Неудачнаяобразность, вычурностьречи
Употреблениеметафор, сравнений, эпитетов, перифраз, гиперболидругихобразныхсредствречи, вкоторыхсловаиспользуютсяневпрямом, авпереносномзначении, придаетречиэмоциональнуюокраску. Такаяречьвсегдаэкспрессивна, риторична. Иэтодолжнобытьстилистическиоправдано. Иначеполучаютсявоттакиенесуразности:
Монтажникипересеклиэкватормонтажныхработ, Угнанныйавтомобильунесдвемолодыежизни, Судьябылтакойжепростойискромный, какиегокабинет, Стюардессапосмотреланаменянежнымглазомипропустилавперед, Большежизнионполюбилсвоюпрофессиюземлекопазаееособую, скромную, неброскуюкрасоту.
ИзкнигиЯ.Парандовского«Алхимияслова»:
«Метафоратаитвсеберазныеопасности: илираспространяетзловониебанальности, илиприводиткнелепостям; нужномноготакта, умаивкуса, чтобысохранитьмеруиизяществовотношенииэтихсловесныхукрашений».
ИзработыМ. Горького«Письманачинающимлитераторам»:
Совет 1.
«Рассказначаттак:
"Сутраморосило".
"Понебу—осень, полицуГришки—весна".
"…чёрныеглазаблестели, точновыпуклыеноскиновеньких, купленныхнапрошлойнеделе, галош".
Очевидно, этонепервыйрассказ; автор, должнобыть, ужепечатался, ипохоже, чтоегохвалили. Еслитак—похвалаоказаласьвреднойдляавтора, вызваввнёмсамонадеянностьисклонностькщегольствусловами, невдумываясьвихсмысл.
"Понебу—осень" —чтозначатэтислова, какуюкартинумогутвызватьониучитателя? Картинунебавоблаках? Такимонобываетивеснойилетом. Осень, какизвестно, оченьрезкоперекрашивает, изменяетпейзажназемле, аненадземлей.
|
|
"ПолицуГришки—весна". Чтоже—позеленелолицо, илинанём, какпочкинадереве, вздулисьпрыщи? Блескглазсравниваетсясблескомгалош. Продолжаявэтомдухе, автормогбысравнитьГришкиныщёкискрышей, толькочтоокрашеннойкраской. Автор, видимо, считаетсебямастероми—форсит».
Совет 2.
«КнигуВашупрочиталя, —книганехужедругихнаэтутему. Онабылабылучше, еслибыВыотнеслисьболеесерьёзнокязыкуиписалибыпроще, анетакимислащавымифразами, как, например: "Неупружатсяподситцемгрудидевичьи". Такиефразынапоминаютстаринныебабьипричитания. Глагола "упружить", кажется, нетвнашемязыке.
"РвётсясердцеВасилиявзаворожённуюжавороночнойпеснейвысь" —этооченьплохо—иговоритоВашейпретензииписать"поэтически", красиво. ИВыпишететакиенесуразности: "Мечтаопереворотебезжалостносмятацаризмом, какбываетсорванпорывомбуринежныйпуходуванчика". Революционноедвижение 1905–1906 годовнельзяисмешносравниватьс "одуванчиком". Адлятого, чтобыразнестисеменаодуванчика, —нетребуется "порывабури", адостаточнодуновенияребёнка».
|
|
Совет 3.
«Теперь—поповодустиляВашейкниги. "Бессмысленная, вялаякакая-то, скучнаясмертьвеяларовнымдыханием", —пишетеВы. Это—оченьхарактернаяфразадляВас. Аведьвней, несмотрянатриопределенияпонятия "смерть", —нетясности. Сказать "вялаясмерть" иприбавитькслову "вялая" — "какая-то" —этозначитподвергнутьсомнениюправильностьэпитета "вялая". ЗатемВыдобавляете "скучная" —кчемуэтонагромождение?»
Абсурдизм, алогизмы, двусмысленности, рениксы
Вы, наверно, заметили, чторазличныестилистическиеошибкиоченьчастонарушаютлогикувысказывания, аэтоприводитктому, чточитательлибопростонеможетпонятьавтора, либо…смеется. Когдавыобретете«иноезрение» (окотороммыужеговорили) причтениитекста, тоестьразовьетестилистическоечутье, товсегдабудетеясновидетьвторой—неказистый, неуместнокомичный—смысловойпланошибочноговысказывания.
Чащевсегоксмысловымрениксамприводятнарушениялексическойсочетаемости, речеваянедостаточностьинеуместнаяметафоризацияречи.
Изгазеты: «Скороцентргородазагоритсяяркимпламенем. НаулицеЛенинаустановятновыефонари». Каквам, а? Установятфонари—исгоритцентр! Но, судяпооптимистическомутонуавторазаметки, этоздорово!
|
|
Руководствопоздравляетработниковторговли, ЖКХибытовогообслуживаниясихпрофессиональнымпраздником: «Сегоднявыпредставляете, пожалуй, самуюсложную, самуюпроблемнуюсферунашейжизни…»Непонятно: толипродавцы, сантехникиидворникисуть«проблемнаясферажизни», иэтоабсурд. Толиони«представляют», тоестьзнакомят (см. «Толковыйсловарьрусскогоязыка»С.И. Ожегова) нассэтойзлополучной«сферой» —нозачемобэтомупоминатьвпоздравлении?..
Израссказаначинающегоавтора: «Женщинаоколосорокаловковскарабкаласьвкабину». Во-первых, здесьнеудачныйподборслова«вскарабкалась»: женщинапредставляетсяэтакойобезьянкой. Во-вторых, обозначаявозрастгероини, авторнебрежен, иполучается«околосорока» —грамматическинесогласованноеобстоятельствоместа, где«место» —леснаяптицасорока!
Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 301; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!