его унылой жизни в монастыре. Мечта увидеть волю и насладиться ею стоила Мцыри жизни. Но он ни на секунду не пожалел, что променял серую действительность на мечту, долгие годы сурового монашеского существования на три дня наслаждения, упоения сознанием того, что он — часть огромного шумного мира. Сам он говорит о своем выборе: Ты хочешь знать, что делал я На воле? Жил — и жизнь моя Без этих трех блаженных дней Была б печальней и мрачней Бессильной старости твоей. За осуществление мечты Мцыри платит своей жизнью. Но, наверное, стоило отдать заточение в монастыре за недолгую радость быть свободным.  

В чем смысл сопоставления образов Катерины и Варвары? (по пьесе А.Н. Островского «Гроза»)

 

Каждый человек – это индивидуальная личность, с собственными жизненными ценностями и мировоззрением. Именно это ярко подчеркивает пьеса А.Н. Островского «Гроза», демонстрируя сопоставление образов главных героинь. В целом характеры людей можно разделить на ведущих и ведомых. Первый тип, который красочно отражает образ Катерины, четко видят свои цели, готовы идти к ним, бороться за свою мечту. Это сильные люди с задатками лидера. Варвара – это яркий пример ведомых людей, которые не осмеливаются перечить условиям, которые диктует суровая реальность.

В пьесе Островского постоянно сравниваются образы героинь, что наталкивает читателя на рассуждения. Катерина — возвышенная натура, которая постоянно тянется к прекрасному. Даже сны ее наполнены красками и символами. Она видит красоту и прелесть во всем и готова стремиться к своей цели. Самым желанным для нее являются дети, но козни судьбы не дали ей возможность осуществить мечту. Но она готова радоваться даже чужим детям. Провести с ними крупицу времени для нее уже огромное счастье.

Катерина очень принципиальная и честная натура, она задыхается в мире фальши, в котором живут остальные жители Калинова. Хозяйка дома делает ее жизнь невыносимой, но она не намерена сдаваться и подстраиваться под условия окружающих.

 Полной противоположностью Катерине является Варвара, она привыкла к условиям игры, которые диктуют хозяева дома. Она научилась выживать в сложных ситуациях и подстраиваться под мнение окружающих. Она готова слукавить, если это позволит ей избежать конфликтов и наказаний. Варвара – это дитя «темного царства». Она презирает трусость брата, и бессердечность матери, но не в силах высказать свое мнение.

Она стремится покинуть хозяйский дом и вырваться из мира, где ей приходится молчать. Варвара уповает на женитьбу, как способ уйти из угнетающего ее дома, и попробовать построить свой мир, где она обретет счастье. Девушка не согласна со всем, что происходит вокруг, но она вынуждена мириться с суровой действительностью.

Таким образом, в пьесе Островского можно увидеть яркое сопоставление двух характеров и способов жизни. Наглядно увидеть плюсы и минусы каждого поведения. Пьеса весьма познавательна и дает почву для серьезных размышлений.

 

Как в прозе Булгакова раскрывается тема нравственного выбора человека? (по роману "Мастер и Маргарита")

 

Особенностью романа "Мастер и Маргарита" замечательного русского писателя М.А.Булгакова является то, что, несмотря на фантастичность описываемых в нем героев и событий, данное произведение - исторически и психологически достоверная книга о человеческом обществе всех времен и народов. Ведь через все свое творение автор проносит самую главную, важную проблему человечества - проблему нравственного выбора. Этот вопрос раскрывается через поступки персонажей, их мысли и желания.

