Историческая мысль в эпоху средних веков



Византийская историография.

 

     Античные традиции историописания наиболее долго сохранялись в Византии. Лучшие византийские историки V-VII вв. н.э. в отборе материала, в историографических приемах, в понимании движущих сил истории едва отличимы от своих позднеантичных предшественников[16]. Крупнейший историк этого времени Прокопий Кесарийский (500-565), рассматривает историю как результат человеческих усилий. Будучи глубоко образованным человеком, Прокопий к тому же обладал широким кругозором и большой осведомленностью благодаря своему служебному положению. Он был советником и секретарем одного из самых значительных византийских полководцев Велизария. Самое большое его произведение “История войн”(550-554), где подробно описано восстание НИКА в Константинополе (532 г.), войны с персами, вандалами и готами, сообщаются важные географические и этнографические сведения о славянах. И в этом и в последующих произведениях образ империи у него приобретает значение важнейшей категории, становится своего рода парадигмой исторического и политического сознания[17].

     Важнейшим источником о ранневизантийской эпохе является свод законов (кодекс) императора Юстиниана. В нем отражены все основные черты эпохи, показан характер кризиса рабовладельческого строя. В XII в. кодекс, объединенный с последующими сборниками юридических документов Византии, получил название “Свод гражданского права” и стал главным источником права для юристов раннего средневековья. На его базе стали создаваться университеты.

     Параллельно светской формируется церковная христианская историография. Свое первое воплощение этот новый взгляд на историю получил в трудах епископа Кесарийского Евсевия (267-338). Имея в своем распоряжении богатейшую библиотеку и объездив почти все места распространения христианства, он написал ряд произведений, важнейшие из которых “Хроника и Церковная история”. Они доведены до 325 г. и составляют основу наших сведений по истории ранней христианской церкви. Работы Евсевия включают в понятие истории все известные тогда народы, максимально приблизив ее к понятию всеобщей. Эта концепция была шагом в перед в сравнении с последней римскоцентрической. Но вместе с тем, в противовес античному толкованию истории, при котором главная роль отводилась все же людям, христианская концепция на первый план выдвинула в качестве движущей силы исторического процесса божественное провидение. Эта идея - провиденциализм, шаг назад в сравнении с античностью. Историю Евсевий воспринимает как процесс последовательного совершенствования, объясняя реальное воплощение христианства на земле его признанием императорскими властями. Империя осознавалась им не только как единственно возможная форма земного существования христианского миросообщества, но и как прямое воплощение религиозного миропорядка.

     В Хронике Евсевия есть еще одна важная для своего времени историко-политическая мысль. Римскую империю он изображает преемницей прежних восточных империй, причем Римская не противополагается христианству, а наоборот поддерживается им. Иными словами, концепция Евсевия была направлена на обоснование и укрепление союза империи и церкви.

     Важным вкладом в Евсевия стала разработка всемирной истории в строгой хронологической последовательности. В своих сочинениях он впервые вводит Рождество Христово как организующий принцип всей истории, подготавливая тем самым введение новой системы счета времени[18]. В итоге труд Евсевия стал базой для развития жанров церковной истории и всемирной хроники. Его концепцию продолжил целый ряд деятелей церкви.

       Второй этап византийской историографии датируется VII-XII вв. Основным историческим жанром в то время становится всемирно-историческая хроника, ориентирующаяся на библейскую модель человеческой истории, начиная с сотворения мира. Хроники этого времени компилятивны и, как правило. охватывают обширные исторические периоды. В Х в. происходит подъем традиции античной образованности, что приводит к возрождению в XI в. университета в Константинополе, ставшем общеимперским центром образования.

 

Европейская историческая мысль       

 

     Преемственность античной и раннесредневековой историографии прослеживается и в государствах Европы, но здесь она никогда не была столь значимой. Ведущую роль в понимании и оценке исторических сведений здесь уже в ранний период занимает христианская модель понимания развития человечества. Интерпретация событий прошлого и настоящего ориентировалась здесь, по-преимуществу, на принцип веры. Признавалось решающее значение сверхъестественного вмешательства всемогущего Бога в человеческую жизнь, что ограничивало возможности рационального объяснения событий. Смысл человеческой истории, ее истинное содержание, глубинная причина всего происходящего мыслились как отражение воли Бога.

