Историческая мысль первобытного общества



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 

Нижегородский государственный университет

им. Н.И. Лобачевского

 

Е.А. Молев, А.В. Седов

 

 

ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ

 

“ИСТОРИЯ”

 

Учебно-методический комплекс.

Рекомендовано методической комиссией исторического факультета

для студентов ННГУ, обучающихся по направлению подготовки

030400 “История”

 

(2-е издание)

 

 

Нижний Новгород

 2008

 

 

УДК 930(075.8)

ББК Т3Я7

М75

 

 

Молев Е.А., Седов А.В. Введение в специальность “История”. Учебно-методический комплекс. Н.Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2008. - 57 с.

 

 

Рецензент: профессор В.М. Строгецкий,

 

 

     В настоящем учебно-методическом комплексе даются рабочая программа курса и развернутый комментарий к ней, а также методические рекомендации по подготовке к зачету, вопросы для самоподготовки и основная литература.

     Учебно-методический комплекс предназначен для студентов первых курсов исторических факультетов.

 

УДК 930(075.8)

ББК Т3Я7

 

© Молев Е.А., Седов А.В., 2008

ВВЕДЕНИЕ

     Введение в специальность - это обзорный курс, предназначенный для получения студентами необходимой информации об избранной ими профессии историка, ее основных достоинствах и путях развития с древнейших времен до настоящего времени, в том числе и на историческом факультете ННГУ. Возникновение историзма было одним из величайших событий в духовной жизни человечества. Благодаря этому человечество оказалось в состоянии воспринимать и оценивать опыт прошлого, правильно оценивать события настоящего и намечать планы строительства будущего. И не случайно сохранилось множество возвышенных оценок исторического знания, причем отнюдь не только их уст самих историков.

     Знаменитый римский оратор и политический деятель Цицерон называл историю “свидетельницей времен, светом истины, жизнью памяти, наставницей жизни, вестницей древности”. Великий русский полководец А.В. Суворов неоднократно повторял, что, забыв о прошлом, мы лишаем себя будущего. Один из классиков французской литературы Ларошфуко сравнивал историю с людьми и говорил, что история - самый справедливый человек. Характеризуя историю русский писатель В.А. Жуковский писал, что история из всех наук самая важнейшая, важнее философии, ибо в ней заключена лучшая философия, т.е. практическая, а, следовательно, полезная. А великие революционеры К. Маркс и Ф. Энгельс вообще пришли к поразительному выводу: “Мы знаем одну единственную науку, науку истории... ее можно разделить на историю природы (естествознание) и историю людей (обществоведение). Однако обе эти стороны неразрывно связаны”. И эти примеры оценки науки истории в жизни человечества можно было бы многократно умножить.

     Предметом науки “история” является прошлое человечества. Жизнь во всех ее видах протекает в трех измерениях: прошлое, настоящее, и будущее. Из них, по мнению замечательного российского историка Л.Н. Гумилева, реально только прошлое. Настоящее - лишь миг между прошлым и будущим, а будущее зависит от слишком многих факторов, чтобы быть уверенным в нем. И потому наука “история”, утверждает Л.Н. Гумилев, изучает единственную реальность, существующую вне нас.

     Цель исторических исследований - выяснение истинного характера событий и фактов. Историческая наука слагается из двух главных элементов: исторический факт и его научная интерпретация. Факты - фундамент исторической науки. Характеризуя историка как научного специалиста, основатель советской исторической школы М.Н. Покровский неоднократно говорил: ”У всякого специалиста есть одна черта, резко отличающая его от дилетанта: эта черта - любовь к факту. Без этой любви ... нет историка”. Исторические факты устанавливаются через разные формы источников - письменных и материальных. Разобраться в сложной системе исторических источников вам поможет специальная историческая дисциплина “Источниковедение”.

     Но исторический факт, при всей его значимости, еще не наука. “Факты - хлеб истории, но они бессмысленны без одушевления идеями” - говорил выдающийся советский ученый профессор А.Ф. Лосев. Историческую науку создает интерпретация исторических источников. Существует специальная наука интерпретации - герменевтика. Она поможет, читая текст, извлечь скрытую в нем информацию.