Булгаков в романе очень необычно, неординарно и неожиданно представляет читателю Зло и Добро. С детства мы привыкли думать, что добро всегда сильнее зла, и что эти две вечно противоборствующие силы никогда не пойдут на компромисс, переговоры между ними. В "Мастере и Маргарите" же свет и тьма предстают перед читателем равноправными, уважающими друг друга соперниками. Я думаю, этим Михаил Афанасьевич хотел показать, что в каждом человеке есть и хорошее, и плохое, причем в равных количествах,и только нам решать, какая часть нашей души окажется сильнее. Эту истину автор иллюстрирует на примере своих героев. К примеру, Понтий Пилат - могущественнейший человек своего времени, к тому же образованный, способный мыслить. Он понимает, чувствует, что Иешуа прав в своих руссуждениях и его нельзя казнить. Прокуратор может спасти Иешуа, однако не делает этого из-за мелочных, эгоистичных страхов потерять свою престижную должность, хотя она опротивела ему. Вот наглядный пример перевеса темных начал в человеке.

Однако Булгаков постоянно подчеркивает, что все зависит от нас самих, и само по себе Зло не властно над нами, оно не может заставить нас сделать что--либо против нашей воли.

Например, то представление Воланда в Варьете. Когда Бегемот оторвал Бенгальскому голову, кто-то из зала крикнул с просьбой не мучить больше бедного конферансье.и тотчас же Фагот отступился, вернув голову обратно.

То же самое было и с Маргаритой, и с Мастером. Азазелло только предложил девушке волшебный крем, а решение стать ведьмой она приняла уже сама. И не забрал бы Воланд Мастера с возлюбленной с собой, если бы они того не захотели. Таким образом, мы видим, что обе силы подчиняются истинным желаниям души, нашему нравственному выбору.

По моему мнению, Булгаков в своем произведении смог очень красочно и точно раскрыть проблему нравственного определения человека, не рассуждая об этом напрямую, но подталкивая читателя к размышлению через поступки своих персонажей, объяснения их причин и описания их последствий

Как в лирике М.Ю. Лермонтова воплотился романтический идеал поэта?

Произведения Лермонтова насыщенны глубокими мысли и стремлениями к светлому и глубокому, даже не смотря на то, что основа его творчества была сформирована в эпоху краха и темного времени, которое наступила в 30-е годы. Несмотря на глубокое отчаянье, которое парило вокруг поэта, он смог сохранить романтический идеал в своих стихах, отображающих его искренние стремления и желания.

Лирика Лермонтова весьма многогранна и впечатляюща, спектр тем для стихов просто поражает воображение, и каждое из них отражает его романтический идеал. Основной идеей большинства его творений является идея свободы и стремления к мечте. Особенно ярко это подчеркивает его произведение «Мцыри», в котором автор олицетворяет самого себя. Он, как и главный герой, ведет образ жизни, который ему совсем не по душе, но изменить, что-либо становится слишком сложным и он вынужден играть по чужим правилам. Единственное место, где он может искренне и без опаски выразить свои мечты и стремления – становится его творчество. Через образ Мцыри, автор воплотил свой романтический идеал, и его представление о свободе и счастье.

Не маловажным моментом является единение героев Лермонтова и природы. Автор показывает, как одиночество может быть повержено, если природа готова открыть свои объятия. Великолепная природа Кавказа раскрывает тонкие струны души Мцыри, он любуется ею, она помогает ему верить в свою мечту и ее осуществление. Природа становится другом главного героя и раскрывает романтический идеал поэта.

 Красной нитью проходит идея одиночества через все творчество Лермонтова. Особенно ярко это проявляется в произведении «Парус», где главный герой смог увидеть этот одинокий парус, только потому, что сам является одиноким. Он рассуждает о нем, проявляя в мыслях лирический идеал. Стихотворение «Тучи», написанное поэтом, когда он был в ссылке, красочно заявляет о том, как важна свобода, и именно она играет ключевую роль в формировании романтического идеала.

Лермонтов жил и творил в смутное время, и это отложило отпечаток на его творчество. Поэтому основной идеей его стихов является вопрос свободы и одиночества, который полностью раскрывает представления поэта о романтическом идеале.

 


Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 1903; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!