Напротив, будьте духовными наставниками, поскольку вы обучаете Писанию и изучаете его.



Ему также не подобает приказывать вас взять ангелов и пророков своими господами. Разве он станет приказывать вам совершать неверие после того, как вы стали (были) мусульманами»? Сура аль-Имран 79-80.

 Передал имам аль-Байхаки в Даляиль ан-Нубува 5\384 и имам ат-Табари в тафсире этого аята со своими иснадами от Абу Рафии аль-Курази[1] то, что иудеи и христиане из числа жителей Наджран собрались у Посланника Аллаха – да благословит его Аллах и приветствует – и он призвал их к Исламу, на что они ответили: "Ты хочешь – О Мухаммад – чтобы мы тебе поклонялись как поклоняются христиане Исе сыну Марьям"? И сказал человек из людей Наджрана, христианин по имени ар-Рибис: "Ты этого хочешь о Мухаммад и к этому призываешь"?!

 Сказал Посланник Аллаха – да благословит его Аллах и приветствует: "Прибегаю за защитой к Аллаху от того, чтобы мы поклонялись кому-то (чему-то) помимо Аллаха, или чтобы мы приказывали поклонение кому-то (чему-то) другому помимо Аллаха.

Ни с этим меня послал Аллах, не это мне приказал".

 Затем Всевышний Аллах ниспослал: "Если Аллах даровал человеку Писание, власть (знание или умение принимать решение) и пророчество"…… до слов - "….после того, как вы стали (были) мусульманами".

 Если этот смысл понятен, то абсолютно непонятно какой аргумент увидел оппонент в этом аяте на то, что мушрики арабы, о которых мы говорим, не признавали основных смыслов рубубии?!

Этот аят в совокупности с причиной ниспослания если и мог бы быть для него аргументом, то в том смысле что в нем слово арбаб множественное число от ар-роб الرب пришло в смысле المعبود ма' буд (тот кому поклоняются).

И об этом у нас будет отдельный разговор с позволения Аллаха.

Однако как этот аят или то, что пришло в причине его ниспослания отрицает или противоречит тем смыслам о которых уже говорилось, и были приведены аяты на эту тему, а это то, что муширики арабы соглашались с основными смыслами рубубии?!

Нет абсолютно никакого противоречия.

 Поэтому сказал имам ат-Табари: …«Значит смысл аята: «Не подобает пророку чтобы он приказывал вам о люди брать ангелов и пророков господами» Т.е. подразумевается под этим: божествами (аль-алиха множественное число аль-илях) которым бы они поклонялись помимо Всевышнего Аллаха». См. Тафсир ат-Табари.

Т.е. этот один из многих аятов, в которых запрещается ширк в поклонении и призывается к таухиду.

 Уже этого достаточно для того, чтобы не придавать значения тому, что вывел оттуда ар-Рази, так как его заявление о том, что мушрики не знали основных описаний Всевышнего Аллаха противоречит тому, на что указал Коран. Более того противоречит тому что сам ар-Рази сказав в другом месте своего тафсира о чем будет упомянуто позже с позволения Аллаха.

Однако, постараемся с помощью Аллаха разъяснить в каком контексте были сказаны эти слова ар-Рази, на чем они строятся, и это для того, чтобы показать читателю что оппонент ничем не гнушается, и главное для него привести хоть что-нибудь что могло бы поддержать его заблуждение к которому он призывает. Ему безразлично правильны ли слова которыми он аргументирует или нет, соответствует ли они шариатским доказательствам или противоречат им, главное чтобы в них было хоть какое-то указание на то, что у мушриков арабов был ширк в рубубии, и полное невежество относительно ее основных положений.

Поэтому хотелось бы для начала привести весь контекст слов ар-Рази которыми аргументировал оппонент, затем объяснить их.

 Говорит ар-Рази в тафсире того аята который привел оппонент:

Вопрос третий.

 Сказал аль-Джубаи (один из му'тазилитских имамов): Этот аят[2] указывает на ошибку того, кто сказал: Неверие в Аллаха – невежество в отношении Него, а вера в Аллаха – познание Аллаха.