     С точки зрения христианства отношения Бога и человечества совмещают два качества: они осуществляются как в вечности, так и в земном “историческом” времени. Человеческая история, таким образом, впервые приобрела значение необходимого элемента космического процесса, а также стала своего рода грандиозным эпосом, видевшим за внешними событиями и отдельными человеческими поступками отражение неизменной борьбы универсальных сверхъестественных сил (Добра и Зла, Бога и Дьявола)[19].

     Важную роль в развитии раннесредневековой историографии сыграло то, что христианская церковь приобрела широкую законодательную компетенцию. На периодически собравшихся церковных соборах принимались постановления, обязательные для всех христиан. Первый собор открылся 20 мая 325 г. По приглашению Константина 318 епископов в Никее для осуждения ереси Ария. Акты этого и последующих соборов представляют собой важнейший источник не только по истории церкви, но и по истории в целом, т.к. в них нашли отражение почти все социальные и политические изменения в обществе.

     Постепенно складывается новая традиция, которая рассматривала историю как линейный процесс, управляемый божественным предвидением и направляющим события к достижению некоей конечной цели. Наиболее полно она обоснована в трудах Аврелия Августина(354-430). Толчком к появлению его произведений послужило взятие Рима Аларихом (410 г.). Это событие произвело огромное впечатление на современников. Пал вечный город! Бежавшие в Азию, Африку, Египет римляне принесли с собой панические настроения. В такой обстановке появилось произведение блаженного Августина, епископа Гиппонского “О Граде Божьем” (De civitate Dei)(между 410 и 426гг.). Оно должно было объяснить смысл происходивших событий, наметить путь выхода, идеологически обосновать и укрепить христианский мир. Это произведение действительно оказало огромное воздействие на всю последующую богословскую, философскую и историческую мысль в Европе. Земное государство Августин считал подверженным бедствиям и в прошлом, и в будущем, особенно же языческий Рим, который ждет гибель. Но христианская церковь не должна связывать своей судьбы с Римом. Возникшее при Константине новое христианское государство готовит появление Божьего Града и победу добра над злом. Согласно Августину противостояние добра и зла находило отражение в борьбе Града Божьего - мистического сообщества всех праведников и истинно верующих, против града Сатаны - совокупности всех ранее и живущих ныне язычников и врагов веры. Они разделены в вечности. но сосуществуют во времени реальной истории, в земном сообществе - граде Земном. Финал и цель истории - окончательная победа праведников, воплощенные во Втором пришествии и Страшном Суде.

     В истории Августин выделял шесть периодов: от Адама до потопа, от потопа до рождения Авраама, от рождения Авраама до воцарения Давида, от воцарения Давида до Вавилонского пленения, от Вавилонского пленения до страстей Христовых, и период наступивших последних времен, который закончатся вторым пришествием. Эта периодизация была воспринята всей последующей средневековой историографией.

     Характеризуя исторический процесс, Августин выдвинул 2 основополагающие идеи. Первая - история следует по линейному пути. Эта идея была универсальной. Она охватывала все цивилизации и предполагала движение в определенном направлении и по определенному плану в соответствии с волей Бога. “Господь творил во времени не по новому и внезапному побуждению, а по своему вечному и непреложному умыслу” (12, кн. 7. С. 14). Т.е. по Августину история это необратимый процесс, идущий по заранее предопределенному пути.

     Вторая идея - идея неизбежности прогресса относительно более ранних времен. Понятие прогресса, идея о том, что каждая последующая цивилизация по уровню своего развития на порядок выше предыдущей, стало благодаря Августину неотъемлемой частью всех более поздних исторических концепций, включая марксистскую. Представленный Августином синтез иудео-христианской и классической греческой традиций оказался самым влиятельным в раннюю эпоху западной цивилизации учением о природе исторического процесса. Его сочинение “О граде божьем” оказывает влияние на западную мысль и сейчас.