     Историческое исследование - это всегда поиск истины. Необходимым этапом этого поиска является гипотеза. Она предшествует каждому научному открытию. Один из основоположников нашего факультета профессор Н.П. Соколов на одном из философских семинаров очень образно отметил значение гипотезы: “если у Вас еще нет полноценного ответа на поставленный вопрос, стройте гипотезу, ибо история любой науки - кладбище похороненных гипотез!” Это, конечно, некоторое преувеличение, Но нельзя не признать совершенно справедливым то мнение, что тот, у кого кончаются гипотезы, умирает для науки.

     Главная трудность исторической науки в том, что ее источники неповторимы. Физик может ставить опыты, сколько заблагорассудится, химик - сколько хватит реактивов, биолог препарирует лягушек, сколько поймает и т.д. А исторический факт бывает в жизни только один раз, и никакими опытами его не повторишь. Поэтому установить историческую истину гораздо труднее, чем поставить опыты естественных наук. Для этого существует целая система исследовательских методов, которые в совокупности составляют методологию исторического исследования. Исследовательские методы делятся на три группы: общенаучные (применяемые всеми науками), групповые (свойственные родственным наукам) и специальные (характерные только для данной науки). Из общенаучных методов чаще всего применяются описательный, классификационный и логический. Из групповых для историка наиболее значимы диалектический и текстологический методы. Специальные исторические методы - это хронологический, сравнительно-исторический, статистический, биографический, палеографический, системный и многие другие. Все они будут изучаться в специальной исторической дисциплине “Методология исторического исследования”.

     Историзм давно уже стал составной частью современного мышления. По справедливой оценке одного из наиболее крупных исследований проблем историзма немецкого профессора Фридриха Мейнеке “мы видим в историзме высший достигнутый до сих пор уровень понимания всего того, что связано с человеком. Мы признаем его подлинную способность к развитию, которая позволит решать проблемы истории человечества, окружающие нас и лежащие перед нами[1]”.

 

Программа курса

“ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ “ИСТОРИЯ”

Составитель: профессор Е.А. Молев

(кафедра истории древнего мира и средних веков)

 

     1. История, как специальность. Цель, задачи и содержание курса. Предмет истории, как науки, классификация исторических дисциплин. Исторический источник. Методы исторического исследования. Методология исторического исследования. Сущность исторического познания.

     2. Возникновение и развитие исторического знания. История и мифология. Роль хронологии и генеалогии в возникновении исторического знания.

     3. Характерные особенности представления об истории у народов древнего Востока; появление первых исторических исследований в Китае. Сыма Цянь.

     4. Формирование истории как науки в Древней Греции. Геродот, Фукидид, Аристотель. Основные особенности понимания задач и движущих сил истории у греков и римлян.

     5. Христианская концепция истории. Евсевий Кесарийский и Аврелий Августин. Возрождение научного отношения к истории. Джамбатиста Вико. История в представлениях эпохи Просвещения. Основные концепции исторического развития человечества и истории как науки в XIX и XX вв.

     6. Изучение и преподавание истории в отечественных и зарубежных учебных заведениях, архивах, музеях, библиотеках. Историческая наука и образование в Нижегородском государственном университете им. Н.И. Лобачевского.

     7. Историческая наука и историческое сознание общества сегодня. Миссия историка, как преподавателя и ученого в современном мире.

 

Темы для самостоятельного изучения:

1. Для очного отделения № 6.

2. Для очно-заочного отделения № 6.

3. Для заочного отделения №№ 3-6.

 

Вопросы к зачету:

1. Предмет истории как науки. Сущность исторического знания.

2. Методика и методология исторического исследования.

3. История и мифология.

4. История и историки у народов Древнего Востока.

5. История в представлении народов античного мира.

6. Христианская концепция истории.

7. Спиральная теория Дж. Вико.

8. Понимание истории в эпоху Просвещения.

9. Марксистская концепция истории.

10. Историософия А. Тойнби.

11. История зарубежной высшей школы и ведущие центры исторических исследований.

12. История Отечественной высшей школы и ведущие отечественные центры исторических исследований.