 И это, потому что Аллах посудил об их неверии, а это слово Аллаха – "Разве он станет приказывать вам совершать неверие"?

 В то время как они знали об Аллахе по доказательству слова Аллаха: - «…Ему не подобает говорить людям: Будьте рабами мне, а не Аллаху».

 Внешний смысл этого (аята) указывает на их знание об Аллахе.

 Значит когда произошел здесь куфр, при наличии знания об Аллахе это указало на то, что вера в Аллаха не заключается в познании, а неверие в Него не будет невежеством о Нем…

(Затем ар-Рази в ответ на это сказал слова, которые от него привел оппонент)

"Куфр в отношении Аллаха - это невежество в отношении Него. Но мы не имеем в виду абсолютное невежество, например, убеждение, что Аллах не существует. Мы имеем в виду невежество в отношении Его сущности, сифатов сальби и других сифатов, и незнание того, что у Него нет сотоварища в поклонении. Если человек этого не знает (и поклоняется кому-то, кроме Аллаха), значит, он не осведомлён и о некоторых атрибутах Аллаха".
  Это вариант оппонента.

Добавим к нему несколько слов, которые он упустил.
  Сказал ар-Рази: "Ответ (на слова аль-Джабаи): Наши слова: " Kуфр в отношении Аллаха - это невежество в отношении Него" мы не имеем в виду просто невежество в отношении Его существования, однако имеем в виду… сифатов сальби и дополнительных сифатов (условный перевод, придет пояснение этого)…"
  Также в отношении варианта перевода оппонента слов ар-Рази: "Если человек этого не знает (и поклоняется кому-то, кроме Аллаха), значит, он не осведомлён и о некоторых атрибутах Аллаха".

 У меня к этому некоторые поправки, так как лучше перевести как в оригинале, т.е.: "И если он (человек) будет невежественен в отношении этого, то он будет невежествен в отношении некоторых атрибутов Аллаха"

- فلما جهل هذا فقد جهل بعض صفاته-

См. Тафсир ар-Рази.

Во-первых: Смысл ответа ар-Рази и его слов заключается в ответе аль-Джабаи муътазилитского мазхаба у которых иман – слова, дела и убеждения, однако они расходятся с ахлю Сунна в вопросе повышения и понижения имана, а также в хукме совершающего большие грехи, т.е. то что кроме куфра. А аль-Джабаи аргументирует этим аятом на ошибочность мнения джахмитов, и тех кто последовал за ними из ашаритов говорящих что иман – это только сердечное познание Аллаха.
  Ар-Рази, который придерживается этого заблужденного мнения - как это будет ясно из его же слов которые будут приведены с позволения Аллаха - пытается защитить свой мазхаб и говорит, что они не имеют в ввиду под познанием просто познание и признание существования Аллаха, однако больше этого, а это познание также некоторых описаний Аллаха.
  Говорит ар-Рази после того как упомянул разногласие среди относящихся к Исламу групп, и также ахлю Сунна в вопросе имана:
  Третья группа, которые сказали что иман – только деяние (работа) сердца.
Затем они разошлись на два мнения:
  Одно из них это то, что иман означает познание Аллаха сердцем, так что если человек узнал Аллаха сердцем, затем стал отрицать Его языком, и умер до того как признает Его (языком), то он верующий, полной верой. И это мнение Джахма ибн Сафуана.
  Что же касается познания книг (ниспосланных), посланников, последнего Дня, то он решил что это (познание этого) не входит в определение имана. И передал аль-Каби от него то, что он сказал: Иман – это познание Аллаха вместе с познанием всего того, что известно по необходимости, что оно из религии Мухаммеда – да благословит его Аллах и приветствует.
  Второе мнение – То что иман – просто признание сердцем (т.е. признание действительности существования Аллаха). И это мнение аль-Хусейна ибн аль - Фадля аль-Баджли…И то к чему мы направляемся (т.е. наш мазхаб), это то, что иман – вера сердцем…. (т.е. также признание существования Аллаха, познание Его)»
. См. Тафсир ар-Рази 292\1

Затем он сделал некие пояснения к его пониманию имана часть которых будет упомянута позже с позволения Аллаха.
  И таким образом ар-Рази в том, что касается его ответа аль-Джабаи который оппонент привел как аргумент для себя, попал сразу в три ошибки.