     Кроме того, Августин выдвинул пять новых положений, элементы каждого их которых в той или иной степени оказывают влияние до сих пор на историческое мышление. Первое положение - об универсальности истории: вся история включает в себя все человечество, и все прошлое видится как соотнесенное с божественным умыслом. Второе положение - историю не следует описывать в таких терминах как год, век, событие или даже цивилизация. Вместо этого за основную точку отсчета берется раскрытие диктуемого божественной волей целенаправленного плана, а исторические события рассматриваются как точки на этом предопределенном пути. Третье положение - отказ от классической идеи цикличности. Исторические процессы линейны: от начала до конца они идут по одному естественному пути. Четвертое - эти процессы динамичны, а не статичны. История имеет дело с действием, т.е. с движением событий в направлении конкретных целей, а не с неизменными моделями вроде повторяющихся циклов. Пятое - в основе истории лежат как субъективные, так и логические основания, которые и надлежит изучать. Все эти положения вплоть до XVIII в. никем всерьез не оспаривались.

     Ученик Августина и автор первой универсальной христианской истории “7 книг истории против язычников” Павел Орозий(380-420 гг.),развивая мысли своего учителя, отмечает, что история - это единый линейный процесс всего человечества. При этом фундаментальной причиной любого события является воля Бога. Однако историку следовало объяснить, что именно предлагал Творец в каждом конкретном случае. То, что замысел Бога осуществлялся во времени и неотделим от земного существования человека, породило идею развития. т.е. идею совершенствования человечества во времени, поскольку Бог давал ему видение перспективы и возможность для исправления.

     Для раннесредневекового периода характерно и появление с последующим широким распространением нового вида исторических источников, которыми стали жития святых. Христианство долго не могло перебороть языческую стихию верой лишь в одного Христа и по справедливому выражению Ф.Энгельса “расчетливые попы в лице святых вернули политеистическому крестьянству его многочисленных богов-покровителей”. Местные божки лесов, вод, чащ и т.д. сменились местными же святыми, мучениками, подвижниками и т.д. Их жития представляют собой важный исторический источник, так как в них даются многие черты народной жизни того времени, характеризуется история церкви и факты полит. истории. Для истории же быта, нравов, идеологии и религии эпохи раннего феодализма жития святых вообще незаменимы.

     Подводя итог раннесредневекому периоду, отметим, что историография этого времени все же не сложилась как отдельная отрасль знания. Ни в школе, ни в университете (она не вошла в 7 свободных искусств) история не стала полноценным предметом преподавания; любая попытка осмыслить реальные исторические события неизбежно выливалась в поиск библейских аналогий, и только их обнаружение означало наделение фактов историческим смыслом. Тем не менее, в значительной степени благодаря трудам Евсевия, Августина и их последователей сформировалось четкое представление об истории как истории всеобщей, связанной единой универсальной идеей, объединяющей пути развития разных народов.

     Второй этап в развитии европейской исторической мысли связан с эпохой Возрождения. Эпоха Возрождения была важнейшим этапом в развитии национальных культур и оказала огромное воздействие на характер исторических источников, чему особенно способствовало начало книгопечатания. Возрождение интереса к античности, первоначально носило локальный характер и распространялось преимущественно в Италии. Новым и чрезвычайно важным аспектом исторической мысли стал разрыв с церковным мировоззрением. История стала рассматриваться как сфера действий людей, а не Бога. Это приводит к общей секуляризации исторического сознания. Вопросы церковной истории теперь отходят на второй план. Обращение к прошлому становится важнейшим инструментом политической борьбы.