13. Историческая наука и образование в Нижегородском государственном университете им. Н.И. Лобачевского.

14. Миссия историка как ученого и преподавателя в современном мире.

 

Основная литература

 

Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М., изд-во Высшая школа. 1987. 244 с.

Коллингвуд Р.Дж. Идея истории; Автобиография. М., изд-во Наука. 1980. 486 с.

Мейнеке Ф. Возникновение историзма. М., РОССПЭН. 2004. 480 с.

Немировский А.И. У истоков исторической мысли. Воронеж, изд-во ВГУ. 1979. 276 с.

Немировский А.И. Рождение Клио: у истоков исторической мысли. Воронеж, изд-во ВГУ, 1986. 352 с.

Репина Л.П., Зверева В.В., Парамонова М.Ю. История исторического знания. М., изд-во Наука. 2004. 242 с.

Тош Дж. Стремление к истине: Как овладеть мастерством историка. М., изд-во Наука, 2000. 322 с.

Фролов Э.Д. Факел Прометея. Очерк античной общественной мысли. Л., изд-во ЛГУ. 1981. 160 с.

Дополнительная литература

 

Августин Аврелий . О граде Божием. Т. 1-4. М., изд-во Наука. 1994.

Андреев А.Ю. Начало университетского образования в России в отечественной и зарубежной историографии // Отечественная история. 2008. № 4. С. 157-170.

Блок М. Апология истории или ремесло историка. М., изд-во Наука. 1973. 466 с.

Вейнберг И.П. Материалы к изучению древнеближневосточной исторической мысли. Древний Восток. Ереван, 1978. № 3. С. 220-242.

Вико Дж. Основания новой науки об общей природе наций. Л., изд-во Академия. 1940. 586 с.

Историк в поиске: Микро- и макроподходы к изучению прошлого / Под ред. Ю.Л. Бессмертного. М., изд-во Наука. 1999. 360 с.

Историография античной истории. М., изд-во Высшая школа. 1980. 416 с.

Историческая информатика / Под ред. Л.И. Бородкина и И.М. Гарсковой. М., изд-во Наука. 1996. 278 с.

История и историки высшей школы России: Уроки, проблемы, идеи / Под ред. С.Н. Полторак. СПб., изд-во СПбГУ. 1998. 346 с.

Кессиди Ф.К. От мифа к Логосу. М., изд-во Наука. 1972. 160 с.

Ламберг-Карловски К., Саблов Д. Древние цивилизации. М., изд-во Наука. 1992. 368 с.

Левада Ю.А. Историческое сознание и научный метод // Философские проблемы исторической науки. М., изд-во Наука. 1969. 286 с.

Поляков Ю.А. Историческая наука: Люди и проблемы. М., изд-во Наука. 1999. 238 с.

Тойнби А. Постижение истории. М., изд-во Наука. 1991. 644 с.

Февр Л. Бои за историю. М., изд-во Наука. 1991. 322 с.

 

 

КОММЕНТАРИЙ К ПРОГРАММЕ КУРСА

 

Историческая мысль первобытного общества

 

     Происхождение окружающего мира, себя самого и других людей стало интересовать человека со времен формирования раннепервобытной родовой общины. Не имея иной возможности объяснять все эти явления, люди первоначально ограничивали свои объяснения тем, что все возникло в далеком прошлом. Время и его счисление (хронология) стали, таким образом, важным фактором возникновения исторического знания. Резкое разграничение древнего (сакрального) и современного (профанного) времени свойственно самым древним из сохранившихся представлениям. В истории эти представления получили название мифы (от греч. мютос - предание, сказание). Мифы на ранней стадии исторического развития существовали у всех народов[2]. В мифах ничего заранее не придумывается. Миф “вполне реален как сама жизнь, естественно творящая этот миф[3]”. В нем живут особой жизнью “природа и сами общественные формы, уже переработанные бессознательно-художественным образом народной фантазией[4]“. В них рассказывается о превращении людей в животных и растения и наоборот. И это есть у всех народов земного шара. Таким образом, мифы по существу являются прообразом исторического научного знания.