1) Во-первых в попытке защитить свой заблужденный мазхаб в вопросе имана он вступает в явное противоречие с ясными текстами Корана, часть которых была приведена.

Говорит имам ибн Хазм разъясняя заблуждение джахмитов и тех, кто за ними последовал в вопросе имана и куфра из числа ашаритов говорящих о том, что иман – познание Аллаха, признание сердцем Его существования, а куфр – сердечное отрицание этого, и то, что например ругань Аллаха само по себе не неверие, однако указание на то, что в сердце у человека неверие, и то что те, кого Всевышний Аллах описал в Коране неверием, то это по причине отсутствие в их сердцах веры в Аллаха, признания Его существования и познания Его.

Говорит имам ибн Хазм: «Что касается их слов (джахмитов и ашаритов) о том, что сообщение Всевышнего Аллаха о том, что все они неверные, то это доказательство на то, что в их сердцах неверие, и то что ругань Аллаха (само по себе) не неверие, однако указание на то, что в сердце неверие... (неясное выражение).

 И это с их стороны ложное заявление, выдуманное, на которое у них нет доказательства ни из текста Корана, ни из достоверной сунны, и ни из недостоверной.

Нет аргумента разума на это заявления вообще, и нет аргумента из иджма, и из кияса, и из слов кого-то из салаф, до этого проклятого Джахма ибн Сафуана. И что будет таковым то, что это ложь и выдумка, поэтому их слова полностью отпадают.

 Как же нет, ведь (тем более) аргумент есть опровергающий их заявлению, аргумент из Корана и сунны, иджма, разума, действительности?!

 Что касается Корана, то Всевышний Аллах сказал (смысл): «Если ты их спросишь: Кто создал небеса и землю и подчинил солнце и луну? Они непременно скажут: Аллах»! Сура аль-Анкабут 61.

Также сказал (смысл): "Большая часть их верует в Аллаха, приобщая ему сотоварищей". Сура Юсуф 106 .

 И сообщил Всевышний Аллах о том, что они верят (признают действительность этого) в Аллаха и вместе с этим они мушрики.

 Сказал Всевышний Аллах (смысл): «Воистину те, которым даровано Писание, знают, что такова истина от их Господа». Сура аль-Бакара 144.

 Это свидетельство от Аллаха делает ложным слова этих заблужденных, и не отвергнет мусульманин никоим образом это свидетельство». См. аль-Фисаль филь-миляль уа аль-уахуа иа ан-нихаль 1\359

 Вторая ошибка ар-Рази это то, что он вступил в противоречие салаф в вопросе определения имана. Так как мазхаб салаф в этом вопросе заключается в том, что иман – слово и дело, слово языка и сердца, дело органов и сердца, повышается и понижается.

И в работе – Осторожно Ирджа которая есть на сайте можно найти подробное объяснение вопроса имана у салаф.

 Третья ошибка в которую попал ар-Рази пытаясь в этом месте защитить свой мазхаб – противоречие своим же словам в другим местах его тафсира.

 И прежде чем привести эти моменты, хотелось упомянуть о некоторых ограничениях которые установил ар-Рази в его определении имана, после того, как утвердил что иман – это только сердечная вера в Аллаха (т.е. познание Его, и признание этого сердцем).

Как он говорит «…Третье ограничение заключается в том, что иман не означает просто вера в смысле подтверждения действительного, так как тот, кто поверил (в смысле подтвердил, констатировал существование) в джибта и тагута не называется верующим.

 Четвертое ограничение не является условием веры во все атрибуты Аллаха, так как Посланник Аллаха – да благословит его Аллах и приветствует – судил об имане того, кому даже в голову не приходило что Всевышний – Знающий, знанием сущности, или посредством описания знания (т.е. речь идет о некоторых тонкостях, формах разногласия с муътазилитами в правильности описании Всевышнего некоторыми атрибутами).