     В культуре Возрождения впервые появляется деление истории на три периода: античный, средневековый и современный. При этом античность рассматривалась как период наивысшего развития культуры и общественной жизни. Современность должна была восстановить блистательное прошлое. А средневековье оценивалось как время упадка и забвения великих достижений древности. Такая характеристика средневековья как эпохи деградации и упадка заключала в себе потенциал религиозной и церковной критики. И здесь важную роль сыграл “Трактат о подложности Константинова дара” Лоренцо Валла (1407-1457), созданный около 1440 г. но опубликованный уже после смерти автора. Акт дарения Константином папского сана римскому епископу Сильвестру и вручения ему власти над Римом Валла подверг всесторонней критике. Это был первый в средние века критический анализ исторического источника в правовом, политическом, историческом и лингвистическом аспектах. В нем главное лингвистический и литературный анализ, доказывающий прямое несоответствие терминологии и стиля документа нормам классической латыни времени Константина[20]. Позднее появились и другие критики, знатоки прошлого (эрудиты).

     Подлинно новаторскими стали исторические идеи одного крупнейших представителей науки Возрождения Жана Бодена (1530-1596). По Бодену изучение всемирной истории дает возможность сделать точные заключения относительно управляющих человеческим обществом законов. Его основные труды “Метод легкого познания истории”(1566) и Шесть книг о государстве”(1576) доказывали, что история - это наука, обладающая собственным методом познания. Ее предмет - деятельность людей, обусловленная свободной волей, жизненными потребностями, естественной природой человека и средой его обитания. При этом условия географической среды, по мнению Бодена, определяют психический склад народа и его историческую судьбу. Негативное влияние географического фактора, при этом, может быть, скорректировано разумными законами и основанным на них государством. Бодену принадлежит и идея о прогрессе в истории, происходящем в результате развития наук, промышленности и торговли, географических открытий и т.д. Взгляды Бодена оказали наибольшее влияние на идеологию эпохи Просвещения.

     Третьим этапом в развитии европейской исторической мысли стали XVI-XVII вв. В то время в европейской культуре формируются новые принципы познания. Базой для исследований становится опыт, требовавший рационального и эмпирического объяснения причин и следствий. Это связано с прогрессом в развитии точных наук. Согласно новой логике, наука и вера совместимы, но их предмет, смыслы, языки и методы - автономны. История начинает трактоваться как кладезь мудрости и понимается прежде всего как политическая или политико-юридическая. В Оксфордском и Кембриджском университетах в XVII в. были открыты первые кафедры гражданской истории. Знание о прошлом сделалось важным фактором политической борьбы.

     С XVII в. стали также печататься большие серии средневековых источников. В значительной степени такая деятельность мыслилась как ответ на реформационные движения, но результаты оказались противоположными. В повествовательных источниках этого времени стали заметны элементы научного исследования; появился новый тип повествовательных источников — мемуары политических и общественных деятелей, отражающие борьбу идеологий буржуазной и феодальной, публицистика (памфлеты). Большую ценность как источник имеют письма. С эпохи Возрождения интерес к ним возрос, появляются фамильные архивы. Письма - лучшее зеркало общественной жизни во всей ее злободневности и непосредственности. В них встречаются гораздо более точные, чем в мемуарах сведения. Внедрение печати во все отрасли литературы и науки привело к широкому распространению исторических произведений и тем самым обеспечило их лучшую сохранность.

     Первая попытка переоценить всю систему знаний, доступных человеку XVII в., принадлежит Френсису Бэкону (1561-1626). В его “Новом органоне или Великом восстановлении наук” отмечается, что целью исследования является овладение тайнами природы. Он отмечал единство истории и опытного естественнонаучного знания. Классифицируя науки, Бэкон характеризовал направления исторического знания как “совершенную и несовершенную” историю. К совершенной относилась политическая историография (хроники, жизнеописания). Такая история существовала в контекстах интереса к национальному прошлому, формированию национальных государств в Европе. Несовершенную историю, по мнению Бэкона, писали авторы первоначальных и необработанных набросков, комментариев и перечней отдельных событий прошлого.

     Взгляды Ф. Бэкона оказали большое влияние на умы деятелей эпохи Просвещения и способствовали дальнейшему изменению взглядов на исторический процесс и историю как науку.

 


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 2086; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!