     Затем появляются мифы о происхождении солнца, луны, звезд. Первоначально их происхождение тоже связывается с людьми, по какой-либо причине поднявшимися на небо. Позднее - с созданием их сверхъестественными существами. Центральную группу мифов составляют мифы о происхождении мира (космогонические) и человека (антропогонические). Мифы о происхождении человека первоначально играли, видимо, более важную роль. Так, у австралийцев, живших по уровню жизни в условиях палеолита, лишь изредка встречается идея о том, что земная поверхность раньше имела несколько иной вид, но вопросов когда появилась земля, небо и т.д. не ставится. Зато о происхождении людей существует множество вариантов мифа. Очень важно отметить понимание значения мифологического знания у древних народов. У тех же австралийцев засвидетельствован этнографами (Ф. Роузом) такой факт, что юноша не посвящается во взрослое состояние, пока в процессе инициации не передаст всю информацию о мифах своего племени. Это, пожалуй, древнейшее упоминание необходимости и значимости исторического знания для человека.

     Позднее в мифах выделяются две идеи: идея творения и идея развития. При этом по одним представлениям мир создавался каким-то сверхъестественным существом, по другим - мир постепенно развился из некоего первобытного бесформенного состояния (хаоса). В космогонические мифы вплетаются теогонические и антропогонические мифы. Очень важное место занимаю мифы о происхождении огня, ремесел, земледелия, обычаев, обрядов, брачных правил и т.д. То-есть все, что создавалось человеком так или иначе объяснялось и тем самым утверждало свое право на существование. Перенесение в мифологическое время того или иного явления, таким образом, приобретало значение некоего примера или образа и рассматривалось как прецедент, служащий образцом для воспроизведения в наши дни. Поэтому миф совмещал обычно два аспекта - рассказ о прошлом (диахронический аспект) и средство объяснения настоящего, а иногда и будущего (синхронический аспект).  

     По мере развития человеческого общества, в период позднеродовой общины, круг объяснений расширяется. Существеннейшей чертой мифологического мышления становится этиологизм (от греч. айтиа - выявление причин). В основе этого лежит то, что коллективный практический опыт, каким бы он ни был, накапливался многими поколениями, и потому рассматривался как достаточно надежный. А для всякого первобытного общества этот опыт сосредоточен в мудрости предков, в традиции. Отсюда следовало, что осмысление фактов внешнего мира есть дело веры в мудрость предков. А вера не подлежит проверке и не нуждается в ней. Это роднит мифологию с религией. Практически все религии имеют так называемую культовую мифологию, которая в той или иной степени служит для разъяснения религиозных обрядов. Яркий пример тому - мифы, связанные с инициациями.

     Следует, однако, иметь в виду, что первобытная мифология, будучи связана с религией, никогда не сводилась к ней, поскольку, будучи системой первобытного мировосприятия, включала в себя и философию, и разные формы искусств, прежде всего словесного. На пороге цивилизации мифология подвергается еще более существенной трансформации. Одновременно возникает и новая форма исторических знаний - генеалогия (собрание родословий). Возникают генеалогические “деревья” богов и людей, формируются на месте прежних первобытных религий политеистические системы религиозных представлений, где каждому божеству отведено свое место и свои функции по отношению к людям. Генеалогии стали использоваться родоплеменной знатью для доказательства своего благородства и права на первенство. В Полинезии родословия таких “героев” обычно насчитывали до 20 поколений, но были и до 160. Так создается “высшая мифология”. Наряду с ней в народе сохраняется “низшая мифология” - представления о силах природы. Она оказалась более устойчивой и гораздо лучше сохранилась в фольклоре всех народов.

     Влияние мифологии на познавательные процессы и роль в обществе прослеживается в возникновении школ в период начала цивилизации. В обычных школах учили всех детей только хозяйственным знаниям и навыкам. Дети же знати изучали, наряду с этим, религию, мифологию, генеалогию, т.е. в конечном счете, весь круг вопросов характерной для той эпохи исторической науки. И в ранних цивилизованных обществах мифология еще долго сохраняла свою роль исторической отрасли знания.

 


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 538; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!