 И если бы это, и подобное этому было бы условием в утверждении имана, то не было бы возможным чтобы Посланник Аллаха – да благословит его Аллах и приветствует – судил об имане человека до тех пор, пока он не испытает его в том, знает ли он это все или нет.

Это и есть разъяснение слов в утверждении имана». См. Тафсир ар-Рази 294\1

 Как мы видим из этих слов, сам ар-Рази не определяет наличие знание всех атрибутов Аллаха – условием достоверности имана.

Затем, в том что касается тех атрибутов знание о которых он установил условием для веры в своем ответе аль-Джабаи, хотелось бы лучше понять, что он имеет там ввиду.

Смысл сифатов сальби (отрицательных атрибутов) в словах ар-Рази означает то, чтобы человек знал что Всевышний Аллах – един, не является чем-то составленным из частей, вечный без начала и т.д. Т.е. атрибут непохожести на создания.

Что касается дополнительных атрибутов, о которых он упомянул, то это такие атрибуты как мощь, знание и т.д. Т.е. атрибуты действий, по сути. См. Тафсир ар-Рази 4\70.

Затем атрибуты сущности у ашаритов означают желание, речь и т.д.

И если соединить это с его другими словами в которых он говорит о необязательности знания всех атрибутов, мы приходим к выводу что ар-Рази обуславливает знание об основных атрибутах Аллаха, после знания об Его существовании, таких как могущество в общей форме, знание, непохожесть на создания и т.д.

Наличие знания об этом у мушриков он и отрицает в своем ответа аль-Джабаи, ответе который оппонент привел как аргумент в религии Аллаха на то, что у мушриков не было и такого знания.

Однако давайте посмотрим, что сказал ар-Рази в других местах его книги.

Говорит ар-Рази в тафсире слов Всевышнего Аллаха (смысл): «Если ты их спросишь: Кто создал небеса и землю? Они непременно скажут: Аллах»! Сура аз-Зумар 38.

 Говорит ар-Рази: ….«Эти мушрики признавали существование божества (аль-илях) обладающего мощью, Знающего, Мудрого, Милостивого, и это и подразумевается под словом: «Если ты их спросишь: Кто создал небеса и землю? Они непременно скажут: Аллах»! См. тафсир ар-Рази.

 Также сказал в тафсире слов Всевышнего Аллаха (смысл): «Если ты спросишь их: Кто сотворил небеса и землю? Они непременно скажут: Их сотворил Могущественный, Знающий». Сура аз-Зухруф 9.

 Говорит ар-Рази: «И разъяснил Всевышний Аллах то, что они признавали что создатель небес, земли и того что между ними – Аллах, Могущественный и Мудрый.

 И смысл этого в том, они несмотря на то, что признавали этот смысл поклонялись вместе с Ним кому-то (чему-то) другому и отрицали Его способность на воскрешение». См. Тафсир ар-Рази.

Что касается вопроса отрицания мушриками воскрешения в словах ар-Рази, то будет к этому скоро возвращение с позволения Аллаха.

 Также в слове Аллаха (смысл): «Если ты их спросишь: Кто создал небеса и землю и подчинил солнце и луну? Они непременно скажут: Аллах! Куда же их отклоняет (уводит)»? Сура аль-Анкабут 61.

 Сказал ар-Рази: «Затем слово Аллаха - Куда же их отклоняет (уводит)?- означает, что они убеждены в этом, как же тогда они уходят от поклонения Аллаху»? См. Тафсир ар-Рази.

 Также в слове Аллаха (смысл): «Если ты спросишь их, кто сотворил их, они непременно скажут: Аллах! Куда же их отклоняет (уводит)»? Сура аз-Зухруф 87.

 Говорит ар-Рази: «Смысл этого в том, чтобы обратить внимание на то, что если они (мушрики) убеждены в том, что создатель этого мира, создатель животных – Аллах, как с этими убеждениями они направились к поклонению ничтожным телам (т.е. созданиям), презренным идолам, которые не вредят, и не приносят пользу, однако это просто неодушевленные предметы»? См. Тафсир ар-Рази.

 Также в словах Всевышнего Аллаха (смысл): «Скажи: Кто одаряет вас уделом с неба и земли?


Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 419; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!